Со второй половины 1953 г. по конец 1950-х гг. в СССР были проведены хозяйственные реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах. Однако они не были подкреплены демократизацией политической системы. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускорениe развития сельского хозяйства и производства предметов потребления. Н.С. Хрущев от имени партийного руководства впервые после свертывания НЭПа четко и определенно заявил, что без материального стимулирования крестьян сельское хозяйство не поднять. Начать следует с резкого повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. В начале 1954 г. был взят курс на поднятие целинных и залежных земель. В 1958 г. началась реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) в РТС (ремонтно-тракторные станции). В целом, крупные меры в аграрной области, проведенные в 1953-1958 гг., можно свести к следующему: резко повысили закупочные цены (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными); списали долги прошлых лет; в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни; отменили налог на ЛПХ и разрешили в 5 раз увеличить его размер; провозгласили принцип планирования снизу; стали вводить пенсии для колхозников; начали выдавать паспорта колхозникам; колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных условий; наконец, за пять лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель. Прирост сельскохозяйственной продукции за 1953-1958 гг. составил 34% (по сравнению с предыдущим пятилетием). Это примерно соответствовало темпам развития сельского хозяйства в годы НЭПа.
Однако с конца 1950-х гг. экономическое реформирование перешло в административную тряску. Освободив приусадебное хозяйство от налогов, объявили курс на его свертывание, т.к. оно будто бы тормозит окончательную победу социализма на селе. Этот курс был закреплен в 1958 г. на декабрьском пленуме ЦК КПСС по предложению Н.С. Хрущева. Пленум принял решение поручить государственным органам в 2-3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам встать на этот путь. Началось новое раскрестьянивание селян. В 1930-е годы их освободили от земли, теперь от коровы, кормилицы крестьянской семьи. В результате, к середине шестидесятых годов ЛПХ деревенских жителей во многих районах страны деградировали до уровня более низкого, чем в начале 1950-х гг. Аграрная политика государства после сентября 1953 г. была непоследовательной, половинчатой, а потому не привела к устойчивому успеху. В 1959 г., находясь в США, Н.С. Хрущев пришел к выводу, что поднять "мясную целину" можно, лишь решив проблему кормопроизводства, а та в свою очередь упирается в структуру посевных площадей. Вместо травополья надо перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая и зерно дает, и зеленую массу на силос. Однако чудо не наступило, и в 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах.
Было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики вплоть до кончины СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки развития американских фермерских хозяйств, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались гонению.
Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70 % рост составил лишь 15%. СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на группу "А", производство средств производства, которое составило к началу 1960-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (в 1950-х - первой половине 1960-х гг. объем их производства вырос в 4-5 раз). Предприятия группы "Б" (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двукратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10%. Столь высоких темпов можно было достичь, только активно используя жесткие методы административной экономики. Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности - 40%, в сельском хозяйстве - 75%). Эти проблемы обсуждались в 1955 г. на июльском пленуме ЦК КПСС, посвященном научно-техническому прогрессу (НТП). Был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет, в 1958 г., было названо и главное звено - химия.
Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. Покорение космоса требовало колоссальных средств. За ценой не стояли. В этом был не только научный, но и военный интерес.
Крупнейшей хозяйственной реформой, проведенной во второй половине 1950-х годов, была реформа управления гражданской промышленностью и строительством (1957 г.). В развитие реформы более 3,5 тыс. предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение, а в ведение местных советов передали вопросы производства и распределения продукции местной промышленности. Эти меры укрепили экономическую власть республик и мест, которая была значительно ограничена союзным правительством еще в конце 1930-х гг. Однако реформа ударила по единой технической и технологической политике, развивать которую намеревались в 1955 г., принимая решения по НТП. Укрепив хозяйственные связи внутри республик и регионов, она разрушила эти связи между ними, порождая местничество. Чтобы преодолеть уклон в местничество, стимулировать технический прогресс, руководство страны вновь обратилось к административному рычагу - стали наращивать этажи управленческого аппарата: создавать республиканские совнархозы, затем ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) СССР. Управление становилось громоздким, неуклюжим.
Темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 1960-х годов, наша страна не знала ни до, ни после этого периода. Крупным народнохозяйственным экспериментом конца 1950-х гг. был переход от пятилетнего к семилетнему планированию. Утвержденный в 1956 г. пятилетний план развития народного хозяйства СССР уже через год сочли неудачным и решили разработать новый, семилетний. Семилетка- 1959-1965 гг. - охватила два последних года шестой пятилетки и следующее пятилетие. За семилетие промышленный потенциал СССР увеличился почти вдвое. Вместо плановых 80% рост составил 84%. Однако предприятия группы "Б" план не выполнили.
XX съезд КПСС состоялся в феврале 1956 г. Были подведены итоги пятой пятилетки, приняты директивы по шестой пятилетке (1956-1960 гг.), поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистические страны "в краткие исторические сроки". Планы были сорваны, задача забыта, а съезд вошел в историю благодаря докладу, сделанному Н.С. Хрущевым на последнем закрытом заседании, "О культе личности и его последствиях". С него началось, хотя и трудно и медленно, очищение партии и общества от идеологии и практики государственного террора. С другой стороны, он положил начало крупному расколу в международном коммунистическом движении. Ряд партий объявил его ревизионистским. Спустя много лет, вспоминая 1956 год, Н.С. Хрущев признавал: "Мы давали партии и народу неправильные объяснения и все свернули на Берия... Мы создали версию... о роли Берия. Он, мол, полностью отвечает за злоупотребления, которые были сделаны Сталиным... Мы никак еще не могли освободиться от того, что Сталин - друг народа, отец народа... Простые люди молились на Сталина..." Инициатор борьбы с культом личности Сталина так и не смог или не захотел понять, что истоки государственного террора уходят в политическую систему общества, которая позволяла одному человеку сосредоточивать в своих руках безграничную власть. XX съезд КПСС положил начало широкому процессу реабилитации репрессированных в 1930-х - начале 1950-х гг.
В 1956 г. XX съезд КПСС поручил ЦК партии подготовить проект новой партийной программы - программы строительства коммунизма в СССР. В октябре 1961 г на XXII съезде КПСС была принята новая, третья, программа партии. Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить материально-техническую базу коммунизма; в области социально-политической - перейти к коммунистическому самоуправлению; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всесторонне развитого человека. Исторические рамки программы КПСС были в основном ограничены двадцатью годами. В начале 1960-х гг. образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными программами, которые партия, обязывалась решить, используя государство как орудие. Эти программы были включены в партийную программу по настоянию Хрущева. Вызвавшие энтузиазм народа, веру в то, что "хотя бы дети наши будут жить по человечески", социальные программы-обязательства сводились к следующему: во-первых, решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив народ качественными продуктами рационального питания; во-вторых, полностью удовлетворить спрос на предметы широкого потребления; в-третьих, решить жилищный вопрос, обеспечив каждой семье отдельную благоустроенную квартиру; наконец, ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в народном хозяйстве. В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после ввязывания СССР в новый тур невиданной прежде гонки вооружения, лишившей их материальной базы.
Задание 2
Дата: 2019-05-28, просмотров: 906.