Женские образы в рассказах И.А. Бунина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ольга ЕРЁМИНА

№ 208

Стихотворение И.А. Бунина «Ночь». (Восприятие, истолкование, оценка)

Общие замечания по анализу стихотворения, его восприятию, истолкованию и оценке — в комментариях к теме 85.

Предлагая для анализа стихотворение Бунина «Ночь», авторы экзаменационных тем ставят перед учениками очень сложную задачу. Стихотворение написано восьмидесятидвухлетним поэтом в 1952 году во Франции, в доме Бунина в Грасе. Оно перекликается со стихотворением «Ночь, улица, фонарь, аптека…», написанным в Петербурге 10 октября 1912 года тридцатидвухлетним Блоком. Спустя сорок лет, с разницей в возрасте со своим младшим коллегой-поэтом в две четверти века, за год до своей смерти Бунин пишет письмо-диалог, письмо-ответ и вопрос. Блоковское стихотворение написано перед Первой мировой войной, бунинское — после окончания Второй мировой войны. Воспринимать стихотворение Бунина отдельно, вне блоковского текста, невозможно, поэтому перед учениками, по сути, стоит задача сравнительного анализа этих произведений.

Перед началом работы уточним в толковом словаре значение слова “мистраль”.

При разнице размеров и синтаксис стихотворений, и общее настроение ощущаются как сходные, создающие впечатление замкнутого круга, тоски. Сравним пейзажи: у Блока замкнутость, у Бунина раскрытость (“блеск и даль”). Общее — осень, ощущение холода и ветра. Далее — свет: “бессмысленный и тусклый” — и “золотой недвижный”. В мире Блока, ощущающего разрушительность “невиданных мятежей”, нет Бога, только бессмысленность и безысходность. В мире Бунина, пережившего величайшие катастрофы и войны в истории человечества, утверждается единственная ответственность — ответственность человека перед высшим в собственной душе — перед Богом. Но в сердце бунинского лирического героя мёртвая печаль, сокрытая от всех, кроме Бога. Что это за печаль?.. Как и Блок, последней строкой Бунин “закольцовывает” стихотворение.

Можно сравнивать аллитерации, сходство созвучий (фонарь — мистраль), различие и сходство эпитетов (“тусклый свет” — “золотой” свет; “ледяная рябь” — “ледяная ночь”), рифмы, способ рифмовки и использование возможностей поэтических размеров… Но главное — показать диалог двух мироощущений, двух поэтических душ, двух людей, некогда ходивших по одним и тем же улицам, а теперь разделённых смертью и трагическими десятилетиями мировой истории.

Стихотворение И.А. Бунина «Летняя ночь». (Восприятие, истолкование, оценка)

Первая трудность, с которой могут столкнуться не ученики, а организаторы экзамена, — отсутствие этого стихотворения в большинстве изданий лирики Бунина. Поэтому лучше обратимся сразу к собраниям сочинений Бунина.

Вторая трудность — уже для учеников — необычность формы и сложное философское содержание. «Летняя ночь» написана белым стихом, границы предложений не совпадают с границами строк, отчего создаётся впечатление естественной, но при этом ритмизированной речи. Стихотворение состоит из двух частей: первая — это сцена разговора матери и ребёнка, сидящих летней ночью на ступенях, ведущих в сад, — сцена эта объединена с пейзажной зарисовкой; вторая часть — это последние три строки, которые возводят первую часть на уровень философского символа.

У ребёнка худое личико. Сонный ребёнок просит звезду. Символом чего для человека является звезда? Как можно понять желание ребёнка? Какие поэты обращались к образу звезды? Вспомним Тютчева, Фета, Маяковского.

Образ матери более сложен, чем образ ребёнка. Дом помещичий, расположен в степной глухомани. Почему мать не укладывает ребёнка в кровать, а сидит на балконе, под открытым небом, и держит сына на руках? Автор не даёт никаких зацепок, оставляя простор нашему воображению. Может быть, ребёнок был болен, а сейчас он выздоровел и попросился посидеть на балконе? Может быть, мать кого-то ждёт, и ребёнок на руках не позволяет ей ощутить своё одиночество, — напротив, создаёт впечатление нужности, осмысленности её жизни? Отметим противоречие: “счастливым вздохом” — “грустными глазами”.

В стихах Тютчева часто явление или состояние природы сравнивается с состоянием человека. У Бунина в «Летней ночи» — иное: состояние человека сравнивается с феноменами природы: ночным небом, мерцаньем звёзд. Тютчев доказывал, что природа одухотворена. Бунин одухотворённость, одушевлённость природы не подвергает сомнению. Он сомневается порой в одухотворённости человека («Человек из Сан-Франциско»). Сравнение души с небом и звёздным мерцаньем приводит к мысли о единстве космической жизни.

№ 209

Стихотворение И.А. Бунина «Крещенская ночь». (Восприятие, истолкование, оценка)

«Крещенскую ночь» можно назвать чисто пейзажным стихотворением. Оно датировано 1886–1901 годами, периодом создания «Антоновских яблок». Это стихотворение-описание, созданное в мире, в котором ещё не ощущаются грядущие мировые катаклизмы. Можно вспомнить ряд других стихотворений молодого поэта, где Бунин так же поэтизирует русскую природу: «Листопад» — осень, «Догорел апрельский светлый вечер…» — весну и др. В них природа представляется живым и одушевлённым созданием Господним. После рассказа о личностном восприятии стихотворения перейдём к анализу его поэтических особенностей.

№ 210

Готовимся к сочинению

Ольга ЕРЁМИНА

№ 208

Стихотворение И.А. Бунина «Ночь». (Восприятие, истолкование, оценка)

Общие замечания по анализу стихотворения, его восприятию, истолкованию и оценке — в комментариях к теме 85.

Предлагая для анализа стихотворение Бунина «Ночь», авторы экзаменационных тем ставят перед учениками очень сложную задачу. Стихотворение написано восьмидесятидвухлетним поэтом в 1952 году во Франции, в доме Бунина в Грасе. Оно перекликается со стихотворением «Ночь, улица, фонарь, аптека…», написанным в Петербурге 10 октября 1912 года тридцатидвухлетним Блоком. Спустя сорок лет, с разницей в возрасте со своим младшим коллегой-поэтом в две четверти века, за год до своей смерти Бунин пишет письмо-диалог, письмо-ответ и вопрос. Блоковское стихотворение написано перед Первой мировой войной, бунинское — после окончания Второй мировой войны. Воспринимать стихотворение Бунина отдельно, вне блоковского текста, невозможно, поэтому перед учениками, по сути, стоит задача сравнительного анализа этих произведений.

Перед началом работы уточним в толковом словаре значение слова “мистраль”.

При разнице размеров и синтаксис стихотворений, и общее настроение ощущаются как сходные, создающие впечатление замкнутого круга, тоски. Сравним пейзажи: у Блока замкнутость, у Бунина раскрытость (“блеск и даль”). Общее — осень, ощущение холода и ветра. Далее — свет: “бессмысленный и тусклый” — и “золотой недвижный”. В мире Блока, ощущающего разрушительность “невиданных мятежей”, нет Бога, только бессмысленность и безысходность. В мире Бунина, пережившего величайшие катастрофы и войны в истории человечества, утверждается единственная ответственность — ответственность человека перед высшим в собственной душе — перед Богом. Но в сердце бунинского лирического героя мёртвая печаль, сокрытая от всех, кроме Бога. Что это за печаль?.. Как и Блок, последней строкой Бунин “закольцовывает” стихотворение.

Можно сравнивать аллитерации, сходство созвучий (фонарь — мистраль), различие и сходство эпитетов (“тусклый свет” — “золотой” свет; “ледяная рябь” — “ледяная ночь”), рифмы, способ рифмовки и использование возможностей поэтических размеров… Но главное — показать диалог двух мироощущений, двух поэтических душ, двух людей, некогда ходивших по одним и тем же улицам, а теперь разделённых смертью и трагическими десятилетиями мировой истории.

Стихотворение И.А. Бунина «Летняя ночь». (Восприятие, истолкование, оценка)

Первая трудность, с которой могут столкнуться не ученики, а организаторы экзамена, — отсутствие этого стихотворения в большинстве изданий лирики Бунина. Поэтому лучше обратимся сразу к собраниям сочинений Бунина.

Вторая трудность — уже для учеников — необычность формы и сложное философское содержание. «Летняя ночь» написана белым стихом, границы предложений не совпадают с границами строк, отчего создаётся впечатление естественной, но при этом ритмизированной речи. Стихотворение состоит из двух частей: первая — это сцена разговора матери и ребёнка, сидящих летней ночью на ступенях, ведущих в сад, — сцена эта объединена с пейзажной зарисовкой; вторая часть — это последние три строки, которые возводят первую часть на уровень философского символа.

У ребёнка худое личико. Сонный ребёнок просит звезду. Символом чего для человека является звезда? Как можно понять желание ребёнка? Какие поэты обращались к образу звезды? Вспомним Тютчева, Фета, Маяковского.

Образ матери более сложен, чем образ ребёнка. Дом помещичий, расположен в степной глухомани. Почему мать не укладывает ребёнка в кровать, а сидит на балконе, под открытым небом, и держит сына на руках? Автор не даёт никаких зацепок, оставляя простор нашему воображению. Может быть, ребёнок был болен, а сейчас он выздоровел и попросился посидеть на балконе? Может быть, мать кого-то ждёт, и ребёнок на руках не позволяет ей ощутить своё одиночество, — напротив, создаёт впечатление нужности, осмысленности её жизни? Отметим противоречие: “счастливым вздохом” — “грустными глазами”.

В стихах Тютчева часто явление или состояние природы сравнивается с состоянием человека. У Бунина в «Летней ночи» — иное: состояние человека сравнивается с феноменами природы: ночным небом, мерцаньем звёзд. Тютчев доказывал, что природа одухотворена. Бунин одухотворённость, одушевлённость природы не подвергает сомнению. Он сомневается порой в одухотворённости человека («Человек из Сан-Франциско»). Сравнение души с небом и звёздным мерцаньем приводит к мысли о единстве космической жизни.

№ 209

Стихотворение И.А. Бунина «Крещенская ночь». (Восприятие, истолкование, оценка)

«Крещенскую ночь» можно назвать чисто пейзажным стихотворением. Оно датировано 1886–1901 годами, периодом создания «Антоновских яблок». Это стихотворение-описание, созданное в мире, в котором ещё не ощущаются грядущие мировые катаклизмы. Можно вспомнить ряд других стихотворений молодого поэта, где Бунин так же поэтизирует русскую природу: «Листопад» — осень, «Догорел апрельский светлый вечер…» — весну и др. В них природа представляется живым и одушевлённым созданием Господним. После рассказа о личностном восприятии стихотворения перейдём к анализу его поэтических особенностей.

№ 210

Женские образы в рассказах И.А. Бунина

В различные программы включено несколько рассказов И.А. Бунина, на примерах которых можно было бы говорить о женских образах. Это «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Грамматика любви», «Кавказ»… Учителю и ученикам на выбор предлагается два-три рассказа из цикла «Тёмные аллеи». Важно, чтобы ученик в начале работы определился, на каких именно примерах он будет раскрывать эту тему.

Можно оттолкнуться от того, что такое художественный образ. Следующий шаг — почему так привлекали внимание Бунина именно женские образы. Далее — общая характеристика этих образов. Для Бунина в рационалистичном XX веке женщина становилась воплощением стихийности, природной порывистости, существом, более близким первобытному Хаосу, чем мужчина. Она сильна, но в то же время и тонка в своей природной безыскусности, и неумолимая цивилизация часто накладывает неизгладимую печать, сминает судьбы женщин. В фокусе внимания Бунина — природная сущность женщины в противостоянии и борьбе против условностей цивилизованного мира, мешающих ей проявлять своё естество.

На примере конкретных рассказов можно доказать эту мысль. Основные выводы подтверждаем цитатами.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 191.