Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Оценка проекта - важнейшая процедура на начальной стадии проекта, но она также представляет собой непрерывный процесс, предполагающий возможность остановки проекта в любой момент в связи с появляющейся дополнительной информацией. Она включает в себя следующие компоненты:
- выявление факторов, относящихся к проекту;
- оценка проектных предложений по этим факторам с использованием количественной информации или экспертных оценок;
- принятие или отказ от проектных предложений на основе сделанных оценок;
- выявление областей, где нужна дополнительная информация, и выделение ресурсов на ее получение;
- сопоставление новой дополнительной информации с той, что использовалась при первоначальной оценке;
- оценку воздействия на проект выделенных новых переменных;
- принятие решения о продолжении или прекращении работы над проектом.
На первом этапе выбора проекта для внедрения решается вопрос: может ли фирма позволить себе внедрение нового продукта или технологии? Здесь определяющими являются критерии технического достоинства программы и ее соответствия специализации фирмы.
На следующем этапе менеджеры решают вопросы: должны ли мы это внедрять и, наконец, почему надо делать это именно таким образом? Какие бы изощренные методы оценки проектов ни использовались компанией, в конечном счете, решение должен принимать ее высший менеджмент. Он должен очень чутко чувствовать баланс между стабильностью, которую гарантирует доведение до совершенства традиционного управления традиционной технологией, и усилиями по внедрению новейшей технологии.
Менеджеру при принятии решения о судьбе проекта следует руководствоваться следующими принципами.
1. При выборе новой технологии нужно исходить не только из ее привлекательности и грандиозных возможностей, которые она сулит, но, прежде всего, из того, насколько она будет удовлетворять требованиям потребителей.
2. При выборе новой технологии необходимо исходить из анализа теоретической рациональности и целесообразности ее внедрения, учитывая при этом влияние настоящей практики и прошлый опыт.
3. Надо сознавать, что большинство нововведений не окончится и не должно окончиться успехом. Если менеджер будет все время говорить нововведениям "нет", то в большинстве случаев он окажется прав, но достаточно нескольких ошибок, чтобы фирма «упустила свой шанс» и потерпела крах.
4. Технологические усовершенствования не обладают самостоятельной ценностью – только потребитель определяет их истинную ценность.
5. Одним из главных факторов успешного внедрения новой технологии является инфраструктура, необходимая для ее внедрения.
Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как
- территориальная расположенность предприятия,
- уровень компетентности персонала не соответствующий основным направлениям инновационного проекта,
- состояние основных фондов и т. п.
Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. Основные факторы, которые должны быть учтены в процедуре оценки:
- финансовые результаты реализации проекта;
- воздействие данного проекта на другие в рамках портфеля НИОКР корпорации;
- влияние проекта в случае его успеха на экономику корпорации в целом.
На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя:
- цели корпорации, ее стратегия, политика и ценности;
- маркетинг;
- НИОКР;
- финансы;
- производство.
23) Инновации в сфере образования
Опыт развития основанного на высоких технологиях образования показывает, что это образование может быть высокоэффективным только при условии, что оно осуществляется в достаточно большом масштабе, для того чтобы окупились затраты на компьютерные и телекоммуникационные технологии, на разработку новой образовательной среды. При этом экономия от масштаба более значительна в случае применения электронных записывающих информационных средств, чем в случае применения интерактивных средств в реальном времени. Например, было посчитано, что для того, чтобы обучение в Британском Открытом университете было более эффективным, чем в среднем традиционном университете, пороговое значение количества обучающихся равно 21,7 тысяч студентов. Значительной экономии от масштаба дистанционного образования достигло, например, Министерство Обороны США. Так, экономия затрат в результате проведения обучающих курсов и телеконференций военно-морскими силами США на основе использования их видео телеобучающей сети в течение 5 лет составила более 7 млн. долларов. Если при традиционном образовании, когда обучение происходит лицом к лицу и затраты на обучение почти пропорциональны количеству обучающихся, экономии от масштаба практически не происходит, то образовательные услуги, основанные на современных информационных технологиях, могут приносить значительную экономию от масштаба. Этот эффект, возникающий при использовании телематических систем, может стать существенным источником повышения эффективности образования.
Предоставляя возможность получать образование на рабочем месте, в домашних условиях или в учебном центре недалеко от дома и без отрыва от работы, новые технологии значительно расширяют доступ к образованию, способствуют достижению равенства этого доступа независимо от места жительства и того, может ли человек позволить себе отказаться от заработков на время учебы.
Именно система инновационного обучения предоставляет "второй путь" и "второй шанс" получить образование людям, которым в рамках традиционного образования в силу каких-то личных обстоятельств пришлось бы просто отказаться от дальнейшего обучения.
Таким образом, число потребителей образовательных услуг резко возрастает.
Итак, спрос на обучение с развитием инновационного образования возрастает, поскольку новые технологии:
· значительно расширяют доступ к образованию независимо от места жительства и возможности отказаться от заработков на время учебы
· создают возможность получать образование на рабочем месте в домашних условиях или в учебном центре без отрыва от работы
· предоставляют людям "второй путь" и "второй шанс" получения образования.
Технологические инновации способствуют развитию неформального образования, т.е. предоставлению образовательных услуг за пределами школы - т.е. социального института, специально созданного для решения задач образования.
На базе новых технологий образовательные функции все активнее выполняют предприятия и другие социальные институты. В принципе, новые информационные технологии позволяют предоставлять образовательные услуги самым различным социальным институтам независимо от того, является ли образование их главной целью. Таким образом, резко возрастает число организаций, предоставляющих образовательные услуги, растет предложение этих услуг. Итак, развитие технологических инноваций приводит к увеличению предложения в сфере образования, поскольку:
· Телекоммуникации способствуют расширению образовательного пространства, его глобализации, предоставлению образовательных услуг независимо от территориальных делений и национальных границ
· Образовательные услуги на базе новых технологий предоставляются различными социальными институтами, для которых образование не является главной целью - предприятиями, музеями и т.д., то есть развивается неформальное, внешкольное образование.
Если в традиционной образовательной системе люди, проживающие в определенной местности, могут учиться только в расположенных в этой местности учебных заведениях, а чтобы учиться в другом заведении, им надо переезжать туда, где оно расположено, то в инновационной образовательной системе не человек ездит в учебные заведения, а множество различных образовательных заведений доставляют свои услуги потребителю туда, где ему удобнее, в принципе в любое место. Таким образом, резко усиливается конкуренция между учебными заведениями, борьба за потребителя образовательных услуг, что является принципиально необходимым для развития рыночных отношений в сфере образования. Конкуренция между различными учебными заведениями значительно возрастает с развитием новых образовательных технологий еще и потому, что эффективность образования на базе этих технологий может значительно превосходить эффективность традиционного образования при определенных масштабах образовательных услуг, оказываемых на основе современных компьютерных и телекоммуникационных систем. Если затраты на традиционное образование в принципе имеют тенденцию к росту из-за экстенсивного характера использования высококвалифицированного труда, то эффективность образования, основанного на современных информационных технологиях, повышается вследствие эффекта масштаба, т.е. экономии на затратах в ходе расширения масштабов предоставления образовательных услуг.
Таким образом, с развитием инновационного обучения на базе новых технологий резко усиливается конкуренция в сфере образования, поскольку:
· Человеку становится возможным обучение практически из любого учебного заведения или организации - теперь не человек приезжает в учебное заведение, а сами обучающие организации "приезжают" к потребителю, борясь за его выбор.
· Эффективность образования, основанного на современных информационных технологиях, повышается вследствие эффекта масштаба, экономии на затратах в ходе расширения масштабов предоставления образовательных услуг.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 190.