Культура Югославии периода предраспада
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Культура Югославии периода предраспада

(отчет по исследовательской практике)

2007 год.



Оглавление

 

1. Актуальность исследования

2. Теоретико-методологическая база исследования

3. Результаты исследования

3.1 Некоторые особенности исторического пути Югославии

3.2 Атмосфера жизни в Югославии, вторая половина XX века

3.3 Исторические факторы формирования деструктивных политических систем

3.4 Идеология современных деструктивных политических систем повлиявших на кризис в Югославии

3.5 Заключение

4. Интерпретация базовых понятий

5. Системно-функциональный анализ

Список использованной литературы



Актуальность исследования

 

СССР и Югославия столкнулись в 90-х годах, с одинаковой проблемой, проблемой смуты – национального унижения и распада, падения независимо будь это в общественной жизни (увеличение количества преступлений, ухудшения благосостояния граждан) или художественной культуры (огромный поток низкопробных продуктов культуры в СМИ: назойливая реклама, шоу – вырабатывающие желание пустой популярности и т.д.). Искусство стало меньше нести собой «светлой и живой правды», поскольку то, что имело такое смысловое содержание, как правило, не доносилось до широких людских масс.

Но при выборе темы данного исследования мы не стремились конкретно анализировать сегодняшнее состояние культуры, потому что каждый человек, воспринимая его, так или иначе, интерпретирует и чувствует современную культурную ситуацию. При этом кто-то тоскует по ушедшему порядку и гуманистическим достижениям культуры общества, кто-то разделяет и активно поддерживает происходящие социокультурные процессы.

Мы направляем наш исследовательский интерес на культуру Югославии, во-первых, потому что рассмотрение именно ее достижений позволит взглянуть на принципиально иной путь становления социалистического общества, как прогрессивной в социокультурном плане системы, качественно отличный от того, что было в СССР. К тому же сама культура Югославии является родственной культуре России, между двумя народами были сближения не только в давние времена. В частности, можно обратиться к недавней, с точки зрения истории, ситуации, когда в конце прошлого столетия, при формировании союза России и Белоруссии серьезно рассматривалась возможность присоединения к данному альянсу и Югославии.

Во-вторых, мы считаем необходимым, проанализировав особенности внешнего влияния на Югославскую культуру означенного периода со стороны политических систем, способствовавших ее кризису определить, явилось ли причиной их вмешательства во внутреннюю политику Югославии недовольство состоянием и достижениями ее культуры.

Далее можно выделить факторы из югославской истории, чтобы увидеть чётче основание того, из чего выходит актуальность этой темы.

I.50-80-е года в Югославии:

• Взаимопонимании между народами бывшей Югославии.

• Относительная экономическая стабильность и независимость в бывшей Югославии.

• Развитие гуманистического аспекта в культуре бывшей Югославии.

II.Конец 80-х-90-е годы:

• Национальная неприязнь.

• Войны между бывшими дружественными народами.

• Развал экономики.

• Спад в культуре

Таким образом, глядя на такое развитие социокультурных процессов, мы можем утверждать, что наше обращение к теме Югославской культуры периода предраспада актуально.

Проблема исследования состоит в противоречии между актуальностью углубленного культурологического анализа особенностей югославской культуры периода предраспада и отсутствием такого рода исследований.

Объект исследования – культура Югославии периода предраспада как феномен культуры.

Предмет исследования – особенности культуры Югославии периода предраспада, анализ и связь с современными особенностями культуры.

Цель исследованиярассмотреть достижения югославской культуры периода предраспада, дать характеристику идеологии систем, воздействовавших на югославский кризис.

Исходя из цели исследования, можно выделить его основные задачи:

1. Проанализировать историю Югославии.

2. Изучить состояния культуры Югославии.

3. Сделать анализ факторов отрицательных событий произошедших в Югославии в 90-е годы.

4. Сделать анализ факторов систем, повлиявших на события, произошедшие в Югославии в 90-е годы.

5. Проанализировать идеологии систем, воздействовавших на югославский кризис.


2. Теоретико-методологическая база исследования Исследование происходило следующим образом. Наметив основу плана, я начинал искать все ссылки связанные с пунктами и главами моей работы в различных информационных ресурсах (библиотеки, Internet, специалисты). Получив и проанализировав информацию, я продолжал писать, продолжая получать и искать сведения по интересующей мне тематике. Большее количество просмотренной мной литературы (выпущенной с 90-х) касающееся темы культура Югославии затрагивали тем или иным образом проблемы произошедшего кризиса (журнал Слово; Долгополова С. Развод; Терзич С., Сербский вопрос; Джуретич В. Развал Югославии: основные течения 1918-2003 гг.: ист. предпосылки гражд. войны в Югославии 1991-1995 гг. Агрессия Нато и др.). Наиболее интересным аналитическим материалом рассматривающие не только современное состояние культуры Югославии, но и предшествующее – является статья ректора белградского университета культуры Милены Дражечивич-Сесич (Драгичевич): «Культурная политика, институциональная система и направления в развитии искусства сегодняшней Сербии». Мною рассмотрены были некоторые произведения художественной культуры (драматургия, кино, живопись, музыка, литература) и материалы анализировавшие её (Черненко М.М. Кино Югославии; Егорова В.Н. Современная музыка Словении и Сербии; История литературы Югославии 1945-1995 гг. и др.).Помощью в рассмотрение югославской экономической модели (которая следственно влияла на общественную жизнь) послужили работы Егора Гайдара «Гибель империи» дипломная работа по предмету история Николаевой Т.В. «Анализ югославской модели социализма в контексте причин балканского кризиса 90-х годов» и «Опыт рабочего самоуправления» З. Танко.Работа осуществлялась с опорой на системный подход к пониманию культуры, так как только в таком случае, возможно определить основные причинно-следственные и функциональные взаимосвязи развития той или иной культуры как целостного явления.

В работе использовались такие методы, как:


Диахронный метод – этот метод был опробирован в результате процесса выявления и изучения признаков, характеризующих историческое развитие различных элементов культуры Югославии и условий ее функционирования.

Синхронный метод – этот метод был опробирован в результате процесса выявления и изучения признаков, характеризующих современное состояние различных элементов культуры Югославии и условий ее функционирования.

Результаты исследования

Заключение

 

Тема-название моей работы начинается со слова культура, и эта культура страны, выбранная для исследования, как понятно формировалась в редких промежутках мира или во время войны, даже ни одно поколение не прожило, чтобы не было войны, начиная с далёких времён до XX века. Как интересно, какие высоты человеческая культура и уровни общественных взаимоотношений, были бы достигнуты, и не только в Югославии, если не было тех идеологий, которые основаны на подчинение и обмане человека человеком.

Хотелось бы в заключение отметить, что эта идеология не конкретная беда какого-то народа или страны, она представляется мне как бестелесный фантом, который появился в далёкие времена и стал влиять на жизнь и поступки каждого. Мы, как правило, особо не замечаем прямой связи с этим фантом, в конкретных частностях или окружающей жизни. Понять его суть, нам помогают, самые высокие достижения культуры, которые подвигают нас разрешить этот фантом, эту идеологию.

 



Список использованной литературы

1. Быков, П. Милошевич обвиняет [Текст] / П. Быков // Эксперт. – 2005. – № 42. – С. 98

2. Гавилевский, С. Белград в октябре [Текст] / С. Гавилевский // Советская культура. – 1980. – 17 октября.

3. Гуськова, М. Современная история Югославии в документах [Текст] / М. Гуськова. – М.: ПОИР, 1992. – 345с.

4. Джуретич, В. Развал Югославии: основные течения 1918-2003 годов: исторические предпосылки гражданской войны в Югославии 1991-1995 годов. Агрессия НАТО против сербского народа 1999 г. – М.: [Б.и.], 2003. – 210 с.

5. Долгополова, С. Развод [Текст] / С. Долгополова//Эхо планеты. – 2006 №22-23, с.16-17

6. Дражечивич-Сесич, М. Культурная политика, институциональная система и направления в развитии искусства сегодняшней Сербии [Электронный ресурс] / М. Дражечивич-Сечич // Режим доступа: www.dvinaland. Ru/culture/Publications/EoC/EoC1998-2/08.pdf

7. Егорова, В.Н. Современная музыка Словении (1945-1985) [Текст] / В.Н. Егорова [Б.и.], – 2001

8. Егорова, В.Н. Современная музыка Сербии (1945-1985) [Текст] / В.Н. Егорова [Б.и.], – 2001

9. Живопись Югославии: [Открытки]. – 1971

10. Замятина, Т. Живели [Текст] / Т. Замятина //Эхо планеты – 2003 - №26; С.26-31

11. Злыднёва, Н. Искусство Черногории [Текст] / Н.Злыднёва // Искусство – 1981 - №12;

12. История литератур Восточной Европы после второй мировой войны: В 2т./ С.В. Шерлаимова, В.А. Хореев, Н.Н. Пономарёва и др.; Редкол.: В.А. Хореев и др.; Рос. АН. Ин-т славяноведения и балканистики. – М.: Индрик. – 1995

13. Мошечков, С. Край Косово – двойные стандарты здесь издревле [Текст] / С. Мошечков // Российская Федерация сегодня. - 2006. - №2. – С.62

14. Пикулёва, Г. Фотолетопись друзей. [Текст] / Г. Пикулёва // Советская культура. – 1976. – 26 ноября

15. Развитие связей между СССР и СФРЮ в области культуры, 1976-1985: Библиог. Указ./ Всесоюз. гос. б-ка иностр. лит. (Москва), нар. б-ка Сербии (Белград); Сост. Н.Н. Егорычева, С. Кашич и др.. – 1989

16. Ровинский, П. Сербская физиономия Белграда [Текст] / П. Ровинский //Родина – 2006 №9 С.54-55

17. Танко, З. Анализ опыта самоуправления в Югославии [Текст] / З. Танко – М.: Экономика 1990. – 242 с.

18. Терзич, С. Сербский вопрос [Текст] / С. Терзич //Международная жизнь. – 1998 – №4 – С.73-77.

19. Черненко, М.М. Кино Югославии. [Текст] / М.М. Черненко – М.: [Б.и.], – 1986

20. Югославия. Искусство югославских примитивистов: [альбом]. – б.г.

21. Югославия в огне (1990-1992): Документы, факты, коммент./ Фонд югославян. исслед. и сотрудничества «Слав. летопись»; Отв. ред. Е.Ю. Т.1: 1945-1960 гг.. – 1995

Культура Югославии периода предраспада

(отчет по исследовательской практике)

2007 год.



Оглавление

 

1. Актуальность исследования

2. Теоретико-методологическая база исследования

3. Результаты исследования

3.1 Некоторые особенности исторического пути Югославии

3.2 Атмосфера жизни в Югославии, вторая половина XX века

3.3 Исторические факторы формирования деструктивных политических систем

3.4 Идеология современных деструктивных политических систем повлиявших на кризис в Югославии

3.5 Заключение

4. Интерпретация базовых понятий

5. Системно-функциональный анализ

Список использованной литературы



Актуальность исследования

 

СССР и Югославия столкнулись в 90-х годах, с одинаковой проблемой, проблемой смуты – национального унижения и распада, падения независимо будь это в общественной жизни (увеличение количества преступлений, ухудшения благосостояния граждан) или художественной культуры (огромный поток низкопробных продуктов культуры в СМИ: назойливая реклама, шоу – вырабатывающие желание пустой популярности и т.д.). Искусство стало меньше нести собой «светлой и живой правды», поскольку то, что имело такое смысловое содержание, как правило, не доносилось до широких людских масс.

Но при выборе темы данного исследования мы не стремились конкретно анализировать сегодняшнее состояние культуры, потому что каждый человек, воспринимая его, так или иначе, интерпретирует и чувствует современную культурную ситуацию. При этом кто-то тоскует по ушедшему порядку и гуманистическим достижениям культуры общества, кто-то разделяет и активно поддерживает происходящие социокультурные процессы.

Мы направляем наш исследовательский интерес на культуру Югославии, во-первых, потому что рассмотрение именно ее достижений позволит взглянуть на принципиально иной путь становления социалистического общества, как прогрессивной в социокультурном плане системы, качественно отличный от того, что было в СССР. К тому же сама культура Югославии является родственной культуре России, между двумя народами были сближения не только в давние времена. В частности, можно обратиться к недавней, с точки зрения истории, ситуации, когда в конце прошлого столетия, при формировании союза России и Белоруссии серьезно рассматривалась возможность присоединения к данному альянсу и Югославии.

Во-вторых, мы считаем необходимым, проанализировав особенности внешнего влияния на Югославскую культуру означенного периода со стороны политических систем, способствовавших ее кризису определить, явилось ли причиной их вмешательства во внутреннюю политику Югославии недовольство состоянием и достижениями ее культуры.

Далее можно выделить факторы из югославской истории, чтобы увидеть чётче основание того, из чего выходит актуальность этой темы.

I.50-80-е года в Югославии:

• Взаимопонимании между народами бывшей Югославии.

• Относительная экономическая стабильность и независимость в бывшей Югославии.

• Развитие гуманистического аспекта в культуре бывшей Югославии.

II.Конец 80-х-90-е годы:

• Национальная неприязнь.

• Войны между бывшими дружественными народами.

• Развал экономики.

• Спад в культуре

Таким образом, глядя на такое развитие социокультурных процессов, мы можем утверждать, что наше обращение к теме Югославской культуры периода предраспада актуально.

Проблема исследования состоит в противоречии между актуальностью углубленного культурологического анализа особенностей югославской культуры периода предраспада и отсутствием такого рода исследований.

Объект исследования – культура Югославии периода предраспада как феномен культуры.

Предмет исследования – особенности культуры Югославии периода предраспада, анализ и связь с современными особенностями культуры.

Цель исследованиярассмотреть достижения югославской культуры периода предраспада, дать характеристику идеологии систем, воздействовавших на югославский кризис.

Исходя из цели исследования, можно выделить его основные задачи:

1. Проанализировать историю Югославии.

2. Изучить состояния культуры Югославии.

3. Сделать анализ факторов отрицательных событий произошедших в Югославии в 90-е годы.

4. Сделать анализ факторов систем, повлиявших на события, произошедшие в Югославии в 90-е годы.

5. Проанализировать идеологии систем, воздействовавших на югославский кризис.


2. Теоретико-методологическая база исследования Исследование происходило следующим образом. Наметив основу плана, я начинал искать все ссылки связанные с пунктами и главами моей работы в различных информационных ресурсах (библиотеки, Internet, специалисты). Получив и проанализировав информацию, я продолжал писать, продолжая получать и искать сведения по интересующей мне тематике. Большее количество просмотренной мной литературы (выпущенной с 90-х) касающееся темы культура Югославии затрагивали тем или иным образом проблемы произошедшего кризиса (журнал Слово; Долгополова С. Развод; Терзич С., Сербский вопрос; Джуретич В. Развал Югославии: основные течения 1918-2003 гг.: ист. предпосылки гражд. войны в Югославии 1991-1995 гг. Агрессия Нато и др.). Наиболее интересным аналитическим материалом рассматривающие не только современное состояние культуры Югославии, но и предшествующее – является статья ректора белградского университета культуры Милены Дражечивич-Сесич (Драгичевич): «Культурная политика, институциональная система и направления в развитии искусства сегодняшней Сербии». Мною рассмотрены были некоторые произведения художественной культуры (драматургия, кино, живопись, музыка, литература) и материалы анализировавшие её (Черненко М.М. Кино Югославии; Егорова В.Н. Современная музыка Словении и Сербии; История литературы Югославии 1945-1995 гг. и др.).Помощью в рассмотрение югославской экономической модели (которая следственно влияла на общественную жизнь) послужили работы Егора Гайдара «Гибель империи» дипломная работа по предмету история Николаевой Т.В. «Анализ югославской модели социализма в контексте причин балканского кризиса 90-х годов» и «Опыт рабочего самоуправления» З. Танко.Работа осуществлялась с опорой на системный подход к пониманию культуры, так как только в таком случае, возможно определить основные причинно-следственные и функциональные взаимосвязи развития той или иной культуры как целостного явления.

В работе использовались такие методы, как:


Диахронный метод – этот метод был опробирован в результате процесса выявления и изучения признаков, характеризующих историческое развитие различных элементов культуры Югославии и условий ее функционирования.

Синхронный метод – этот метод был опробирован в результате процесса выявления и изучения признаков, характеризующих современное состояние различных элементов культуры Югославии и условий ее функционирования.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.