Показатели | Расчетный план | Фактическое выполнение | Отклонение +, - | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. Розничный товарооборот, руб | 250 000 | 280 000 | + 30 000 | |
2. Удельный вес собственной продукции в предприятиях общественного питания | - | - | - | |
3. Валовая прибыль,руб | 140 000 | 130 000 | - 10 000 | |
4. Издержки обращения,руб | 20 000 | 20 000 | - | |
5. Прибыль от продажи,руб | 120 000 | 110 000 | - 10 000 | |
Прибыль от продажи, % | 48 | 39 | - 9 | |
Продолжение таблицы 14 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
6. Операционные доходы и расходы | ||||
- проценты к получению - проценты к уплате - доходы от участия в других предприятиях - прочие операционные доходы - прочие операционные расходы | - - - 30 000 7 000 | - - - 40 000 10 000 | - - - + 10 000 + 3000 | |
7. Доходы от внереализационных операций, руб | 500 | - | - 500 | |
8. Расходы от внереализационных операций, руб | 3600 | 4474 | +874 | |
9. Прибыль (убыток) до налогообложения | 139 900 | 135 526 | - 4374 | |
10. Налог на прибыль и другие аналогичные платежи, руб | 33 576 | 32 526 | - 1050 | |
11. Прибыль от обычной деятельности | 106 324 | 103 000 | - 3 324 | |
12. Чрезвычайные доходы | - | - | - | |
13. Чрезвычайные расходы | - | - | - | |
14. Чистая прибыль | 106 324 | 103 000 | - 3 324 | |
Итак, данные таблицы позволяют нам сделать вывод, что предприятие несколько не рассчитало свои силы на начальном этапе своей деятельности (об этом говорит невыполнение плана). В целом предприятие сработало неплохо, так как уровень прибыли в товарообороте достаточно высок, но резервы для увеличения прибыльностью все же имеются. Уровень прибыли можно увеличить путем расширения ассортимента реализуемой продукции и повышения в целом деловой активности, в частности продавцов и директора в части определения товарной номенклатуры.
Задание 9. Учет капиталов, фондов и резервов
День.
Уставный капитал – это взнос учредителя фирмы зарегистрированный в учредительных документах. Порядок его формирования регулируется законодательством и учредительными документами. Учет уставного капитала ведется на пассивном счете 80 «Уставный капитал». При регистрации фирмы «Мастер» в уставе обозначен уставный капитал в размере 100 000 рублей, который внесен полностью имуществом.
Внесение уставного капитала в бухгалтерском учете отражено проводками:
1. Дт 75 Кт 80 – зарегистрирован уставный капитал
2. Дт 75 Кт 08 - внесен вклад в уставный капитал учредителем в виде имущества.
Резервный капитал на предприятии образуется за счет прибыли. Он предназначен для покрытия убытков. Для учета резервного капитала используют счет 82 «Резервный капитал».
В бухгалтерском учете предусмотрены проводки для отражения операций с резервным капиталом:
1. Дт 84 Кт 82 - отчисления в резервный капитал
2. Дт 82 Кт 84 – использование резервного капитала
В ООО «МАСТЕР» резервный капитал образован в размере 5000 рублей.
Добавочный капитал представляет собой прирост капитала организации, образовавшейся в результате переоценки оборотных фондов. Учет добавочного капитала ведется на пассивном счете 83 «Добавочный капитал». На конец отчетного периода, который анализируется в рамках данного отчета, добавочный капитал сформирован в размере 3000 рублей.
Задание 10. Бухгалтерская отчетность. Анализ бухгалтерской отчетности
25-26 день.
Бухгалтерская отчетность – система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Организация составляет бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. При этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной .
Бухгалтерская отчетность ООО «Мастер» состоит из:
· Бухгалтерского баланса
· Отчета о прибылях и убытках
· Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами
· Пояснительной записки.
Так как предприятие было создано в 4 квартале 2002 года, то годовой отчет еще не составлялся.
Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности:
Ø Бухгалтерская отчетность организации является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).
Ø Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета и результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Ø Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте РФ.
Ø Бухгалтерская отчетность составляется по типовым формам, разработанным и утвержденным Минфином РФ.
Ø Министерства и ведомства РФ, республик, входящих в состав РФ, дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные формы бухгалтерской отчетности для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов РФ и республик, входящих в состав РФ.
Ø Организации, отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, в составе бухгалтерской отчетности представляют итоговую часть аудиторского заключения.
Ø Исправления отчетных данных после утверждения годовых отчетов производятся за отчетный период, в котором обнаружены искажения.
Ø Организация составляет бухгалтерскую отчетность, отражающую состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств, хозяйств, иных структурных подразделений, а также филиалов и представительств, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами.
Ø В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ» находящихся на территории РФ и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Минфином РФ.
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий:
Ø полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;
Ø полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета;
Ø осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;
Ø правильная оценка статей баланса.
Составлению отчетности должна предшествовать значительная
подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному
специальному графику. Важным этапом подготовительной работы
составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех
операционных счетов: калькуляционных, собирательно-
распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До
начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи
на синтетических и аналитических счетах (включая результаты
инвентаризации), проверена правильность этих записей.
Важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.
При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм подробно изложен в Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности.
Отчетным годом для всех организаций считается период с I января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.
Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.
Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.
Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчётов на начало и конец периода, взятых из Главной книги.
Следует отметить, что некоторые балансовые статьи заполняют непосредственно по остаткам соответствующих счетов («Касса», «Расчетный счет» и др.).
Значительная часть балансовых статей отражает сгруппированные данные нескольких синтетических счетов. Например, по статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» отражается сальдо по счетам 10, 15 и 16; по статье «Затраты в незавершенном производстве» — сальдо счетов 20, 21, 23, 29, 44 и т.п.
Конкретизация содержания баланса по годам осуществляется приказами Минфина РФ по квартальной и годовой отчетности.
Правила оценки статей баланса:
Правила оценки статей баланса установлены Положением о бухгалтерском учете и инструкциями по составлению бухгалтерской отчетности.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности основные средства и нематериальные активы отражают в балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тару, запасные части и другие материальные ресурсы — по фактической себестоимости; готовую и отгруженную продукцию в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» — по полной или неполной фактической производственной себестоимости и по полной или неполной нормативной (плановой) себестоимости продукции.
Материальные ценности, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели и частично потеряли свое первоначальное качество, отражают в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, когда они ниже первоначальной стоимости приобретения, с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.
Остатки средств организации по валютным счетам, другие денежные средства (включая денежные документы), ценные бумаги, дебиторскую и кредиторскую задолженность в иностранных валютах отражают в отчетности в валюте, действующей на территории РФ, в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка РФ, действующему на последнее число отчетного периода.
Расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые материалы на рассмотрение органам, уполномоченным разрешать соответствующие споры.
Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе не отрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
В случае реализации и прочего выбытия имущества организации (основных средств, производственных запасов, ценных бумаг и др.) убыток или доход по этим операциям относят на финансовые результаты организации.
Не возмещенные потери от стихийных бедствий списывают по решению руководителя организации за счет средств резервного капитала, или на финансовые результаты отчетного года организации (если у организации не образуется резервный капитал либо средств капитала недостаточно), или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.
Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) содержит сведения за отчетный и предыдущий годы:
Ø о прибыли (убытках) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (из выручки нетто вычитают себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы и управленческие расходы.
Ø о прибыли (убытках) по операционным доходам и расходам с выделением процентов к получению и уплате (сумм процентов по ценным бумагам и сумм, причитающихся от банков за пользование ими остатками средств на счетах организации), доходов от участия в других организациях и прочих операционных доходов и расходов;
Ø о прибыли (убытках) от финансово-хозяйственной деятельности, определяемой сложением финансовых результатов от реализации и операционных доходов и расходов;
Ø о прочих внереализационных доходах и расходах;
Ø о валовой прибыли, определяемой сложением прибыли (убытков) от финансово-хозяйственной деятельности с внереализационными доходами и расходами;
Ø о налоге на прибыль;
Ø об отвлеченных средствах из прибыли;
Ø о нераспределенной прибыли (убытках) отчетного года, которую определяют вычитанием из валовой прибыли налога на прибыль и отвлеченных средств.
Отчет о движении капитала (ф. № 3) состоит из двух разделов и справки.
В разделе I «Собственный капитал» показывают остаток на начало года, поступления, расход (использование) и остаток на конец года составных частей собственного капитала (уставного и добавочного капитала, резервного фонда, нераспределенной прибыли прошлых лет, фондов накопления и социальной сферы, целевых финансирования и поступлений).
В разделе II «Прочие фонды и резервы» показывают остатки на начало и конец года и движение фондов потребления, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов.
В справке приводят сведения о чистых активах организации и полученных из бюджета и отраслевых и межотраслевых фондов средствах на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских работ, возмещение убытков, социальное развитие и прочие цели.
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности,
В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация указывает изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.
Содержание пояснительной записки к годовому отчету может конкретизироваться в ежегодных инструкциях о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности.
Кроме того, в пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Другим органам исполнительной власти, банкам или иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.
Организации обязаны представить квартальную бухгалтерскую отчетность в течении 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, предусмотренном учредительными документами организации.
Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день фактической передачи ее принадлежности или дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности первый следующий за ним рабочий день.
Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование.
В приложении к отчету представлены основные документы бухгалтерской отчетности ООО «Мастер» за 1 квартал 2003 года.
День.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.
Финансовое состояние предприятия (ФСП) зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности
Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.
Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Анализ финансового состояния организации предполагает следующие этапы.
1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования.
1.1. Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности.
1.2. Оценка надежности информации статей отчетности.
2. Оценка и анализ экономического потенциала организации.
2.1. Оценка имущественного положения.
2.1.1. Построение аналитического баланса-нетто.
2.1.2. Вертикальный анализ баланса.
2.1.3. Горизонтальный анализ баланса.
2.1.4. Анализ качественных изменений в имущественном положении.
2.2. Оценка финансового положения.
2.2.1. Оценка ликвидности.
2.2.2. Оценка финансовой устойчивости.
3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
3.1. Оценка производственной (основной) деятельности.
3.2. Анализ рентабельности.
3.3. Оценка положения на рынке ценных бумаг.
Информационную основу данной методики составляет система показателей бухгалтерской отчетности.
Оценка и анализ экономического потенциала организации
Оценка имущественного положения
Экономический потенциал организации может быть охарактеризован двояко: с позиции имущественного положения предприятия и с позиции его финансового положения. Обе эти стороны финансово-хозяйственной деятельности взаимосвязаны — нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения и наоборот.
Согласно действующим нормативам, баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Однако ряд статей по-прежнему носит характер регулирующих. Для удобства анализа целесообразно использовать так называемый уплотненный аналитический баланс-нетто, который формируется путем устранения влияния на итог баланса (валюту) и его структуру регулирующих статей. Для этого:
· суммы по статье «Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал» уменьшают величину собственного капитала и величину оборотных активов;
· на величину статьи «Оценочные резервы («Резерв по сомнительным долгам»)» корректируется значение дебиторской задолженности и собственного капитала предприятия;
· однородные по составу элементы балансовых статей объединяются в необходимых аналитических разделах (долгосрочные текущие активы, собственный и заемный капитал).
Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы.
В процессе функционирования предприятия величина активов, их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.
Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Вертикальный анализ позволяет перейти к относительным оценкам и проводить хозяйственные сравнения экономических показателей деятельности предприятий, различающихся по величине использованных ресурсов, сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности.
Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).Степень агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга. Поэтому на практике не редко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру бухгалтерской отчетности, так и динамику отдельных ее показателей. Оба этих вида анализа особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, так как позволяют сравнивать отчетность различных по виду деятельности и объемам производства предприятий.
Критериями качественных изменений в имущественном положении предприятия и степени их прогрессивности выступают такие показатели, как:
· сумма хозяйственных средств предприятия;
· доля активной части основных средств;
· коэффициент износа;
· удельный вес быстрореализуемых активов;
· доля арендованных основных средств;
· удельный вес дебиторской задолженности и др.
Формулы для расчета данных показателей приведены в прил.2.
Рассмотрим их экономическую интерпретацию.
Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия. Этот показатель дает обобщенную стоимостную оценку активов, числящихся на балансе предприятия. Это учетная оценка, не совпадающая с суммарной рыночной оценкой его активов. Рост этого показателя свидетельствует о наращивании имущественного потенциала предприятия.
Доля активной части основных средств. Под активной частью основных средств понимают машины, оборудование и транспортные средства. Рост этого показателя в динамике обычно расценивается как благоприятная тенденция.
Коэффициент износа. Показатель характеризует долю стоимости основных средств, оставшуюся к списанию на затраты в последующих периодах. Коэффициент обычно используется в анализе как характеристика состояния основных средств. Дополнением этого показателя до 100 % (или единицы) является коэффициент годности. Коэффициент износа зависит от принятой методики начисления амортизационных отчислений и не отражает в полной мере фактического износа основных средств. Аналогично, коэффициент годности не дает точной оценки их текущей стоимости. Это происходит из-за ряда причин: темпа инфляции, состояния конъюнктуры и спроса, правильности определения полезного срока эксплуатации основных средств и т.д. Однако не смотря на недостатки, условность показателей изношенности и годности, они имеют определенное аналитическое значение. По некоторым оценкам, значение коэффициента износа более, чем на 50% считается нежелательным.
Коэффициент обновления. Показывает, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют новые основные средства.
Коэффициент выбытия. Показывает, какая часть основных средств, с которыми предприятие начало деятельность в отчетном периоде, выбыла из-за ветхости и по другим причинам.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 296.