МДК 03.01. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания

для студентов заочного отделения

ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж»

по выполнению самостоятельной работы

по учебной дисциплине

  

МДК 03.01. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Преподаватель Матвеева Н.Я.

5 курс

 

Архангельск 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка   2
Тематический план 3
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы Тема 1.1.Психологические основы обучения  Тема 1.2. Особенности учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста Тема 1.3. -1.7…….. 5
Задания для домашней контрольной работы -10 вариантов Критерии оценки контрольной работы Рецензия - бланк    6
Вопросы к дифференцированному зачету (контрольная работа)   17
Задания для экзамена квалификационного                                                ПМ03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Составление плана коррекционно-развивающей работы с дошкольником (по результатам диагностики)   17
 Приложение (домашняя контрольная работа, п.2.,задания на практику) 1. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка 3-7лет, (диагностические методики, протоколы, схема психолого-педагогической характеристики ребенка, схема рекомендаций, примерный образец характеристики). 2. Критерии оценки контрольной работы 3. Рецензия - бланк 27

Пояснительная записка

 

В учебном процессе профессиональной образовательной организации выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная (выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию); внеаудиторная (выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия).

В ходе самостоятельной работы студенты овладевают умениями работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, пособиями, составлять технологическую документацию, решать производственные ситуационные задачи, анализировать свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 «Дошкольное образование» по программе углублённой подготовки при освоении программы учебной дисциплины МДК 03.01. Теоретические основы обучения детей в разных возрастных группах.  

Методические указания включают тематический план, задания для внеаудиторной самостоятельной работы, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, задания для домашней контрольной работы и примерных вопросов для дифференцированного зачёта

 Программа междисциплинарного курса МДК 03.01. Теоретические основы обучения детей в разных возрастных группах  

  состоит из 1 раздела  и  7 (2) тем. Структура учебной дисциплины (МДК) и её (его) тематическое содержание представлены на две темы 1.1. , 1.2.  и сформированы таким образом, чтобы в достаточной мере познакомить обучающихся с основными областями изучаемого знания – Тема1.1. Основы психологии обучения детей дошкольного возраста, особенности учебной деятельности дошкольников, причины трудностей в обучении.                     Тема1.2. Особенности учебно-познавательной деятельности детей, где рассматриваются возрастные особенности развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Примечание: Тема 1.3. – 1.7. Педагогические основы организации обучения дошкольников, рассматриваются другим преподавателем.

 

В результате освоения учебной дисциплины  МДК 03.01. Теоретические основы обучения детей в разных возрастных группах

 

обучающийся должен:

знать:

- основы организации обучения дошкольников

-  приёмы работы с одарёнными детьми

- способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

-  диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;

- требования  к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка

 

уметь:

- составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;

- -определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- -отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики

 

 

Иметь опыт:

- организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;

- составления психолого-педагогической характеристики ребёнка;

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование тем
1 Тема 1.1. Тема 1.1. Психологические основы обучения  Общая характеристика процесса обучения Учебная деятельность как особая форма учения
2 Тема 1.2. Особенности учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста Познавательная деятельность детей дошкольного возраста Развитие восприятия дошкольников Развитие внимания и памяти детей дошкольного возраста. Развитие мышления и речи детей дошкольного возраста Развитие воображения детей дошкольного возраста Диагностика и коррекция познавательной сферы дошкольника Современные подходы к развитию познавательной сферы дошкольников
3 Тема 1.3. -1.7. …….Педагогические основы организации обучения

                ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Вариант 1

Тема: Особенности учебной деятельности детей дошкольного возраста

План

Введение

1.Теоретические основы формирования элементов учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

1.1. Понятие учебная деятельность, ее структура

1.2. Особенности формирования элементов учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

1.3. Уровни учебной деятельности детей дошкольного возраста (по А.П.Усовой)

 2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)

2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1

2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка

2.3. Рекомендации по результатам диагностики

Заключение

Методические рекомендации                                                                                                                 В первом пункте, в содержании следует раскрыть суть учебной деятельности дошкольников. Структура учебной деятельности: мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка), выделить и описать особенности формирования элементов учебной деятельности у дошкольников, представить этапы сформированности учебной деятельности у детей

Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).

Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).

Разрабатываются рекомендации (кратко)                                                                                                 В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст

Литература

Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. Учебное пособие. - М.: АПО, 1997.- 152 с. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - Спб, 1997.

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учеб. пос.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.-264с Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник 3-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 1998. - 456 с.

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: «Роспедагенство», 1996. - 374 с.

Педагогическая психология /Под ред. Н.В. Клюевой.-М.: ВЛАДОС_ПРЕСС, 2003.-400 с.

Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.: Школа-Пресс, 1977. - 384 с.

СтоляренкоЛ.Д. Педагогическая психология.-Ростов-на-Дону «Феникс» 2003. - с.125-127.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для стед. Сред. Пед. Учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1998.-336с.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М.: Владос, 1995. - 291 с.

http://www.opmpk55.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=87:2010-02-02-04-50-58&catid=34:katotdel1&Itemid=59 http://ccpmss.edu35.ru/attachments/category/3/пед%20хар-ка.doc

Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формиро­вания умения учиться. - М., 1992.

 

Вариант 2

Вариант 3

План

Введение

1.Теоретические основы сопровождения развития одаренных детей

 1.1.Понятие одаренный ребенок, признаки одаренности, характеристика одаренных детей

 1.2. Формы, методы, приемы работы с одаренными детьми

1.3. Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка

2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)

2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1

2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка

2.3. Рекомендации по результатам диагностики

Заключение

Методические рекомендации                                                                                                                  В первом пункте, в содержании следует раскрыть признаки одаренности детей дошкольного возраста, особенности этих детей, особенности обучения и воспитания (формы, методы, приемы работы с одаренными детьми), индивидуальное сопровождения развития.

Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).

Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).

Разрабатываются рекомендации (кратко)

В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст

 

Литература

Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии», 2003. — № 6. — С. 17-31.

Веракса Н.С. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Н.С. Веракса, О.Р. Галимов. М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 80 с.

Влавацкая И. Н. Одаренные дети в ДОУ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/24/odarennye-deti-v-dou-0

Ипатова О. Мотор развития. О воспитании и обучении одаренных детей /Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов №5, 2012. С.34-39.

Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - Москва, -2000 г.

Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). - Ижевск, 1993.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продук­тивного обучения. - М., 2000.

Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Вопросы психологии» №1 1996 г.; №3 1996 г.

Вариант 4

Тема: Познавательное развитие детей дошкольного возрастав соответствии с ФГОС ДО.

План

Введение

1.Теоретические основы познавательного развития детей дошкольного возраста

1.1.Понятие познавательное развитие, познавательные действия, суть образовательной области (познание) ФГОС ДО.

1.2. Этапы познавательного развития по Г.И Щукиной: любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность

1.3. Психолого-педагогические условия, педагогические технологии познавательного развития дошкольников, познавательной деятельности детей

2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)

2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1

2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка

2.3. Рекомендации по результатам диагностики

Заключение

Методические рекомендации

В первом пункте, в содержании следует раскрыть основные понятия по теме, представить материалы ФГОС ДО, описать этапы познавательного развития, их специфику, отличительные особенности, уровни сформированности любознательности, познавательных интересов, познавательной активности, представить педагогические технологии познавательного развития на современном этапе дошкольного образования, педагогические условия познавательной деятельности дошкольников.

Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).

Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).

Разрабатываются рекомендации (кратко)

В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст

Литература

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336с

Годовина Д.Б. Формирование познавательной активности детей. /Дошк. восп-е, № 1, 1986, с.28.

Глуховера Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности. /Дошк. восп-е”, № 11, 1976, с.18.

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учеб. пос.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.-264с.

Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2000.- 178 с.

Марамыгина Е. А. Познавательное развитие дошкольников с учетом требований ФГОС [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/18/poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov-s-uchetom-trebovaniy-fgo

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – с.192.

Смирнова Е.О. Психология ребенка.Учебник для пед. училищ и вузов - М.: Школа-Пресс, 1997, с.384.

Чернышенко Ю. К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет //Вестник Адыгейского госуд. унив.. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. - №2. – с.170-173.

Вариант 5

Тема: Особенности развития восприятия (сенсорное развитие) детей дошкольного возраста

План

Введение

1.Теоретические основы особенностей развития восприятия у детей дошкольного возраста

1.1.Понятие восприятие, возрастные особенности сенсорного развития дошкольников: освоение сенсорных эталонов (цвет, форма, пространства, времени), овладение перцептивными действиями, развитие наблюдательности

1.2. Особенности восприятия детьми иллюстраций и сказок

1.3. Психолого-педагогические условия, педаг-е технологии развития восприятия дошкольников

2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)

2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1

2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка

2.3. Рекомендации по результатам диагностики

Заключение

Методические рекомендации                                                                                                                  В первом пункте, в содержании следует раскрыть основные понятия по теме, раскрыть понятия предэталоны, опредмечивание эталонов, система эталонов, слитность восприятия, интеллектуализация восприятия и т.д. , раскрыть педагогические условия развития восприятия детей (игры и т.п.)

Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).

Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).

Разрабатываются рекомендации (кратко)

В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст

 Литература

Бабкин П.А. Практический курс сенсорного развития ребенка по методу “цвет-звук-движение-число-эмоция”.- м.: Просвещение, 1991.-175с.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей.- Ярославль, “Академия развития”, 1997.

Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятия в раннем и дошкольном детстве // Избр. Психолог. труды:В 2т.-М.,1986.- т.1-с.91-99. или// Псих. дошк-ка: Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева.- М.:Академия, 2000.-с.107-128.

Запорожец А. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником //Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева.- М.:Академия, 2000.-с.129-137.

Логинова В. и др. Развитие наблюдения у детей Дошкольное воспитание №6, -1970.

Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971.

Нечаева И.Ю., Яровая Н.Е. Система сенсорного развития детей /Справочник старшего восп-ля, №1-2010, с.58-69.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способ-й детей. - Ярославль, “Академия развития”, 1997

Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. – с.95.

Чернышенко Ю. К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет //Вестник Адыгейского госуд. унив.. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. - №2. – с.170-173.

                                                                     

   

Вариант 6

Тема: Особенности развития внимания  детей дошкольного возраста

План

Введение

1.Теоретические основы возрастных особенностей развития внимания детей дошкольного возраста

1.1.Понятие внимание, виды внимания. Особенности развития внимания у дошкольников:

непроизвольное внимание, его объем и устойчивость, развитие произвольного внимания.

1.2. Виды рассеянности у детей, причины её возникновения.

1.3. Психолого-педагогические условия развития внимания дошкольников, игры и упражнения

2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)

2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1

2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка

2.3. Рекомендации по результатам диагностики

Заключение

Методические рекомендации

В первом пункте,  в содержании следует раскрыть основные понятия по теме, раскрыть виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), определить, какой вид внимания преобладает у дошкольников, показать, как влияет на развитие внимания активность ребенка в деятельности, доказать ведущую роль воспитания и обучения в развитии качества внимания у детей,  представить виды рассеянности и причины проявления у дошкольников, раскрыть педагогические условия развития внимания детей (инструкции взрослых, развитие речи, игры и т.п.)

Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).

Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).

Разрабатываются рекомендации (кратко)

В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст

Литература.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336с

Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. Ж-Л “Дошкольное воспитание”, № 12, 1974.

Волкова Н. Внимание детей во время занятий. Ж-Л “Дошкольное воспитание”, № 12, 1971.

Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971, с.183-193.

Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975, с.216-218.

Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания. Ж-л “Дошкольное воспитание”, № 7, 1970.

Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе. Ж-л “Вопросы психологии”, № 4, 1990.

Смирнова Е.О. Психология ребенка.Учебник для пед. училищ и вузов - М.: Школа-Пресс, 1997, с.384.

Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. Учебник для вузов - М.: Академия, 2011, с.272

Чернышенко Ю. К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет //Вестник Адыгейского госуд. унив.. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. - №2. – с.170-173.

 

Вариант 7

Тема: Особенности развития памяти   детей дошкольного возраста

План

Введение

1.Теоретические основы возрастных особенностей развития памяти детей дошкольного возраста

1.1.Понятие память, ее  виды. Особенности развития памяти у дошкольников: развитие разных видов памяти, совершенствование процесса запоминания.

1.2. Уровни запоминания у дошкольников (З.М. Истомина), показатели развития памяти дошкольников.

1.3. Психолого-педагогические условия, пути и средства развития памяти дошкольников, игры и упражнения на освоение способов запоминания.

2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)

2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1

2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка

2.3. Рекомендации по результатам диагностики

Заключение

Методические рекомендации

В первом пункте, в содержании следует раскрыть основные понятия по теме, раскрыть виды памяти, показать связь развития процессов памяти с созреванием нервной системы ребенка, значимость активности ребенка в точности запоминания, овладение речью - предпосылка осмысленного запоминания,  раскрыть педагогические условия развития памяти детей, овладение способами запоминания ( игры и упражнения, применение мнемотехники т.п.)

Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).

Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).

Разрабатываются рекомендации (кратко)

В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст

Литература.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336с

Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. Ж-Л “Дошкольное воспитание”, № 12, 1974.

Жировина Л.Ф. Развиваем память детей /Ребенок в детском саду.-2010.-№6.-с.29-38

Исматулаева Г.Э. Развитие памяти у детей дошкольного возраста /Молодой ученый.- 2015.-№13.-с.641-644

Житникова Л.М. Учить детей запоминать. - М,, 1985.

Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971, с.183-193.

Лебедева С.О. О возможностях развития памяти. /Дошкольное воспитание, 1985, № 8.

Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975, с.216-218.

Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок. Ж-л “Дошкольное воспитание”, 1986, № 3.

Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе. Ж-л “Вопросы психологии”, № 4, 1990.

Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль.: Академия развития, 1997. -240с.

 

 

Вариант 8

Тема: Особенности развития мышления  детей дошкольного возраста

План

Введение

1.Теоретические основы возрастных особенностей развития мышления детей дошкольного возраста

1.1.Понятие мышление, его  виды. Особенности развития мышления у дошкольников: развитие разных видов мышления, совершенствование логических операций.

1.2. Уровни освоения понятий, показатели развития мышления дошкольников.

1.3. Психолого-педагогические условия, пути и средства развития мышления в разном возрасте и разных видах деятельности

2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)

2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1

2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка

2.3. Рекомендации по результатам диагностики

Заключение

Методические рекомендации

В первом пункте, в содержании следует раскрыть основные понятия по теме, раскрыть виды мышления и пути их развития у дошкольников, показать связь развития мышления с развитием речи, значения моделирования в развитии наглядно-образного мышления вопросы детей как показатель развития словесно-логического мышления,  раскрыть педагогические условия развития мышления детей, овладение способами решения задач (кейс-метод, проблемные ситуации, экспериментирование, исследовательская деятельность, понятие «превращения», игры и упражнения т.п.)

Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).

Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).

Разрабатываются рекомендации (кратко)

В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст

 Литература.

Агаева Е. Формирование элементов логического мышления. /Дошкольное воспитание, № 1, 1982, с.38.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336с

Мухина В.С. Развитие мышления дошкольника. /Дошкольное воспитание”, №7, 1984,с.30.

Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте. /Вопросы психологии, № 4, 1987, с.135.

Новоселова С.П. Развитие мышления в раннем детстве. - М.: Просвещение, 1978.

Поддьякова Н.А. К вопросу о развитии мышления дошкольников. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1982, с.128.

Психология детсва. Учебник. /под ред. А.А. Реана.-СПб.:»Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.-368с.

 Смирнова Е.О. Психология ребенка.Учебник для пед. училищ и вузов - М.: Школа-Пресс, 1997, с.384.

Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. Учебник для вузов - М.: Академия, 2011, с.272                                                                                   

Вариант 9

Тема: Особенности развития воображения  детей дошкольного возраста

План

Введение

1.Теоретические основы возрастных особенностей развития воображения детей дошкольного возраста

1.1.Понятие воображение, значение, его  виды. Особенности развития воображения у дошкольников: развитие видов воображения (воссоздающее, творческое), овладение способами создания новых образов

1.2. Этапы развития воображения: опредмечивание, символизация, детализация (Л.А..Венгер), показатели развития воображения дошкольников.

1.3. Психолого-педагогические условия, пути и средства развития воображения в разном возрасте и разных видах деятельности

2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)

2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1

2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка

2.3. Рекомендации по результатам диагностики

Заключение

Методические рекомендации

В первом пункте, в содержании следует раскрыть основные понятия по теме, описать отличия у детей от воображения взрослых, показать связь воображения с памятью, восприятием, мышлением. Рассмотреть зависимость от опыта ребенка, игровой деятельности, развития речи и поддержки взрослого, раскрыть виды воображения и пути их развития у дошкольников, показать  значение фантазий ребенка. Раскрыть педагогические условия развития воображения детей, овладение способами создания новых образов (агглютинация, схематизация, гиперболизация, типизация, акцентирование), раскрыть использование сказок и рассказов для развития воображения у детей, использование методов развития творческой личности (ТРИЗ технологии), общение и т.д..

Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).

Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).

Разрабатываются рекомендации (кратко)

В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст

 Литература.

Выготский Л.С Воображение и его развитие в детском возрасте. /Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. с. 320-325.

Дыбина О.В. Вещный мир как средство развития творчества детей // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. - С. 157–159.

Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. /Знание , № 5, 1986.

Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. -М.: Просвещение, 1996.-160с.

Кириллова Г. О воображении детей младшего дошкольного возраста в игре. /Дошк. восп-е, № 12,1973.

Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придум-я историй.-М.:Прогресс,1978.-с.207

Палагина Н. Развитие воображения у детей второго года жизни./ Дошк-е воспитание, № 6, 1993, с.40.

Смирнова Е.О. Психология ребенка.Учебник для пед. училищ и вузов - М.: Школа-Пресс, 1997, с.384.

Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль.: “Академия развития”, 1997.-240с.                                                                   

 

 

Вариант 10

Тема: Интеллектуальная готовность к школе детей 6-7лет. Причины возможных трудностей в обучении, их преодоление в условиях дошкольного учреждения.

План

Введение

1.Теоретические основы интеллектуальной готовности к школе и трудностей дошкольников в обучении, коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими затруднения в обучении

1.1. Интеллектуальная готовность к школе детей старшего дошкольного возраста

1.2.Понятие трудности в обучении, причины их возникновения и формы проявления

1.3. Способы коррекционной работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении

 2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)

2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) Приложение 1

2.2. Составление психолого-педагогической характеристики (представления) ребенка

2.3. Рекомендации по результатам диагностики

Заключение

Методические рекомендации                                                                                       

В первом пункте, в содержании следует раскрыть суть интеллектуальной готовности (уровень развития познавательных процессов ребенка 7 лет), целевые ориентиры ФГОС ДО.., представить понятие «трудностив обучении», описать причины трудностейу старших дошкольников, связанных со слабым овладением учебных умений, проблем в развитии познавательных процессов, или индивидуальными особенностями, обусловленных нервной системой ребенка и т.д.. Рассмотреть способы коррекции (игры, упражнения), с учетом индивидуальных проблем в обучении ребенка, разработка индивидуального маршрута.

Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).

Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).

Разрабатываются рекомендации (кратко)

В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст.

Литература

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. -М.: ТЦ «Сфера», 2001.-256с.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - Спб.: Питер, 1997.

Дубровина И.В. Готовность к школе. - М.: Академия, 2001.

Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Под ред. Н.Е. Вераксы.-М.: Мозайка-Синтез, 2008.-112с.

Коломинский Л.П., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста-М., 1980.

Мухина В.С. Возрастная психология: феном-я развития, детство, отрочество-М.:Академия, 1998.-456с.

Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к школьному обучению /Под.ред. Л.А. Венгера, Г.Г. Кравцова. Киев, 1989.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996.

Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной.-М.: ТЦ “Сфера”, 1998.-с.167-192.

Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы /Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: “Академия”, 1999.-96с.

Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей -М.,1994.

Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формиро­вания умения учиться. - М., 1992.

Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. -Ростов-н/Д: “Феникс”, 2005.-с78-88.

                     

Вопросы для дифференцированного зачета (контрольная работа)

1. Особенности учебной деятельности детей дошкольного возраста

2. Психологические основы индивидуализации и дифференциации обучения. Индивидуальный темп умственного развития детей: норма, отставание, опережение.

3. Причины трудностей детей в обучении. Психологические факторы, влияющие на успешность обучения

4. Одаренные дети. Психолого-педагогическое сопровождение их развития

5. Познавательная деятельность, уровни ее развития и педагогические условия развития у дошкольников

6. Особенности развития восприятия детей дошкольного возраста

7. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста

8. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста

9. Способы развития внимания и памяти дошкольников

10. Особенности развития мышления детей дошкольного возраста

11. Особенности развития воображения детей дошкольного возраста

12. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка (представление на ребенка)

13. Индивидуальный подход в организации обучения и развития детей дошкольного возраста.

Экзамен квалификационный ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Задание 1. Составьте план индивидуальной коррекционной работы с дошкольником, с учетом представленной психолого-педагогической характеристики

 

 

ПМ.03 МДК 03.01. (экз. квал.) специальность 44.02.01.                                                  преподаватель Матвеева Н.Я. апрель 2018

 

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы

(развития познавательных процессов ребенка, c учетом результатов диагностики и представленной

психолого – педагогической характеристики воспитанника)

Имя   ребенка _____________  возраст. группа __________

Развитие восприятия:

Цвет

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

 

Форма

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

Время

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

Пространство

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

Развитие внимания:

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

 

 

Развитие  памяти:

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

Развитие  мышления

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

Развитие воображения

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

 

Развитие речи

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

Критерии оценивания  ( плана )

Отлично - представленный план составлен в полном соответствии с индивидуальными особенностями развития всех познавательных процессов дошкольника, учтены результаты диагностики и психолого-педагогической характеристики ребенка;

- игры и игровые упражнения коррекционно-развивающей работы подобраны с учетом возрастных особенностей и имеющихся трудностей в обучении (развитии) или имеющихся признаков одарённости умственного развития воспитанника;

- формулировка целей коррекционных заданий (или инструкций) четко отражает суть метода или приема, способствующего развитию познавательных процессов детей

Хорошо - представленный план составлен в соответствии с индивидуальными особенностями развития всех познавательных процессов дошкольника, в целом учтены результаты диагностики и психолого-педагогической характеристики ребенка;

- игры и игровые упражнения коррекционно-развивающей работы подобраны с учетом возрастных особенностей и имеющихся трудностей в обучении (развитии) или имеющихся признаков одарённости умственного развития воспитанника;

-формулировка целей коррекционных заданий (или инструкций) отражает суть метода или приема, способствующего развитию познавательных процессов детей, но иногда формулировка цели носит обобщенный характер

Удовлетворительно - представленный план составлен в целом в соответствии с индивидуальными особенностями развития всех или большинства познавательных процессов дошкольника, прослеживается слабая связь с результатами диагностики и психолого-педагогической характеристики ребенка;

- игры и игровые упражнения коррекционно-развивающей работы не всегда подобраны с учетом возрастных особенностей и имеющихся трудностей в обучении (развитии) или имеющихся признаков одарённости умственного развития воспитанника;

-формулировка целей коррекционных заданий (или инструкций) не отражает суть метода или приема, способствующего развитию познавательных процессов детей, чаще формулировка цели носит обобщенный характер

Неудовлетворительно – представленный план составлен формально, недостаточно соответствует индивидуальным особенностям развития всех или большинства познавательных процессов дошкольника, отсутствует опора на результаты диагностики и психолого-педагогическую характеристику ребенка;

- игры и игровые упражнения коррекционно-развивающей работы подобраны формально, без учета возрастных особенностей и имеющихся трудностей в обучении (развитии) или имеющихся признаков одарённости умственного развития воспитанника;

-формулировка целей коррекционных заданий (или инструкций) не отражает суть метода или приема, способствующего развитию познавательных процессов детей, формулировка цели носит обобщенный характер

 

Примечание: студент представляет протоколы обследования ребенка и психолого-педагогическую характеристику (самостоятельная работа), представляет план и защищает его ( обоснование отбора игр и упражнений

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПМ.03 МДК 03.01.                                   .                                                               преподаватель Матвеева Н.Я. апрель 2018

2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)

2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения)

Диагностика и оценка результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;

Имя дошкольника _______________________

Возрастная группа _______________________

Задание № 1 Выявление особенностей восприятия (сенсорных эталонов).

Протокол (Приложение 2.)

1.1.Цвет. Материал: кружки (цветы, листья и т.д.) разного цвета и оттенков - 20 пар- по 2шт.)                  

Инструкция: Посмотри, все листочки разлетелись, перепутались, не могут найти свою подружку, такую же по цвету. Найди и разложи в пары! (различение цвета, узнал, результат заносится в протокол) 

 Назови, какого цвета эта пара! (обозначает словом, результаты в протокол)

Обработка данных, математический подсчет результатов в процентах:

Узнал (различает) - …….% эталонов, 

Назвал (обозначает) -……% эталонов              

 

1.2. Форма. Материал: формы (по 2 варианта каждой формы), все одним цветом.  

Инструкция:

Найди и разложи в пары! (различение, узнал форму, результат заносится в протокол).

Назови форму! (обозначает словом, результаты в протокол)

Обработка данных, математический подсчет результатов в процентах:

Узнал (различает) - …….% эталонов, 

Назвал (обозначает) -……% эталонов

 

1.3.Время. Материал: картинки «Части суток», «Сезоны», модель: неделя - месяц.

Инструкция: Посмотри на картинки, покажи, что делают дети утром (вечером ...), различают

Назови когда дети чистят зубы ? (гуляют на улице, спят, смотрят мультфильмы), обозначают словом. Что делаешь сегодня? (вчера, завтра). Когда ходил в гости? и т.д. 

Обработка данных, математический подсчет результатов в процентах:

Узнал (различает) - …….% эталонов, 

Назвал (обозначает) -……% эталонов   

  

1.4.Пространство. Материал: предметы настольного театра (мебель, животное). Листок в клетку.

Инструкция: Покажи правую руку (различение). Дотронуться до руки ребенка, какая это рука? (обозначение). Повернись направо (различения). Поворачиваю ребенка, куда ты повернулся (называет эталон)

 Расставить предметы детской мебели, действовать игрушкой (заяц), или иллюстрации.

Назови, что стоит впереди тебя ( в ст.гр. вопросы по отношению к героям, например: впереди зайца). Где стоит заяц? (за стулом) и т.д Результаты внести в протокол. (Приложение1)

Обработка данных, математический подсчет результатов в процентах:

Узнал (различает) - …….% эталонов, 

Назвал (обозначает) -……% эталонов              

 Выводы в характеристике

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ОСВОЕНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ (детей 3-7лет)

ВОСПРИЯТИЕ

 

Цвет узнал назвал Форма узнал назвал Время узнал назвал Пространство узнал назвал
1 красный 1 круг 1 утро 1 Правая-левая
2 розовый 2 квадрат 2 день 2 Справа-слева
3 Св-красный 3 Треугольник 3 вечер 3 Направо -налево
4 тем-красн (бордов.) 4 Прямоугольник 4 ночь 4 Слево-направо Справа-налево Правее-левее
5 оранжевый 5 овал 5 осень 5 Вверху-внизу Вверх-вниз Наверх-вниз
6 Светло-желтый 6 Шар   6 зима 6 Сверху-вниз Снизу-вверх Ниже-выше
7 желтый 7 Куб   7 весна 7 Впереди-сзади (позади) Вперед-назад
8 Тем-желтый (лимонный) 8 Четырех- угольник (ромб, трапеция) 8 лето 8 Спереди-сзади за
9 Свет.-зелен. (салатовый) 9 Многоуго- льник 9 вчера 9 Далеко-близко      
10 зеленый 10  5угольник 6 угольник 10 сегодня 10 В середине, в углу
11 Темно-зеленый 11 завтра 11 на
12 коричневый 12 дни недели   12 в
13 Св-коричневый (песочный) 13 Раньше-позже   13 под
14 голубой 14 Сначало-потом 14 над
15 синий 15 месяцы 15 с
16 Темно-синий 16 Год (4 сезона) 16 между
17 фиолетовый 17 1 минута 17 рядом
18 белый 18 10минут 18 около
19 серый 19 час 19 от
20 черный 20 В одно и то же время 20  до
Итого
%

+ правильно, - неправильно, о -ошибка (исправил)                                                                       

 

Задание № 2. Выявление особенностей развития внимания.

2.1. Задание «Что изменилось?» 15сек.(объем), иллюстрации или предметы 

2.2.Задание «Найди отличия»15сек. (устойчивость и распределение), иллюстрация

Примечание: для младших дошк-ков (3- 5лет) - 6 отличий, старших дошк-ков ( 5-7лет ) - 10 отличий. (Приложение 2)

Выс.-нет ошибок, сред-1-2 ошибки, низ-3-4 ошибки

 2.3.Задание «Дорисуй, чего не хватает» 20сек. (концентрация)                                       иллюстрация - для младших до 4 объекта, старшие до 6 объектов)                                           Выс.ур.-нет ошибок, сред.ур 1-2 ошибки, низ.ур.3-4 ошибки

Протокол результатов: заданий 2.1,2.2, 2.3.

Задания Объем (количество объектов) уровень Распределение (одновременно сколько объектов), уровень Концентрация (степень сосредоточенности) уровень Устойчивость (длительность сосредоточения) уровень
Что изменилось          
Найди отличия          
Дорисуй, чего не хватает        
Итого        

 

2.4.Наблюдение в игровой, учебной и трудовой деятельности (как проявляется)                                                - непроизвольное ….,                                                                                                                                 -произвольное (ставить цель и прилагать усилия)……

- послепроизвольное (ставит цель, усилия, в ходе деятельности появляется интерес )…,

 

 

Признаки рассеянности нет иногда да
плохо справляется с заданиями      
с трудом поддерживает внимание в игре      
не слушает, что ему говорят взрослые      
часто теряет вещи      
легко отвлекается      

 

 

Выводы в характеристике

 

 

           Задание №3. Выявление особенностей развития памяти.

Материал: 16 картинок (старшие дошк-ки от 5-7лет), 12 картинок (младшие 3-до 5лет)

(Приложение 3)

3.1. Инструкция: Я назову тебе слова, ты их запомни, потом назовешь; (1повтор, еще раз назвать все слова- 2 повтор (кратковременная память), через час- назови слова, которые я тебе называла (долговременная память)

 

3.2.Инструкция: Посмотри внимательно на картинки, запомни их, (закрываю) - назови картинки.

Результаты опроса вносятся в таблицу-протокол

Оценивается механическое запоминание. Норма: с первого раза /после всех повторений

                                                        для детей от 3 – до 5 лет - не менее 3 слов / 6 - 7 слов;

                                                        для детей от 5 - до 7 лет - не менее 5 слов / 9 - 12 слов. 

Протокол:

Слова (словесная) 1повтор кратковременная 2повтор Повтор через час долговременная Картинки (зрительная) 1повтор кратковременная 2повтор Повтор через час долговремен ная
1       1      
2       2      
3       3      
4       4      
5       5      
6       6      
7       7      
8       8      
9       9      
10       10      
11       11      
12       12      
13       13      
14       14      
15       15      
16       16      
итого       итого      

 

3.3. Наблюдение в повседневной жизни, в процессе занятий, совместной деятельности:

- стремится к многократному повторению                                                                                                             - или ставит ли ребенок цель запомнить, (произвольность запоминания).

- как быстро запоминает события, стихи, рассказы и т.д.

-точность воспроизведения

Пытается ли ребенок овладеть приемами запоминания

Приемы запоминания да иногда нет
выстраивать ассоциации ( связь между объектами)      
парные ассоциации (раскладывает в пары, что кому подходит)      
логические операции: логический рассказ детальный анализ объекта, сравнение,  группировку, классификацию,      
 мнемотаблицы (схемы, пиктограммы, модели)      
зарисовка, графические модели      
Другие……      

Выводы в характеристике

 

 

Задание № 4.  Выявление особенностей развития мышления.

4.1. Эксперимент «Утонет - не утонет» (таз с водой, предметы из разного материала и размера).

  1. Как ты думаешь, какие предметы будут плавать в воде, а какие утонут?
  2. Почему? (Если ребенок не знает).
  3. Как узнать?

Цель: определение доминирующего вида мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно логического, т.е. ребенок решает задачу при помощи действия, образа или понятия)

Протокол: описание действий ребенка при решении поставленной задачи

Действия ребенка Ответ, почему?
   

4.2.Нарисуй схему изображения комнаты (расставь мебель в нашей группе),

Протокол: (описание действий ребенка) __________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема – рисунок ребенка, прилагается (ур.образного мышления)

4.3.Дидактическое задание «Четвертый - лишний». (уровень слов-логич. мышления, владение логическими операциями: абстрагирование и обобщение).

 Инструкция: «Посмотри на картинки, подумай и скажи, какая картинка лишняя и почему.

Протокол:

Набор картинок Ответ ребенка, его выбор Пояснение ребенка, почему лишнее
1    
2    
 3    
4    

 Выс.-нет ошибок, сред-1-2 ошибки, низ-3-4 ошибки (Приложение 4 )

 

4.4.Ответь на вопросы «Что такое автобус?» 

Цель: определение уровня овладения понятиями

 (низ.ур.- функция объекта, сред.- описание компонентов объекта и его функция, выс.- выделение родо-видовых признаков)

Протокол:

Термин Ответы ребенка
автобус  
куртка  
диван  
яблоко  
дружба  
президент  

 

Выводы в характеристике

 

 

 Задание № 5.   Выявление особенностей развития воображения.

5.1.«Оживи фигуру» (дорисуй, иллюстрации). Приложение 5.

 Цель: определение вида воображения и уровня творческих способностей, через оценку количества прорисованных деталей и образов

Протокол:

Фигура Количество деталей образа, составленного ребенком
   
   
   
   
   

 

5.2.На что похожи кляксы (любые абстрактные изображения).

выс.ур.-2 и более вариантов, сред.ур.-1вариант, низ.ур.- затрудняется

Протокол:

Фигура (клякса) Ответы ребенка
   
   
   
   
   

 

5.3.Придумай и расскажи новую сказку или придумай новую сказку «Теремок», что было потом (придумать новую сказку, рассказ, историю),

 представить запись сказки.

 

5.4. Наблюдение и анализ игры ребенка (вхождение в роль, действия с предметами-заместителями, имитационные действия, разворачивание сюжета, ролевой диалог- выдвижение идей, их разнообразие и нестандартность ) 

 

Выводы в характеристике

2.2. Психолого-педагогическая характеристика (представление) ребенка                                    Раздел: Особенности познавательной сферы

 

Анкетные данные: Дата заполнения ______

Имя   ребенка_____________________ Возраст ______________ группа __________

Любознательность ……………..                                                                                                        

Познавательные интересы ………………….

Особенности восприятия:

Цвет / узнает %, называет %,) ………………….

Форма / узнает %, называет % …………………..

                                                                                                                                                                           Пространство / узнает %, называет % …………………….

Время / узнает %, называет % ………………………

                                                                                                                                                                                    Развитие восприятия:

норма     ¨

опережает ¨

отстает   ¨

 

Особенности внимания:

…………………………..

…………………………..

Развитие  внимания

норма     ¨

опережает ¨

отстает       ¨

 

 Особенности памяти:

…………………………….

………………………………

Развитие памяти  

норма     ¨

опережает ¨

отстает   ¨

 

Особенности мышления

………………………………

………………………………

Развитие мышления

норма     ¨

опережает ¨

отстает   ¨

 

Особенности воображения

………………………………..

……………………………….

Развитие воображения

норма     ¨

опережает ¨

отстает   ¨

                                           

Рекомендации по результатам диагностики

 

Педагогические рекомендации (как улучшить, совершенствовать познавательные процессы ребенка)

                                        

Для развития восприятия: Цвет__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Форма__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пространство __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для развития внимания:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Для развития  памяти:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для развития  мышления

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для развития воображения

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                          

Воспитатель (студент-практикант) ________________________                  

ПМ.03 МДК 03.01.    специальность 44.02.01.                                                               преподаватель Матвеева Н.Я.

 (Примерная схема, в помощь студенту)

Особенности восприятия

-цвет: представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает и называет основные цвета.

-форма: не имеет представления о форме, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объёмные), соотносит форму предмета с геометрической формой,

-временные представления: (не) сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года, освоение эталонов времени (не) соответсвуют возрасту.

-пространственные представления: (не) сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.                                   Особенности внимания:                                                                                                                                                                -насколько развито произвольное внимание (принимает цель, прилагает усилия),                                                                 - проявляются ли признаки послепроизвольного внимания.                                                                                                         Как проявляются свойства: объем, концентрация, распределение, устойчивость, переключение. Наблюдаются ли признаки рассеянности? Укажите причины этого.                                                                                                                                     В каком виде деятельности ребенок более внимателен?   Легко ли привлекается внимание, устойчивость внимания, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой),  во время занятий (не) может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; (не) способен длительно сосредоточиться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий; какое внимание преобладает- произвольное, непроизвольное послепризвольное.                                                                                                                                                     Особенности памяти                                                                                                                                                                      -особенности кратковременной и долговременной памяти ,  как развита кратковременная, наблюдается ли долговременная, ставит ли ребенок цель запомнить, (произвольность запоминания),                                                                         -соотношение зрительной (образной-картинки) и словесной (слова) памяти ребенка,                                                                -особенности запоминания, его длительность, сохранение и качество воспроизведения,                                                                                                - пытается ли ребенок овладеть приемами запоминания, какими                                                                                                                  -как помнит события, стихи, рассказы и т.д.) 

преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная)

- быстрота и прочность запоминания (кратковр, долговрем.)

- что лучше запоминает: цифры, стихи, события

-медленно запоминает и быстро забывает, быстро запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений

-пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, (не) владеет способами запоминания…                                                                                                                                                                       Особенности мышления:                                                                                                                                                                - доминирующий вид мышления в ходе решении задач (нагл-дейст, нагл-обр, слов-логич), обоснуйте                                - в объяснениях ребенка проявляются ли операционные компоненты(анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), на каком уровне(низ, сред, выс).                                                                                                                  - по какому признаку обобщают предметы: по случайным связям, по смежностям, коллекционным, по функции пользуется в рассуждениях: представлениями или понятиями (низкий уровень определяют через действие, высокий - через родовидовые признаки).                                                                                                                                   -наблюдается ли интерес к решению мыслительных задач, любознательность?                                                                - качества ума: самостоятельность, гибкость, пытливость, инициативность и т.д., где они проявляются

 -точность и осмысленность восприятия, понимания главного в воспринимаемом

-умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия (обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом или легко)

-уровень понятий и обобщений, адекватное использование помощи

- (не) осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? кто летает, а кто бегает? и т.д.;

- (не) подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала (к 6 годам - посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, игрушки, транспорт, цветы, деревья, грибы, птицы, домашние и дикие животные, овощи, фрукты, ягоды, насекомые, инструменты;

- (не) умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима) (не) понимает содержание сюжетных рядов и картин,

-(не) выделяет главное в воспринимаемой информации (не) выполняет

- (не) понимает смысл предлагаемых заданий.

-уровень мышления (опережение, норма, отставание)                                                                                              Особенности воображения:                                                                                                                                                               -доминирующий вид ( воссоздающий или творческий), обоснуйте, в чем проявляется воссоздающее (и творческое) воображение                                                                                                           -этап развития воображения ребенка: опредмечивание, символизация, детализация.                                                        -какими способами больше пользуется ребенок при создании образов? (агглюцинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация).                                                                                                                                                                    -способности ребенка к фантазированию, в каких видах деятельности они больше проявляются?                             Уровень творческих способностей: низкий, средний, высокий (количество деталей новых образов                                     - (не) отмечается большой оригинальностью и разнообразием.                                                                                            тмечается склонность к упрощенному, схематичному изображению объектов невысока оригинальность творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новых образов.           -чаще используется способ ……(агглютинация, схематизация, гиперболизация, типизация, акцентирование) при создании новых образов

Особенности речи:                                                                                                                                                                         - понимание обращенной речи (не понимает, ориентируется в пределах ситуации, в пределах обихода)

 - возможность речевого сотрудничества со взрослым (понимание и выполнение элементарных инструкций)

- самостоятельная речь (особенности звукопроизношения: нарушено или нет)

- особенности словарного запаса - особенности грамматического строя

- объем и типы предложений

- умение составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок

Педагогические рекомендации:  

                                    Воспитатель ______________________

 

Методические указания

для студентов заочного отделения

ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж»

по выполнению самостоятельной работы

по учебной дисциплине

  

МДК 03.01. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Преподаватель Матвеева Н.Я.

5 курс

 

Архангельск 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка   2
Тематический план 3
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы Тема 1.1.Психологические основы обучения  Тема 1.2. Особенности учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста Тема 1.3. -1.7…….. 5
Задания для домашней контрольной работы -10 вариантов Критерии оценки контрольной работы Рецензия - бланк    6
Вопросы к дифференцированному зачету (контрольная работа)   17
Задания для экзамена квалификационного                                                ПМ03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Составление плана коррекционно-развивающей работы с дошкольником (по результатам диагностики)   17
 Приложение (домашняя контрольная работа, п.2.,задания на практику) 1. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка 3-7лет, (диагностические методики, протоколы, схема психолого-педагогической характеристики ребенка, схема рекомендаций, примерный образец характеристики). 2. Критерии оценки контрольной работы 3. Рецензия - бланк 27

Пояснительная записка

 

В учебном процессе профессиональной образовательной организации выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная (выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию); внеаудиторная (выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия).

В ходе самостоятельной работы студенты овладевают умениями работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, пособиями, составлять технологическую документацию, решать производственные ситуационные задачи, анализировать свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 «Дошкольное образование» по программе углублённой подготовки при освоении программы учебной дисциплины МДК 03.01. Теоретические основы обучения детей в разных возрастных группах.  

Методические указания включают тематический план, задания для внеаудиторной самостоятельной работы, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, задания для домашней контрольной работы и примерных вопросов для дифференцированного зачёта

 Программа междисциплинарного курса МДК 03.01. Теоретические основы обучения детей в разных возрастных группах  

  состоит из 1 раздела  и  7 (2) тем. Структура учебной дисциплины (МДК) и её (его) тематическое содержание представлены на две темы 1.1. , 1.2.  и сформированы таким образом, чтобы в достаточной мере познакомить обучающихся с основными областями изучаемого знания – Тема1.1. Основы психологии обучения детей дошкольного возраста, особенности учебной деятельности дошкольников, причины трудностей в обучении.                     Тема1.2. Особенности учебно-познавательной деятельности детей, где рассматриваются возрастные особенности развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Примечание: Тема 1.3. – 1.7. Педагогические основы организации обучения дошкольников, рассматриваются другим преподавателем.

 

В результате освоения учебной дисциплины  МДК 03.01. Теоретические основы обучения детей в разных возрастных группах

 

обучающийся должен:

знать:

- основы организации обучения дошкольников

-  приёмы работы с одарёнными детьми

- способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

-  диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;

- требования  к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка

 

уметь:

- составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;

- -определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- -отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики

 

 

Иметь опыт:

- организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;

- составления психолого-педагогической характеристики ребёнка;

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование тем
1 Тема 1.1. Тема 1.1. Психологические основы обучения  Общая характеристика процесса обучения Учебная деятельность как особая форма учения
2 Тема 1.2. Особенности учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста Познавательная деятельность детей дошкольного возраста Развитие восприятия дошкольников Развитие внимания и памяти детей дошкольного возраста. Развитие мышления и речи детей дошкольного возраста Развитие воображения детей дошкольного возраста Диагностика и коррекция познавательной сферы дошкольника Современные подходы к развитию познавательной сферы дошкольников
3 Тема 1.3. -1.7. …….Педагогические основы организации обучения

                ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Дата: 2019-05-28, просмотров: 321.