Творчество учителя.
План:
1. Понятие о творчестве учителя.
2. Уровни педагогического творчества.
3. Способы развития творчества учителя.
4. Творческий стиль деятельности.
Понятие о творчестве учителя.
Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший механизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости). Оно характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний и умений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью.
При рассмотрении сущности педагогического творчества можно выделить его признаки:
- преобразование и сочетание знаний, умений в новые условия;
- умение действовать самостоятельно;
- способность осмысливать педагогическую деятельность;
- отсутствие шаблона, трафарета, стереотипа.
Творчество включает в себя создание нового по средствам специфических процедур:
а) перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
б) самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации;
в) видение новой функции в уже знакомом объекте;
г) комбинирование ранее известных способов в новые условия.
И здесь необходимы такие ситуации, где требуется от учителя активная мыслительная деятельность. Следовательно, чтобы овладеть технологией творческой деятельности, необходимо включаться в систематическое решение проблемных задач, а также создавать условия для моделирования проблемных ситуаций.
Уровни педагогического творчества.
Существуют следующие уровни педагогического творчества:
1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Здесь используется обратная связь, а коррекция идет по ее результатам. Этот уровень называется уровнем воспроизведения готовых рекомендаций, где творчества учитель не проявляет.
2. Уровень оптимизации – это оптимизация деятельности начинается с планирования урока. Творчество здесь состоит в умелом выборе и в целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.
3. Эвристический уровень. Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками.
4. Личностно-самостоятельный уровень – этот уровень характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он выбирает их постольку, поскольку они соответствуют особенностям личности учеников, конкретному уровню обученности, воспитанности и развитости класса. И данные находки в работе учителя соответствуют его творческой индивидуальности.
Педагогические способности.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
Способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. Способности развиваются только в определенной деятельности, они взаимосвязаны между собой. Эти же способности базируются на знаниях, умениях и навыках. Вырастают способности из задатков.
Задатки – это врожденные особенности мозга, например, органы чувств и т.д., на основе которых развиваются способности. Поэтому И.П. Павлов различал 3 типа высшей нервной деятельности:
1. Художественный тип – преобладает первая сигнальная система.
2. Мыслительный тип – преобладает вторая сигнальная система.
3. Средний тип – уравновешенность сигнальных систем.
От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Развиваются они в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание формируют их, поэтому на развитие любых способностей влияет среда ребенка и целенаправленное
обучение и воспитание.
Способности бывают:
1. Общие – развитие познавательных процессов памяти, восприятия, мышления, воображения – они необходимы для выполнения многих видов деятельности.
2. Специальные – система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо отдельной деятельности (музыкальные, математические, литературные, педагогические способности).
Каждая способность имеет свою сложную структуру. В ней различаются ведущие и вспомогательные свойства.
Для педагогических способностей ведущими являются:
1. Педагогический такт.
2. Наблюдательность.
3. Любовь к детям.
4. Потребность к передаче знаний и др.
Компоненты педагогических способностей:
1. Конструктивные способности – проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал, применительно к возрасту и индивидуальным особенностям детей.
2. Организаторские способности – проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность ребенка.
3. Коммуникативные способности – проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика.
4. Гностические способности – позволяют учителю глубоко проникать во внутренний мир школьника и на этой основе изучать его личность.
Классификация общих педагогических способностей (по В.А. Крутецкому, Е.Г. Балбасовой)__
Структура каждого вида педагогических способностей учителя – многосоставное явление, поэтому представлена группой входящих в нее знаний и умений. Например:
Подготовка учителя в вузе
(Профессиональное становление учителя).
План.
1. Психолого-педагогическая подготовка.
2. Функции педагогических процессов в вузе.
1. Психолого-педагогическая подготовка.
Ведущей задачей вуза является формирование и развитие личности будущего учителя-воспитателя, обладающего творческой индивидуальностью.
Это означает, что не только научные знания для будущей профессиональной деятельности, но и овладение профессиональной культурой - как части общечеловеческой культуры.
В начальной школе содержание учебного предмета реализуется только через личность учителя, следовательно, учитель должен обладать общей и профессиональной культурой, профессионально-педагогическим мышлением. Поэтому в вузе любой будущий учитель должен соответствовать определенным обще-профессиональным требованиям, быть носителем общечеловеческих качеств личности, обладать педагогическими знаниями и умениями для будущей профессиональной деятельности.
Система многоуровневого педагогического образования.
Ядром профессионально-педагогической подготовки являются знания в области педагогики и психологии. Эта часть подготовки является базовой, инвариантной (обязательной) для учителя любой специальности. Другая часть предметов связана с вариантной частью подготовки, т.е. учет особенностей профиля научной подготовки студента.
В структуре инвариантной части выделяют 3 основные блока:
БЛОК 1. - связан с общефилософскими проблемами воспитания.
А. Воспитание как путь развития всех сущностных сил личности, как усвоение общечеловеческих и выработка индивидуально-личностных ценностей.
Б. Биологическая и социальная деятельность и общение, диагностика и коррекция.
В. Связи между всеми направлениями воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.д.)
Г. Функции семьи и государства в воспитании, личность учителя в педагогике.
БЛОК 2. - связан с теорией образования и обучения.
А. Содержание образования (гуманизация).
Б. Воспитывающий и развивающий характер обучения.
В. Организационные формы и методы обучения.
Г. Мотивация учения школьников.
Д. Дифференциация и индивидуализация обучения.
Е. Самообразование, самообучение школьников и т.д.
БЛОК 3. - связан с организационными аспектами образования.
А. Непрерывное образование.
Б. Сравнительная педагогика образовательных систем разных стран.
В. Школа как учебно-воспитательное учреждение (демократизация, гуманизация, и т.д.).
Блок базового (или инвариантного) содержания педагогической подготовки будущих учителей (общедидактический, или технологический подход)
Здесь студенты осваивают знания по:
- Учебным программам, учебникам и методикам их использования;
- Системе средств обучения и методикам их использования;
- Способам общения учителя, учащимся;
- Организации деятельности учителя и учащихся в условиях различных форм и видов учебной и внеучебной деятельности;
- Проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Базовые (или инвариантные) профессионально-педагогические умения включают в себя следующие типы умений:
1. Диагностические умения – умения оценивать.
2. Проективные умения – умения прогнозировать.
3. Конструктивные умения – умения целенаправленно организовывать.
4. Коммуникативные умения – умения общения.
5. Аналитические – выделять, систематизировать.
Базовые (инвариантные) педагогические знания и умения – это стандартный
механизм в содержании профессиональной подготовки педагога любого профиля.
Педагогическое общение.
Педагогическое общение – это взаимодействие учителя и учащихся.
Оно направлено на создание благоприятного психологического климата.
Педагогика сотрудничества гласит:
1. Обучение эффективно, когда оно радостное, трудное, но победное, на основе сотрудничества, когда взрослый идет навстречу детям, стоит на тоске зрения ребенка, ведет за собой.
2. Демократизация личности (связана с идеями самоуважения самоуважения, ответственности, саморегуляции, уникальности, диалога).
Взаимоотношения учителя с учеником можно рассматривать с 3 аспектов:
1. Социально-правовой аспект – он установлен законоположениями, правилами, традициями.
2. Учебно-деятельностный аспект – направлен на цели учебно-воспитательного процесса.
3. Эмоционально-психологический аспект – связан с характером взаимоотношений и эмоциями.
Функции общения:
1. Коммуникативная функция – обеспечение связи между людьми.
2. Информативная функция – обогащение людей знаниями, умениями и навыками.
3. Педагогическая функция – формирование сознания, организация деятельности и отношений.
4. Нравственно-эстетическая функция – связана с переживаниями, эмоциями, волевыми проявлениями и т.д.
Творчество учителя.
План:
1. Понятие о творчестве учителя.
2. Уровни педагогического творчества.
3. Способы развития творчества учителя.
4. Творческий стиль деятельности.
Понятие о творчестве учителя.
Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший механизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости). Оно характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний и умений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью.
При рассмотрении сущности педагогического творчества можно выделить его признаки:
- преобразование и сочетание знаний, умений в новые условия;
- умение действовать самостоятельно;
- способность осмысливать педагогическую деятельность;
- отсутствие шаблона, трафарета, стереотипа.
Творчество включает в себя создание нового по средствам специфических процедур:
а) перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
б) самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации;
в) видение новой функции в уже знакомом объекте;
г) комбинирование ранее известных способов в новые условия.
И здесь необходимы такие ситуации, где требуется от учителя активная мыслительная деятельность. Следовательно, чтобы овладеть технологией творческой деятельности, необходимо включаться в систематическое решение проблемных задач, а также создавать условия для моделирования проблемных ситуаций.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 314.