Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

I. Виноградная лоза (Vitis vinifera) - древесное ползучее растение; тонкие побеги (лозы) и их боковые ответвления имеют усики, с по-мощью к-рых растение закрепляется на подпорке. Отсечение боковых веток ведет к более интенсивному плодоношению (ср. Ин 15:2 и след.). Лоза может жить довольно долго, и у старых растений происходит "опроб-ковение" коры ствола. Древесину виноградной лозы используют только в качестве топлива (Иез 15:1-6).

 

II: 1) почва и климат Палестины очень благоприятны для выращивания В. Существуют свидет-ва о возделывании В. с очень ранних времен (Быт 14:18; ср. также Быт 9:20) почти во всех областях страны. Его выращивали в земле Филистимской (Суд 15:5), на Изреельской равнине (3Цар 21:1), в оазисе Ен-Геди (Песн 1:13), но особенно много В. бы-ло в холмистых местностях - вблизи Хеврона, в долине Есхол (Чис 13:24), под Силомом (Суд 21:20 и след.), Сихемом (Суд 9:27) и Самарией (Иер 31:5), на вост. берегу Иордана (Ис 16:8-10; Иер 48:32 и след.), а судя по находкам, также и в пустыне Негев; 2) обычно виноградники располагались на склонах гор (Ис 5:1; Иоил 4:18). Чтобы плодород. почву не смывали дожди, израильтяне сооружали террасы. Сады обносили заборами или стенами от кабанов и -> шакалов во избежание потрав (Чис 22:24; Пс 79:9-14; Притч 24:30 и след.; Песн 2:15; Ис 5:5). Очистив почву от камней, на ней сажали виноградные лозы, строили дозорные башни и сооружали точи-ло (виноградный пресс) (Ис 1:8; 5:1-7; Мф 21:33-41). Виноградник требует много труда (ср. Мф 20:1-16), особенно летом, перед окончат. сбором урожая (-> Календарь, III); в это время виноградари обычно живут на своих виноградниках в палатках. Уход за виноградником состоит в том, что время от времени нужно рыхлить землю и очищать ее от сорняков (Притч 24:30 и след.; Ис 5:6); лозы требуется обрезать и очищать (Лев 25:3; Ин 15:2). Ствол виноградной лозы обычно лежит на земле, а плодоносные ветви держатся на подпорках (ср. Иез 17:6; Ос 10:1). Иногда лоза ползет вверх по ветвям других деревьев; 3) из ягод В. получали сок (Ис 63:2; Откр 14:19,20), их ели свежими или сушеными (Чис 6:3; Втор 23:25). Сушеный В., т.е. изюм, спрессовывали в лепешки (1Цар 25:18, 30:12, в Синод. пер. - "связки изюма"; -> Мед, III). Первые гроздья созревали уже к июлю, но сбор основного урожая приходился на сентябрь и мог продолжаться до октября. Это было время радости (ср. Ис 16:9,10), особенно когда В. начинали давить - с помощью пресса или ногами. Спелые грозди срезали (Иер 6:9) и помещали в точило, состоящее из плоского чана с отверстиями для слива сока, стекающего в располож. ниже другой чан. Как правило, оба чана высекались из камня. Мужчины давили гроздья голыми ступнями, переступая по слою В. (Неем 13:15; Иов 24:11; Ис 63:3), при этом они напевали, чтобы работать в ритме (см. Ис 16:10; Иер 25:30; 48:33). "Кровь гроздов" (Быт 49:11) окрашивала их кожу и одежду в красный цвет (Ис 63:1-3). Выжатый сок собирали в располож. ниже чан, а затем им наполняли кожаные мехи (Иов 32:19; Мф 9:17) или глиняные кувшины. Там его оставляли для брожения, а затем переливали в другие сосуды (Иер 48:11 и след.), причем на дне старых сосудов оставался осадок, служивший бродильным элементом. (-> Дрожжи.) Позднее для получения сока стали применять пресс (см. ил. на стр. 554); 4) виноградный сок пили свежим [евр. тирош], черпая его из точила. Его в качестве начатков приносили в святилище (Чис 18:12; Неем 10:38). Перебродив, сок превращался в вино [евр. яйин] - алкогольный напиток, вызывающий опьянение (Быт 9:21). "Плод виноградный" (Мф 26:29; Мк 14:25) - издревле принятое у иудеев выражение, обознач. вино, к-рое употребляли во время богослужебных празднеств, напр. при пасхальной трапезе и по случаю начала субботы. В Библии нередко говорится о вине, приправл. специями (Пс 74:9; Песн 8:2), или о смешанном вине (Притч 23:30; Песн 7:3; Ис 65:11), но о каких именно специях и о каком смешении идет речь, точных данных нет. В то же время различаются вино и "крепкий напиток", к-рый делали из других фруктов (напр., фиников), меда или зерна (Ис 28:7; 29:9; -> Питье). Названия сортов В. обычно связывали с наименованием местностей, где они произрастали (Иез 27:18; Ос 14:8). О наличии в Палестине винных погребов нельзя говорить однозначно, исходя лишь из текста Библии. Запасы вина, о к-рых говорится в 1Пар 27:27, могут свидет-вать о существовании такого погреба. В Песн 2:4 говорится "о доме пира", т.е. о помещении, где хранилось вино. Неясно, однако, был ли это погреб. Винные погреба были обнаружены при раскопках в Гаваоне. Они представляли собой похожие на водосборники ямы, в к-рых были сложены винные кувшины; сверху эти ямы были закрыты каменными плитами; 5) хлеб, вино и оливковое масло (елей) в библ. времена были основными продуктами питания (2Пар 2:9; Пс 103:14 и след.; Плач 2:12); вино восхваляется как дар Божий (Быт 27:28; Втор 8:7-10; Пс 103:15; Еккл 9:7; ср. Ин 2:1-11), оно, как жертва возлияния, входит в состав всякой жертвы всесожжения (Исх 29:38-41) и должно сопутствовать радости совместной трапезы перед Господом (Втор 14:26). Вино употреблялось и как целебное средство (Лк 10:34; 1Тим 5:23; ср. Притч 31:6). Но нередко во время пиров при цар. дворе и в домах богатых людей мера в употреблении вина превышалась (Ис 28:7 и след.; Ам 6:6); от подобного злоупотребления Библия настоят. предостерегает (Притч 20:1; 23:29-35; Еф 5:18). Священникам при исполнении служения запрещалось употреблять вино и крепкие напитки (Лев 10:8-11), -> назореям было запрещено пить вино и есть виноград в любом виде (Чис 6:3 и след.; Суд 13:4), -> рехавиты также не пили никакого вина (Иер 35).

 

III. В метафорич. значении вино нередко символизирует духовные силы и дарования (Притч 9:2; Ис 55:1), но вместе с тем и ослепление или смятение, вызываемые Богом (Иер 25:15 и след.). Господь сравнивает Свой народ с виноградной лозой (Пс 79:9-16; Ос 10:1), а землю израильтян - с виноградником (Иер 12:10; ср. Мк 12:1-9). Притчу о виноградной лозе, ветвях и виноградаре Иисус использует в Своих прощальных речах, чтобы пояснить Своим ученикам их взаимоотношения с Ним и с Отцом (Ин 15:1 и след.).

 

Виноградная лоза

Виноградная лоза -> Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино.

 

Виноградник

Виноградник -> Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино.

 

Виночерпий

Виночерпий, царедворец из ближайшего окружения царя; один или вместе с другими В. он был ответств. за снабжение цар. стола напитками. При нередких на Востоке случаях отравления ядами эта должность считалась особо ответств., царь должен был доверять В. В свою очередь, это давало В. возможность влиять на царя. В Библии упомянуты В. при дворах фараона (Быт 40:2), Соломона (3Цар 10:5) и при перс. дворе (Неем 1:11).

 

Вирсавия

Вирсавия: 1) [евр. Бат-Шева, "дочь изобилия"], дочь Елиама, внучка Ахитофела и жена хеттеянина Урии (2Цар 11:3; 23:34; Мф 1:6). Когда Урия в составе израил. войска осаждал Равву, Давид увидел купающуюся В. и велел привести ее к себе. В. не посмела противиться воле царя и подчинилась ему. Когда же она сообщила царю, что носит его ребенка, и все попытки Давида скрыть совершенный грех остались безрезультатными, он послал Урию на верную смерть и по окончании траура же-нился на В. (2Цар 11). Ее первый сын по воле Господа умер на седьмой день после рождения, но затем она родила Давиду Соломона (2Цар 12:14,18,24) и еще трех сыновей: Шиму, Шовава и Нафана (1Пар 3:5). Когда Адония незадолго до смерти Давида попытался захватить власть, Вирсавия и пр. Нафан предупредили об этом Давида, и он опередил Адонию, помазав Соломона на царство (3Цар 1:11-53). Во время второй попытки заявить свои права на престол Адония убеждает В. просить у Соломона для него в жены Ависагу сунамитянку, на к-рой в старости был женат Давид. Но Соломон усматривает в этом тайные намерения завладеть престолом и по-велевает казнить Адонию (3Цар 2:13-25); 2) [(Беэршива) в совр. лит-ре - Беэр-Шева, "колодец семи" или "колодец клятвы"], место в пустыне на самом юге Иудеи, где Авимелех и Авраам заключили между собой договор. У колодца, выкопанного по приказу Авраама, они поклялись больше не причинять вреда друг другу и наказали своим пастухам жить в мире (Быт 21:22 и след.). Для закрепления договора Авраам дал Авимелеху семь овец, отсюда и название - "колодец семи". Авраам жил здесь и призывал имя Господа. Когда Авраам отправился в Хеврон, фи-листимляне засыпали колодец, так что воз-вратившемуся Исааку пришлось его выкопать заново. Затем Авимелех или его преемник возобновили с Исааком договор, заключ. с Авраамом (Быт 26:26 и след.). Из В. бежал Иаков от Исава, и затем здесь же он приносил жертвы Богу, перед тем как отправиться к Иосифу в Египет (Быт 28:10 и след.; 46:1 и след.). Возле колодца был построен самый юж. город в земле обетованной, вошедший в удел колена Симеона (Нав 19:1 и след.). Поэтому выражение "от Дана до Вирсавии" обозначало весь Израиль (Суд 20:1). В В. вершили суд сыновья Самуила (1Цар 8:2); через В. проходил Илия по пути к горе Хорив (3Цар 19:3). Вероятно, во времена Амоса В. была свящ. городом, в к-рый совершали паломни-чество даже жители Северного царства (Ам 5:5; 8:14). В В. поселились многие иудеи, вер-нувшиеся из плена (Неем 11:27,30). В наст. время на месте древнего города находится холм Телль-эс-Саба (новоевр. Телль-Беэр-Шева), располож. в 40 км юго-зап. Хеврона, около г. Бир-эс-Саба (новоевр. Беэр-Шева).

 

Виссон

Виссон -> Лен.

 

Вифавар

Вифавар -> Вифания (2).

 

Вифания

Вифания ("дом бедного"): 1) селение вблизи Иерусалима, на вост. стороне Масличной горы. В. находилась прим. в 15 стадиях (2,7 км) от Иерусалима (Ин 11:18), т.е. в получасе пешего хода. Здесь, согл. блж. Иерониму, уже в древние времена была построена церковь на могиле Лазаря. В связи с этим селение получило название Эль-Азарие. Археол. раскопки доказывают, что это селение возникло еще до времен Иисуса. В. была местом, к-рое часто посещал Иисус и где Он, согл. НЗ, неоднократно останавливался на ночлег (Мф 21:17; 26:6). Здесь жили Лазарь, Марфа и Мария (Ин 11:1), здесь же находился дом Симона прокаженного (Мф 26:6). Вероятно, В. можно отождествить с Ананией (Неем 11:32), заселенной после возвращения евреев из вавил. плена; 2) В. при Иордане. Согл. Ин 1:28 (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), В. располагалась вост. Иордана, что находит подтверждение и в Ин 3:26; 10:40. Здесь, очевидно, нек-рое время крестил Иисус (Ин 3:22; 4:1,2), в то время как Иоанн Креститель совершал крещение в другом месте (Ин 3:23). Со времен Оригена В. часто отождествлялась с Вифаваром, в связи с чем было принято считать, что переход евреев через Иордан был совершен рядом с местом крещения Иисуса. Представляющееся достоверным предание говорит о том, что В. находилась напротив Иерихона, в долине Вади-эль-Харрар. Но самое раннее и заслуживающее наиб. доверия свидет-во указывает на то, что В. и Вифавар не могли быть одним и тем же местом. Синоптич. Евангелия сообщают, что Иисус принял крещение в юж. части долины Иордана (Мф 3:1; Мк 1:5). Кр. того, из Ин 1; 2 и 10; 11 можно заключить, что В. находилась ближе к Галилее, чем к Иудее. Скорее всего, В. следует отождествлять с местностью Ватанея [греч. Батаная], ветхозаветным Васаном (см. Чис 32:32 и след.; Втор 3:8 и др.). Ватанея располагалась в сев. части Трансиордании и принадлежала к тетрархии Филиппа. Очевидно, что Иисус бывал здесь. Кр. того, жившие в Ватанее ессеи и баптисты [древняя иуд. секта, не имеющая отношения к совр. баптистам. - Прим. ред.] ожидали здесь наступления конца света. Это обстоят-во объясняет, почему Иоанн Креститель начал совершать крещение именно в В. (Ин 10:40). См. карту на стр. 408.

 

Вифезда

Вифезда ("дом милосердия"), купальня возле Овечьих ворот на сев.-вост. окраине Иерусалима (Ин 5:2). Возле церкви св. Анны (сев. храмовой площади) были найдены остатки пруда, окруженного со всех сторон галереями и разделенного еще одной галереей на два бассейна (в Ин 5:2 также говорится о пяти крытых галереях вокруг купальни). "Совпадения данных НЗ и раннехрист. предания, с одной стороны, и результаты раскопок - с другой, дают основание отождествлять двойную купальню при церкви св. Анны с Овечьей купальней, о к-рой говорится в Ев. от Иоанна. Вновь найденная Вифезда стала еще одним доказат-вом того, что Живой Бог являлся людям в конкретных историч. местах" (Й.Иеремиас). (См. план города, стр. 377.) Название В. вызывало у ученых сомнение, однако находки в Кумране подтвердили правильность названия: на медных табличках упоминаются купальня Бейт-Эшдатайин (форма двойств. числа от "Вифезда") и меньший из двух бассейнов.

 

Вифиния

Вифиния, рим. провинция на сев.-западе Малой Азии. Придя в Мисию, Павел решил отправиться дальше в В., но Св. Дух воспрепятствовал этому (Деян 16:7). Тем не менее вскоре после этого там были образованы первые христ. общины (1Пет 1:1). См. карту на стр. 408.

 

Вифлеем

Вифлеем ("дом хлеба"): 1) город колена Иуды, назв. так за плодородие окрестных земель (см. Руфь 2), граничивших с иуд. пустыней. В док-тах архива Телль-Амарны (XIV в. до Р.Х.) этот город называется Бет-Лахама - "дом (или храм) богини Лахамы" - и относится к числу городов в земле Урусалим (= Иерусалим). (См. цвет. вклейку 14.) В Библии название В. впервые встречается в Быт 35:19 (ср. 48:7) в рассказе о смерти Рахили. В тексте Септуагинты (Нав 15:59) В. упомянут как второе название Ефрафи, в отличие от В. (2) в земле Завулона. Родом из В. иуд. был левит, ставший священником в доме Михи (Суд 17:7). Елимелех и его жена Ноеминь покинули В. и отправились в землю Моава (Руфь 1:1). В В. родился Давид (1Цар 16), и поэтому его называют также "городом Давидовым" (1Цар 20:6; Лк 2:4). В. укреплен Ровоамом (2Пар 11:5,6). После освобождения из плена в город вернулись 123 его жителя (Езд 2:21). Особое значение В. состоит в том, что в нем, как пророчествовал Михей (Мих 5:2; Мф 2:3-8), родился Иисус Христос. "Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?" (Ин 7:42). В 330 г. по Р.Х. имп. Константин повелел возвести базилику на предполагаемом месте рождения Иисуса, в пещере внутри известняковой скалы. Совр. В. (араб. город Бейт-Лахм) расположен прим. в 10 км юж. Иерусалима. В библ. времена В. стоял на холме вост. пещеры Рождества Христова и был защищен с сев.-вост. и юго-зап. сторон крутыми обрывами; 2) в 11 км сев.-зап. Назарета, в уделе колена Завулона находился В. (Нав 19:15), бывший, возм., местом рождения судьи Есевона (Суд 12:8-10). Совр. Бейт-Лехем расположен в 11 км сев.-зап. Назарета. См. карту на стр. 188.

 

Вифсаида

Вифсаида ("дом рыбной ловли"). Известна В., находившаяся на сев. побережье Геннисаретского озера и получившая при Ироде Филиппе статус города и название - Юлия. В. состояла из двух частей. На месте Юлии в наст. время находится Эт-Телль, а на месте рыбацкой деревни В. - Эль-Арадж, располож. в 1 км вост. места впадения Иордана в Галилейское море. Иисус укорял Хоразин и В. и возглашал им горе за то, что они не уверовали, несмотря на явленные Им чудеса (Мф 11:20,21). Возле В. Иисус насытил 5 тыс. человек (Лк 9:10-17) и исцелил слепого (Мк 8:22-26). На основании того, что ученики Иисуса, получив от Него повеление перепра-виться к В. (Мк 6:45), прибыли на зап. берег озера, в землю Геннисаретскую (ст. 53; Мф 14:34), нек-рые экзегеты предполагают, что существовала и другая В., находившаяся зап. Галилейского моря. Но подобный вывод не очевиден, т.к. глагол "переправиться" не обязательно подразумевает переправу на проти-воположный берег. Так, Иосиф Флавий пишет, что на судах "переплывали" из Тивериады в Тарихею, в то время как оба города лежа-ли на зап. берегу. Кр. того, в случае с этой пере-правой конечный пункт плавания мог и не иметь большого значения. В. галилейской (Ин 12:21) называется родной город ап. Андрея, Петра и Филиппа (Ин 1:44). Но и это не доказывает, что на зап. берегу была вторая В., т.к. Галилейская область простиралась и на вост. берег Иордана. Поэтому нет необходи-мости искать другую В. на месте или возле Хирбет-эль-Минье, юго-зап. Капернаума.

 

Виффагия

Виффагия ("дом смокв"), селение у подножия Масличной горы, недалеко от Вифании (Мф 21:1 и след.; Мк 11:1 и след.; Лк 19:28-30); традиц. считается, что оно располагалось на вост. склоне горы, юж. Кафр-эт-Тура. Исходя из контекста, в к-ром название города встречается в Талмуде, Дальман предполагал, что название В. происходит от лат. пагус ("округ", "сельский район") и, возм., означает сельский пригород Иерусалима. Новозаветная В., видимо, находилась недалеко от места, где находится монастырь францисканцев, располож. в седловине между "русской" вершиной Масличной горы и Рас-эс-Шия.

 

Вкушать

Вкушать - "принимать пищу с наслаждением" (Лк 14:24). В метафорич. значении глагол "вкушать" является особенно емким и выражает как причастность к наслаждениям, так и к страданиям. Тот вкушает благость Господа (Пс 33:9; 1Пет 2:3), небесный дар, бла-гое слово Божье и силы будущего века (Евр 6:4 и след.), кто почувствовал их на собств. опыте. "Вкусить смерти" значит умереть (Мф 16:28).

 

Владение

Владение -> Собственность.

 

Владычество, господство:

Владычество, господство: 1) слово "владычество" употребляется в ВЗ, очевидно, в том же смысле, что и -> "царство". Напр., в Пс 144:13 слова "царство" [евр. малхут; соответствует греч. басилейа, "царская власть"] и "владычество" [евр. мемшала] выступают как синонимы. В мессианском пророчестве Ис 9:5 и след. говорится о "владычестве [евр. мисра] на раменах Его" (Князя мира). Здесь подразумевается -> Царство Божие, к-рое в конце времен Христос вернет в руки Отца (1Кор 15:24; см. Пс 102:22; Дан 6:26; Зах 9:10); 2) в НЗ слово "господство" [греч. кюриотес], строго отделенное от понятия "царство" [греч. басилейа], употребляется почти исключит. для обозначения ангельских сил. Когда ап. Павел говорит о всем Божьем творении, созданном при посредстве Христа, о видимом и невидимом, он подразумевает и небесные силы, к-рые составляют часть этой картины сотвор. мироздания. "Престолы, господства, начальства, власти" (Кол 1:16) - вот перечень ангельских сил. Через Свое воскресение и вознесение на небеса Христос возвысился над всяким господством (Еф 1:21). В конце нынешней эпохи Он передаст Свое царство (владычество) в руки Отца и тем самым упразднит всякое господство (1Кор 15:24). Слово кюриотес дважды употреблено в НЗ и в другом значении. Дерзкие люди "не страшатся злословить высших", т.е. небесные силы, и отвергают кюриотес - (небесные) начальства (2Пет 2:10; Иуд 8), поскольку они презирают Бога и Господа Иисуса Христа. Их, как и всякие силы тьмы, постигнет Божья кара.

 

Власт

Власт ("отпрыск"), постельничий царя Ирода Агриппы I (Деян 12:20).

 

Власть, власти

Власть, власти. Под "властями" в Библии подразумеваются люди и учреждения, осуществлявшие управление страной (Лк 12:11; Рим 13:1-3; 1Тим 2:2; Тит 3:1). Свящ. Писание требует от верующих повиноваться властям (Рим 13:1-7; Тит 3:1; 1Пет 2:13,14) и мо-литься за них (Иер 29:7; 1Тим 2:2), потому что всякая В. устанавливается Богом и всякий начальник является Его слугой (Рим 13:1,4; ср. -> Чиновник, V). Во всех указ. местах Библии имеются в виду языч., рим. или вавил. правители; в этой связи возникает вопрос: а нужно ли исполнять долг повиновения в условиях иноземного господства? Подчинение властям имеет границы: в тех случаях, когда В. препятствует человеку проявлять послушание Богу, подчиняться такой В. не следует (Деян 4:19; 5:29). Именно такую свободу защищает Петр перед духовными властями израил. народа. -> Владычество, господство (2) -> Порядок.

 

Власяница

Власяница -> Вретище, власяница.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 217.