Правовое определение самодержавия содержится в артикуле 20: «Его Величество – самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах отчет дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомыслию управлять».
В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Правительствующий Сенат и Священный Синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества Императора Всероссийского». Учение о том, что власть существует в интересах государства и для государства, проводил в Москве Юрий Крыжанич, затем Феофан Прокопович в «Правде воли монаршей».
Император имел право издавать любые законы. Воля монарха признавалась единым юридическим источником закона. Монарх – источник исполнительной власти и глава всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть переходила автоматически к монарху. Все учреждения империи должны были исполнять указы и постановления монарха, который являлся верховным судьей и источником всей судебной власти. Он мог решать любые дела независимо от решения любых судебных органов. Император – фактически глава русской православной церкви.
В 1721 г. был образован Синод, который подчинялся Сенату. Церковь превратилась в государственное учреждение наравне с любой другой коллегией (с некоторыми оговорками). Таким образом, монарх превратился в юридического главу церкви. Решения монарха не подвергались обсуждению. Соответственно, идеологическая роль церкви была потеряна.
К концу XVII —началу XVIII вв . в России проявились все типичные признаки абсолютной монархии :
1) централизация государственного управления, усиление государственного контроля (в 1722 г. была учреждена прокуратура). К концу XVII в. число воевод возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь центру, а в конце XVII в. были образованы более крупные административные единицы – разряды;
2) в упадок пришли сословно-представительные органы (в частности, перестали созываться земские соборы);
3) был создан сильный профессиональный бюрократический аппарат (этому способствовала замена приказов коллегиями);
4) Россия в 1721 г. стала империей, усилились ее экспансионистские устремления;
5) законодательно был регламентирован правовой статус различных сословий;
6) основной опорой самодержавия стал консолидированный слой помещиков-землевладельцев («шляхетства»);
7) в обществе стала господствовать патриархальная идеология (недаром с 1721 г. Петра I стали официально именовать «отцом Отечества»).
Движущие силы и условия образования абсолютной монархии в России заметно отличаются от предпосылок возникновения абсолютизма в Западной Европе. Например, абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества. Следовательно, многие авторы традиционно относят возникновение абсолютизма в России к периоду Петровских реформ, считая, что самодержавие XV–XVII вв. нельзя рассматривать в качестве абсолютной монархии.
Государственный и общественный строй в России в первой четверти Х VIII в . Реформы Петра I.
Общественный строй
В этот период времени все общество делилось на: дворянство, духовенство, мещане, крестьянство.
Дворянство .
Правовое положение дворянства было закреплено в указе о единонаследии 1714 г., табеле о рангах 1722г.
В соответствии с Соборным Уложением 1649 г. и указом о единонаследии произошло уравнение между вотчиной и поместьем. Дворяне стали абсолютными монополистами на землю в империи. С 1718 г. дворяне не платили налоги.
При Петре 1 все дворяне должны были служить пожизненно.
Согласно Табелю о рангах, в каждом ведомстве все служащие делились на 14 классов. По достижении 8 класса, лицо получало право на наследственное дворянство.
Духовенство .
В соответствии с Соборным Уложением 1649 г. – духовенство ограничивалось в приобретении вотчины, иметь белые слободы и заниматься торговлей, деятельностью в посадах.
С XVIIIв военное время каждый пятый крестьянин из духовной вотчины призывался на военную службу.
С 1705 г. с беспоместных священников взимался денежный сбор взамен службы в армии.
Духовенство становится часть государственного аппарата, становится подчинена и подконтрольна его интересам. Пётр I создает Великий Синод.
Мещане .
Разделялись на гильдии. Были созданы ратуши др. органы местного самоуправления.
Крестьянство .
Большая часть крестьян стала зависимыми от дворян, а свободные теперь назывались государственными крестьянами, существовали и дворцовые крестьяне. С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему нимало способствовала реформа Петра 1 от подушной подати, которая также не разграничивала их.
Государственный строй
Весь период XVIII века прописан реформами по созданию разветвленного, централизованного, бюрократического гос. аппарата.
1711 г. – Сенат (прекращается деятельность Боярской Думы), 1720 г. – Синод, 1721 г. – титул Императора.
В отсутствии императора или по его распоряжению Сенат мог выполнять функции верховной гос. власти.
1722 г. – Сенат объявляется высшим исполнительно-распорядительным к судебным органам. В последствии роль Сената уменьшается и к концу века за ним остаются судебные функции.
Петр I создал отраслевую систему управления – коллегии: - военная, - адмиралтейская, - иностранных дел, - берг, - коммерц, - мануфактур, - юстиц, - духовная, - ратуша и др.
1708 г – губернская реформа. Вся страна была разделена на 8 губерний, которые делились на дистрикты и провинции.
Петр I попытался отделить суд от администрации с целью ограничения судебного произвола.
Были проведены военная реформа, которая многое изменила в армии во время войны.
Реформированию также подверглись местное управление, налоговая система.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.