ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ И МОТИВАЦИОННОЙ КАРТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При наличии необходимых кадровых ресурсов и в целях формирования действенной системы нематериальной мотивации гражданских служащих кадровой службой государственного органа совместно с руководителями структурных подразделений дополнительно могут быть применены следующие инструменты, способствующие определению мероприятий по нематериальной мотивации:

- разработка мотивационного профиля гражданского служащего;

- составление мотивационной карты гражданских служащих;

- формирование типовой карьерной траектории гражданского служащего;

- определение индивидуального плана должностного роста гражданского служащего.

Формирование мотивационного профиля (выявление индивидуальных потребностей) позволяет определить индивидуальные мотивы гражданского служащего, которые рекомендуется учитывать при решении кадровых вопросов, а также определении мероприятий по нематериальной мотивации гражданских служащих, учитывающих мотивы конкретных гражданских служащих.

Мотивационный профиль гражданского служащего меняется со временем и зависит от его возраста, стажа службы, уровня профессионализма, здоровья, близкого окружения (близких и друзей), уровня жизни, статуса, и других особенностей.

Мотивационные профили необходимо составлять при согласии гражданских служащих, и, в случае ограниченных                                           кадровых ресурсов, – индивидуально по отношению к гражданским служащим, достигшим позитивных результатов, знания и опыт которых представляют особую ценность для государственного органа.

Кадровой службе государственного органа для формирования мотивационного профиля гражданского служащего рекомендуется посредством тестирования (анкетирования) определить мотивы профессиональной деятельности, а также их соответствие установленным в государственном органе ценностям.

Основой для определения мотивов профессиональной деятельности гражданских служащих могут служить психодиагностические методики, получившие большое распространение в психологии в части определения ценностных ориентаций личности (например, двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга, ценностно-ориентированная система методик                Е.Б. Фанталовой, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, типологическая модель мотивации В.И. Герчикова, методика изучения мотивационного профиля личности Ш. Ричи и П. Мартина, теория «Мотивация общественного служения» Дж. Перри и иные).

В целях составления структурированной, наглядной информации результаты мотивационных профилей гражданских служащих могут быть включены в мотивационную карту, предусматривающую программу нематериальной мотивации гражданских служащих.

Структура мотивационной карты гражданских служащих должна состоять из мотивов профессиональной деятельности гражданских служащих, оценки их соответствия ценностям, определенным и поддерживаемым в государственном органе, рекомендуемых мероприятий, направленных на стимулирование гражданских служащих к осуществлению более эффективной профессиональной деятельности, а также результатов их проведения.

Рекомендуемая форма мотивационной карты гражданских служащих государственного органа представлена в приложении № 5.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОВОЙ КАРЬЕРНОЙ ТРАЕКТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ДОЛЖНОСТНОГО РОСТА

Типовая карьерная траектория гражданского служащего представляет собой спланированную во времени последовательность перемещения гражданского служащего по должностям гражданской службы при условии безупречного исполнения им должностных обязанностей и поддержания высокого уровня квалификации.

При формировании типовой карьерной траектории гражданского служащего учитывается наличие/отсутствие возможности для:

- карьерных перемещений по различным должностям в государственном органе, территориальных органах, а также подведомственных организациях;

- учета специфики деятельности государственного органа, областей и видов профессиональной деятельности гражданских служащих.

Планирование замещения гражданским служащим очередной должности гражданской службы рекомендуется осуществлять на ближайшие 15 лет с момента назначения на должность, предусмотрев ежегодные мероприятия по нематериальной мотивации.

Указанная в типовой карьерной траектории иерархия должностей гражданской службы должна создавать благоприятные условия для реализации карьерного потенциала гражданского служащего.

Типовая карьерная траектория является ориентиром для кадрового планирования в государственном органе, в частности, проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, включения в кадровый резерв государственного органа по соответствующей группе должностей, резерв управленческих кадров, а также сокращения должностей гражданской службы.

Структура типовой карьерной траектории гражданского служащего может содержать рекомендуемые для присвоения классные чины гражданской службы в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, а также мероприятия по профессиональному развитию.

С целью повышения осведомленности граждан о перспективах должностного роста в государственном органе указанная траектория должна быть опубликована на официальном сайте.

При назначении на должность гражданской службы кадровой службе государственного органа также необходимо ознакомить гражданского служащего с типовой карьерной траекторией.

Вместе с тем кадровой службе государственного органа целесообразно проводить анализ длительности нахождения гражданского служащего в одной должности гражданской службы, причины отсутствия повышения, а также возможности замещения должности более высокого уровня, предусматривающей соответствие установленным для ее замещения квалификационным требованиям.

Для принятия решения о необходимости очередного повышения гражданского служащего в должности гражданской службы, предусмотренной типовой карьерной траекторией, руководителю структурного подразделения государственного органа рекомендуется ежегодно проводить оценку результатов его профессиональной деятельности.

В приложении № 6 представлен образец типовой карьерной траектории гражданского служащего.

Формирование индивидуальных планов должностного роста гражданского служащего.

Индивидуальный план должностного роста гражданского         служащего включает описание целей гражданского служащего относительно служебно-профессионального развития на длительный срок, а также рекомендуемые меры, которые должны быть осуществлены для достижения этих целей.

Представленный инструмент, способствующий определению мероприятий по нематериальной мотивации, по сравнению с вышеперечисленными инструментами является наиболее трудозатратным, что указывает на целесообразность его применения только в случае наличия у государственного органа необходимых трудовых ресурсов и организационных возможностей.

Для разработки индивидуального плана должностного роста необходимо определить посредством собеседования с гражданским служащим его профессиональные интересы и цели, то есть должность, которую он хотел бы занять (либо иные цели), а также методы их реализации. При этом непосредственным руководителем сопоставляются возможности гражданского служащего и его требования к интересующим должностям, определяется, является ли данный план должностного роста реалистичным и соответствующим целям и задачам государственного органа.

Наибольший эффект использования индивидуальных планов должностного роста может быть достигнут в отношении гражданских служащих, впервые принятых на гражданскую службу и проходящих испытание.

Разработка индивидуального плана должностного роста гражданского служащего осуществляется по инициативе гражданского служащего, его непосредственного руководителя либо кадровой службы государственного органа.

Индивидуальный план должностного роста корректируется в сроки, определяемые государственным органом. Досрочная корректировка индивидуального плана должностного роста возможна по заявке гражданского служащего, согласованной с непосредственным руководителем, а также по инициативе кадровой службы государственного органа. Индивидуальный план должностного роста также необходимо досрочно скорректировать в случае включения гражданского служащего в кадровый резерв либо при назначении на иную/вышестоящую должность при иных обстоятельствах.

Индивидуальный план должностного роста гражданского служащего включает в себя:

¨общие сведения о гражданском служащем;

¨возможную схему продвижения гражданского служащего по должностям гражданской службы;

¨рекомендуемые направления профессионального развития, необходимого для достижения целевой (планируемой) должности гражданской службы.

Общие сведения о гражданском служащем содержат следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, наименование должности и структурного подразделения государственного органа, группы замещаемой должности, сведения о дополнительном профессиональном образовании, период, на который утверждается индивидуальный план должностного роста, иные сведения.

В целях совершенствования (приобретения) знаний и развития умений, необходимых для замещения должности гражданской службы, в индивидуальный план должностного роста включаются мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего.

Данные мероприятия планируются с участием гражданского служащего на долгосрочную перспективу и поддерживаются в актуальном состоянии.

Кадровая служба государственного органа осуществляет мониторинг реализации индивидуального плана должностного роста гражданского служащего и формирует предложения по его корректировке, необходимые для согласования с непосредственным руководителем гражданского служащего.

Рекомендуемая формы индивидуального плана должностного роста, а также индивидуального плана профессионального развития гражданского служащего представлены в приложении № 7.



Приложение № 1

 

Рекомендуемая анкета оценки государственными гражданскими служащими уровня развития

профессиональной культуры государственного органа

 

Уважаемый государственный гражданский служащий!

Перед Вами анкета, которая направлена на выявление Вашего мнения об уровне развития профессиональной культуры государственного органа. Анкетирование является анонимным. Сопоставление Ваших ответов с мнениями других государственных гражданских служащих позволит определить рекомендуемые мероприятия по нематериальной мотивации в государственном органе.

Отвечая на вопросы, постарайтесь быть предельно внимательными. В анкете представлены вопросы, предполагающие выбор одного варианта ответа.

Заранее благодарим Вас за участие!

 

 

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

(не отображается в анкете)

1

2

3

4 1 блок: оценка осведомленности о миссии, ценностях государственного органа, доступности источников получения информации

ВАРИАНТ ОТВЕТА

БАЛЛЫ ЗА ОТВЕТ РЕЗУЛЬТАТ  

1. Миссия государственного органа - это:

выберите один из вариантов (проставьте цифру 1 - в выбранном ответе) (количество баллов, присваиваемых за ответ на вопрос) (столбец 2 × столбец 3) Государственный орган осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб/агентств

0

  Обеспечение высокого качества оказания услуг в области своей деятельности

 

0

  Указывается миссия государственного органа, утвержденная руководителем государственного органа

 

1

  2. Ценности государственного органа - это: выберите один из вариантов (проставьте цифру 1 - в выбранном ответе)

 

  Мое представление о ценностях государственного органа

 

0

  Правила поведения вне профессиональной деятельности

 

0

  Указываются ценности государственного органа (утвержденные руководителем государственного органа)

 

1

  3. Миссия/ценности государственного органа Вам знакомы из какого источника?

 

 

  Ознакомила кадровая служба

 

1

  Ознакомил с миссией/ценностями коллега

 

0

  Мое представление о миссии/ценностях государственного органа

 

0

  4. Где можно ознакомиться с принципами и правилами поведения государственного гражданского служащего? выберите один из вариантов (проставьте цифру 1 - в выбранном ответе)

 

  Размещены на сайте государственного органа

 

0

  Включены в Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих (иные инструктивные документы государственного органа)

 

1

  Спросить у руководителя

 

0

  Общий балл по 1 блоку (сумма значений в столбце 4 по вопросам 1-4)

 

максимальное значение 4

  2-й блок: определение текущего типа профессиональной культуры государственного органа выберите один из вариантов (проставьте цифру 1 - в выбранном ответе) коэффициент (балл за ответ)   5. Когда Вас спросят, что такое государственный орган, Вы скажете: это -

 

 

  Большая семья

 

1

  Отлаженный механизм – «часы»

 

2

  Сложный самоорганизованный механизм, где каждый знает свое дело

 

3

  Команда профессионалов

 

4

  Дружная команда, готовая решать любые сложные задачи

 

5

  Саморазвивающаяся команда инициативных, ответственных профессионалов

 

6

  6. С каким из утверждений Вы согласны в наибольшей степени: выберите один из вариантов (проставьте цифру 1 - в выбранном ответе)

 

  Для меня, как для большинства государственных гражданских служащих, государственный орган – вторая семья

 

1

  Я начинаю действовать, если есть поручение руководства и отвечаю только за свой участок работы

 

2

  Я начинаю действовать в рамках своих должностных обязанностей

 

3

  Я помогаю добиться результата, необходимого для всего государственного органа

 

4

  Я чувствую себя равноправным членом команды государственного органа

 

5

  Я вижу и предлагаю, что необходимо совершенствовать в работе моего подразделения (или государственного органа в целом)

 

6

  7. Продолжите фразу: «Я прихожу на свою работу, чтобы …» выберите один из вариантов (проставьте цифру 1 - в выбранном ответе)

 

  Выполнить все, что важно/требуется в данный момент для коллектива

 

1

 

Выполнить поручения руководителя

 

2

  Реализовать свои запланированные дела

 

3

  Сделать все от меня зависящее, чтобы добиться результата в срок

 

4

  Сделать все от меня зависящее, чтобы добиться результата по общей цели, который будет поддержан всем коллективом

 

5

  Сделать все от меня зависящее для того, чтобы реализовать задачи государственного органа по соблюдению прав и законных интересов граждан и организаций

 

6

  8. В моем понимании «уважительно и терпеливо относиться к людям/представителю нанимателя – это…» выберите один из вариантов (проставьте цифру 1 - в выбранном ответе)

 

 

Долг любого государственного гражданского служащего

 

1

 

Обязанность государственного гражданского служащего

 

2

 

Этическое правило государственного гражданского служащего

 

3

 

Ответственность государственного гражданского служащего

 

4

 

Принцип моей профессиональной деятельности

 

5

 

Мое отношение к жизни

 

6

  9. Главное для государственного гражданского служащего - это: выберите один из вариантов (проставьте цифру 1 - в выбранном ответе)

 

 

Подчинение правилам/традициям государственного органа

 

1

  Выполнить все поставленные руководителем задачи в срок

 

2

  Выполнить все в рамках законодательства Российской Федерации

 

3

  Готовность нести персональную ответственность за результат

 

4

  Взаимопонимание с коллегами для качественного выполнения общей задачи/проекта

 

5

  Принятие профилактических мер для достижения наилучшего результата для граждан

 

6

  10. На вопрос: «Почему Вы так делаете… Так сделали?», как правило, Вы отвечаете: выберите один из вариантов (проставьте цифру 1 - в выбранном ответе)

 

  Так у нас принято

 

1

  Потому что так сказал/решил руководитель

 

2

  Потому что у нас такие правила/регламенты/процедуры

 

3

  Потому что так необходимо было для результата

 

4

  Потому что так договорились/решили на совещании

 

5

  Потому что это поможет в достижении долгосрочных целей государственного органа

 

6

  11. Ради достижения миссии, долгосрочных целей и задач государственного органа я готов(а) выберите один из вариантов (проставьте цифру 1 - в выбранном ответе)

 

  Пожертвовать личным временем ради общего дела

 

1

 

Выполнять указания руководителя

 

2

 

Работать в рамках своих должностных обязанностей

 

3

  Постоянно повышать свой профессионализм

 

4

  Кроме своих прямых обязанностей участвовать в новых  проектах по внедрению изменений

 

5

  Предлагать новые идеи и решения для лучшего достижения целей и задач

 

6

  12. В государственном органе для организации работы в большей мере преобладают: выберите один из вариантов (проставьте цифру 1 - в выбранном ответе)

 

  Обсуждение и помощь в лучшем выполнении задачи

 

1

  Приказ, контроль исполнения

 

2

  Работа в рамках процедур, регламентов, правил

 

3

  Диагностика и анализ проблем, рабочие группы по текущим задачам

 

4

  Дискуссии, мозговой штурм

 

5

  Стратегические сессии, рабочие группы по долгосрочным проектам

 

6

  13. В государственном органе отношение к государственным гражданским служащим строится как: выберите один из вариантов (проставьте цифру 1 - в выбранном ответе)

 

  Доброжелательное, теплое общение

 

1

  Жесткое, деловое взаимодействие

 

2

  Конструктивное, предсказуемое

 

3

  Все работники придерживаются этических правил поведения и общения на государственной гражданской службе и вне ее

 

4

  Уважительное и справедливое отношение к индивидуальности каждого

 

5

  Поддержка развития профессионального уровня, профессиональных и личностных качеств

 

6

   Средний балл по 2 блоку (среднее арифметическое значение результатов ответов на вопросы 5-13)

 

максимальное значение 6

  3 блок: оценка вовлеченности выберите один из вариантов (проставьте цифру 1 - в выбранном ответе)

 

  14. Я участвовал в рабочих группах, совещаниях, мозговых штурмах, фокус-группах по вопросам моей профессиональной деятельности

 

 

  За последний год не участвовал

 

1

  Участвовал за последний год не более 3-х раз

 

2

  Участвовал за последний год более 4-х и более раз

 

3

  Участвую регулярно один раз в месяц

 

4

  Участвую регулярно один раз в неделю

 

5

  Участвую чаще, чем один раз в неделю

 

6

  15. В государственном органе создана атмосфера открытого общения и оперативного обмена нужной информаций

 

 

  Нужную информацию нахожу/получаю в течение                 2-недель

 

1

  Нужную информацию нахожу/получаю в течение                   3-5 дней

 

2

  Нужную информацию нахожу/получаю в течение                       2-3 дней

 

3

  Нужную информацию нахожу/получаю в течение рабочего дня

 

4

  Нужную информацию нахожу/получаю в течение часа

 

5

  Нужную информацию нахожу/получаю онлайн

 

6

   Средний балл по 3 блоку  (среднее арифметическое значение результатов ответов на вопросы 14-15)

 

максимальное значение 6

  4 блок: удовлетворенность выберите один из вариантов - наиболее значимый для Вас (проставьте цифру 1 - в выбранном ответе) 16. Руководитель предоставляет Вам обратную связь по итогам Вашей работы за период

Никогда или очень редко

 

1

 

По ситуации

 

2

 

Только в период аттестации/оценки

 

3

 

Ежемесячно

 

4

 

По итогам выполнения работы/проекта

 

5

 

При расчете (определении) размера премии или ее выплате

 

6

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.