Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Можно начать с традиционного вступления о внимании Бунина к теме любви. Затем — анализ рассказа по эпизодам.

Первая часть — до сцены узнавания. Портретная характеристика героев. Роль деталей. Описание горницы как часть характеристики хозяйки. Социальные роли героев чётко определены: к герою обращаются “ваше превосходительство”, к героине — “Эй, кто там!”. Общение в рамках ролей.

Часть вторая. Сцена узнавания. Первые впечатления героя. Надежда — бывшая крепостная, выросшая при господах, которую тридцать лет назад обольстил и бросил господский отпрыск. Рассказ Надежды о своей жизни. Противопоставление основных мыслей героев: “Всё проходит, мой друг… <…> Любовь, молодость — всё, всё. История пошлая, обыкновенная” — “Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело”. Надежда не простила Николая Алексеевича — почему? Чувство её к нему было настолько сильным и чистым, что изменить ему значило изменить самой себе. Она сохранила внутреннюю цельность. Николай же ощущает свою жизнь бесцельной, ненужной, чувствует её обыкновенность и пошлость. Прощание — социальные перегородки сломаны: “Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у неё”.

Третья часть. Отъезд и разговор с ямщиком. Постепенное восстановление сословных перегородок: герой стыдится своих слов и того, что поцеловал у некогда любимой женщины, а теперь содержательницы постоялой гостиницы руку. Оценка ситуации, как часто у Бунина, даётся не автором и не главными героями, а как бы со стороны — в словах ямщика: “И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя — пеняй на себя”. За измену любимой Николай расплатился впоследствии разрушенной личной жизнью. Случайная встреча даёт ему возможность подняться над ситуацией, увидеть истинную ценность своей жизни, но герой пугается осознания и вновь прячется в привычные границы социальных условностей.

Любить — значит сохранять верность себе. Измена любви влечёт за собой расплату, ценой которой может стать вся жизнь, и в первую очередь ощущение ненужности, отчуждение человека от самого себя. Человеку даётся в жизни возможность осознания, но он страшится её и прячется в границах привычного мирка.

№ 211

Тема жизни и смерти в прозе И.А. Бунина

Бытие неизменно предстаёт у Бунина в единстве жизни и смерти, причём жизнь приобретает особую ценность именно перед лицом смерти. Проблема этического выбора — способность человека пожертвовать своей жизнью ради жизни ребёнка, смерть как утверждение жизни («Лапти»). Социокультурная проблематика — изображение зависимости человека от власти денег, неестественность мира, где существование человека связано не с его жизненными силами, а только с наличием денег («Господин из Сан-Франциско»). Нравственная проблематика — поиск смысла жизни в любви, обесценивание жизни, в которой нет любви («Лёгкое дыхание», «Грамматика любви», «Кавказ», «Митина любовь»).

В то же время понимание жизни и смерти у Бунина не всегда совпадает с бытиём или небытиём физическим. Человек погибший, но живший некогда полной жизнью, ощущается Буниным как живой: Оля Мещерская («Лёгкое дыхание»), Лушка («Грамматика любви»). Живой человек, ведущий бессмысленное существование или потерявший смысл жизни, осознаётся как мёртвый: классная дама Оли Мещерской («Лёгкое дыхание»), Хвощинский («Грамматика любви»), Николай Алексеевич («Тёмные аллеи»). Жизнь и смерть предстают перед нами в диалектическом единстве.

Тема обречённости буржуазного мира. (По рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)

Что такое буржуазный мир? Как показывает Бунин его механистичность и фальшь? Как связывается это с представлением Бунина о жизни и смерти? Почему Бунин считает буржуазный мир обречённым? Какие композиционные приёмы (повтор, усиление, антитеза), какие образы-символы использует автор?

№ 212

Дата: 2019-05-28, просмотров: 187.