Немецкий философ Ницше Фридрих родился 15 октября 1844 г.
1. Учение Ницше о Воли к Власти.
Волюнтаризм Ницше — учение о воле как первооснове всего существующего. Он приходит к выводу, что мировая воля, о которой учил Шопенгауэр и существование которой он также признает, является в своей сущности волей к власти, а не просто стремлением быть. От Шопенгауэра его отличает и то, что время он не считает формой, привносимой субъектом, а рассматривает его как характеристику самой воли. Соответственно и начало индивидуации коренится не в формах созерцания, как это было у Шопенгауэра, а в самой воле к власти . Он решительно отверг в зрелый период своего философствования другую важнейшую идею Шопенгауэра— учение об отказе от воли, самоотречении, аскетизме как «намеренном сокрушении воли путем отказа от приятного и взыскания неприятного, добровольной жизни покаяния и самобичевания ради непрестанного умерщвления воли» . Шопенгауэр видел в отказе от «воли к жизни» «средство спасения ». Отказу Шопенгауэра от «воли к жизни» Ницше противопоставил утверждение в жизни «воли к власти». Он начинает с того, что «жизнь... представляет собою специфическую волю к аккумуляции силы», а кончает утверждением, что «жизнь... стремится к максимуму чувства власти». Учение Ницше о воле к власти, непрерывной "войне" в природе и обществе возникло под несомненным влиянием эволюционизма Ламарка и Дарвина.
Cверхчеловек - есть центральное понятие философии Ницше: он—именно то, что придает красоту, смысл и привлекательность всей картине мировой жизни.
Проблема сверхчеловека — один из главных пунктов в горячем споре о Ницше, который начался еще в прошлом веке и не ослабевает до сего времени.
Отойдя от Шопенгауэра и Вагнера, он начинает поиск мировоззренческих оснований для нового оптимизма. В этот период, последовавший за работой «Человеческое, слишком человеческое», Ницше изучает Вольтера и Конта, Спенсера и Ланге, труды естествоиспытателей и Дюринга. Он углубляет критику морали (работа «Утренняя заря» имеет подзаголовок «Мысли о морали как предрассудке») и религии (в работе «Веселая наука» звучат знаменитые слова: «Бог умер»), В этот период у Ницше зреют идеи о «сверхчеловеке» и «вечном возвращении», получившие философско-поэтическое воплощение в его самой знаменитой работе «Так говорил Заратустра».
Заратустра учит о Сверхчеловеке, ибо он – есть соль земли и смысл бытия.
По Ницше, "Хищный зверь"—Сверхчеловек, - это "роскошная, похотливо блуждающая в поисках добычи и победы белокурая бестия; этой скрытой основе время от времени потребна разрядка, зверь должен выходить наружу, наново возвращаться в заросли..." . Вся наша жизнь должна быть приноровлена к этой цели: мы должны работать и изобретать, чтобы построить жилище для Сверхчеловека; мы должны готовить для него землю, животных и растения; ради него мы должны желать собственной нашей погибели.
Процесс перехода к сверхчеловеку будет, пророчествовал Ницше, трудным и мучительным. Он будет сопровождаться восстаниями масс, увлеченных уравнительными, и поэтому ложными, идеями социализма, вспышками национализма, мировыми войнами. Многие из этих пророчеств сбылись.
Уже более столетия имя немецкого философа Ф. Ницше ассоциируется, причем, как на уровне повседневного, так и теоретического сознания, с критикой религии, радикальным атеизмом и вероотступничеством. «Антихрист» (с ошеломляющим любой добропорядочный слух подзаголовком – «Проклятие христианству»), появившийся буквально перед «крушением» Ф. Ницше. И в самом деле, именно в этой работе он, как, пожалуй, никто и никогда до него, пытается разоблачить христианство и христианскую веру, дезавуируя посредством своих генеалогических изысков традиционные стереотипы толкования его основных догматов, а также радикально переосмысливает его роль в европейской культуре. Тема критики христианской веры и морали была продолжена далее в работе «К генеалогии морали», в которой Ф. Ницше попытался вскрыть историю происхождения и разоблачить исторический смысл основополагающих европейских ценностей через анализ таких феноменов. Когда Ф. Ницше противопоставлял последней точку зрения «по ту сторону добра и зла», означающую поиски чего-то большего, чем мораль современная. Поэтому он и писал, что мы желаем сделаться наследниками морали, уничтожив ее…, что все, что мы делаем, – всего лишь моральность, только обратившаяся против своей прежней формы. Так и борьба против институционализированного христианства всегда велась в истории, по Ф. Ницше, с позиций подлинных христианских импульсов, носителем которых и был он сам, от начала и до конца своей жизни веривший в высшую мораль, в которой он признавал всегда, однако, лишь человеческую, а не религиозную истину.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 424.