Г.Одинцово, ул.Молодежная, д.3а
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одинцовская гимназия № 13

Г.Одинцово, ул.Молодежная, д.3а

Тел . 8-495-593-27-24

http://www.gimn - 13.odinedu.ru

odin.gimnaziya13@rambler.ru

 

 

                      Научно-исследовательская работа по теме:

«Бородинское сражение как культурно-социальный феномен».

 

 

Выполнила:

Гусева Анастасия Алексеевна

обучающаяся 11 класса

МБОУ Одинцовской гимназии №13

 

Руководитель: Меркурьева Лариса Витальевна

учитель русского языка и литературы

 

 

Оглавление:

Введение …………………………………………………............................. .3

Основная часть …………………………………………………………………5     

Глава 1. Отражение Бородинского сражения в произведениях литературы...5

1.1 «Бородино» как поэтическая хроника событий ………………………...  7

1.2  Стихи Дениса Давыдова о войне 1812 года…………………………….  7

1.3  Народная ода, баллада «Бородино» М.Ю. Лермонтова ……………….. 8

1.4 Отечественная война 1812 года в прозе………………………………… 9

Глава 2. Бородинское сражение в искусстве…………………………………11

2.1 Влияние Бородинского сражения на живопись……..………………….. 11

2.2 Влияние Бородинского сражения на музыку………………………..….. 15

Глава 3. Влияние Бородинского сражения на кинематограф …………….. 15

Экранизации великой битвы…………………………………………..……...15

Заключение……….…………....….................................................................. 18

Список используемых источников и литературы……………………….… 19

Приложения………………………………………………………………..… 20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Бородинское сражение 1812 года является одной из самых славных страниц российской истории. О нем очень много написано, что вполне справедливо и заслуженно. Право считаться непобедимыми за русскими солдатами было признано Наполеоном, сам же он всю жизнь, по свидетельству его соратников, считал Бородинское сражение 1812-го (во французской истории известное как битва у Москвы-реки – Bataille de la Moskova) самым славным из всех пятидесяти, что он провел за свою воинскую карьеру. В своей работе я хочу подробно исследовать историческое Бородинское сражение с точки зрения его влияния на развитие русского общества и русской культуры. И ещё я считаю важным обратить внимание на то, что Бородинская битва имела влияние не только на русскую, но и мировую историю, на судьбы европейских государств.  

АКТУАЛЬНОСТЬ

206 лет назад, 7 сентября 1812 года, состоялось самое кровопролитное среди однодневных сражений – Бородинская битва, которая стала главным боевым столкновением между русской и французской армиями в ходе похода Наполеона на восток Европы, закончившегося для него грандиозным поражением. А сегодня, когда наша страна находится в сложной политической ситуации, такие памятные даты особо значимы. Они рождают в нации любовь к Родине, поднимают в народе дух патриотизма, заставляют гордиться своей страной.

Особо остро стоит проблема патриотизма среди нынешних подростков и молодых людей, патриотическое воспитание которых находится на довольно низком уровне. Так как данное исследование затрагивает различные сферы искусства, то каждый ученик (исследование ориентировано на учащихся среднего и старшего школьного возраста) может найти область, представляющую интерес именно для него, и продолжить исследование, проделав аналогичный моему опыт с любыми другими историческими событиями.

ЦЕЛЬ: доказать, что Бородинская битва оказала значительное влияние на русскую культуру, на формирование национального самосознания.

ЗАДАЧИ:                                                                                                                               - познакомить с историей Бородинского сражения;                                               - рассмотреть влияние Бородинского сражения на литературу;                                        - рассмотреть влияние Бородинского сражения на живопись (иллюстрации к художественным произведениям, посвященным Бородинской битве);                                - рассмотреть влияние Бородинского сражения на музыку (оперы, написанные по художественным произведениям);                                      - рассмотреть влияние Бородинского сражения на кинематограф (фильмы и сериалы, снятые по мотивам художественных произведений).                                                                                                          

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Бородинское сражение как социально-культурный феномен.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: произведения литературы и искусства, вдохновленные Бородинской битвой.

ГИПОТЕЗА:

Бородинская битва как самое грандиозное сражение в истории России не могло оставить равнодушными деятелей искусства и культуры как в XIX, так и в XX-XXI веках, оно должно было повлиять на развитие русской культуры и на формирование национального самосознания народа.

ПЛАН РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАНИЕМ:

1.Выбор темы, формулировка проблемы, гипотезы.

2.Подбор материала для исследования:

а) изучение материалов историко-культурного комплекса «Бородинское поле»;

б) посещение Бородинской панорамы;

в) анализ доступных в Интернете архивных документов;

г) чтение и анализ художественных текстов;

д) посещение художественных выставок по теме исследования;

е) чтение воспоминаний участников Бородинского сражения;

ж) просмотр телесериалов и фильмов, посвященных выбранной теме.

3. Ведение дневника исследования.

4. Скайп-диалог с исследователями темы – преподавателями МГУ, Высшей школы экономики.

5. Оформление материалов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

“У всякого народа своя история, а в истории свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа…”

(В.Г.Белинский)

Беспримерное мужество, героизм и стойкость проявил русский народ в борьбе с полчищами Наполеона, поработившими до своего вторжения в наше Отечество почти все народы Европы. С восхищением вспоминали подвиги русских воинов современники и потомки. Отечественную войну 1812 года воспели в прекрасных стихах Жуковский, Батюшков, Пушкин и Лермонтов. Л.Н.Толстой запечатлел ее в грандиозной эпопее «Война и мир». О ней напоминают статуи Кутузова и Барклая де Толли у Казанского собора. Триумфальные Нарвские ворота, воздвигнутые в честь гвардии, возвращавшейся в Отечество в 1814 году, Александровская колонна на Дворцовой площади. Среди мемориальных сооружений, созданных в память 1812 года, особо выделяется Военная галерея Зимнего дворца, входящая в настоящее время в экспозицию Государственного Эрмитажа.

Историческая справка

Крупнейшее событие Отечественной войны 1812 года произошло 26 августа в 125 километрах от Москвы. Битва на Бородинском поле - одно из самых кровопролитнейших сражений XIX века. Её значение в русской истории колоссально, поражение под Бородино грозил полной капитуляцией Российской империи.

Главнокомандующий русскими войсками Михаил Илларионович Кутузов планировал сделать дальнейшие наступления французов невозможными, противник же хотел полностью разгромить русскую армии и захватить Москву. Силы сторон были практически равны: 132 тыс. русских против 135 тыс. французов, количество орудий - 640 против 587 соответственно.

В 6 часов утра французы начали наступление. Для того чтобы очистить дорогу к Москве, они попробовали прорвать центр русских войск, обойти их левый фланг, но попытка закончилась неудачей. Самые страшные сражения проходили на флешах Багратиона и батарее генерала Раевского. Солдаты гибли со счётом 100 человек в минуту. К шести часам вечера французы захватили только центральную батарею. Позже Бонапарт приказал отвести основные силы, но и Кутузов принял решение отступить к Москве.

Фактически сражения не дало победы никому. Потери оказались огромными для обеих сторон: Россия оплакивала смерть 44 тыс. солдат, Франция и её союзники - 60 тыс. солдат. Царь требовал дать ещё одно, решающее сражение, поэтому весь генеральский штаб был созван в подмосковных Филях. На этом совете решалась судьба Москвы. Кутузов выступил против сражения: армия не готова, считал он. Москва была сдана без боя – это решение было верным.

Война и проза

Самое знаменитое и самое масштабное эпическое произведение о событиях тех лет — это, конечно, роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Двадцать глав третьего тома занимает только само описание Бородинской битвы. Глубина и полнота действия в данном эпизоде, позволяют считать его образцовым для все отечественной литературы. Панорама боевых действий подчёркивает масштабность сражения. Но это не главное, по мнению великого писателя. Главное в его философии истории – осознание значимости каждого участника исторического события для его исхода. Битву читатель видит глазами гражданского человека - Пьера Безухова, значит, стратегия и тактика сражения, по мнению Л.Н.Толстого, не являются решающим фактором победы. Её определяет «скрытая теплота патриотизма», чувство, которое испытывают все – от рядового до фельдмаршала. «Завтра в бою победит тот, кто будет меньше себя жалеть… И так думаю я, и так думает Тимохин, и так думает вся русская армия…» - говорит князь Андрей Пьеру накануне Бородинского сражения.

Гибли русские солдаты и офицеры, погибали, но не сдавались; все кругом было покрыто мёртвыми или ранеными. Ядра картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки — всё смешалось в ужасной битве, в которой погибли сотни людей. Пушки, раскаленные до предела, уже не могли выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопаясь, смертельно ранили заряжавших их артиллеристов. Смерть «летала» по всем рядам. Целые батареи переходили из одних рук в другие по нескольку раз.

К теме войны 1812 года обращались и другие русские классики XIX века. Почти забытый сегодня Михаил Загоскин написал один из первых романов об этих событиях — «Рославлев, или Русские в 1812 году». Загоскин сам воевал в ополчении и был ранен во время сражения под Полоцком, поэтому его произведение – свидетельство очевидца исторического события. И хотя произведению не хватает, с моей точки зрения, художественной яркости, порой, оно даже скучновато, но веришь очевидцу тех далёких событий безоговорочно.

При всей разности творческих подходов писателей 19 века к этой теме их объединяет искреннее отношение к людям, творившим историю, восхищение беспримерным подвигом предков, их любовью к Отечеству, готовностью заплатить самую высокую цену за его свободу и независимость.

В ХХ веке к войне с Наполеоном писатели стали обращаться всё меньше, однако некоторые вспоминают о ней и по сей день. Например, семь лет назад вышел роман «Бородино» алтайского журналиста Сергея Теплякова, который полностью посвящён Бородинскому сражению (описание 22-27 августа 1812 года). А популярный автор исторических детективов Николай Свечин в авантюрном романе «Московский апокалипсис», следуя при этом реальным историческим фактам, отправился в покорённую французами Москву. И если уж в наше, не очень «душевное» время находятся творческие люди, пишущие о той эпохе, значит, мы, россияне, ещё живы: «Пока я помню – я живу!»

В 1949 г. в Военной галерее в Санкт-Петербурге была установлена мраморная доска со строками из стихотворения «Полководец» великого русского поэта А.С. Пушкина, посвящённого Барклаю де Толли:

...Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной славою Двенадцатого года...

И эти строки с полным правом могут служить эпиграфом к любому памятнику этому великому сражению за Отечество и людям, служившим ему верой и правдой.

Литература

1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., тт. I-- XIII. М., Изд-во АН СССР, 1953-1959 – 28с.

2. Бородинское поле: 1812год в русской поэзии.-М.: Дет.лит.,1984.-254с.

3. Загоскин М.Н. Рославлев, или русские в 1812 году.- Москва, 1959 год. Издательство «Правда»-368 с.

4. Крылов И.А. Волк на псарне. .- Москва,2011 год. Издательство « Амфора» - 48 с.

5. Лермонтов М.Ю. Бородино.- Москва, 2015 год. Издательство «Росмэн»-96 с.

6. Отечественная война 1812 года. - Бородинское сражение.//Руссика: школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование,2003.-с. 433

7. Толстой Л.Н, Война и мир. .- Москва, 2014 год. Издательство «Мировая классика»-1408 с.

8. Хрестоматия по истории России: учеб.пособие/авт.-сост. А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Геогиева, Т.А. Сивохина. –М.: Проспект, 2010.-592с.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (с фотографиями)

Бородинское сражение в полотнах художников:

«Молебен накануне Бородинского сражения». Цветная литография с рисунка Н. Самокиша.

Иллюстрация (хромолитография, 1912г.) Н. Богатова к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».

М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. Художник А. Шепелюк. 1951 г.

В.В. Верещагин. Наполеон I на Бородинских высотах. 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (с датами)

 Список всех известных экранизации великой битвы:

1912 — «1812 год» (Отечественная война / Нашествие Наполеона / Бородинский бой), режиссёры — Василий Гончаров, Александр Уральский, Ганзен Кай. Фильм снят А. А. Ханжонковым

1915 — «Война и мир», режиссёры — Яков Протазанов, Владимир Гардин

1944 — «Кутузов», режиссёр — Владимир Петров

1956 — «Война и мир», режиссёр — Кинг Видор

1962 — «Гусарская баллада», режиссёр — Эльдар Рязанов

1968 — «Война и мир», режиссёр — Сергей Бондарчук

1980 — «Эскадрон гусар летучих», режиссёр — Станислав Ростоцкий

2007 — «Война и мир», режиссёр — Роберт Дорнхельм

2012 — «Василиса Кожина», режиссёр — Антон Сиверс

Одинцовская гимназия № 13

г.Одинцово, ул.Молодежная, д.3а

Тел . 8-495-593-27-24

http://www.gimn - 13.odinedu.ru

odin.gimnaziya13@rambler.ru

 

 

                      Научно-исследовательская работа по теме:

«Бородинское сражение как культурно-социальный феномен».

 

 

Выполнила:

Гусева Анастасия Алексеевна

обучающаяся 11 класса

МБОУ Одинцовской гимназии №13

 

Руководитель: Меркурьева Лариса Витальевна

учитель русского языка и литературы

 

 

Оглавление:

Введение …………………………………………………............................. .3

Основная часть …………………………………………………………………5     

Глава 1. Отражение Бородинского сражения в произведениях литературы...5

1.1 «Бородино» как поэтическая хроника событий ………………………...  7

1.2  Стихи Дениса Давыдова о войне 1812 года…………………………….  7

1.3  Народная ода, баллада «Бородино» М.Ю. Лермонтова ……………….. 8

1.4 Отечественная война 1812 года в прозе………………………………… 9

Глава 2. Бородинское сражение в искусстве…………………………………11

2.1 Влияние Бородинского сражения на живопись……..………………….. 11

2.2 Влияние Бородинского сражения на музыку………………………..….. 15

Глава 3. Влияние Бородинского сражения на кинематограф …………….. 15

Экранизации великой битвы…………………………………………..……...15

Заключение……….…………....….................................................................. 18

Список используемых источников и литературы……………………….… 19

Приложения………………………………………………………………..… 20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Бородинское сражение 1812 года является одной из самых славных страниц российской истории. О нем очень много написано, что вполне справедливо и заслуженно. Право считаться непобедимыми за русскими солдатами было признано Наполеоном, сам же он всю жизнь, по свидетельству его соратников, считал Бородинское сражение 1812-го (во французской истории известное как битва у Москвы-реки – Bataille de la Moskova) самым славным из всех пятидесяти, что он провел за свою воинскую карьеру. В своей работе я хочу подробно исследовать историческое Бородинское сражение с точки зрения его влияния на развитие русского общества и русской культуры. И ещё я считаю важным обратить внимание на то, что Бородинская битва имела влияние не только на русскую, но и мировую историю, на судьбы европейских государств.  

АКТУАЛЬНОСТЬ

206 лет назад, 7 сентября 1812 года, состоялось самое кровопролитное среди однодневных сражений – Бородинская битва, которая стала главным боевым столкновением между русской и французской армиями в ходе похода Наполеона на восток Европы, закончившегося для него грандиозным поражением. А сегодня, когда наша страна находится в сложной политической ситуации, такие памятные даты особо значимы. Они рождают в нации любовь к Родине, поднимают в народе дух патриотизма, заставляют гордиться своей страной.

Особо остро стоит проблема патриотизма среди нынешних подростков и молодых людей, патриотическое воспитание которых находится на довольно низком уровне. Так как данное исследование затрагивает различные сферы искусства, то каждый ученик (исследование ориентировано на учащихся среднего и старшего школьного возраста) может найти область, представляющую интерес именно для него, и продолжить исследование, проделав аналогичный моему опыт с любыми другими историческими событиями.

ЦЕЛЬ: доказать, что Бородинская битва оказала значительное влияние на русскую культуру, на формирование национального самосознания.

ЗАДАЧИ:                                                                                                                               - познакомить с историей Бородинского сражения;                                               - рассмотреть влияние Бородинского сражения на литературу;                                        - рассмотреть влияние Бородинского сражения на живопись (иллюстрации к художественным произведениям, посвященным Бородинской битве);                                - рассмотреть влияние Бородинского сражения на музыку (оперы, написанные по художественным произведениям);                                      - рассмотреть влияние Бородинского сражения на кинематограф (фильмы и сериалы, снятые по мотивам художественных произведений).                                                                                                          

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Бородинское сражение как социально-культурный феномен.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: произведения литературы и искусства, вдохновленные Бородинской битвой.

ГИПОТЕЗА:

Бородинская битва как самое грандиозное сражение в истории России не могло оставить равнодушными деятелей искусства и культуры как в XIX, так и в XX-XXI веках, оно должно было повлиять на развитие русской культуры и на формирование национального самосознания народа.

ПЛАН РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАНИЕМ:

1.Выбор темы, формулировка проблемы, гипотезы.

2.Подбор материала для исследования:

а) изучение материалов историко-культурного комплекса «Бородинское поле»;

б) посещение Бородинской панорамы;

в) анализ доступных в Интернете архивных документов;

г) чтение и анализ художественных текстов;

д) посещение художественных выставок по теме исследования;

е) чтение воспоминаний участников Бородинского сражения;

ж) просмотр телесериалов и фильмов, посвященных выбранной теме.

3. Ведение дневника исследования.

4. Скайп-диалог с исследователями темы – преподавателями МГУ, Высшей школы экономики.

5. Оформление материалов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

“У всякого народа своя история, а в истории свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа…”

(В.Г.Белинский)

Беспримерное мужество, героизм и стойкость проявил русский народ в борьбе с полчищами Наполеона, поработившими до своего вторжения в наше Отечество почти все народы Европы. С восхищением вспоминали подвиги русских воинов современники и потомки. Отечественную войну 1812 года воспели в прекрасных стихах Жуковский, Батюшков, Пушкин и Лермонтов. Л.Н.Толстой запечатлел ее в грандиозной эпопее «Война и мир». О ней напоминают статуи Кутузова и Барклая де Толли у Казанского собора. Триумфальные Нарвские ворота, воздвигнутые в честь гвардии, возвращавшейся в Отечество в 1814 году, Александровская колонна на Дворцовой площади. Среди мемориальных сооружений, созданных в память 1812 года, особо выделяется Военная галерея Зимнего дворца, входящая в настоящее время в экспозицию Государственного Эрмитажа.

Историческая справка

Крупнейшее событие Отечественной войны 1812 года произошло 26 августа в 125 километрах от Москвы. Битва на Бородинском поле - одно из самых кровопролитнейших сражений XIX века. Её значение в русской истории колоссально, поражение под Бородино грозил полной капитуляцией Российской империи.

Главнокомандующий русскими войсками Михаил Илларионович Кутузов планировал сделать дальнейшие наступления французов невозможными, противник же хотел полностью разгромить русскую армии и захватить Москву. Силы сторон были практически равны: 132 тыс. русских против 135 тыс. французов, количество орудий - 640 против 587 соответственно.

В 6 часов утра французы начали наступление. Для того чтобы очистить дорогу к Москве, они попробовали прорвать центр русских войск, обойти их левый фланг, но попытка закончилась неудачей. Самые страшные сражения проходили на флешах Багратиона и батарее генерала Раевского. Солдаты гибли со счётом 100 человек в минуту. К шести часам вечера французы захватили только центральную батарею. Позже Бонапарт приказал отвести основные силы, но и Кутузов принял решение отступить к Москве.

Фактически сражения не дало победы никому. Потери оказались огромными для обеих сторон: Россия оплакивала смерть 44 тыс. солдат, Франция и её союзники - 60 тыс. солдат. Царь требовал дать ещё одно, решающее сражение, поэтому весь генеральский штаб был созван в подмосковных Филях. На этом совете решалась судьба Москвы. Кутузов выступил против сражения: армия не готова, считал он. Москва была сдана без боя – это решение было верным.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 231.