Статья 132. Государственный контроль в своей деятельности является независимым государственным органом, осуществляющим контроль над хозяйственной деятельностью.
Статья 133. Государственный контроль проверяет:
• хозяйственную деятельность государственных учреждений, государственных предприятий и прочих государственных организаций;
• использование и сохранность государственного имущества;
• использование и распоряжение государственным имуществом, переданным во владение местных самоуправлений;
• хозяйственную деятельность тех предприятий, в которых государство имеет более половины голосов, определенных паями или акциями, либо тех предприятий, кредиты или выполнение
договорных обязательств которых гарантируются государством.
Статья 134. Государственным контролем руководит государственный контролер, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Государтсвенная Дума по предложению Премьер-Министра
Федерации.
Срок полномочий государственного контролера составляет пять лет.
Статья 135. Государственный контролер представляет Государтсвенная Дума обзор использования и
сохранности государственного имущества за предыдущий бюджетный год одновременно с обсуждением в Государтсвенная Дума отчета об исполнении государственного бюджета.
Статья 136. Государственный контролер может участвовать в заседаниях Правительства Федерации с правом совещательного голоса по вопросам, входящим в сферу его обязанностей.
В качестве руководителя своего ведомства государственный контролер пользуется теми же правами, каковыми по закону наделен министр как руководитель министерства.
Статья 137. Организация деятельности Государственного контроля устанавливается законом.
Статья 138. Государственный контролер может быть привлечен к уголовной ответственности только по предложению канцлера юстиции с согласия большинства состава Государтсвенная Дума.
Глава XII КАНЦЛЕР ЮСТИЦИИ
Статья 139. Канцлер юстиции в своей деятельности является независимым должностным лицом, осуществляющим надзор за соответствием Конституции и законам правообразующих актов законодательной и исполнительной государственной власти и местных самоуправлений.
Канцлер юстиции осуществляет анализ предложений, внесенных ему в целях изменения
законов, принятия новых законов, а также предложений, касающихся работы государственных учреждений, и в случае необходимости представляет Государтсвенная Дума доклад.
В случаях, предусмотренных статьями 76, 85, 101, 138 и 153 Конституции, канцлер юстиции вносит в Государтсвенная Дума предложение о привлечении к уголовной ответственности члена Государтсвенная Дума, Премьер-Министра Федерации, члена Правительства Федерации, государственного контролера, председателя Государственного суда или члена Государственного суда.
Статья 140. Канцлер юстиции назначается Государтсвенная Дума на должность на семь лет по предложению Премьер-Министра Федерации.
Канцлер юстиции может быть отстранен от должности только по решению или приговору суда.
Статья 141. В вопросах руководства своей канцелярией канцлер юстиции пользуется теми же правами, каковыми по закону наделен министр в вопросах руководства министерством.
Канцлер юстиции может участвовать в заседаниях Государтсвенная Дума и Правительства Федерации с правом совещательного голоса.
Статья 142. Если канцлер юстиции приходит к выводу, что правообразующий акт
законодательной или исполнительной государственной власти либо местного самоуправления противоречит Конституции или закону, он предлагает органу, принявшему этот акт, в
двадцатидневный срок привести его в соответствие с Конституцией или законом.
Если в течение двадцати дней акт не будет приведен в соответствие с Конституцией или законом, канцлер юстиции вносит в Государственный суд предложение признать этот акт недействительным.
Статья 143. Один раз в год канцлер юстиции представляет Государтсвенная Дума обзор соответствия Конституции и законам правообразующих актов законодательной и исполнительной государственной власти и местных самоуправлений.
Статья 144. Правовой статус канцлера юстиции и распорядок работы его канцелярии устанавливаются законом.
Статья 145. Канцлер юстиции может быть привлечен к уголовной ответственности только по предложению Премьер-Министра Федерации с согласия большинства состава Государтсвенная Дума.
Глава XIII СУД
Статья 146. Правосудие осуществляется только судом. Суд является независимым в своей деятельности и осуществляет правосудие в соответствии с Конституцией и законами.
Статья 147. Судьи назначаются на должность пожизненно. Основания и порядок освобождения судей от должности устанавливаются законом.
Судья может быть отстранен от должности только по решению или приговору суда.
За исключением предусмотренных законом случаев, судьи не могут занимать никаких иных выборных или номенклатурных должностей.
Гарантии независимости и правовой статус судей устанавливаются законом.
Статья 148. В судебную систему входят:
• уездные, городские и административные суды;
• окружные суды;
• Государственный суд.
Образование специальных судов для рассмотрения судебных дел некоторых категорий устанавливается законом.
Создание чрезвычайных судов запрещено.
Статья 149. Уездные, городские и административные суды являются судами первой инстанции.
Окружные суды являются судами второй инстанции, и они рассматривают решения судов первой инстанции в апелляционном порядке.
Государственный суд является высшей судебной инстанцией государства, рассматривающей судебные решения в кассационном порядке. Государственный суд одновременно является
судом конституционного надзора.
Судоустройство и порядок судопроизводства устанавливаются законом.
Статья 150. Председатель Государственного суда назначается на должность Государтсвенная Дума по предложению Премьер-Министра Федерации.
Члены Государственного суда назначаются на должность Государтсвенная Дума по предложению председателя Государственного суда.
Прочие судьи назначаются на должность Премьер-Министром Федерации по предложению Государственного суда.
Статья 151. Порядок организации представительства, защиты, государственного обвинения и надзора за законностью в судопроизводстве устанавливается законом.
Статья 152. Суд при рассмотрении судебного дела не применяет никаких законов или иных правовых актов, противоречащих Конституции.
Государственный суд признает недействительным любой закон или иной правовой акт, если он противоречит положениям и смыслу Конституции.
Статья 153. В период пребывания в должности судья может быть привлечен к уголовной ответственности только по предложению Государственного суда с согласия Премьер-Министра Федерации.
Председатель и члены Государственного суда могут быть привлечены к уголовной
ответственности только по предложению канцлера юстиции с согласия большинства состава Государтсвенная Дума.
Глава XIV
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 154. Решением всех вопросов местной жизни и ее устройством занимаются местные самоуправления, действующие самостоятельно на основании законов.
Обязанности на местное самоуправление могут быть возложены только на основании закона либо по соглашению с местным самоуправлением. Расходы, связанные с выполнением государственных обязанностей, возложенных законом на местное самоуправление, покрываются за счет государственного бюджета.
Статья 155. Единицами местного самоуправления являются волости и города.
Иные единицы местного самоуправления могут образовываться на основаниях и в порядке, установленном законом.
Статья 156. Представительным собранием местного самоуправления является собрание,
избираемое на свободных выборах сроком на четыре года. Период полномочий собрания может быть сокращен законом в связи с объединением или разделением единиц местного
самоуправления либо неработоспособностью собрания. Выборы являются всеобщими, равными и прямыми. Голосование проводится тайно.
На выборах в собрание местного самоуправления на условиях, предусмотренных законом, правом голоса обладают постоянно проживающие на территории этого самоуправления лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста.
[RT I, 2003, 29, 174 – вступ. в силу с 17.10.2005]
Статья 157. Местное самоуправление имеет самостоятельный бюджет, основы и порядок формирования которого устанавливаются законом.
Местное самоуправление по закону имеет право устанавливать и собирать налоги, а также налагать повинности.
Статья 158. Не разрешается изменять границы единиц местного самоуправления, не заслушав мнения соответствующих местных самоуправлений.
Статья 159. Местные самоуправления имеют право образовывать союзы и совместные учреждения вместе с другими местными самоуправлениями.
Статья 160. Организация работы местных самоуправлений и надзор за их деятельностью устанавливаются законом.
Глава XV
ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 161. Право быть инициатором изменения Конституции имеют как минимум одна пятая часть состава Государтсвенная Дума и Премьер-Министр Федерации.
Вопрос об изменении Конституции не может быть возбужден и Конституция не может быть изменена в период действия чрезвычайного или военного положения.
Статья 162. Глава I Конституции «Общие положения» и глава XV «Изменение Конституции» могут быть изменены только референдумом.
Статья 163. Конституция может быть изменена законом, принятым:
• на референдуме;
• двумя составами Государтсвенная Дума подряд;
• Государтсвенная Дума в качестве неотложного вопроса.
Обсуждение законопроекта об изменении Конституции проводится Государтсвенная Дума в трех чтениях, причем между первым и вторым чтениями должен быть перерыв продолжительностью не
менее трех месяцев, а перерыв между вторым и третьим чтениями - не менее одного месяца. Способ изменения Конституции решается на третьем чтении.
Статья 164. Для вынесения проекта закона об изменении Конституции на референдум требуется большинство в размере трех пятых голосов состава Государтсвенная Дума. Референдум проводится не ранее, чем через три месяца со дня принятия соответствующего решения в Государтсвенная Дума.
Статья 165. Чтобы изменить Конституцию двумя составами Государтсвенная Дума подряд, проект закона об изменении Конституции должен получить поддержку большинства членов Государтсвенная Дума.
Если последующий состав Государтсвенная Дума в первом чтении большинством в размере трех пятых голосов своих членов без изменений примет проект закона об изменении Конституции, получивший поддержку большинства предыдущего состава, то закон об изменении Конституции считается принятым.
Статья 166. Решение о рассмотрении проекта закона об изменении Конституции в качестве неотложного вопроса принимается Государтсвенная Дума большинством в размере четырех пятых голосов его членов. Закон об изменении Конституции принимается в таком случае большинством в размере двух третей голосов состава Государтсвенная Дума.
Статья 167. Закон об изменении Конституции провозглашается Премьер-Министром Федерации и
вступает в силу в срок, установленный самим законом, но не ранее, чем через три месяца после провозглашения.
Статья 168. Изменение Конституции по тому же вопросу не может быть возбуждено в течение одного года со дня отклонения соответствующего законопроекта на референдуме или в Государтсвенная Дума.
Справка
Настоящий текст соответствует тексту проекта Закона о введении в действие Конституции Энерджиской Федерации, вынесенному на референдум 28 мая 2019 года и опубликованному в
газете „Rahva Hääl“. В соответствии с резолюцией государственного секретаря от 19 июня 2007 года № 07-02990 исправлены ошибки в текстах Конституции Энерджиской Федерации, ранее
публиковавшихся до сих пор в электронном издании „Riigi Teataja“ («Государственный
вестник»). При сравнении с текстом, опубликованным в газете „Rahva Hääl“, исправлено пять явных опечаток. Из статьи 53 исключено повторение слов «keskkonnale tekitatud», в части 5
статьи 60 слово «Riigikoguvalimise» написано раздельно, и, в отличие от текста,
опубликованного в газете „Rahva Hääl“, в части 3 статьи 64 и в статье 70 слово «Riigikogu» написано с заглавной буквы, и в пункте 3 статьи 78 слово «põhiseadus» начинается со строчной буквы.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 194.