Определим допускаемое значение прогибов по формуле
[ f] = (1,0…5,0)10-4l0 [1],
при l0 = l2 = 0 + 0,4 + 0 = 0,4 м примем
[ f ] = 3·10-4 · 0,4 = 1,2·10-4 м.
Будем считать, что в опорах B и C установлены радиальные шариковые подшипники. Тогда допускаемые углы поворота:
[ B] = [ C] =[ ]= 0,0025 рад [1].
Проверим выполнение условий жесткости и :
– в сечении A: f A = 8,483 ∙ 10 -4 м > [ f ] = 1,2·10-4 м;
– в сечении D: f D = 2,273 ∙ 10 -4 м > [ f ] = 1,2·10-4 м;
– в сечении B: θ B = 2,94 ∙ 10 -3 м > [ ] = 2,5·10-3 рад;
– в сечении C: θ C = 2,053 ∙ 10 -3 м < [ ] = 2,5·10-3 рад.
Видно, что условие жесткости вала с диаметром d = 0,045 мм не выполняется в сечении A по прогибу, допускаемого для валов, а в сечении B – по углу поворота.
Уточним диаметр вала:
– в сечении A:
– в сечении B:
Окончательно по ГОСТ 6636-69 (ряд Ra40) примем
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
1054 02 0623 000 РР |
Расчет вала на усталостную прочность
Выполним расчет вала на усталостную прочность в двух сечениях: в опасном сечении B – месте посадки подшипника, и в опоре A – в месте посадки колеса.
Характеристики материала рассчитываемого вала (Сталь 15ХС) представлены в табл. 2 [3].
Таблица 2.
Предел прочности, σВ МПа | Предел текучести, σT МПа | Предел выносливости, МПа | |
σ-1 | τ-1 | ||
420 | 250 | 170 .. 220 | 100 .. 130 |
В расчетах примем σВ=420 МПа, σT= 250 МПа, σ-1= 170 МПа, τ-1=100 МПа.
Выбор типа соединения в опасном сечении вала
Конструктивное оформление участков вала в местах посадки колеса и подшипника заданы (см. рис. 1). В частности, конструктивные размеры вала в сечении A – в месте посадки колеса со шпоночным соединением с заштифтованным кольцом, определены по табл. 3.2 и 3.3, показаны на рис. 5.
Поверхности шеек валов в местах посадки с фиксацией подшипника стопорным кольцом шлифуются, поэтому их следует выделять (с этим связано наличие ступенчатого перехода 3 – 3; этот переход может осуществляться и за счет выбора посадок, тогда он необязателен; такой вариант применен в сечении B) [1].
Определим основные размеры вала.
В опасном сечении B (рис. 5, б):
- диаметр упорного буртика d1 = (1,1...1,2) ·d = (1,1...1,2)·75 = (82,5...90) мм;
- радиус галтельного перехода r = (0,1...0,2) ·d = (0,1...0,2)·75 = (7,5...15) мм;
В расчетах примем: d1 = 82,5 мм, r = 7,5 мм.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
1054 02 0623 000 РР |
Рис. 5
В сечении A (рис. 5, г):
– диаметр упорного буртика d1 = (1,1..1,2) ·d = (1,1..1,2)·75 = (82,5..90) мм;
– радиус галтельного перехода r = (0,1...0,2) ·d = (0,1..0,2)·75 = (7,5..15) мм;
размеры канавки для установки стопорного кольца:
– ширина проточки b = (0,04..0,07) ·d = (0,04..0,07)·75 = (3..5,25) мм;
– глубина проточки t = (0,02...0,03) ·d = (0,02..0,03)·75 = (1,5..2,25) мм;
В расчетах примем: d1 = 82,5 мм, r = 7,5 мм, b = 3 мм,
t = 1,5 мм, r 2 = 0,35 мм, d 2 = ( d - 2 t ) = (75 - 2 · 1,5) = 72 мм.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
1054 02 0623 000 РР |
Определение числа расчетных сечений и концентраторов напряжений
Концентраторами напряжений являются:
в сечении A (рис. 5, б) – галтельный переход (сечение 1-1), посадка колеса с натягом (сечение 2-2).
в сечении B (рис. 5, г) – галтельный переход (сечение 1-1), посадка подшипника с натягом (сечение 2-2), выточка для стопорного кольца (3-3).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 283.