1). РЦБ в РФ существовал в дореволюционный период, период НЭПа в 20е годы, в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде. Все эти этапы существенно различаются определенной спецификой, диф-цией и глубиной рассматриваемой категории.
Развитие капитализма в России в кон. 19 в. подтолкнуло к созданию качественно новых товарно-ден.-х отношений и расширению внутр. рынка на базе капиталистич-х отношений.
Покупка и продажа ценн. бум. осуществлялась в основном через фондовые биржи и центральный гос - й банк России. Оборот акций происходил через 3 основных биржи: Москвы, С.- Петербурга и Гельсингфорса. Продажа и покупка облигаций и акций производилась гл. образом через Гос. Банк при активном посредничестве ком. банков.
В марте 1883 г. были утверждены первые «правила для сделок по покупке и продаже фондов и акций» на бирже. Однако имелись в виду исключительно сделки за наличные.
6 июня 1893 г. маклер, помогает покупать ценные бумаги на бирже. В конце 19 в. назрела необходимость выделения фондовой торговли и создания фондового отдела благодаря чему ограничивается круг лиц, которые могут заниматься биржевыми операциями. Членов фондового отдела делят на действительных членов и членов посетителей. И те и другие должны были иметь промысловые свойства 1 разряда и уплачивать сбор за право посещать биржевые собрания, участвовать в биржевой торговле могли только действительные члены, при чем сделки должны были заключаться на территории биржи. Сделки заключались на биржевом собрании.
10.01.1901 г. – правила по купле – продаже в С.-П.
1911 г. – 1617 акционерных компаний существовало в России
1912 – прибавилось 295 предприятий
1917 г. – фондовый рынок прекратил существование
В период НЭПа начинается некоторое оживление рынка за счет выпуска гос облигаций и незначительной части акций в системе разрешенного частного сектора.
Т.о. ликвидация подлинного рынка ценн. бум. была обусловлена в основном развитием командно-административной системе управления, заменившей рыночные отношения.
2). До 1992 г. картина формирования рынка капиталов искажалась отсутствием должной мобильности предприятий из-за сохранившихся команд. – админ. Методов, жестких бюджетно-налоговых рычагов. В результате банковской реформы аппарат банков вырос, а банки повели войну за раздел многочисленных тек. и ссудных счетов. Появление рын. Элементов в экономике России в виде альтернативных форм собственности, самостоятельности предприятий, современная кред. система, выпуск ценн. бум. в нач. 90х означали создание реальной базы для рынка ценн. бум. в России.
Формирование многоярусной кредитной системы и РЦБ позволит заниматься не только мобилизацией свободных ден. Средств, но и участвовать в реорганизации промышленности с точки зрения повышения эффективности ее функционирования.
3). 1этап – 1989 – 28.12 1991 г. – период абсол. хауса и анархии на РЦБ, на рынке появляются первые ценные бумаги, начинают достаточно крупные спекуляции с акциями москов. бирж, особенно Москов. фонд. биржи. Рекламная кампания по телевидению: НИПЕК, РЕНАКО, Альфа – капитал и др.
2 этап – 28.12.1991 г. – принят законодательный акт по РЦБ: Постановление Правительства «О выпуске и обращении ценн. бум. и фонд. биржах в РСФСР»
1992 г. чековая приватизация (1.07.94 – дата кончины ваучера) – период оживления и подъема РЦБ. Ваучер отвечал основ. требованиям к классической ликвидностью ценн. бум.:
- легко покупался и продавался физ. и юр. лицами как за нал., так и безнал. расчет,
- налоги по купле – продаже и от доходов по ваучеру не взимались,
- они были рассчитаны на 150 млн. продавцов,
- образование АО и ЧИФ.
4 июля 1994 г. ваучер прекратил свое существование и все организации и структуры, кот. появились на РЦБ для операций с ваучерами оказались больше невостребованными, начался процесс сворачивания деятельности больших брокерских контор и компаний.
3 этап период спада с переходом в состояние застоя до 2 пол. 1995 г.
Негативные причины:
- лживая реклама ЧИФов
- инструктив.-е письма ГНС, кот. доводили налогов. операции с ценн. бум. до абсурда
- перелив капитала населения страны в ин. банки.
1996 г.принят фед. закон «О РЦБ»
93. – 1-ые гос. ликвидные ценн. бум.
95 – 96 гг. Р гос. ЦБ большое развитие посредством размещения ГКО с 1995, особенно 96, 97 г. гос –во погашает значительную часть дефицита бюджета. В 1996 через рынок ГКО было привлечено 58 трлн. руб. (около 40% доходной части бюджета).
Выделены осн. направления гос. политики на РЦБ и стратегия его развития. Среди осн. направлений приоритетными явл. следующие:
1. гос-во – крупный заемщик на РЦБ и держатель ценных бумаг,
2. гос. регулирование РЦБ в основе которого лежит защита граждан,
3. принцип единства нормативной базы,
4. принцип минимального государственного вмешательства,
5. привлечение денег через ценные бумаги в производство,
6. финансирование дефицита бюджета,
7. борьба с мошенничеством на РЦБ.
ЦБРФ, Минфин РФ, Фед. комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ)
Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.