Программный способ (алгоритмический)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Алгоритм, предназначенный для записи на компьютере, должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык называется языком программирования, а запись алгоритма на этом языке – программа. Языки программирования предназначены для создания программ, которые могут быть исполнены ЭВМ или другими автоматическими устройствами, например, станками с числовым программным управлением.

Задача №1: Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам.

Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчёта площади и периметра прямоугольник.

Составим алгоритм решения подобных задач:

1. Прочитать задачу.

2. Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b; к неизвестным — площадь S и периметр P)


 

 

3. Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b)).

4. Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:

1. Описание переменных;

2. Ввод значений сторон прямоугольника;

3. Расчёт площади прямоугольника;

4. Расчёт периметра прямоугольника;

5. Вывод значений площади и периметра;

6. Конец.

 

5. Разработать блок-схему.

 

 

 

Практическое задание.

1. Разработать блок-схему программу вычисления площади квадрата.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФиИКТ.00.00.ТО  
Контрольные вопросы:

1. Что такое алгоритм?

2. Какие свойства алгоритмов Вам известны?

 

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
 Разраб.
Савченков А.Е.
 Провер.
Рязанцева О.В.                                                        
 
 
 
 
 Утверд.
Рязанцева О.В.
  Тема практической работы  
Лит.
Листов
 
гр.
 Практическая работа №5

Тема работы: «Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования».

Цель работы: изучить основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования.

Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет.

ТСО: мультимедийный проектор, экран, ПК.

Программное обеспечение : Microsoft WINDOWS7, Open Office, Антивирус eScan, Paint, Internet Explorer.

Ход работы:

 Основные структуры алгоритмов – это ограниченный набор блоков и стандартных способов их соединения для выполнения типичных последовательностей действий.

Приводимые ниже структуры рекомендуются при использовании так называемого структурного подхода к разработке алгоритма и программ. Структурный подход предполагает использование только нескольких основных структур, комбинация которых даёт все многообразие алгоритмов и программ.

К основным структурам относятся:

1. Следование. Последовательное размещение блоков и групп блоков. В программе реализуется последовательным размещением операторов.

2. Цикл До. Применяется при необходимости выполнить какие-либо вычисления несколько раз до выполнения некоторого условия. Особенность этого цикла в том, что он всегда выполняется хотя бы один раз, так как первая проверка условия выхода из цикла происходит после того, как тело цикла выполнено. Тело цикла – та последовательность действий, которая выполняется многократно (в цикле). Начальные присвоения – задание начальных значений тем переменным, которые используются в теле цикла.


 

На естественном языке циклу До соответствует последовательность операторов:

1. Операторы начальных присвоений

2. Операторы тела цикла

3. Если условие идти к 2

Цикл, использованный в приведённом выше примере, это цикл До.

3. Цикл Пока. Цикл Пока отличается от цикла До тем, что проверка условия проводится до выполнения тела цикла, и если при первой проверке условие выхода из цикла выполняется, то тело цикла не выполняется ни разу.

На естественном языке циклу Пока соответствует последовательность операторов:

1. Операторы начальных присвоений

2. Если условие идти к 5

3. Операторы тела цикла

4. Идти к 2

5.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФиИКТ.00.00.ТО  

4. Разветвление. Применяется, когда в зависимости от условия нужно выполнить либо одно, либо другое действие. Действие 1 или действие 2 может в свою очередь содержать несколько этапов.


 

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФиИКТ.00.00.ТО  

На естественном языке разветвлению соответствует последовательность операторов:

1. Если условие идти к 4

2. Операторы действия 2

3. Идти к 5

4. Операторы действия 1

5. …

5. Обход. Частный случай разветвления, когда одна ветвь не содержит никаких действий.

На естественном языке обходу соответствует последовательность операторов:

1. Если условие идти к 3

2. Операторы действия

3. …

 

6. Множественный выбор. Является обобщением разветвления, когда в зависимости от значения переменной (I) выполняется одно из нескольких действий. При I=1 выполняется действие S1, при I=2 – действие S2 и т.д.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФиИКТ.00.00.ТО  

Практическое задание.

Группа 1 Группа 2 Группа 3
Вычислить периметр прямоугольника, при заданных значениях его сторон. Найдите ошибку: 10 А=4 20 В=2.5 30 P=2*(А+В) 40 PRINT ”В=”;В   Вычислить объём круга ( ) заданного радиуса. Допишите программу: 10 20 R=2.5 30 40 PRINT     Разработать программу, согласно своему варианту:

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФиИКТ.00.00.ТО  
 Разраб.
Савченков А.Е.
 Провер.
Рязанцева О.В.                                                        
 
 
 
 
 Утверд.
Рязанцева О.В.
  Тема практической работы  
Лит.
Листов
 
гр.
Практическая работа №6

Тема работы: «Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях».

Цель работы: овладение навыками алгоритмического мышления и составление программ на языке программирования, реализующих логические операции.

Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет.

ТСО: мультимедийный проектор, экран, ПК.

Программное обеспечение : Microsoft WINDOWS7, Open Office, Антивирус eScan, Paint, Internet Explorer.

Ход работы

Символы, воспринимаемые ЭВМ на языке Бейсик, могут быть подразделены на следующие группы:

а) прописные и строчные латинские буквы А, В,………….Z

                                                             а, b,…………...z

б) прописные и строчные русские буквы А, Б,……..Я

                                                         а, б,………я

в) цифры арабские 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

г) знаки арифметических операций

    ^ возведение в степень 

    * умножение

    / деление

    + сложение

- вычитание

\ целочисленное деление

д) знаки отношений

    = равно                             <> не равно

    < меньше                      <= меньше или равно

    > больше                           >= больше или равно

е) знаки логических операций

    AND (и), OR (или), NOT (не) и др.

ж) специальные символы .;:”’()[]!?%$ пробел и пр.

Константа - это величина, которая не изменяется в процессе выполнения задачи. Константы бывает трех типов:

константа
     строковые
     числовые
целые
вещества
                 

 

 

 


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист


Символьные константы  - набор любых символов алфавита, заключенных в кавычки. Длина не более 255 символов.

Примеры: а) «УКНЦ»

        б) «Решений нет»

        в) «2000 год»

Числовые константы

Знак «+» перед числом не ставится, а целая часть при записи десятичных дробей отделяется точкой. Нулевую целую часть дробного числа можно опускать.

Пример:

Целые Действительные
489 .009
-362 .78

                                              

Числовые вещественные константы записываются в десятичном виде в фиксированной или плавающей формах.

Пример:







Фиксированная форма

5,171

731,1371

12,56

Плавающая форма

3,74Е05 (3,74*105)

1Е-03 (1*10-3)

При плавающей форме константы символ Е служит разделителем мантиссы и порядка.

В таком формате выводятся

                                                            

              Положительные числа: <0.01 и >1000000

              Отрицательные числа: >-0,01 и <-1000000

Переменная – это величина, которая изменяет свое значение в процессе выполнения задачи.

 

константа
     строковые
     числовые
целые
веществ
                                              

 

 

Числовая переменная в Бейсике обозначается любой буквой латинского алфавита или любой буквой, за который следует одна цифра. Например:


 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 

              F, MI, Y1, B3

Совокупность букв и цифр, обозначающих переменную, называют её именем.

Из всего имени для обозначения переменной в памяти компьютера используется только два первых символа.

Введём

    ALPHA=10

    AL=20

    ALx1=30

    AL1=40

Запросим значения переменных: AL, ALPHA, ALX1, AL1

    ? ALPHA |

    ? AL      |    Каждый раз получим число 40.

    ? ALX1 |

    ? a11      |

        

Служебные слова нельзя использовать в качестве имен. Тип переменной определяется типом принимаемых ею значений

Примеры

    F, MI, Y1, B3, FUN

    E(I), F(4,K), K$(L), Y1(I,J), M(5)

Первые пять примеров - имена простых переменных.

Последние пять – имена переменных с индексами (т.е. имена элементов массивов, в которых за именем в круглых скобках указывают один или два индекса).

Выражения бывают:

Арифметические

Строковые

Логические

Арифметические выражения составляются из чисел и переменных с помощью знаков арифметических действий и круглых скобок, а также могут включать в себя стандартные функции Бейсика. Каждая функция обозначается соответствующим именем, за которым следует аргумент в круглых скобках.

Внутри скобок и в бесскобочных записях действий совпадает с общепринятыми: сначала вычисляются действия в скобках, затем стандартные функции, затем возведения в степень, потом умножения и деления и наконец, сложения и вычитания. Операции одного приоритета выполняются слева направо. Перечень стандартных функций:


 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист


Название функции Обозначение
Синус х SIN(X)
Косинус х COS(X)
Тангенс х TAN(X)
Арктангенс х ATN(X)
Случайное число между 0 и 1 RND(X)
Абсолютное значение х ABS(X)
Целая часть х INT(X)
Натуральный логарифм х LOG(X)
Экспонента х EXP(X)
Квадратный корень х SQR(X)
Остаток от деления х на у X MOD Y

                            

arcctg x = pi/2-arctg x

arcsin x = arctg(x/ )

arccos x = pi/2-arctg(x/ )

     lg x = ln x/ln 10

Аргумент X может быть переменная A, B. Тригонометрические функции вычисляются для аргументов, выраженных в радианах.

Аргумент функции RND не используется и может быть любым числом.

Примеры записи арифметических выражений с функциями:

Обычная запись Запись на Бейсик
Ax2+bx+c A*X^2+B*X+C
A1(x2+14, 3y1) A(I)*(X^2+14.3*Y(I))
3x 3*X(X/2)
(-B-SQR(B^2-4*A*C))/(2*A)
аrctg(3x-2 ) ATN(3*X-2*EXP(ABS(X-1,8)))

 

Строковыми выражениями являются строковые константы, переменные и функции. О последнем речь пойдет дальше. Выполняя над строковыми выражениями операцию сложения (+), или присоединения мы снова получаем строковые выражение.

Наряду с арифметическими выражениями, значениями которых являются десятичные числа, в языке Бейсик используются также логические выражения.

Логические выражения представляют собой два арифметических выражения или два символьных выражения, соединенных между собой одной из операцией отношения: =, <, <=, >, >=, <>. Такой вид логических выражений называют простым условием.


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист


  Примеры:

          X ≥ 0                     X>=0

      ax2=bx+c                   A*X^2=B*X+C

      lnx<2 x                 LOG(X)<2*SIN(X)^2

                                                  A$=”поверхность”

                                                  “Стол”=”стол”

 

Сравнение символьных выражений происходит посимвольно слева направо.

Простое выражение отношения может принимать только два значения TRUE – истина или FALSE – ложь. При этом если соответствующее отношение выполняется, то его значение будет TRUE, в противном случае – FALSE. Используются выражения отношения в операторах IF (если) в качестве проверяемых условий для организации разветвлений при вычислениях.

Используя простые выражения отношения с помощью логических операций, получают выражения отношения более общего вида.

Такой вид логического выражения называют составным условием.

Примеры:

1) x принадлежит [0,10]   X<=10 AND X>=0

2) x не принадлежит [0,10] X<0 OR X>10

Порядок выполнения операций: скобки, NOT, AND, OR

Задание:

1. Даны текущие значения переменных: X=2, Y=3, A=5

Определить истинность условий (т.е. определить значение логического выражения)

а) X<=2                             в) A+X^2=Y^2

б) X*Y>X^Y                    г) INT(Y/X)=Y*X

2. Определить истинность условий:

а) “Звук”=”звук”

б) “улица Калинина”=”ул. Калинина”

3. Вычислить следующие выражения при a=true и b=false

а) A OR B AND A   б) (A OR B) AND NOT A

в) NOR A AND B             г) NOT (A AND B)

Например:

2 + 3 > 3 + 1 – да (истинно)

0 < –5 – нет (ложно)


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
Практическое задание.

Запишите в обычной математической форме арифметические выражения:

Мат.форма Basic
  a / b^2;
  a+b/c+1;
  1/a*b/c;
  a-b^c/2;
  (a^b)^c/2;
  a/b-c/d*p*q;
  x^y+z/a/b;
  4/3*3.14*r^3;
  b/sqr(a*a+b);
  d*c/2-R+a^3;

 

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
 Разраб.
Савченков А.Е.
 Провер.
Рязанцева О.В.                                                        
 
 
 
 
 Утверд.
Рязанцева О.В.
  Тема практической работы  
Лит.
Листов
 
гр.
Практическая работа №7

Тема работы: «Примеры построения алгоритмов с использованием конструкций проверки условий, циклов и способов описания структур данных. Разработка несложного алгоритма решения задачи».

Цель работы: Научиться разрабатывать алгоритм решения задачи

Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет.

ТСО: мультимедийный проектор, экран, ПК.

Программное обеспечение : Microsoft WINDOWS7, Open Office, Антивирус eScan, Paint, Internet Explorer.

Ход работы:

Фрагмент блок-схемы представляет алгоритм, который содержит команды ветвления:

 

- команду ветвления в сокращенной форме, в которую вложена команда ветвления в полной форме;

- две команды ветвления в полной форме, одна из которых вложена в другую;

- две команды ветвления в сокращенной форме, одна из которых вложена в другую;

- команду ветвления в полной форме, в которую вложена команда ветвления в сокращенной форме.


 

Практическое задание:

1. Определите значение целочисленной переменной х (y=25; 65; 55) после выполнения следующего фрагмента блок-схемы.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
X=55

x=y2rguyuyyyyyuyyyydyyyyyyyyyyyyyyyyyyyyyy
                                                           да


                                       нет

x>y
                    нет                    да

X=x+y
X=x-y


y x
25  
65  
55  

 

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
 Разраб.
Савченков А.Е.
 Провер.
Рязанцева О.В.                                                        
 
 
 
 
 Утверд.
Рязанцева О.В.
  Тема практической работы  
Лит.
Листов
 
гр.
Практическая работа №8

 

Тема работы: «Среда программирования».

Цель работы: Изучить среду программирования, отработать навыки вычисления арифметических выражений, научиться составлять простейшие программы.

Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет.

ТСО: мультимедийный проектор, экран, ПК.

Программное обеспечение : Microsoft WINDOWS7, Open Office, Антивирус eScan, Paint, Internet Explorer.

Ход работы:












Основные понятия языка Qbasic

Программа – это набор машинных команд, которые следует выполнить компьютеру для реализации того или иного алгоритма.

Иными словами, программа – это форма представления алгоритма для исполнения его машиной.

Под языком программирования (ЯП) понимают совокупность средств и правил представления алгоритма в виде, приемлемом для компьютера.

Команды на языке программирования называются операторами

Чтобы начать работу с QBasic, надо запустить программу QBasic.exe.

(Команда: Пуск→Мой компьютер→Локальный диск С:\→папка Qbasic→файл QB)

После запуска QBasic на экране появится окно:


 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
После написания программы, чтобы ее просмотреть, надо нажать клавишу F5. Программа будет исполнена в случае отсутствия синтаксических ошибок. При допуске ошибки после запуска программы на экране появится окно с сообщением об ошибке. Можно выбрать кнопку Справка, чтобы получить информацию о допущенной ошибке, либо нажать клавишу Enter или Esc. После осуществляется возврат в окно редактирования, где курсор будет находиться в том месте, где была допущена ошибка. После исправления ошибок можно запустить программу с места, где она прервалась– F5, запустить программу сначала– Shift+F5. нажатием клавиши Alt осуществляется попадание в меню.

Для перехода на русский язык предназначено правое сочетание клавиш Ctrl+Shift,на английский– левое сочетание клавиш Ctrl+Shift

Алфавит языка программирования, например, QBasic содержит  следующие символы:

1. заглавные буквы латинского алфавита;

2. арабские цифры;

3. разделители; , ; . : ' (апостроф) " ( ) % (целая величина), & (длинное целое число), (пробел), ! (признак вещественной величины), # (признак второй точности), $ (текстовая величина);

4. знаки арифметических операций: +, -, *, / (деление), ^ (возведение в степень), \ (деление нацело), «MOD» (деление по модулю);

5. знаки операций отношений: >, <, =, < > (не равно), > =,< =.

Если необходимо вычислить значение арифметического выражения или нескольких арифметических выражений, то необязательно составлять программу. Можно использовать ЭВМ в режиме непосредственного счета.

Для этого не нужно делать никаких специальных переходов, потому что при включении ЭВМ находится в этом режиме.

Для того чтобы произвести вычисления, достаточно после оператора PRINT набрать нужное выражение.

ПРИМЕР: Нахождение значения арифметического выражения  

в QBasic будет выглядеть следующим образом–

PRINT 23*456-12/35+ SQR(56)

После запуска программы на исполнение нажатием клавиши F5 будет получено значение данного арифметического выражения: 10495.14.

Оператор PRINT в QBasic предназначен для вывода данных на экран. Если после оператора PRINT взять любую последовательность символов в кавычки, то эта последовательность и будет выведена на экран.

Задание 1. Разработать блок-схему и программу вычисления выражения  при .

 


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
Вывод:_________________________________________________________

___________________________________________________________

__________________________________________________________


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
 Разраб.
Савченков А.Е.
 Провер.
Рязанцева О.В.                                                        
 
 
 
 
 Утверд.
Рязанцева О.В.
  Тема практической работы  
Лит.
Листов
 
гр.
Практическая работа №9

 

Тема работы: «Тестирование программы».

Цель работы: Овладение навыками ручного тестирования и составление

тестовых случаев.

Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет.

ТСО: мультимедийный проектор, экран, ПК.

Программное обеспечение : Microsoft WINDOWS7, Open Office, Антивирус eScan, Paint, Internet Explorer.

Ход работы:




Общие сведения

Практическое задание.

Тести́рование програ́ммного обеспе́че́ния — процесс исследования, испытания программного продукта, имеющий своей целью проверку соответствия между реальным поведением программы и её ожидаемым поведением на конечном наборе тестов, выбранных определенным образом.

Практическое задание.

1 2 3
Разработать программу, согласно своему варианту: Разработать программу, согласно своему варианту:   Разработать программу, согласно своему варианту:

 

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
 Разраб.
Савченков А.Е.
 Провер.
Рязанцева О.В.                                                        
 
 
 
 
 Утверд.
Рязанцева О.В.
  Тема практической работы  
Лит.
Листов
 
гр.
Практическая работа № 10

Тема работы: «Программная реализация несложного алгоритма».

Цель работы: Закрепить знания по теме программирование, научиться реализовывать алгоритмы в среде программирования.

Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет.

ТСО: мультимедийный проектор, экран, ПК.

Программное обеспечение : Microsoft WINDOWS7, Open Office, Антивирус eScan, Paint, Internet Explorer.

Ход работы:

Практическая часть:


Пример программ на языке Паскаль

Несложные задачи Условный оператор и оператор выбора
Вывод предложения begin writeln('Привет, мир!'); end.   Площадь круга   Вычисление А в степени 8 Вычисления расстояния между точками на прямой Нахождение гипотенузы Минимум из двух значений var x,y: integer; min: integer; begin write('Введите x и y: '); readln(x,y); if x min := x else min := y; writeln('Минимум = ',min); end. Определение четности числа Состоит ли двузначное число из одинаковых чисел Упорядочивание двух чисел по возрастанию

 


 

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
Пример программ на языке Basic

Несложные задачи Условный оператор и оператор выбора
Вывод предложения Площадь круга   Вычисление А в степени 8 Вычисления расстояния между точками на прямой Нахождение гипотенузы Минимум из двух значений Определение четности числа Состоит ли двузначное число из одинаковых чисел Упорядочивание двух чисел по возрастанию Проверка чисел на двузначность

 

 

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
 Разраб.
Савченков А.Е.
 Провер.
Рязанцева О.В.                                                        
 
 
 
 
 Утверд.
Рязанцева О.В.
  Тема практической работы  
Лит.
Листов
 
гр.
Практическая работа №11

Тема работы: «Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели»

Цель работы: Изучение методов моделирования с использованием компьютера; выполнение анализа показателей заработной платы за год с использованием программы.

Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет.

ТСО: мультимедийный проектор, экран, ПК.

Программное обеспечение : Microsoft WINDOWS7, Open Office, Антивирус eScan, Paint, Internet Explorer.

Ход работы:

Исследование, являясь главным элементом познавательной деятельности, пронизывает все сферы бытия человека и общества в целом: обыденную (житейскую), научную, практическую.

Исследование - вид деятельности человека, позволяющий раскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденции развития, найти возможность использования полученных знаний в практической деятельности.

Процесс исследования – это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.

Графические возможности BASIC

Монитор – это электронное устройство, для отображения информации, вводимой в ЭВМ или выводимой из ЭВМ. Мониторы могут работать в двух режимах: текстовом и графическом. Каждый элемент экрана может иметь свой цвет.

Для выполнения графических операций в BASIC имеются специальные операторы, обеспечивающие изображение определенных геометрических фигур или их элементов. В каждом таком операторе описывается вид фигуры и ее параметры: размеры и положение на экране.

Для перехода в графический режим в BASIC необходимо в начале программы указать команду SCREEN 9. вообще этот оператор имеет несколько форматов (0­текстовый режим, 1­ с разрешением 320*200, 2­ с разрешением 640*200, 9­ с разрешением 640*350)

В режиме SCREEN 9 экран представляет собой координатную сетку с началом в левом верхнем углу, вправо от которого увеличивается координата x, а вниз­ координата y.

С­цвет

0­ черный

1­ синий

2­ зеленый

3­ голубой

4­ красный


 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  


5­ розовый

6­ коричневый

7­ светло серый

Таблица цветов

8­ темно­серый

9­ темно­синий

10­ ярко­зеленый

11­ ярко­голубой

12­ ярко­красный

13­ ярко­розовый

14­ желтый

15­ белый

PSET (x, y), c– оператор, изображающий точку с координатами (x, y), где c­ цвет

LINE (х1, у1)­(х2, у2), c–оператор, изображающий отрезок прямой

CIRCLE (х, у), R, c ,,, k– оператор, изображающий эллипс, где (х,у) ­координаты центра окружности, из которой эллипс получается, R­ радиус окружности, c­ номер цвета окружности, k– значение коэффициента сжатия.

Задание 1. На координатной плоскости изобразите произвольный рисунок (график).

 

Задание 2. Составьте текст программы в соответствии с предполагаемым рисунком.

 

Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
 Разраб.
Савченков А.Е.
 Провер.
Рязанцева О.В.                                                        
 
 
 
 
 Утверд.
Рязанцева О.В.
  Тема практической работы  
Лит.
Листов
 
гр.
Практическая работа № 12

Тема работы: «Конструирование программ на основе разработки алгоритмов процессов различной природы»

Тема работы:  Изучить среду моделирования, классификацию моделей.

Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет.

ТСО: мультимедийный проектор, экран, ПК.

Программное обеспечение : Microsoft WINDOWS7, Open Office, Антивирус eScan, Paint, Internet Explorer.

Ход работы:

Слово «модель» произошло от латинского слова «modulus», означает «мера», «образец». Его первоначальное значение было связано со строительным искусством, и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образа или прообраза, или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью.

Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ век. Однако методология моделирования долгое время развивалась отдельными науками независимо друг от друга. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.

Термин «модель» широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. В этом разделе мы будем рассматривать только такие модели, которые являются инструментами получения знаний.

Модель – это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.






Классификация моделей. Требования к моделям.

К классификации математических моделей можно подходить с разных позиций, положив в основу классификации различные принципы. Можно классифицировать модели по отраслям наук (математические модели в физике, биологии, социологии и т.д.) и по применяемому математическому аппарату (модели, основанные на использовании обыкновенных дифференциальных уравнений, дифференциальных уравнений в частных производных, стохастических методов, дискретных алгебраических преобразований и т.д.). Далее, если поинтересоваться общими закономерностями моделирования в разных науках (безотносительно к математическому аппарату) и поставить на первое место цели моделирования, то можно прийти к следующей классификации:


 

 

• дескриптивные (описательные) модели;

• оптимизационные модели;

• многокритериальные модели;

• игровые модели;

• имитационные модели.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  

Практическое задание:


Задание 1

Придумать и описать модель программы.

Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
 Разраб.
Савченков А.Е.
 Провер.
Рязанцева О.В.                                                        
 
 
 
 
 Утверд.
Рязанцева О.В.
  Тема практической работы  
Лит.
Листов
 
гр.
Практическая работа № 13

Тема: «Создание архива данных. Извлечение данных из архива»

Цель: изучение принципов архивации файлов, функций и режимов работы наиболее распространенных архиваторов, приобретение практических навыков работы по созданию архивных файлов и извлечению файлов из архивов.

Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет.

ТСО: мультимедийный проектор, экран, ПК.

Программное обеспечение : Microsoft WINDOWS7, Open Office, Антивирус eScan, Paint, Internet Explorer.

    Ход работы:

Сжатие информации - это процесс преобразования информации к виду при котором уменьшается избыточность в ее представлении и соответственно требуется меньший объем для ее хранения.

Архивный файл - это специальным образом организованный файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом и несжатом виде и служебную информацию об именах файлов, дате, времени создания или последнего изменения

Одним из наиболее популярных видов служебных программ являются программы, предназначенные для архивации данных, путем сжатия хранимой в них информации.

Архивация (упаковка) — помещение (загрузка) исходных файлов в архивный файл в сжатом или несжатом виде.

Целью архивации обычно являются:

-обеспечение более компактного размещения информации

-сокращение времени и стоимости передачи информации по каналам связи

-упрощение переноса информации с одного ПК на другой

-защита информации от несанкционированного доступа и компьютерных вирусов.

Архивация - это помещение файлов в архив.

Разархивация - это процесс восстановления файлов из архива точно в таком же виде какой они имели до помещения в архив

Характеристики архиваторов:

-степень сжатия, характеризуется коэффициентом сжатия, который вычисляется по формуле Vc/Vo*100%;

-скорость сжатия;

-сервис.

Практические задания :

1. Запустите архиватор (7Zip, WinRAR).

2. Изучите состав архиватора.

3. Создайте архив "Фамилия.rar", куда поместите все папки и файлы: F:\Фамилия.doc


 

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
4. Опишите технологию помещения файлов в архив и получите информацию о коэффициенте сжатия.

5. Распакуйте «Фамилия.rar», опишите процедуру разархивирования.

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
 Разраб.
Савченков А.Е.
 Провер.
Рязанцева О.В.                                                        
 
 
 
 
 Утверд.
Рязанцева О.В.
  Тема практической работы  
Лит.
Листов
 
гр.
Практическая работа №14

Тема работы: «Запись информации на внешние носители различных видов»

Цель работы: изучить классификации носителей информации, познакомиться с интерфейсом программы NERO, научиться записывать информацию на компакт-диски различных видов.

Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет.

ТСО: мультимедийный проектор, экран, ПК.

Программное обеспечение : Microsoft WINDOWS7, Open Office, Антивирус eScan, Paint, Internet Explorer.

Ход работы:

 

В современном обществе, где информация проблема носителей информации встала очень остро, так как объемы информации, генерируемые пользователями, возрастают в геометрической прогрессии. Под носителем информации с точки зрения компьютерных технологий подразумеваются устройства для хранения файловых данных в компьютерных системах.

Существует несколько классификаций носителей информации, различающихся по основанию:

CD – диски позволяют записать не более 700mb информации. На рынке присутствует два типа таких дисков: -R (однократная запись) и –RW (возможность многократной перезаписи). Функционально они различаются спецификой хранения: диски-R необходимо хранить в прохладном месте, недоступном для света. Диск нельзя перегибать, трогать поверхность руками, подвергать воздействию влаги. Нельзя воздействовать на обратную сторону диска (органический слой носителя находится ближе именно к той поверхности, с которой информация не считывается): на обратной стороне нельзя ничего писать, так как чернила со временем могут проникнуть через поверхность диска и вступить в реакцию органическим слоем. Лучше подходят для долговременного хранения данных. Диски-RW нельзя подвергать резким ударам.

В рамках развития DVD дисков появилось несколько стандартов записи. DVD-R один из первых появившихся стандартов записи DVD, разрабатывался главным образом под бытовые нужды хранения видео и звука (поэтому такие диски лучше совместимы с бытовыми DVD плеерами)


 

 

DVD-RW стандарт, дополнивший DVD-R, позволяющий производить запись многократно. Для достижения подобного эффекта использовался материал, способный многократно менять свои свойства под воздействием лазера. Обычно такие болванки можно перезаписывать до 1000 раз. Из-за использования отражающего слоя с другими свойствами, поддержка бытовыми приборами несколько хуже.

DVD+RW стандарт появился значительно позднее, чем DVD-RW. Отличием является то, что только такие диски поддерживают запись в несколько приемов, поэтому любою часть диска можно перезаписать отдельно. Это делает более совершенной систему коррекции ошибок - если сектор плохо записался, он просто переписывается заново. Данный стандарт записи имеет наилучшую совместимость с компьютерными DVD-ROM приводами. Совместимость с бытовыми DVD проигрывателями лучше, чем у DVD-RW, но хуже чем у DVD-R

В качестве устройств для записи информации на CD и DVD используются соответствующие приводы, позволяющие записывать информацию соответственно объемом ~ 700 mb и 4700mb – 9400 mb.

Для записи информации используются специальные программы, наиболее распространенной из которых является NERO. Основными пользовательскими режимами данной программы являются запись диска и дозапись диска (мультисессия).

Практические задания :




Задание

1. Вставьте компакт диск CD-RW в привод дисковода.

2. Загрузите программу DeepBurner , либо через кнопку Пуск, либо через пиктограмму с названием DeepBurner.

3. После появления окна DeepBurner в поле выбора вида носителя выберите носитель CD, а в поле пиктограмм режимов работы выберите режим Создать CD с данными.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФиИКТ.00.00.ТО  

4. При появлении окна формирования списка записываемых файлов перенесите мышкой файлы из Вашей папки диска Е: в поле Имя (второе поле от левого края окна) и затем щелкните по пиктограмме Запись.

5. После появления окна «Запись проекта»   щелкните по ярлычку Наклейка, в    поле «Имя диска» впишите имя Студент, затем щелкните по кнопке «Прожиг».

6.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 
После окончания записи щелкните мышкой по кнопке ОК

7. Нажмите на кнопку ввода носителя CD в привод и просмотрите содержимое CD. Результат предоставьте в виде скриншота.

8. В окна формирования списка записываемых файлов щелкните по пиктограмме Использование DeepBurner

9. В появившемся окне щелкните по пиктограмме DataCD и выполните дозапись файла (текстовый файл) на диск. Результат предоставьте в виде скриншота. Выполните очистку диска от информации, проверьте выполнение операции. Предъявите преподавателю чистый диск.

Вывод:________________________________________________________________________


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФ.00.00.ТО  
 Разраб.
Савченков А.Е.
 Провер.
Рязанцева О.В.                                                        
 
 
 
 
 Утверд.
Рязанцева О.В.
  Тема практической работы  
Лит.
Листов
 
гр.
Практическая работа №15

Тема: «Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка».

Цель работы: выработать практические навыки работы с операционной системой (ОС), с файлами и папками в ОС; изучить приемы копирования и перемещения объектов методом перетаскивания между панелями.

Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет.

ТСО: мультимедийный проектор, экран, ПК.

Программное обеспечение : Microsoft WINDOWS7, Open Office, Антивирус eScan, Paint, Internet Explorer.

Ход работы:

Операционная система представляет собой комплекс взаимосвязанных программ, который действует как интерфейс между приложениями и пользо­вателями с одной стороны и аппаратурой с другой стороны.

Исходя из этого определения, операционная система выполняет две группы функций:

1. Предоставление пользователю или программисту вместо реальной машины расширенную виртуальную машину, с которой удобней работать и которую легче программировать (операционная система как виртуальная машина).

2. Повышение эффективности использования компьютера путем рационального управления его ресурсами в соответствии с некоторыми критериями (операционная система управления ресурсами).

Таким образом, операционная система – это комплекс взаимосвязанных программ, предназначенный для повышения эффективности аппаратуры компьютера путем рационального управления его ресурсами, а также для обеспечения удобств пользователю путем предоставления ему расширенной виртуальной машины.

Графический пользовательский интерфейс - интерфейс, где для взаимодействия человека и компьютера используется графические средства.

Ярким примером графического пользовательского интерфейса служит интерфейс WINDOWS. При разработке этой ОС специалисты широко использовали возможные графические средства: рисунки, специальные значки, цветовое оформление, разнообразные начертания шрифтов, дизайн экрана и т.д.

Интерфейсы бывают однозадачные и многозадачные; однопользовательские и многопользовательские. Интерфейсы различают по способу запуска программ. Существуют универсальные интерфейсы, допускающие все способы запуска программ (Windows 95 и выше).


 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
   
ПР.ИНФиИКТ.00.00.ТО  


Внешние (периферийные) устройства персонального компьютера составляют важнейшую часть любого вычислительного комплекса. Стоимость внешних устройств в среднем составляет около 80-85% стоимости вычислительного комплекса. Внешние устройства обеспечивают взаимодействие компьютера с окружающей средой — пользователями, объектами управления и другими компьютерами. К внешним устройствам относятся:

-устройства ввода информации;

-устройства вывода информации;

-диалоговые средства пользователя;

-средства связи и телекоммуникации.

Драйвер (англ. driver, мн. ч. дра́йверы) — компьютерное программное обеспечение, с помощью которого другое программное обеспечение (операционная система) получает доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства. Когда ОС обнаруживает новое устройство, она пытается найти подходящий драйвер в своей базе данных. Если такого драйвера нет, его можно установить вручную с диска, который прилагается к устройству. Кроме того, любой драйвер можно бесплатно скачать из Интернета с сайта производителя.

Устройства компьютера, расположенные внутри системного блока, называются внутренними устройствами. Внешние устройства ПК подключаются к системному блоку через соответствующие разъемы. К системному блоку можно присоединить различные внешние устройства. По интерфейсу внешние устройства весьма разнообразны. По этому системный блок имеет различные внешние разъемы, рассмотрим некоторые из них.

Имеются специальные порты, через которые происходит обмен данными с внутренними устройствами компьютера, и порты общего назначения, к которым могут присоединяться различные дополнительные устройства (принтер, мышь, сканер и другие). Порты общего назначения бывают двух видов: параллельные (обозначаемые LPT1-LPT4) асинхронные последовательные (обозначаемые COM1-COM3). Параллельные порты выполняют ввод и вывод с большей скоростью, чем асинхронные последовательные, но требуют большего числа проводов для обмена данными. Очень широко используется разъем USB, здесь можно подключить несколько внешних устройств, включая флэш – память, принтеры, фотоаппараты и многие другие устройства. Данные разъемы могут располагаться помимо задней стенки еще и спереди, а также сверху. Небольшой разъем FIREWIRE, куда подключаются скоростные внешние устройства. Сетевой разъем для того, чтобы подключить локальную сеть или интернет посредством локальной сети. Маленькие разъемы PS/2, чтобы подключить клавиатуру и мышку.

 Практическая работа:

Привести примеры разновидностей интерфейсов:

1. Командная строка.

2. Total Commander, FarManager.

3. Рабочий стол Windows.

Выводы:

 

   

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ПР.ИНФиИКТ.00.00.ТО  
 Разраб.
Савченков А.Е.
 Провер.
Рязанцева О.В.                                                        
 
 
 
 
 Утверд.
Рязанцева О.В.
  Тема практической работы  
Лит.
Листов
 
гр.
Практическая работа №16

 Тема: «Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети»

Цель: Освоение приемов обмена файлами между пользователями локальной компьютерной сети.

Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет.

ТСО: мультимедийный проектор, экран, ПК.

Программное обеспечение : Microsoft WINDOWS7, Open Office, Антивирус eScan, Paint, Internet Explorer.

Теоретическая часть:

Основными устройствами для быстрой передачи информации на большие расстояния в настоящее время являются телеграф, радио, телефон, телевизионный передатчик, телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем.

Передача информации между компьютерами существует с самого момента возникновения ЭВМ. Она позволяет организовать совместную работу отдельных компьютеров, решать одну задачу с помощью нескольких компьютеров, совместно использовать ресурсы и решать множество других проблем.

Под компьютерной сетью понимают комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для обмена информацией и доступа пользователей к единым ресурсам сети.

Основное назначение компьютерных сетей - обеспечить совместный доступ пользователей к информации (базам данных, документам и т.д.) и ресурсам (жесткие диски, принтеры, накопители CD-ROM, модемы, выход в глобальную сеть и т.д.).

Абоненты сети – объекты, генерирующие или потребляющие информацию.

Абонентами сети могут быть отдельные ЭВМ, промышленные роботы, станки с ЧПУ (станки с числовым программным управлением) и т.д. Любой абонент сети подключен к станции.

Станция – аппаратура, которая выполняет функции, связанные с передачей и приемом информации.

Для организации взаимодействия абонентов и станции необходима физическая передающая среда.

Физическая передающая среда – линии связи или пространство, в котором распространяются электрические сигналы, и аппаратура передачи данных.

Одной из основных характеристик линий или каналов связи является скорость передачи данных (пропускная способность).

Скорость передачи данных – количество бит информации, передаваемой за единицу времени.

Обычно скорость передачи данных измеряется в битах в секунду (бит/с) и кратных единицах Кбит/с и Мбит/с.


 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
   
ПР.ИНФиИКТ.00.00.ТО  


Соотношения между единицами измерения: 1 Кбит/с =1024 бит/с; 1 Мбит/с =1024 Кбит/с;

1Гбит/с =1024 Мбит/с.

На базе физической передающей среды строится коммуникационная сеть. Таким образом, компьютерная сеть – это совокупность абонентских систем и коммуникационной сети. Виды сетей. По типу используемых ЭВМ выделяют однородные и неоднородные сети. В неоднородных сетях содержатся программно несовместимые компьютеры. По территориальному признаку сети делят на локальные и глобальные.

Локальные сети (LAN, Local Area Network) объединяют абонентов, расположенных в пределах небольшой территории, обычно не более 2–2.5км.

Локальные компьютерные сети позволят организовать работу отдельных предприятий и учреждений, в том числе и образовательных, решить задачу организации доступа к общим техническим и информационным ресурсам.

Глобальные сети (WAN, Wide Area Network) объединяют абонентов, расположенных друг от друга на значительных расстояниях: в разных районах города, в разных городах, странах, на разных континентах (например, сеть Интернет).

Взаимодействие между абонентами такой сети может осуществляться на базе телефонных линий связи, радиосвязи и систем спутниковой связи. Глобальные компьютерные сети позволят решить проблему объединения информационных ресурсов всего человечества и организации доступа к этим ресурсам.

Основные компоненты коммуникационной сети:

· передатчик;

· приемник;

· сообщения (цифровые данные определенного формата: файл базы данных, таблица, ответ на запрос, текст или изображение);

· средства передачи (физическая передающая среда и специальная аппаратура, обеспечивающая передачу информации).

Топология локальных сетей. Под топологией компьютерной сети обычно понимают физическое расположение компьютеров сети относительно друг друга и способ соединения их линиями.

Топология определяет требования к оборудованию, тип используемого кабеля, методы управления обменом, надежность работы, возможность расширения сети.






Дата: 2019-05-28, просмотров: 280.