Методика “Удовлетворенность взаимоотношениями в семье” Х. Г. Галямовой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель :

Определить уровень удовлетворенности испытуемого в его семье, семейных отношениях.

 

Инструкция:

Испытуемому предлагается ответить на четырнадцать вопросов, с вариантами ответов:

 

а) да

б) иногда

в) нет

Ниже приведены вопросы по данной методике:

 

    1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание между вами и родителями?

 

    2. Говорите ли вы с родителями “по душам”, советуетесь ли по личным вопросам?

 

    3. Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?

 

    4. Знают ли родители ваших друзей?

 

    5. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?

 

    6. Проверяют ли ваши родители то, как вы учите уроки?

 

    7. Есть ли у вас с родителями общие занятия и увлечения?

 

    8. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?

 

    9. “Детские праздники” – предпочитаете ли вы, чтобы родители были вместе с вами?

 

    10. Обсуждаете ли вы вместе прочитанные книги?

 

    11. Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телевизионные передачи и фильмы?

 

    12. Бываете ли вместе с родителями в театрах, музеях, на выставках и концертах?

    13. Участвуете ли вы вместе с родителями в прогулках и туристических походах?

 

    14. Предпочитают ли ваши родители проводить свой отпуск вместе с вами?

 

 

Обработка результатов:

Подсчитываются баллы за буквы:

 

    а) – 2 балла

    б) – 1 балл

    в) – 0 баллов

Ниже приведена шкала подсчета по данной методике:

 

    20 – 28 баллов высокий уровень удовлетворенности в семье, испытуемый доволен своей семьей

    14 – 19 баллов средний уровень удовлетворенности

    13 и ниже баллов низкий уровень удовлетворенности в семье, ребенка не устраивает его семья и семейные отношения

 

Результаты по данной методике :

В полной мере удовлетворены общением с родителями в различных жизненных ситуациях 60% учеников. Для класса, состоящего только из мальчиков (команда футболистов) этот показатель является довольно высоким. 33% детей со средним уровнем удовлетворенности отмечают, что не часто обращаются к родителям по интересующим их вопросам, редко ходят вместе с родителями в театры, музеи. Некоторые мальчики отметили, что не хотели бы, чтобы их родители присутствовали на праздниках, проводимых в классе, т. к. их мамы не помогают организовывать праздники.

                          

                       Удовлетворенность общением в семье

 

В целом для учеников 4-го класса характерен высокий уровень сформированности основных аспектов, позволяющих определить уровень адаптированности к условиям школьной жизни в целом и различным ее составляющим.

 



Коррекция

Испытуемый №2 – Евгений Г.

    Проведенные методики показали, что для данного испытуемого характерны низкие показатели по всем из четырех методикам. По методике “Отношение к предметам” испытуемый показал низкий уровень познавательной активности, это значит, что испытуемому не нравятся школьные предметы, ему не хочется учится и как результат этого может проявляться неудовлетворительное поведение в школе. На это может влиять много факторов, от несформированности познавательных процессов, до его отношениями в семье и круга общения.

    Результаты исследований по методике “Шкала успешности” у испытуемого выявилась устойчиво низкая самооценка, что говорит о том, что Евгений не уверен в своих силах и как следствие отстает от одноклассников в успеваемости. На это может влиять множество факторов, но скорее всего это неудовлетворенность испытуемым в своей семье.

    По проведенной методике определения школьной мотивации выяснилось, что у Евгения, как и по другим методикам, низкий уровень сформированности школьной мотивации. Это значит что его в школе не привлекает ни познавательный процесс, ни внеклассная деятельность.

    По методике “Удовлетворенность взаимоотношениями в семье” также выявился низкий уровень удовлетворенности семейными отношениями испытуемого. Евгений не хочет, чтобы его родители ходили вместе с ним на школьные праздники и мероприятия, так как они не участвуют в жизни класса и не помогают организовать эти мероприятия.

    Низкие результаты испытуемого по всем из методик говорит о его полной дезадаптации.

 

 

    Я подобрал ряд упражнений для поднятия уровня самооценки испытуемого, развития в нем навыков самоанализа. Для развития у испытуемого уверенности в себе.

 

 

1. Методика “Твое имя”

Цель: Сформировать способность к самоанализу. Способствовать к возникновению желания самосовершенствоваться. Развитие способности принимать друг друга.

 

Материалы : Мячик.

 

Инструкция: Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина).

Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя.

 

После психолог делает вывод: Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени. Сразу за данной методикой начинается:

 

Игра “Ассоциации”

Инструкция: Давайте сейчас выберем первого водящего. Желающий встает перед участниками. Каждый присутствующий по очереди должен сказать, какие ассоциации вызывает у него водящий, то есть что он напоминает: растение, предмет, животное. Не забывайте обращаться друг к другу по имени.

 

После, психолог получает обратную связь: Что чувствовали? Какие сравнения были неожиданными?

2. Методика “Моя вселенная”

Цель: Дать понятие о самоценности человеческого “Я”. Развитие навыков самоанализа и самооценки. Закрепление навыков групповой работы.

 

Материалы: Ручки, альбомные листы.

 

Инструкция: Ученикам предлагается на альбомных листках начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге нужно написать “Я”, а в других кругах – планетах написать окончание предложений:

 

    Мой любимый цвет…

    Мое любимое занятие…

    Мой лучший друг…

    Мое любимое животное…

    Мое любимое время года…

    Мой любимый сказочный герой…

    Моя любимая музыка…


3. Игра “Ярмарка достоинств”

Цель: Закрепить у учащихся навыки самоанализа. Научить преодолевать барьеры на пути самокритики. Развить уверенность в себе.

 

Материалы: Листы с надписями ПРОДАЮ, ПОКУПАЮ (для каждого участника)

 

Инструкция: Участники игры получают листы с надписями ПРОДАЮ и ПОКУПАЮ.

Ведущий предлагает каждому на одном листе, под надписью ПРОДАЮ, написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавится, а на другом листе, под надписью ПОКУПАЮ, написать достоинства, которые хотелось бы приобрести.

Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями “ярмарки”. Они ходят и предлагают друг другу что – либо купить или что – либо продать.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли – продажи.

Затем проводится обсуждение:

    Что удалось купить?

    Что удалось продать?

    Что было легче купить или продать? Почему?

    Какие качества хотели купить многие? Почему?

Как правило, большинство ребят хотели бы избавится от недостатков, а приобрести достоинства. Хотя встречались и такие учащиеся, которые продавали свои достоинства.

После обсуждения ведущий подводит ребят к выводу о том, что не надо боятся признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.

 

Упражнение “ Вверх по радуге”

Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выходе – съезжают с нее, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3 – 4 раза.

Обсудить, что чувствовали, и объяснить участникам значение расслабления.

 

Остальные испытуемые показали более или менее высокие или средние показатели по всем методикам. Что говорит о их адаптированности к школьной среде.


Приложения


Занятие группы “Стартовая школа”

    Я присутствовал на занятии группы “Стартовая школа”. Это группа, состоящая из дошкольников и их родителей. На занятиях данной группы детей подготавливают к школе и проводят следующие упражнения:

 

    Упражнение №1

Приветствие. Все встают в круг и, передавая по кругу мяч, здороваются друг с другом. Обязательно смотреть в глаза тому, кому передаешь мяч, обращаться по имени и передавать мяч двумя руками.

  

    Упражнение №2

“Воздух – вода – земля – огонь”. Данное упражнение проводится также стоя в кругу. Выбирается один ведущий и если ведущий говорит например “Воздух”, то остальные участники должны поднять обе руки вверх. “Вода” – все опускают руки вниз. “Земля” – выставляют руки перед собой и “Огонь” – все перебирают руками, изображая огонь.

Когда все запомнили движения соответствующие тому или иному слову, ведущий начинает всех запутывать. Например говорит “Земля”, а движение делает соответствующее выражению “Вода”. Задача остальных ребят и родителей не сбиться и выполнять правильные движения.

 

    Упражнение №3

“Пирожки – шанежки”. В кругу родители занимают внешнюю сторону круга, а дети на внутренней стороне круга, лицами к родителям. Все начинают играть в “ладушки”, говоря “пирожки – шанежки”. По определенному сигналу все меняют пары по часовой стрелке.

 

    Упражнение №4

Парам из родителя и ребенка выдается набор нарезанных из картона или бумаги треугольников и предлагается составить из них разнообразные фигурки – домики и силуэты животных. Пара родитель – ребенок вместе думают как правильно разложить треугольники так, чтобы получилась правильная фигура.

 

    Упражнение №5

На листе бумаги ребенок ставит карандаш или ручку в одну точку. Родитель начинает диктовать ребенку, куда вести ручку или карандаш. Например: на две клеточки вниз, а потом на 3 вправо и т. д. В итоге должна получится заранее задуманная психологом картинка.

 

    Упражнение №6

В кругу психолог называет какой либо звук и все участники должны называть слова, начинающиеся на этот звук.

    Упражнение №7

Упражнение на внимание. В кругу ведущий говорит “Саймон сказал сделай так” и показывает какое либо действие (поднять руки и т. д.). Потом ведущий в какой то момент говорит просто “поднимите руки” или что то подобное (без слов “Саймон сказал”). Задача участников выполнять только те команды, которые начинаются со слов “Саймон сказал”.

 

    Упражнение №8

Прощание. Также как и в первом упражнении, только теперь все прощаются, говоря имя и смотря в глаза произносить слова прощания.

 

 

    В целом группа работала активно. К началу занятия дети немного смущались присутствия родителей других детей и студентов, но к концу занятия дети уже ничуть не смущались и были очень заинтерисованны занятием. Особых сложностей в выполнении заданий не было.   

 

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 345.