Перспективы развития нейропсихологии. Различия и сходство общей нейропсихологии и нейропсихологии детского возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачи нейропсихологии.

1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет определить, какие мозговые структуры связаны с данной психической деятельностью.

2. Проведение нейропсихологического анализа, что позволяет выявить общие структуры, участвующие в различных психических процессах.

3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

Нейропсихология - отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников, которые в течение 50 лет разрабатывали различные проблемы нейропсихологии. Как самостоятельная научная дисциплина нейропсихология оформилась в 40-50 гг., чему способствовал целый ряд причин:

во-первых, новые физиологические теории. Идея системного подхода к ВПФ, предложенная П. К. Анохиным, и представление о постоянных и меняющихся компонентах движения (как психической функции), разработанное Н. А. Бернштейном, легли в основу теоретических представлений А. Р. Лурия, который использовал эти положения для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека; - во-вторых, появление концепции культурно-исторического развития ВПФ Л. С. Выготского. Исследования Л. С. Выготского легли в основу научного изучения системного строения различных психических процессов, разработки возможности компенсации нарушенных психических функций при локальном поражении мозга;

- и, в-третьих, успехи неврологии, нейрохирургии и патопсихологии. Огромный вклад в становление нейропсихологии внесла Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками, изучая патологию мыслительных процессов и аффективной с феры при органических поражениях мозга.

 Предмет, цели и задачи нейропсихологии, как научной дисциплины. Объект и субъект исследований

Нейропсихология - отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников, которые в течение 50 лет разрабатывали различные проблемы нейропсихологии. Как самостоятельная научная дисциплина нейропсихология оформилась в 40-50 гг., чему способствовал целый ряд причин:
- во-первых, новые физиологические теории. Идея системного подхода к ВПФ, предложенная П. К. Анохиным, и представление о постоянных и меняющихся компонентах движения (как психической функции), разработанное Н. А. Бернштейном, легли в основу теоретических представлений А. Р. Лурия, который использовал эти положения для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека;
- во-вторых, появление концепции культурно-исторического развития ВПФ Л. С. Выготского. Исследования Л. С. Выготского легли в основу научного изучения системного строения различных психических процессов, разработки возможности компенсации нарушенных психических функций при локальном поражении мозга;
- и, в-третьих, успехи неврологии, нейрохирургии и патопсихологии. Огромный вклад в становление нейропсихологии внесла Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками, изучая патологию мыслительных процессов и аффективной сферы при органических поражениях мозга.
Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.
Можно выделить основные задачи нейропсихологии
1.Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.
2.Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга
3.Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур.
Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, их можно разделить на две группы. 1 - методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а 2 - методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.
Что касается первой группы, то здесь выделяют сравнительно-анатомический метод исследования, метод раздражения и метод разрушения. Сравнительно-анатомический метод исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов. Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга - непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов. Наиболее распространен метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы. Однако основную роль в становлении нейропсихологии как

науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения (или выключения). Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга.

Предмет нейропсихологии - мозговые структуры, участвующие в психических процессах, эмоциональных состояниях и личностных особенностях на материале локальных поражений головного мозга.

Объект нейропсихологии – головной мозг больного человека, пораженный в результате травм, кровоизлияний, раковых опухолей, наследственных аномалий.

2.Значение нейропсихологии на современном этапе развития научной мысли, её связь с другими науками.

Как указывал Лурия, нейропсихология представляет уникальную возможность для изучения такой важной общепсихологической проблемы, как структура ВПФ, ибо, как известно, в патологии обнажается то, что скрыто в норме. Нейропсихология позволяет изучать системный характер строения ВПФ, состав и роль различных звеньев этих систем, возможности их пластичности, переделки, замены.

К числу важнейших общепсихологических проблем, решаемых нейропсихологией, относятся также и такие, как:

 


  • уровневая (произвольная, непроизвольная) организация ВПФ;

  • структура межсистемных связей ( т.е. характер взаимосвязи различных психических ф-ций, входящих в единый синдром, или плеяду ф-ций);

  • особенности пластичности ВПФ, их перестройки под влиянием специального обучения и ряд других.


Нейропсихология может внести весомый вклад в любую из общепсихологических проблем, т.к. исследование нормальных закономерностей психики через патологию является одним из генеральных путей изучения психических явлений.

Таким образом, связь нейропсихологии с общей психологией двухсторонняя:

 


  • с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является своего рода «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга;

  • с другой – на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения различных общепсихологических проблем.

· 2.Значение нейропсихологии на современном этапе развития научной мысли, ее связь с другими науками.

· НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; первоначально развивалась как раздел неврологии.Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины – нейропсихологии. Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л.С.Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р.Лурия.

· Значение для других дисциплин

· Для неврологии и психиатрии: нейропсихология позволяет:

· состояние ВПФ для диагностики и лечения больных;• особенности взаимодействия коры головного мозга и глубинных структур;• особенности сознания, мышления и памяти с точки зрения их мозговых механизмов.

· Для дефектологии: нейропсихология позволяет:

· понять мозговые механизмы различных нарушений развития;• расширить спектр диагностических методов;• анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (вы-деление первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;• выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий вмозге.

· Для психиатрии :нейропсихология позволяет:• проводить дифференциальную диагностику нарушений поведения, вызванных изменениями сознания при психических заболеваниях и потерей способности к использованию средствязыка для выражения мысли;

· оптимизировать методы лечения в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики, выявляющей первично пострадавшие уровни и области мозга.

· 2.Задачи нейропсихологии на современном этапе. Структура нейропсихологии.

· Можно выделить основные задачи нейропсихологии

· 1.Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.

· 2.Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга

· 3.Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур.

· Структура нейропсихологии.

· - Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга. Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга.

· - Экспериментальная нейропсихология (нейропсихология познавательных процессов). Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.

· - Реабилитационная нейропсихология. Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи.

· -Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.

· - Нейропсихология развития. Задача – выявление закономерностей развития мозга

· - Психофизиологическое направление в нейропсихологии – это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций.

· Нейропсихология в настоящее время — интенсивно развивающаяся от­расль психологической науки, где идет непрерывное накопление новых зна­ний, новых фактов, что связано, прежде всего, с большими успехами нейро­хирургии (развитием компьютерной томографии, микрохирургии, нейрохи­рургии сосудистых поражений мозга и др.).

· Комплексный характер знаний, которые используются для построения тео­ретических моделей нейропсихологии, определяется комплексным, много­плановым характером центральной проблемы нейропсихологии «мозг как субстрат психических процессов». Эта проблема является междисциплинарной, и продвижение вперед по пути ее решения возможно лишь с помощью общих усилий многих наук, в том числе и нейропсихоло­гии.

 

















Виды зрительных агнозий

Предметная агнозия - возникает при поражении нижней части вторичных зон затылочной коры. При этом нарушении больной может описать все признаки предмета, но не понимает смысл изображения в целом, не узнает предмет. В такой грубой форме предметная агнозия наблюдается лишь при одновременном поражении нижних отделов вторичных зон височной области левого и правого полушарий. В этом случае больной ведет себя как слепой, хотя и видит предметы. Он постоянно ощупывает их и ориентируется на слух. При одностороннем поражении данная агнозия проявляется при распознавании в затрудненных условиях (контурное, перечеркнутое, наложенное изображение).

Лицевая агнозия (прозопагнозия) возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры правого полушария. Больные не могут различать человеческие лица или их фотографии. При грубой форме лицевой агнозии не узнают мужские и женские лица, детские и взрослые, лица своих родных и близких.

Буквенная агнозия возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры левого полушария, на границе затылочной и височной коры (у правшей). Больные правильно копируют буквы, но не могут их узнать и назвать, в результате распадается навык чтения (первичная алексия).

Оптико-пространственная агнозия характерна для поражения верхних отделов вторичных зон затылочной коры и сопровождается нарушением ориентировки в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов (нарушается лево-правая ориентировка, самостоятельность рисунка, поскольку рисует все отдельно, иногда возникают трудности чтения букв с признаками "лево - право", например, "К" - "Я"). В грубых случаях нарушается ориентировка и в верхне-нижних координатах.

Симультанная агнозия характеризуется сужением объема зрительного восприятия, больной не может одновременно воспринимать два предмета, воспринимает только отдельные фрагменты изображения. Поэтому он не в состоянии поставить карандашом точку в центр круга, так как видит или круг, или карандаш.

Цветовая агнозия проявляется в том, что больные различают цвета, но не говорят, в какой цвет окрашены предметы. Они не могут назвать предметы определенного цвета, у них отсутствует обобщенное представление о цвете, и они затрудняются его классифицировать. Это связано с трудностями категоризации цветов, с образованием определенных цветовых групп.

Понятие речевой слух.

Как известно, речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь – специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Согласно общим психологическим представлениям, речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. Грамотная, четкая, правильная и лексически богатая речь очень важна для человека. Ее развитие должно начинаться еще с детсадовской скамьи, где воспитатели совместно с родителями обязаны дать ребенку хорошую основу обучения грамоте. Развитие речи должно основываться на фонематическом восприятии. Речевой слух делят на:

· фонематический – различие, узнавание фонем в речи; распознать конкретный звук.

· физический – умение воспринимать звуки разного звучания, высоты и громкости;

· звуковысотный – умение улавливать мелодику речи;

· тональный – умение слышать и повторять изменения тембра голоса;

· ритмический – ощущение внутреннего темпа речи и умение воспроизводить его.      

 Речевой слух позволяет осуществлять контроль над произносимым текстом, приспосабливаться к тону собеседника, контролировать слуховое восприятие речи и звучание собственного голоса. При нарушениях речевого слуха возникают проблемы обучения чтению и письму.

Тест «5 слов».

Задачи нейропсихологии.

1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет определить, какие мозговые структуры связаны с данной психической деятельностью.

2. Проведение нейропсихологического анализа, что позволяет выявить общие структуры, участвующие в различных психических процессах.

3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

Нейропсихология - отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников, которые в течение 50 лет разрабатывали различные проблемы нейропсихологии. Как самостоятельная научная дисциплина нейропсихология оформилась в 40-50 гг., чему способствовал целый ряд причин:

во-первых, новые физиологические теории. Идея системного подхода к ВПФ, предложенная П. К. Анохиным, и представление о постоянных и меняющихся компонентах движения (как психической функции), разработанное Н. А. Бернштейном, легли в основу теоретических представлений А. Р. Лурия, который использовал эти положения для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека; - во-вторых, появление концепции культурно-исторического развития ВПФ Л. С. Выготского. Исследования Л. С. Выготского легли в основу научного изучения системного строения различных психических процессов, разработки возможности компенсации нарушенных психических функций при локальном поражении мозга;

- и, в-третьих, успехи неврологии, нейрохирургии и патопсихологии. Огромный вклад в становление нейропсихологии внесла Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками, изучая патологию мыслительных процессов и аффективной с феры при органических поражениях мозга.

 Предмет, цели и задачи нейропсихологии, как научной дисциплины. Объект и субъект исследований

Нейропсихология - отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников, которые в течение 50 лет разрабатывали различные проблемы нейропсихологии. Как самостоятельная научная дисциплина нейропсихология оформилась в 40-50 гг., чему способствовал целый ряд причин:
- во-первых, новые физиологические теории. Идея системного подхода к ВПФ, предложенная П. К. Анохиным, и представление о постоянных и меняющихся компонентах движения (как психической функции), разработанное Н. А. Бернштейном, легли в основу теоретических представлений А. Р. Лурия, который использовал эти положения для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека;
- во-вторых, появление концепции культурно-исторического развития ВПФ Л. С. Выготского. Исследования Л. С. Выготского легли в основу научного изучения системного строения различных психических процессов, разработки возможности компенсации нарушенных психических функций при локальном поражении мозга;
- и, в-третьих, успехи неврологии, нейрохирургии и патопсихологии. Огромный вклад в становление нейропсихологии внесла Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками, изучая патологию мыслительных процессов и аффективной сферы при органических поражениях мозга.
Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.
Можно выделить основные задачи нейропсихологии
1.Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.
2.Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга
3.Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур.
Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, их можно разделить на две группы. 1 - методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а 2 - методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.
Что касается первой группы, то здесь выделяют сравнительно-анатомический метод исследования, метод раздражения и метод разрушения. Сравнительно-анатомический метод исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов. Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга - непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов. Наиболее распространен метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы. Однако основную роль в становлении нейропсихологии как

науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения (или выключения). Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга.

Предмет нейропсихологии - мозговые структуры, участвующие в психических процессах, эмоциональных состояниях и личностных особенностях на материале локальных поражений головного мозга.

Объект нейропсихологии – головной мозг больного человека, пораженный в результате травм, кровоизлияний, раковых опухолей, наследственных аномалий.

2.Значение нейропсихологии на современном этапе развития научной мысли, её связь с другими науками.

Как указывал Лурия, нейропсихология представляет уникальную возможность для изучения такой важной общепсихологической проблемы, как структура ВПФ, ибо, как известно, в патологии обнажается то, что скрыто в норме. Нейропсихология позволяет изучать системный характер строения ВПФ, состав и роль различных звеньев этих систем, возможности их пластичности, переделки, замены.

К числу важнейших общепсихологических проблем, решаемых нейропсихологией, относятся также и такие, как:

 


  • уровневая (произвольная, непроизвольная) организация ВПФ;

  • структура межсистемных связей ( т.е. характер взаимосвязи различных психических ф-ций, входящих в единый синдром, или плеяду ф-ций);

  • особенности пластичности ВПФ, их перестройки под влиянием специального обучения и ряд других.


Нейропсихология может внести весомый вклад в любую из общепсихологических проблем, т.к. исследование нормальных закономерностей психики через патологию является одним из генеральных путей изучения психических явлений.

Таким образом, связь нейропсихологии с общей психологией двухсторонняя:

 


  • с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является своего рода «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга;

  • с другой – на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения различных общепсихологических проблем.

· 2.Значение нейропсихологии на современном этапе развития научной мысли, ее связь с другими науками.

· НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; первоначально развивалась как раздел неврологии.Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины – нейропсихологии. Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л.С.Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р.Лурия.

· Значение для других дисциплин

· Для неврологии и психиатрии: нейропсихология позволяет:

· состояние ВПФ для диагностики и лечения больных;• особенности взаимодействия коры головного мозга и глубинных структур;• особенности сознания, мышления и памяти с точки зрения их мозговых механизмов.

· Для дефектологии: нейропсихология позволяет:

· понять мозговые механизмы различных нарушений развития;• расширить спектр диагностических методов;• анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (вы-деление первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;• выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий вмозге.

· Для психиатрии :нейропсихология позволяет:• проводить дифференциальную диагностику нарушений поведения, вызванных изменениями сознания при психических заболеваниях и потерей способности к использованию средствязыка для выражения мысли;

· оптимизировать методы лечения в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики, выявляющей первично пострадавшие уровни и области мозга.

· 2.Задачи нейропсихологии на современном этапе. Структура нейропсихологии.

· Можно выделить основные задачи нейропсихологии

· 1.Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.

· 2.Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга

· 3.Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур.

· Структура нейропсихологии.

· - Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга. Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга.

· - Экспериментальная нейропсихология (нейропсихология познавательных процессов). Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.

· - Реабилитационная нейропсихология. Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи.

· -Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.

· - Нейропсихология развития. Задача – выявление закономерностей развития мозга

· - Психофизиологическое направление в нейропсихологии – это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций.

· Нейропсихология в настоящее время — интенсивно развивающаяся от­расль психологической науки, где идет непрерывное накопление новых зна­ний, новых фактов, что связано, прежде всего, с большими успехами нейро­хирургии (развитием компьютерной томографии, микрохирургии, нейрохи­рургии сосудистых поражений мозга и др.).

· Комплексный характер знаний, которые используются для построения тео­ретических моделей нейропсихологии, определяется комплексным, много­плановым характером центральной проблемы нейропсихологии «мозг как субстрат психических процессов». Эта проблема является междисциплинарной, и продвижение вперед по пути ее решения возможно лишь с помощью общих усилий многих наук, в том числе и нейропсихоло­гии.

 

















Перспективы развития нейропсихологии. Различия и сходство общей нейропсихологии и нейропсихологии детского возраста.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 747.