Части сложного предложения разделяются запятой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.

Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или говорящего лица.

Например: Боюсь, что мой приезд никого не обрадует.

Существует 3 вида связи между частями сложного предложения: сочинительная, подчинительная и бессоюзная. В случаях сочинительной и подчинительной связи ставится запятая, а в случае бессоюзной – запятая, точка с запятой, тире или двоеточие.

Примеры:

А) Сочинительная связь: в сложносочиненных предложениях части предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то … то и др. Части сложносочиненного предложения, как правило, равноправны.

· Я не смогла выполнить домашнее задание, и он решил мне помочь.

· Я не смогла выполнить домашнее задание, но он решил не помогать мне.

Б) Подчинительная связь: в сложноподчиненном предложении его части соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т.д.

В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложение. Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая зависит от главной части (к ней задается вопрос) и содержит подчинительный союз или союзное слово.

· Он решил помочь мне, потому что я не смогла выполнить домашнее задание.

· Поскольку я не смогла выполнить домашнее задание, он решил мне помочь.

В) Бессоюзная связь: сложное предложение, соединенное без помощи союзов.

· Я не смогла выполнить домашнее задание, он решил мне помочь.

· Он решил мне помочь: я не смогла выполнить домашнее задание.

 

Запятая ставится между частями сложного предложения.

Например: Надвигалась гроза, и тучи заволокли все небо.

 

Запятая не ставится при следующих условиях: если части предложения соединены одиночным союзом И (ИЛИ) и выполнены условия

 

Правило

Примеры 1) В сложносочиненном предложении при наличий общего второстепенного члена предложения ü В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (огни столпились и стволы мачт видно где? в гавани) 2) Между однородными придаточными предложениями (зависящими от одного главного предложения и отвечающими на один вопрос) ü Папа мне говорил, что он ни разу не видел таких хлебов и что нынешний урожай очень хорош. (Папа говорил что? что он не видел … и что урожай хорош) 3) В сложном предложении с общей придаточной частью ü Когда загремел оглушительный гром, дети бросили игру и все побежали по домам. 4) В сложносочиненном предложении при наличии общего вводного слова ü По словам охотников, зверь в этих метах давно вывелся и птица исчезла. 5) При соединении двух вопросительных, побудительных, восклицательных, назывных или безличных предложений ü Где же твоя деревня и ждут ли нас там? ü Пусть кончится зима и наступят теплые деньки! ü Зима и солнце. ü Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой.

 

 

X. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ БЕССОЮЗНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

 

СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ

Правило

Примеры Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая ü Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал (Бун.)

 

СТАВИТСЯ ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Правило

Примеры Ставится точка с запятой, если внутри частей сложного предложения имеются запятые — показатели их внутреннего членения ü В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода; из красивых ваз, висевших в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения (Купр.)

 

 

СТАВИТСЯ ДВОЕТОЧИЕ

Правило

Примеры 1) если вторая часть бессоюзного предложения поясняет то, о чем говорится в первой части; в таких случаях возможна подстановка слов а именно: ü Весна, конечно, движется: в пруду, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса (Пришв.) 2) если вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение причины, обоснования, что проверяется возможностью подстановки союзов так как, потому что: ü Ответить Миллер не успел: лодка вошла в буруны (Пауст.) 3) если вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение изъяснительное, что подчеркивается глаголами видеть, понимать, слышать, смотреть, чувствовать и др., и между частями сложного предложения можно вставить союз что; или можно вставить сочетания и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и др.: ü Я сразу понял: петух был где-то здесь (Пришв.) ü Он осторожно разлепил склеившиеся веки и посмотрел вперед, как лунатик: за снежной пургой в кромешной темноте пылало три огня (Пауст.).

СТАВИТСЯ ТИРЕ

Правило

Примеры 1) если между частями бессоюзного сложного предложения устанавливаются сопоставительные и противительные отношения (возможна подстановка союзов а, но) ü Я царь – я раб, я червь – я бог. (Державин) ü На дворе палил летний зной – в доме было прохладно (Бун.) 2) если первое предложение обозначает условие действия второго (возможна подстановка союза если) ü Зайдешь в такую избушку зимой – жилым духом не пахнет (Шукш.) 3) если первое предложение обозначает время действия второго (возможна подстановка союза когда) ü Лес рубят – щепки летят. 4) если во второй части предложения заключено указание на результат, следствие (возможна подстановка союза так что) ü Я умираю – мне не к чему лгать. 5) если во второй части предложения содержится сравнение с тем, о чем сказано в первой части (возможна подстановка союза как) ü Молвит слово – соловей поет. ü Посмотрит – рублем подарит. 6) Для выражения неожиданности илибыстроты действия ü Проснулся – пять станций убежало назад. 7) если вторая часть предложения начинается словами так, это, только, такой ü Я как дождь влетаю в самые узкие щелочки, расширяю их – так появляются новые строфы (Ахм.) ü Вдруг он услышал пение – это пела прабабушка (Пан.)

 

 

XI. СКОБКИ И КАВЫЧКИ

 

Правило

Примеры 1. Скобки ставятся при употреблении вводных слов и предложений, приводимых в качестведобавочного замечания, при различных пояснениях и дополнениях к высказываемой мысли ü В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас с сестрицей ранее обыкновенного. ü Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, головкой томною клонясь. 2 а) Кавычки ставятся для выделения прямой речи   2 б) Кавычки ставятся для выделения слов, употребляемых иронически, не в своем обычном значении, впервые предлагаемых, необычных или устарелых ü Он ищет ее глаза, а она все прячет глаза в его шелковистых волосах и шепчет, шепчет: «Всегда, везде не бойся, будь сильный, орлик мой, до последнего дыхания».   ü Как человек опытный, дельный, господин Зверков начал наставлять меня на «путь истины». ü Рано весной, как только сойдет снег и начнет обсыхать «ветошь», то есть прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 286.