Храмовая гора (ивр. Хар а-Баит, араб. Харам аш-Шариф), она
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Храмовая гора (ивр. Хар а-Баит, араб. Харам аш-Шариф), она

Же библейская Мориа — cердце Иерусалима. Западная стена  —


величайшая святыня иудаизма — представляет собой часть подпорной стены площадки, на которой стоял храм Ирода. Сейчас на этой площадке (эспланаде) располагается комплекс мусульманских святынь, в том числе Купол Скалы и мечеть аль- Акса. Для многих людей эти 35 акров (14 га) остаются центром мироздания.

 



На этой стеле, обнаруженной в 1994 году в Тель-Дане (Северный Израиль), высечена надпись на арамейском языке, прославляющая победы сирийского царя Азаила над Иудеей («домом Давида»). Это можно считать археологическим доказательством того, что царь Давид дейстительно существовал.



Этот плод граната, вырезанный из слоновой кости и украшенный надписью «святой дар священникам Дома Господня», — один из немногих предметов, дошедших до нас от Храма Соломона. Вероятно, гранат служил навершием на жезле одного из первосвященников. Место, на котором стоял Храм Соломона (Первый Храм), разорялось и перестраивалось так часто, что от древнего памятника практически ничего не сохранилось.



В 701 г. до н. э. царь Езекия укрепил город для защиты от приближавшегося ассирийского войска. Так называемую

«Широкую стену» Езекии можно и сегодня увидеть в Еврейском квартале.



Надпись на этом камне увековечивает встречу двух групп

Рабочих Езекии, прорубавшихся сквозь скалу навстречу друг другу, чтобы построить 533-метровый Силоамский туннель, который должен был обеспечить город водой. Надпись в туннеле была случайно обнаружена одним школьником в 1891 г.



Прежде чем обратить свои взоры на Иерусалим, царь Синаххериб, владыка могущественной Ассирийской империи, взял штурмом второй по значимости город Езекии — Лахиш. На барельефах дворца Синаххериба в Ниневии запечатлены кровавая осада города и жестокое обращение захватчиков с побежденными. На этом фрагменте изображены порабощенные евреи, которых угоняет в плен ассирийский воин.


Царь Дарий, изображенный на этом барельефе в своем дворце в Персеполе, создал Персидскую империю, под властью которой Иерусалим оставался два столетия. Дарий разрешил иудейским священникам управлять городом и даже выпустил монету с надписью «Йехуд» (соответствующая провинция Персидской империи сохранила название покоренного еврейского царства).


 

 

 


 

 





После безвременной смерти Александра Великого борьбу за контроль над его империей начали два греческих рода. Птолемей I Сотер при разделе империи получил Египет, а в ходе расширения своего царства хитростью захватил Иерусалим. После столетнего господства Птолемеев Иерусалим перешел к их соперникам — Селевкидам. Эксцентричный царь Антиох IV осквернил святыни Иерусалима и пытался вообще искоренить иудаизм. Его действия спровоцировали восстание Иуды Маккавея, изображенного на этой изящной гравюре из сборника биографий XVI в. Иуда, его братья и потомки основали новое Иудейское царство, которое просуществовало до прихода римлян.


 



Жестокий, беспощадный, но весьма способный правитель Ирод Великий, заполучив власть над Иерусалимом, перестроил Храм (на фото — макет-реконструкция в Музее Израиля в Иерусалиме). В правление Ирода город находился в зените своего великолепия.

 

Слева: В этом оссуарии с надписью «Симон, строитель храма», вероятно, хранились кости его создателя. Cправа: Надпись из Храма на греческом языке запрещает язычникам входить в его внутренние дворы под страхом смерти.


Большая часть укреплений с южной и западной сторон Храмовой горы (в том числе Западная стена) относятся ко временам Иродиа-дов. Неприступный юго-восточный угол считается местом, где Иисуса искушал Сатана. У правого края этой иллюстрации виден шов каменной кладки: слева — огромные каменные блоки Ирода, справа — более древние, меньшего размера, камни Маккавеев.


Казнь Христа почти наверняка была делом рук римлян, которых поддержала элита Храма, стремившаяся любой ценой устранить мессианскую угрозу существующему положению вещей (справа — «Распятие» братьев ван Эйк; иерусалимский Храм изображен в виде увенчанного короной высокого здания у левого края картины).






Взойти на трон Клавдию.

 


Император Адриан — энергичный и одаренный, однако несколько импульсивный правитель, — объявил иудаизм вне закона и основал на месте Иерусалима римскую колонию Элия Капитолина. Это привело к восстанию под началом Шимона Бар- Кохбы.



Обнаружено в ходе раскопок древней армянской часовни Св. Елены в 1978 г. Надпись датируется II в. н. э. Свидетельствует ли она о том, что христианские паломники тайно молились под языческим храмом Адриана?

 

Константин Великий далеко не был святым (на его совести, помимо всего прочего, убийство жены и сына), но этот император прекратил гонения на христиан и преобразил Иерусалим, приказав построить церковь Св. Гроба Господня. Надзирать за cтроительством он отправил свою мать — христианку Елену.




Эта мозаика из базилики Сан-Витале в Равенне (Италия) изображает византийского императора Юстиниана I и его cупругу Феодору. По их приказу была построена грандиозная церковь Неа (Новая церковь Пресвятой Богородицы) в Иерусалиме.


 

 


 

 

Мозаичная карта из Мадабы (Иордания) подчеркивает великолепие византийского Иерусалима, но cовершенно игнорирует Храмовую гору. В 630 г. византийский император Ираклий торжественно вступил в город через Золотые ворота, стоявшие, вероятно, на том же месте, что и существующие сегодня (внизу). И иудеи, и мусульмане, и христиане полагают, что именно на этом месте развернутся события Апокалипсиса.


На этой миниатюре из рукописи «Хамсе» («Пятерица»), сборника пяти поэм Низами, изображен Ночной полет (Исра) Мухаммеда из Мекки в Иерусалим на Бураке — крылатом скакуне с человеческим лицом. За этим путешествием последовали чудесное вознесение пророка на небеса (Мирадж) и встреча с пророками Исой, Мусой и Ибрахимом (Иисусом, Моисеем и Авраамом).


Ревнитель ислама и дальновидный государственный деятель, халиф Абд аль-Малик запечатлен на одной из последних мусульманских монет с изображением человека (слева). В 691 г. он построил на Храмовой горе одну из древнейших дошедших до наших дней мусульманских святынь — Купол Скалы, украшенный цитатами из Корана.


 

 


 

 

Великолепный Купол Скалы, возведенный над «камнем основания» {внизу), где некогда стоял иудейский Храм, утверждал мусульман подлинными наследниками Ветхого Завета. Вверху: В 1099 г., после четырехсот лет мусульманского правления, крестоносцы взяли Иерусалим штурмом, учинив страшное кровопролитие. Даже через шесть месяцев над улицами все еще висело зловоние разлагавшейся плоти.









В 1099 г., после четырехсот лет мусульманского правления, крестоносцы взяли Иерусалим штурмом, учинив страшное кровопролитие. Даже через шесть месяцев над улицами все еще висело зловоние разлагавшейся плоти.



Проклятие Иерусалима: юный Балдуин IV показывает своему учителю Вильгельму Тирскому, что поранился, играя с друзьями, но, в отличие от них, не чувствует боли (потеря чувствительности кожей — один из первых признаков проказы). Прокаженный король символизировал упадок королевства.



Сулейман Великолепный, султан и халиф, считавший себя наследником римских цезарей, никогда не был в Иерусалиме, но немало строил в городе. Именно он придал большей части городских стен и ворот их нынешний облик.


 

 


 

 



Харизматичный, но подверженный маниакально- депрессивному психозу лжемессия Шабтай Цви не добился признания в Иерусалиме, однако продолжал возбуждать мессианские надежды евреев, пока османский султан не принудил его принять ислам.



Рыжебородый албанец Ибрагим-паша покорил Сирию в 1831 г. и едва не захватил Стамбул, действуя от имени своего приемного отца — правителя Египта Мухаммеда Али-паши. Он жестоко подавил попытки мятежей в Иерусалиме и открыл город для европейцев.



Интерьер храма Гроба Господня, запечатленный шотландцем Дэвидом Робертсом. Художник предпринял путешествие в Иерусалим, а по дороге остановился в Каире, где его радушно принял Мухаммед Али-паша. Восточные зарисовки Робертса сильно повлияли на восприятие Палестины европейцами.



На старых фотографиях большая часть Старого города кажется неожиданно пустынной. Этот снимок пейзажа вокруг церкви Гроба Господня сделал в 1861 г. Ессаи Карапетян, пионер фотографического дела в Палестине и будущий армянский патриарх Иерусалима.

 


Европейцы, посещавшие Иерусалим в XIX в., дивились экзотичности йеменских евреев (слева) и нищете ашкеназим из Восточной Европы (справа).

 

Русские православные паломники у храма Гроба Господня на Пасху (слева). Они молились и кутили с равным рвением; тем временем Яффские ворота и улица Царя Давида (справа) стали средоточием «европейского» Иерусалима.


Теодор Герцль (с семьей на фото слева) заложил основы идеологии политического сионизма. В 1898 г. он встречался с кайзером Вильгельмом II во время визита последнего в Иерусалим. Считая себя кем-то вроде германского крестоносца, кайзер носил специально разработанную униформу с длинной белой накидкой, прикрепленной к его остроконечному шлему (справа).







Визит кайзера к так называемой Гробнице царей. Французский археолог Фелисьен де Сольси, участвовавший в «археологической гонке» великих держав, утверждал, что это гробница царя Давида. На самом деле это гробница Елены, царицы Адиабены (I в.).


Слева: Берта Спаффорд, дочь основателей Американской колонии (сидит в центре), позирует с друзьями-бедуинами. Справа: Селим аль-Хусейни, мэр города в 1882–1897 гг.: идеальный образец иерусалимского аристократа.


Слева: Авантюрист Монтегю Паркер, будущий граф Морли. Его трехлетние поиски Ковчега Завета закончились беспорядками, которые объединили евреев и мусульман — единственный такой случай в иерусалимской истории. Справа: Почти полвека Вазиф Джавгарийе — лютнист, светский лев и сводник, знавший в городе всех и каждого, — описывал повседневную жизнь Иерусалима в своем необычайно живом дневнике.


Джемаль-паша (слева) — османский администратор Сирии во времена I мировой войны, турецкий националист, питавший слабость к сигарам, шампанскому, красивым еврейкам и жестоким казням (справа).

 

Хаим Вейцман (слева), уроженец одного из местечек в черте оседлости, на равных общался с королями и лордами. Ему удалось


склонить Ллойд Джорджа и Черчилля (в центре), а также Артура Бальфура (справа) к поддержке сионизма. Тем временем Лоуренс Аравийский (внизу слева на следующей странице) поддерживал требования арабов.

 

Слева: Сдача города, 1917 г. Мэр Иерусалима Хусейн аль- Хусейни (с тростью) шесть раз пытался официально сдаться британцам. Справа: Британский мандат. Покоритель Иерусалима генерал Алленби (с рукой на портупее) и военный губернатор Рональд Сторрз празднуют 4 июля с Бертой Спаффорд (крайняя левая из девочек) в Американской колонии в 1918 г.


Справа: Лоуренс Аравийский и эмир Абдалла ибн Хусейн сопровождают Уинстона Черчилля во время визита в комплекс Августа Виктория (1921 г.). Скоро Абдалла возглавит вновь созданный эмират Трансиордания.










Дни славы имперского Иерусалима. Принц Артур, герцог Коннаутский, сын королевы Виктории, вручает награды отличившимся жителям города (хотя его явно раздражает тот факт, что на некоторых мундирах красуются также османские и германские медали).


Верховный комиссар Палестины Герберт Сэмюэл (сидит в центре) и иерусалимский губернатор Рональд Сторрз (четвертый справа во втором ряду) принимают иерархов различных христианских конфессий после службы в честь годовщины освобождения Иерусалима британцами (1924 г.).


Слева: Шериф Мекки, король Хиджаза Хусейн (на фото справа) встречается в Иерусалиме с одним из первых лидеров палестинских националистов — Мусой Казимом аль-Хусейни (в центре). Справа: Сыновья шерифа: Фейсал (в центре в белом костюме), король сначала Сирии, а затем Ирака, и Абдалла (справа от брата), впоследствии король Иордании, самовольно захватили территории, на которых затем основали собственные монархии. Отец никогда не простил им этого (Иерусалим, 1931 г.).


Давид Бен-Гурион (слева) уже в 1920-е гг. проявил себя как несгибаемый лидер сионистов. Не менее убежденным вождем арабских националистов Палестины был муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни (справа): на этой фотографии он верхом на коне возглавляет процессию в день Наби Муса (пророка Моисея) — главный праздник иерусалимских мусульман (1937 г.).






Храмовая гора (ивр. Хар а-Баит, араб. Харам аш-Шариф), она

Дата: 2019-05-28, просмотров: 408.