Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.
Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или говорящего лица.
Например: Боюсь, что мой приезд никого не обрадует.
Существует 3 вида связи между частями сложного предложения: сочинительная, подчинительная и бессоюзная. В случаях сочинительной и подчинительной связи ставится запятая, а в случае бессоюзной – запятая, точка с запятой, тире или двоеточие.
Примеры:
А) Сочинительная связь: в сложносочиненных предложениях части предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то … то и др. Части сложносочиненного предложения, как правило, равноправны.
· Я не смогла выполнить домашнее задание, и он решил мне помочь.
· Я не смогла выполнить домашнее задание, но он решил не помогать мне.
Б) Подчинительная связь: в сложноподчиненном предложении его части соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т.д.
В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложение. Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая зависит от главной части (к ней задается вопрос) и содержит подчинительный союз или союзное слово.
· Он решил помочь мне, потому что я не смогла выполнить домашнее задание.
· Поскольку я не смогла выполнить домашнее задание, он решил мне помочь.
В) Бессоюзная связь: сложное предложение, соединенное без помощи союзов.
· Я не смогла выполнить домашнее задание, он решил мне помочь.
· Он решил мне помочь: я не смогла выполнить домашнее задание.
Запятая ставится между частями сложного предложения.
Например: Надвигалась гроза, и тучи заволокли все небо.
Запятая не ставится при следующих условиях: если части предложения соединены одиночным союзом И (ИЛИ) и выполнены условия
Правило
Примеры
| 1) В сложносочиненном предложении при наличий общего второстепенного члена предложения
| ü В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (огни столпились и стволы мачт видно где? в гавани)
|
2) Между однородными придаточными предложениями (зависящими от одного главного предложения и отвечающими на один вопрос)
| ü Папа мне говорил, что он ни разу не видел таких хлебов и что нынешний урожай очень хорош. (Папа говорил что? что он не видел … и что урожай хорош)
|
3) В сложном предложении с общей придаточной частью
| ü Когда загремел оглушительный гром, дети бросили игру и все побежали по домам.
|
4) В сложносочиненном предложении при наличии общего вводного слова
| ü По словам охотников, зверь в этих метах давно вывелся и птица исчезла.
|
5) При соединении двух вопросительных, побудительных, восклицательных, назывных или безличных предложений
| ü Где же твоя деревня и ждут ли нас там?
ü Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!
ü Зима и солнце.
ü Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой.
|
X. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ БЕССОЮЗНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ
Правило
Примеры
| Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая
| ü Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал (Бун.)
|
СТАВИТСЯ ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
Правило
Примеры
| Ставится точка с запятой, если внутри частей сложного предложения имеются запятые — показатели их внутреннего членения
| ü В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода; из красивых ваз, висевших в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения (Купр.)
|
СТАВИТСЯ ДВОЕТОЧИЕ
Правило
Примеры
| 1) если вторая часть бессоюзного предложения поясняет то, о чем говорится в первой части; в таких случаях возможна подстановка слов а именно:
| ü Весна, конечно, движется: в пруду, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса (Пришв.)
|
2) если вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение причины, обоснования, что проверяется возможностью подстановки союзов так как, потому что:
| ü Ответить Миллер не успел: лодка вошла в буруны (Пауст.)
|
3) если вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение изъяснительное, что подчеркивается глаголами видеть, понимать, слышать, смотреть, чувствовать и др., и между частями сложного предложения можно вставить союз что; или можно вставить сочетания и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и др.:
| ü Я сразу понял: петух был где-то здесь (Пришв.)
ü Он осторожно разлепил склеившиеся веки и посмотрел вперед, как лунатик: за снежной пургой в кромешной темноте пылало три огня (Пауст.).
|
СТАВИТСЯ ТИРЕ
Правило
Примеры
| 1) если между частями бессоюзного сложного предложения устанавливаются сопоставительные и противительные отношения (возможна подстановка союзов а, но)
| ü Я царь – я раб, я червь – я бог. (Державин)
ü На дворе палил летний зной – в доме было прохладно (Бун.)
|
2) если первое предложение обозначает условие действия второго (возможна подстановка союза если)
| ü Зайдешь в такую избушку зимой – жилым духом не пахнет (Шукш.)
|
3) если первое предложение обозначает время действия второго
(возможна подстановка союза когда)
| ü Лес рубят – щепки летят.
|
4) если во второй части предложения заключено указание на результат, следствие (возможна подстановка союза так что)
| ü Я умираю – мне не к чему лгать.
|
5) если во второй части предложения содержится сравнение с тем, о чем сказано в первой части (возможна подстановка союза как)
| ü Молвит слово – соловей поет.
ü Посмотрит – рублем подарит.
|
6) Для выражения неожиданности илибыстроты действия
| ü Проснулся – пять станций убежало назад.
|
7) если вторая часть предложения начинается словами так, это, только, такой
| ü Я как дождь влетаю в самые узкие щелочки, расширяю их – так появляются новые строфы (Ахм.)
ü Вдруг он услышал пение – это пела прабабушка (Пан.)
|
XI. СКОБКИ И КАВЫЧКИ
Правило
Примеры
| 1. Скобки ставятся при употреблении вводных слов и предложений, приводимых в качестведобавочного замечания, при различных пояснениях и дополнениях к высказываемой мысли
| ü В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас с сестрицей ранее обыкновенного.
ü Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, головкой томною клонясь.
|
2 а) Кавычки ставятся для выделения прямой речи
2 б) Кавычки ставятся для выделения слов, употребляемых иронически, не в своем обычном значении, впервые предлагаемых, необычных или устарелых
| ü Он ищет ее глаза, а она все прячет глаза в его шелковистых волосах и шепчет, шепчет: «Всегда, везде не бойся, будь сильный, орлик мой, до последнего дыхания».
ü Как человек опытный, дельный, господин Зверков начал наставлять меня на «путь истины».
ü Рано весной, как только сойдет снег и начнет обсыхать «ветошь», то есть прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары.
|