Производственная практика студентов проводится на 3 курсе (6 семестр) очной формы обучения после весенней экзаменационной сессии. Продолжительность практики - 3 недели.
4. Базы производственной практики и рабочие места студентов
Производственная практика студентов должна проходить в одном из подразделений организации, выполняющем экономические, плановые, организационные или управленческие функции или их комплекс.
Имея рабочие места в одном из таких подразделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере выполнения программы практики.
В соответствии с поставленными задачами, базами практики являются предприятия и организации авиационной отрасли, различных организационно-правовых форм и форм собственности; научно-исследовательские и проектные институты; торгово-промышленные и финансовые компании; банки и иные кредитные организации, страховые компании; консультационные фирмы; компании, работающие в области предоставления различного рода услуг; международные компании; министерства, комитеты, ведомства, их структурные подразделения и иные организации. Рабочее место студента должно отвечать, прежде всего, модели его специальности. Необходимо исходить из того, что в принимающей организации студент должен получить необходимые практические навыки выполнения конкретной управленческой деятельности.
При прохождении практики студент обязан:
- эффективно использовать отведенное для практики время;
- полностью и качественно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики и индивидуальным заданием;
- подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;
- изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
- нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками.
Контроль за выполнением студентами программы практики обеспечивается проверкой материалов руководителями практики от базы практики и от кафедры.
5. Содержание производственной практики, методические рекомендации по её проведению
Перед началом практики силами соответствующих подразделений предприятия, на котором проходит практика, со студентом проводится инструктаж по охране труда, технике безопасности при работе на предприятии, а также (при необходимости) по инструктаж по пропускному и внутриобъектовому режиму на предприятии.
Основные этапы работы студента на практике включают выполнение разделов тематического плана, представленного в задании на производственную практику.
1. Общая характеристика организации. Студент должен получить информацию и изучить следующие общие сведения об организации:
- организационно-правовая форма и краткая историческая справка об организации и её деятельности;
- сфера и масштаб деятельности организации;
- цели и задачи организации;
- система снабжения и сбыта, деловые партнеры и характер взаимоотношений с ними;
- уровень специализации, кооперирования и концентрации деятельности;
- организационная и технологическая структура деятельности производства (характеристика структурных подразделений и характер взаимоотношений между ними, технологические процессы деятельности и их особенности);
- степень механизации и автоматизации деятельности и процессов управления;
- стратегия и тактика управления организацией;
- организационная культура.
2. Организационная и производственная структура организации. Студент должен изучить:
- организационную структуру управления, её тип и соответствие стратегии и целям организации;
- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основной деятельностью), функциональные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие подразделения;
- характер организационных отношений между структурными подразделениями;
- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями.
3. Система управления на предприятии. Студент изучает следующие аспекты:
- функции основных звеньев системы управления организации;
- распределение функций управления между структурными подразделениями;
- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.
4. Ситуация в отрасли в целом. Студент должен ознакомиться с предприятием, как одним из элементов отрасли, обратив внимание на следующие особенности:
- перспективы развития отрасли в среднесрочном и долгосрочном периодах;
- внутриотраслевые и межотраслевые связи и кооперация;
- отраслевая структура управления и принципы распределения ресурсов в отрасли;
- анализ возможностей предприятия и оптимизация использования ресурсов с учетом возможностей других предприятий отрасли;
- наличие системы профессиональной подготовки и обучения персонала, алгоритм и методы профессиональной подготовки.
5. Изучение проблем, стоящих перед предприятием. В ходе выполнения данного раздела студент решает следующие вопросы:
- анализ и обобщение результатов изучения деятельности организации и её системы управления;
- выявление проблем, существующих на предприятии и определение путей их решения;
- формирование предложений по совершенствованию деятельности предприятия.
6. Определение практической задачи и путей ее решения. В данном разделе студент должен выполнить следующие моменты:
- определение наиболее актуальной проблемы, стоящей перед предприятием;
- определение основной задачи, решение которой необходимо для устранения проблемы;
- поиск путей решения обозначенной задачи;
- качественное описание найденных путей решения задачи с использованием знаний и навыков, полученных в процессе обучения в ВУЗе.
Основными источниками информации для выполнения указанных заданий являются:
1) учредительные и организационно-распорядительные документы организации – базы практики;
2) положения, инструкции, методики, другие нормативные документы, разработанные организацией;
3) данные оперативного и бухгалтерского учета;
4) финансовая отчетность организации;
5) другие виды отчетности организации;
6) работники предприятий, их опыт;
7) теоретические знания, полученные в процессе обучения в институте.
Результаты выполнения заданий 1-6 ложатся в основу отчета студента о прохождении производственной практики.
Руководителем практики от кафедры могут быть внесены изменения и дополнения в задания в зависимости от особенностей организации – базы практики.
6. Индивидуальное задание по профилю (специализации)
За время производственной практики студенту необходимо выполнить индивидуальное задание по более углубленному изучению отдельных функций работы организации, решению конкретных управленческих задач в интересах базы практики и кафедры, а также подготовить исходный материал для проектной части курсового или дипломного проекта (работы).
Конкретное содержание индивидуального задания студенту формулирует преподаватель-руководитель практики от кафедры с учетом особенностей базы практики.
Оформление результатов производственной практики
В ходе практики студенты ведут дневник с обязательной ежедневной записью о проделанной работе. Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики:
- выданное студенту индивидуальное задание на производственную практику и сбор материалов к курсовому или дипломному проектированию;
- календарный план выполнения студентом программы практики с отметками о полноте и уровне его выполнения;
- анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководителем практики от предприятия.
Дневник практики должен быть удостоверен подписью руководителя практики от организации и печатью организации – базы практики.
На протяжении всего периода работы в организации студент должен в соответствии с заданием собирать и обрабатывать необходимый материал, а затем представить его в виде оформленного отчета о практике своему руководителю.
Завершающий этап практики – составление отчета, в котором приводится обзор собранных материалов, статистические и социологические данные, источники их получения и т.д. Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики.
Для составления, редактирования и оформления отчета студентам рекомендуется отводить последние 2-3 дня производственной практики. Отчет студента о практике должен включать текстовый, графический и другой иллюстрированный материалы.
Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете:
1) титульный лист;
2) задание на практику;
3) календарный план практики;
4) содержание;
5) основные разделы отчета о практике;
6) список использованной литературы;
7) приложения.
Задание на практику подшивается к отчету о практике. Задание на практику, подписанное заведующим выпускающей кафедрой, выдается студенту при направлении его на практику.
Отчет состоит из нескольких разделов, содержание которых определяется требованиями программы производственной практики. Структура основной части отчета соответствует примерному тематическому плану производственной практики. По возможности в отчет включаются и элементы научных исследований.
Примерный объем отчета в целом - 25-35 страниц.
Типовая форма титульного листа отчета студента по практике приведена в Приложении 6.
Форма календарного плана представлена в приложении 7.
Отчет представляется на рецензию руководителю практики от предприятия, который, ознакомившись с отчетом, дает в дневнике практики заключение и характеризует отношение студента к работе, его дисциплинированность, наличие необходимых навыков организаторской и управленческой работы.
Отчет сдается на проверку руководителю практики от кафедры.
Оформление отчета о практике
Отчет представляется руководителю в электронном виде и на бумажном носителе в сброшюрованном виде.
Отчет должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Цвет шрифта должен быть черным. При компьютерном наборе рекомендуется кегль 14, полуторный междустрочный интервал, гарнитура шрифта – Times New Roman. Размеры верхнего и нижнего полей – 20 мм, левого поля – 30 мм, правого – 10 мм.
Абзацный отступ равен 1,27 см. Основной текст работы должен быть выровнен по ширине.
Текст отчета должен быть четким, законченным, понятным. Орфография и пунктуация текста должны соответствовать ныне действующим правилам. Нумерация страниц производится сквозным способом по всему тексту отчета, начиная с титульного листа, но цифры печатаются только со второго листа (в центре нижней части листа, без точки).
Заголовки структурных элементов и глав следует располагать в середине строки без абзацного отступа, без точки в конце и печатать строчными буквами (кроме первой прописной), без подчеркивания. Главы рекомендуется начинать с нового листа.
Главы и параграфы работы следует нумеровать арабскими цифрами. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста (за исключением приложений). Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой (например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). После номера главы, параграфа, пункта и подпункта в тексте точку не ставят. Заголовки третьего уровня в работе не используются. Слово «Глава» или «Параграф» не пишутся.
Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Таблицу в зависимости от ее размера обычно помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Если объем таблицы превышает количество оставшегося места в конце страницы, то ее размещают на следующей странице, а свободное место заполняется текстом, следующим за таблицей. Таблицу следует размещать так, чтобы читать её без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.
Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок таблицы следует помещать над таблицей по центру и печатать строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках таблиц не допускаются. В конце заголовка таблицы точка не ставится.
В правом верхнем углу над заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» (с заглавной буквы) с указанием номера таблицы. При переносе таблицы шапку таблицы следует повторить, и над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. Если шапка таблицы велика, допускается её не повторять; в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах раздела, например: Таблица 2.3. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют. После номера таблицы точку не ставят. Знак «№» перед номером таблицы не используется.
В качестве иллюстраций могут быть представлены чертежи, схемы, диаграммы, рисунки и т.п. Все иллюстрации обозначают в тексте словом «рисунок».
Рисунки в зависимости от их размера располагают в тексте непосредственно после того абзаца, в котором данный рисунок был впервые упомянут, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении.
Рисунок должен располагаться в центре. Все рисунки должны иметь наименование, которое помещают под иллюстрацией в центре. Перед наименованием вводят слово «Рис.» (с заглавной буквы), затем пробел, после чего указывают номер рисунка. Рисунки имеют нумерацию в пределах раздела (номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой, например: Рисунок 1.1 - Детали прибора).
В поле иллюстраций и в таблице допускается более мелкий шрифт текста, чем основной текст, но не менее шрифта №10, а также меньший межстрочный интервал.
На все иллюстрации и таблицы должны быть ссылки в тексте работы (например: «на рис.5 показано…», «в соответствии с данными табл.2» и т.п.).
При необходимости в тексте работы могут быть использованы формулы. Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Формулы нумеруются в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например -... в формуле (1.1)..
В конце работы располагается Список использованной литературы. Он должен формироваться в порядке возникновения ссылок на источники.
При ссылке на источник после упоминания о нем в тексте отчета проставляется в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованной литературы.
Приложения следует оформлять как продолжение отчета на его последующих страницах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения. Номер приложения обозначают арабскими цифрами. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста, с прописной буквы и отдельной строкой. Приложения должны иметь общую с основным текстом работы сквозную нумерацию страниц. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них.
Сдача отчета по практике
По окончании практики студент должен сдать дифференцированный зачет.
Основанием для допуска студента к зачету по практике являются полностью оформленные отчет и дневник по практике.
Зачет проходит в форме защиты студентом отчета по практике. Защита отчета по практике, как правило, состоит в коротком докладе (5-7 минут) студента и в ответах на вопросы по существу отчета. Дата и время зачета устанавливаются выпускающей кафедрой в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
В результате защиты отчета о практике студент получает зачет с оценкой. При оценке учитываются содержание и правильность оформления студентом дневника и отчета по практике; отзывы руководителей практики от организации и кафедры; ответы на вопросы в ходе защиты отчета. Оценка проставляется в ведомость, зачетную книжку студента и дневник студента по практике. Оценку зачета по практике вносят также в приложение к диплому специалиста.
Студент, не выполнивший программу практики без уважительной причины или получивший отрицательный отзыв о работе, может быть отчислен из института за академическую задолженность.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» (МАИ)
Дата: 2019-04-23, просмотров: 224.