Бородинское сражение на полотнах художников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Больше всего внимания событиям 1812 года уделили живописцы. Перечисление художников, которые так или иначе касались наполеоновского похода в Россию, займёт не одну страницу. Однако я хочу обратить внимание на такие произведения живописи, которые имели в своей основе литературные произведения, посвященные Бородинскому сражению, или которые можно сопоставить с фрагментами из художественных произведений (см. приложение №1).

«Молебен накануне Бородинского сражения». Цветная литография с рисунка Н. Самокиша. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск. Под изображением печатный текст: «День 25 августа - канун Бородинского боя - прошел в приготовлениях к предстоящему сражению. Все готовились к смерти, понимая, что должно или умереть, или спасти Отечество. Зная твердую и горячую веру русского солдата в помощь Божию, главнокомандующий приказал пронести по рядам чудотворный образ Смоленской Божией Матери». Этот эпизод рисуется и в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»: духовное влияние святого лика на русского православного человека трудно переоценить. Так перед иконой преклоняется как Главнокомандующий, так и рядовой. Икона Смоленской Божией Матери была очень важной для русских воинов: ей молились в самые важные моменты истории, перед решающими сражениями, изображение на ней служило своеобразной защитой от страха, рождало в душе солдат уверенность в победе.

Иллюстрация (хромолитография, 1912г.) Н. Богатова к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Особые ощущения охватывают меня, когда я вижу данный эпизод Бородинского сражения. Буйство красок, стремительные движения человеческих фигур волнуют меня. Сразу вспоминаются эти строки из стихотворения:

Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами…
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. Художник А. Шепелюк. 1951 г

В.В. Верещагин. Наполеон I на Бородинских высотах.

Эти две картины были выбраны мной для исследования, так как они напрямую связаны с двумя центральными персоналиям, с которыми чаще всего связывают Бородино: Кутузов и Наполеон. И Верещагин, и Шепелюк, словно следуя описаниям Толстого из романа «Война и мир», создали точные сюжетные композиции. Картины могут использоваться как иллюстрации к роману Толстого – эпизоды, описывающие штабы двух полководцев.









Дата: 2019-05-28, просмотров: 270.