Наследственно закрепленные рефлексы лежат в основе приспособительных поведенческих актов, проявляющихся без обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Такие программы поведения наделены всеми признаками безусловных рефлексов и их комбинаций.

На каждом этапе жизни действуют определенные врожденные программы, обеспечивающие поддержание гомеостаза. Это действие независящее от разума и опыта. Они обусловлены генетически, но подвержены изменениям под влиянием среды. Генетическая программа определяет и диапазон влияний, так называемую норму реакции.

Для некоторых форм поведения эта норма реакции очень незначительна, для других шире.

Врожденные программы запускаются изменениями во внутренней или внешней среде, а также различными биоритмами.

Приобретенные формы поведения возникают в результате обучения.

Различают жесткие и вероятностные программы.

Жесткие программы – пример условный рефлекс. При действии раздражителя поведение развивается по одной и той же схеме. Сюда же относится динамический стереотип.

Если изо дня в день действует система раздражителей в строго определенной постоянной последовательности, то создается определенный стереотип реакции коры на эту систему раздражителей. Возникает цепь условных рефлексов в определенной последовательности. И нарушение привычной последовательности действия раздражителей приводит к неадекватной реакции и нарушению стереотипности поведения. Т. е. каждый раздражитель в этой системе воспринимается не самостоятельно, а как элемент определенной системы сигналов, находящийся в связи с предыдущим и последующими раздражителями.

Вероятностные программы являются достижением эволюции, обеспечивают выживание в вероятностно организованной среде.

Т. е. существуют различные пути, приводящие к более или менее успешному достижению одной и той же цели, или к ее недостижению.    

Построение вероятностных программ основано на:

1) предшествующем опыте;

2) информации о ситуации и планировании возможного результата. При этом необходима интеллектуальная деятельность, уровень внимания, память, мышление, обучение.

Пример – игра в шахматы.

Приобретенные программы базируются на врожденных. Программы закрепляются, если приводят к достижению цели.

Поведение базируется на генетических и фенотипических факторах.

Генетические факторы: способность к обучению, интеллект, характер мышления, уровень возбудимости, силы и уравновешенности нервных процессов.

Фенотипические факторы – это влияние окружающей среды на генетически закрепленные особенности. Фенотипические факторы обеспечивают 20% умственных способностей. Влияние социальной среды проявляется в обучении.

Время как фактор поведения. Биоритмы воздействия факторов внешней среды на биоритмы.

Почти все физиологические процессы в организме протекают ритмично, образуя правильные циклы, например дыхательный, сердечный.

Интенсивность протекания многих процессов в организме ритмично изменяется в зависимости от времени суток, года.

Часто наблюдается связь жизненных процессов с лунными циклами.

Циклические изменения деятельности клеток, органов, систем организма называются биоритмами.

Основные структурные показатели биоритмов:

- период – продолжительность одного цикла какого – либо проявления жизнедеятельности организма;

- частота – число циклов соответствующего биоритма, происходит в единицу времени;

- мезор – среднее значение параметров ритмического колебательного процесса;

- амплитуда – размах колебаний между двумя предельными значениями ритмически меняющейся величины;

- фаза – любая отдельно выделенная фаза цикла;

- акрофаза – момент, когда отмечается наибольший подъем параметра;

- батифаза – спад параметра биоритма.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 171.