Ыбрай Алтынсарин (1841-1889 гг.) Ы. Алтынсарин стремился учить детей таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности. Ы. Алтынсарин выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, «следуя Магомету, будьте слугами белого царя».
Ы. Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения, полагая, что в основе прогресса всех сторон общественной жизни лежит именно просвещение. При этом он считал, что под просвещением следует понимать такие знания, которые основаны на науке и могут служить делу исторического прогресса. Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество. В свою очередь невежество не может ничего дать, кроме застоя.
Ы. Алтынсарин считал, что казахи – народ, способный к прогрессу и восприятию самой высокой культуры. Вместе с тем, он полагал, что казахский народ еще далек от цивилизованности, что он находится в «переходном состоянии» от бескультурья и невежества к образованности и цивилизации. В такой период народ особенно нуждается в духовной пище.
Ы. Алтынсарину как просветителю присущи культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ыбрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе его заслуг помимо собственного литературного творчества – составление хрестоматии на родном языке, отвечающей духу народа, первых сборников народной поэзии и первых книжных произведений, предназначенных для начального народного чтения.
3. Заполните таблицу:
Образование движения тыловиков:Социальной опорой оппозиции временному правительству стали тыловики.В июле 1917 г. в Верном сформирован «Союз чернорабочих», его возглавил Ж.БабаевВ Сергиополе (Аягуз) 800 солдат- фронтовиков и мобилизованные «на тыловые работы» казахи объединились в «Русско-мусульманскую солдатскую организацию».В Петропавловске (Кызылжар) организован «Союз МОЛОДЫХ ИЗВОЗЧИКОВ».На рост политического сознания тыловиков огромное влияние оказывало их общение с русскими рабочими, солдатами.
Молодежные организации-В Аулие-Ате, Мерке сформирован «Революционный союз казахской молодежи», его возглавил Т.Рыскулов.В Акмолинске - «Жас казах».В Петропавловске - «Талап».В Спасском заводе - «Молодое сердце».Активизация политических партий и движенийПартия «Алаш»Пробуждения национального самосознания казахского народа, носителем идеи национального освобождения, вдохновителем борьбы против колониализма выступила национальная демократическая интеллигенция.Основной целью движения стала идея освобождения казахского народа от колониального ига, формирования суверенного автономного национального государства.С1905 г. вело свое начало движение Алаш.Оно вновь активизировалось после Февральской революции.С 1917 г. - партия «Алаш».Лидер движения, в последствии председатель партии - деятель российского либерально-демократического движения, в прошлом член ЦК кадетской партии Алихан Букейханов.Его соратники, которые вошли в состав Алаш (либерально-демократической интеллигенции) А.Байтурсынов, М.Дулатов, А.Ермеков, Ж.Досмухамедов, Х.Досмухамедов, Ж.Акбаев и др. Социал-демократы. Российская социал-демократическая партияРабочая партия (РСДРП) — социал - демократическая партия, основана в Российской империи в марте 1898 года. На II съезде РСДРП произошло разделение на группы большевиков и меньшевиков. В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества (тоталитаризма). Весной 1917 года после того, как большевики взяли курс на пролетарскую революцию, фракция большевиков выделилась в отдельную партию — Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков), которая после Октябрьской революции была переименована в Российскую коммунистическую партию (большевиков) (РКП(б)), впоследствии стала Всесоюзной коммунистической партией (большевиков) (ВКП(б)) и, наконец, КПСС — Коммунистической партией Советского Союза.Таким образом, в Казахстане в годы февральской революции сложилась многопартийная система, которая возникла на основе национальной, религиозной, классовой и сословной принадлежностей.Национально-освободительное движение 1916 г.. Февральская буржуазнодемократическая револю
Дата: 2019-05-28, просмотров: 307.