Объясните основные мотивы творчества казахских поэтов второй половины XIX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определенные следы оставили в казахской литературе события, связанные с антиколониальным восстанием 1846—1847 годов под руководством Кенесары Касымова. Поэты Дулат Ба-батаев (1802-1871), Шортанбай Канаев (1818-1881) и Мурат Мункеулы (1843—1906) обогатили литературу в тематическом и жанровом отношении, усилив ее критическое и лирическое начала. Общим для них было реалистическое изображение трудного положения казахского народа, страдавшего от двойного гнета — царских чиновников и местных феодалов. В их творчестве в мрачных тонах показана экспансия иаризма, которая, по их мнению, принесла беды казахскому народу: лишение земель, вековых устоев, быта, морали, веры, языка, традиций. Отсюда в их творчестве превалируют мотивы безысходности, растерянности, неустроенности, тревоги за будущее.

Значительный прогресс достигнут казахской общественно-демократической мыслью в середине XIX века в развитии просветительского движения. Эти идеи стали ведущими в казахской литературе второй половины XIX века. Выразителем насущных потребностей эпохи стала творческая и общественно-педагогическая деятельность казахских просветителей, демократа-ученого Ш. Ш. Уалиханова (1835—1865), поэта-педагога Ыбрая Алтынсарина (1841—1889) и основоположника казахской реалистической литературы и литературного языка поэта Абая Кунанбаева (\845—\904). Их объединяло стремление разрешить острые и жгучие вопросы, стоящие перед казахским обществом. Верно и глубоко изображая казахскую действительность, пути ее преобразования просветители-демократы видели в просвещении, культуре, приобщении казахского народа к передовой культуре русского и других европейских народов, освоении демократических традиций европейского общественного движения. Творчество казахских просветителей определило пути дальнейшего роста и развития всей духовной культуры казахского народа.

Билет № 17

1. Карлукский каганат (образование, расцвет, упадок). 756 — 940

КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ (756-940 гг.)Образование***Первые сведения о карлуках, известных под именем булак, относятся к V в. Первоначально они занимали территорию между Алтаем и восточным побережьем озеро Балхаш. В середине VII в. в состав карлукского объединения входили три крупных племени - булак, чигиль, шашлык. Титул вождя объединения - эльтебер.*В 742 г. карлуки совместно с уйгурами и басмылами выступили против Восточно-тюркского каганата. В результате восточные тюрки были разбиты, и на месте их каганата возникло новое государство - Уйгурский каганат (744-840).*В 746 г. карлуки потерпели поражение от Уйгурского каганата и переселились в Семиречье.*В 756 г. захватив власть у тюргешей карлуки в Семиречье образовали раннефеодальное государство - Карлукский каганат.*Территория - от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Исык-куль, долины рек Или, Чу, Талас, отроги Тянь-Шаня, от Испиджабской области до Отрара (VIII-IX в. в).*Арабский географ Ибн Хаукаль (X в) писал: «Требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток.*Столица - Суяб, позднее Баласагун. У карлуков насчитывалось 25 городов и поселений: Тараз, Кулан, Мерке, Атлах, Барысхан, Талгар и др. (Сведение из книги «Худуд аль-Алам» X в.).*Титул правителей - жабгу, а с 840 г. - каган.*Этнический состав-Арабские и персидские источники говорят о том, что карлукское объединение в IX-X вв. состояло из многочисленных родоплеменных групп. Арабский географ ал-Марвази (XII в.) отмечает, что в состав карлукской конфедерации входило 9 племен.Наиболее крупные племена карлуков в Семиречье и Южного Казахстана: тухси, чигили, азкиши, тюргеши, халаджи, чаруки, барсханы.Население также включало ираноязычных согдийцев, переселенцев из стран Ближнего Востока и Центральной Азии.Политическая история• В 766-775 гг. карлуки захватили Кашгарию, а в конце VIII в. распространили свое влияние на Фергану.• На западе вели борьбу с арабами, пытавшимися завоевать Мавераннахр. Арабы хотели распространить ислам путем завоеваний, но карлуки оказали достойное сопротивление.• Попытки карлуков соперничать с Уйгурским каганатом на востоке окончились неудачей. В 791 г. у Бешбалыка карлуки потерпели поражение от уйгуров, а в 812 г. от арабов. В результате карлуки попали под власть Уйгурского каганата.• В 840 г. Енисейские кыргызы разгромили Уйгурский каганат. Уйгуры были вынуждены переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. В этой ситуации карлуки объявили о своей независимости и карлукский жабгу Бильге Кюль Кадырхан, правитель Испиджаба, обьявил себя - каганом.• В конце IX в. арабы вновь продолжили свой поход против карлуков и захватили Испиджаб, напали на Тараз. Город пал, а население приняло ислам. Ставка кагана перенесли из Тараза в Кашгар.• Карлукские племена господствовали в Семиречье 200 лет. На рубеже IX-X вв. происходит ослабление Карлукского каганата.Причины ослабления:а) усиление борьбы за власть;б) усиление борьбы за пастбища;в) междоусобные войны.В 940 г. тюркоязычные племена чигили и ягма из Восточного Туркестана захватили столицу Баласагун и Карлукский каганат перестал существовать. В Семиречье власть переходит к новой династии - караханидам.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 352.