Учитель устанавливает в классе общение с детьми в следующей системе:
1 этап – моделирование общения. На этом этапе требуются знания особенностей аудитории, вероятностных затруднений, динамики работы. Материал должен быть представлен и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников (в различных вариантах).
2 этап – прогностический. Здесь необходима техника быстрого включения класса в работу. Необходимо владеть приемами самопрезентации (самопредставления, самоподачи) и динамического воздействия на окружающих.
3 этап – коммуникативная атака и управление общением. Необходимо учителю умение поддерживать инициативу детей. Организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.
4 этап – анализ общения, его моделирование на предстоящую деятельность. На этом этапе происходит соотнесение целей, средств и результата.
Виды общения:
1. Межролевое (деловое) – т.е. каждый несет в себе определенную роль (начальник – подчиненный, учитель - ученик).
2. Межличностное (свободное) – реализуется вне организованной деятельности.
Структура общения:
I. Внешнее общение.
II. Внутреннее общение.
I. Внешнее общение бывает:
1. Межличностное (деловое, свободное).
2. Групповое (по интересам).
3. Массовое.
4. Коллективное.
II. Внутреннее общение:
1. Внутренний диалог.
2. Общение с самим собой.
3. Столкновение двух «я».
Стили руководства:
1. Авторитарный стиль («разящие стрелы») – общение с принуждением.
2. Либерально-попустительский («плывущий плот») – общение полной свободы.
3. Демократический стиль («возвращающийся бумеранг») – общение в стиле педагогики сотрудничества.
Стиль педагогического общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия взрослого и ребенка. Стиль общения – категория социальная и нравственная. Здесь воплощаются социально-этические установки общества и конкретного воспитателя.
Виды стилей педагогического общения:
1. Общение на основе увлеченности, совместной деятельности.
2. Общение на основе дружеского расположения.
3. Общение-дистанция.
4. Общение-устрашение.
5. Общение-заигрывание.
6. Общение-диалог.
Барьер – это негативная установка на основании прошлого опыта общения.
Барьеры общения:
1. Боязнь класса – это психологическая настройка учителя.
2. Физический барьер – удаление себя за стул, кафедру.
3. Социальный барьер – разный уровень социального общения.
4. Гностический барьер – разный уровень понимания учителя и учащихся.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие стили общения и руководства были присущи учителям школы, которую вы окончили?
2. Опишите школьные ситуации, характеризующие учителей разного стиля общения и педагогического руководства.
3. Как, по вашему мнению, можно преодолеть авторитарность педагогического руководства в образовательных учреждениях?
Нетрудно заметить, что в стиле педагогического руководства проявляются стили педагогического общения. Такие стили общения, как дружеское расположение, совместная творческая деятельность, присущи демократическому стилю руководства. А общение-дистанция, общение-устрашение, общение-превосходство являются выражением авторитарного стиля руководства.
Как сказываются стили педагогического общения и руководства на результатах педагогической деятельности?
Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства оказывают решающее влияние на развитие личности, мотивацию деятельности и поведения ученика, они сказываются также на межличностных отношениях, нравственно-психологической атмосфере детского коллектива.
Каждому педагогу необходимо сформировать свой стиль общения и руководства. Он должен органически вытекать из индивидуальности личности. Его становление предполагает совершенствование свойств и качеств педагога, овладение процессом общения, его технологией.
В. А. Кан-Калик рекомендует такую систему формирования индивидуального стиля общения
1) изучение и анализ своих личностных качеств и особенностей;
2) установление позитивных и негативных моментов в личностном общении. Работа по преодолению застенчивости, скованности;
3) овладение элементами педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей;
4) овладение технологией педагогического общения (использовать многообразие приемов, форм взаимодействия, сочетать вербальные и невербальные средства, рефлексировать, эмпатийно воспринимать воспитанника);
5) закрепление индивидуального стиля общения в реальной педагогической деятельности.
Воспользуйтесь этой программой, займитесь изучением и формированием своего индивидуального стиля педагогического общения и руководства.
Подчеркнем: стиль общения и руководства зависит от нравственных установок педагога — от любви к детям, доброжелательного отношения к ним, от гуманистической направленности личности учителя. Стиль зависит и от знаний основ педагогики и психологии общения, владения коммуникативными умениями (перцептивными, вербальными).
Психологи утверждают, что человек способен довольно точно себя оценить, т. е. обычно он знает, над чем ему надо работать, что преодолеть и что развить, укрепить в себе. Помочь вам выяснить, насколько вы приятны в общении, сможет предлагаемый тест.
Проверьте себя. Отвечайте «да» и «нет».
1. Вы любите больше слушать, чем говорить? Да — 1, нет — 0.
2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком? Да — 1, нет — 0.
3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника? Да — 1, нет—0.
4. Вы любите давать советы? Да — 0, нет -1.
5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику? Да — 0, нет — 1.
6. Раздражаетесь ли вы, когда вас не слушают? Да — 1, нет — 0.
7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу? Да — 1, нет — 0.
8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы ее развивать? Да — 1, нет — 0.
9. Вы любите быть центром внимания? Да — 1, нет — 0.
10 Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями? Да — 1, нет — 0.
11. Вы хороший оратор? Да — 1, нет — 0
Исключите вопросы 4 и 5, по остальным подсчитайте баллы
1-3 балла — с вами тяжело общаться (вы или молчун, или настолько общительны, что вас избегают). Избегайте крайностей!
4-9 баллов — вы не слишком общительны, но достаточно внимательный собеседник, хороший слушатель
10-11 баллов — вы очень приятны в общении, друзья вряд ли могут без вас обойтись.
Как молчаливость, так и излишняя общительность в равной мере создают затруднения в общении. Приятный собеседник — тот, кто соблюдает умеренность в общении, сбалансированно говорит и слушает других.
Вопросы для самоконтроля
1. Какое значение имеет для человека самообразование? Чем оно отличается от обучения?
2. Чем определяется профессионализм человека?
3. Какие факторы влияют на профессионально-образовательную стратегию? Что оказало наибольшее влияние лично на вас?
4. Проанализируйте жизненный путь известных вам людей. Что послужило определяющим в их профессиональном становлении: талант, случай или способность к самосозиданию?
Вопросы для самоконтроля
1. Какие источники самообразования вы считаете наиболее значимыми на этапе обучения в вузе? Почему?
2. Как складываются ваши отношения с однокурсниками и преподавателями? Что бы вы хотели изменить в этих отношениях?
3. Что вам известно о научных интересах ваших преподавателей?
4. Выпишите, пожалуйста, те источники самообразования, которые вы используете, обучаясь в вузе. Каким образом можно было бы увеличить их число?
5. Выпишите те умения, которых вам не хватает для успешного обучения. Каким образом можно их приобрести? Чему бы вы хотели научиться у окружающих? У кого именно?
Вопросы для самоконтроля
1. Какой тип карьеры представляется вам наиболее вероятным для вас?
2. Как вы определяете для себя понятие «жизненный успех»?
3. Почему некоторые люди не придают значения тому, как они выглядят? Как это сказывается на их профессиональном продвижении?
4. Составьте план действий на ближайший год. Какие результаты вы хотели бы получить по его окончании?
5. Опишите, как вы представляете себе человека, имеющего оптимальный имидж.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 209.