Процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях Рассмотрение дел об административных правонарушениях начинается с подготовки его к рассмотрению. Суд или иной орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешает в соответствии со ст. 29.1 КоАП следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в соответствии со ст. 29.5 КоАП по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которго ведется производство, дело может быть рассмотрено по его месту жительства. Дела об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 533 (невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры,), 5.34 (увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки), 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ), 20.22(появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах) рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Законодатель установил сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. В соответствии со ст.29.6 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается в

15-дневныйй срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Рассмотрении дела об административном правонарушении начинается с объявления, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя.

После этого выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела, лицам, участвующим в рассмотрении дела разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

Определение об отложении рассмотрения дела выносится, если:

а) поступило заявление о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) поступил отвод специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) имеется необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, т.е. если его отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

В соответствии с гл. 25 КоАП РФ (эти нормы регламентирует статус участников процесса) лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, законные представители, защитник или представитель, наделены правом заявлять ходатайства. Это могут быть ходатайства об истребовании дополнительных доказательств и документов, о представлении материалов для дачи заключения экспертом и т.д. Суд должен принять решение об удовлетворении либо отклонении ходатайства и объявить о своем решении лицу, его заявившему.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд выносит решение. Решение по делу об административном правонарушении выносится в форме постановления. Именно с его принятием связываются такие важные правовые последствия как признание виновным или невиновным лица в совершении административного правонарушения, применение к виновному

определенного административного взыскания, исчисление сроков обжалования или опротестования и т.д. Постановление по делу об административном правонарушении должно как по форме так и по содержанию соответствовать требованиям КоАП. Т. е. постановление должно содержать наименование органа, его вынесшего; дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение. Если при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, то в постановлении по делу указывается размер ущерба, подлежащего взысканию, сок и порядок его возмещения. В постановлении по делу обязательно должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах. Постановление по делу должно быть подписано судьей.

Различаются два вида постановлений : о наложении административного взыскания и о прекращении дела производством. Постановление о наложении административного взыскания выносится лишь тогда, когда материалами дела доказана вина лица в совершении определенного административного правонарушения, нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, а также оснований освобождения от ответственности. В постановлении должна быть определена мера административного взыскания. В постановлении должны быть указаны вид и размер (срок) этого взыскания. При исчислении сроков административных взысканий следует исходить из требованийКоАП, в соответствии с которыми срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ месяцами и днями, лишения специального права - годами, месяцами и днями.

Постановление о прекращении дела производством выносится, если суд освобождает нарушителя от ответственности по мотивам малозначительности административного правонарушения. Если при рассмотрении дела обнаружится, что нарушение содержит признаки преступления, то это также основание для прекращения дела и передаче материалов органу предварительного следствия, или дознания или прокурору. Причем, в постановлении о прекращении дела производством должны содержаться мотивировка такого решения и указание на то, кому направляются материалы для возбуждения уголовного дела.

Безусловным основанием для вынесения постановления о прекращении производства по делу об адм. правонарушении является установление следующих фактов (ст. 24.5 КоАП):

|) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается объявлением постановления. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление. Постановление вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

В соответствии со ст.29.11 КоАП РФ постановление должно быть объявлено немедленно по окончании рассмотрения дела, причем копия постановления вручается или высылается лицу,

в отношении которого оно вынесено в течении трех дней. Именно с момента объявления вынесенного постановления вступает в силу постановления суда, начинает течь срок давности исполнения постановления о наложении взыскания.

Требования к постановлению по делам об административном правонарушении устанавливаются статьей 29.10 КоАП. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

В постановлении по делу об административном правонарушении также должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.