I. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАЗДЕЛ I. ОРФОГРАФИЯ

Орфография – это система правил написания слов.

В основе современной русской орфографии лежит несколько принципов.

Морфологический принцип основной в русской орфографии. Заключается он в том, что морфема (значимая часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. Данный принцип написания помогает сохранять связь слов по смыслу и облегчает их понимание, например, мы слышим слова [вос], [вывас], [вощик], но пишем воз, вывоз, возчик, сохраняя единство корня, указывающего на общее значение в словах (возить). Или в словах подлить, подсыпать приставка ПОД- слышится по-разному, но пишется одинаково, так как придает словам общий смысл: «добавление, прибавление».

Наряду с морфологическим действует фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как произносятся, например, приставки оканчивающиеся на -з, -с: бесполезный, безвредный.

Кроме этого, действует традиционный (исторический) принцип, по которому сохраняется написание слов, сложившееся очень давно, но объяснимое только с привлечением исторических законов развития языка. Например, в сочетаниях жи, ши пишем и, несмотря на то что в современном языке буква и обычно показывает, что согласный перед ней мягкий (рис, пир, лицо). В сочетаниях жи, ши сохраняется традиционное написание, так как раньше в русском языке шипящие ж, ш были мягкими, потом они стали произноситься твердо, но написание буквы и сохранилось, например, жизнь, машина. По этому принципу пишутся словарные и заимствованные слова.

В современной орфографии существует и дифференциальный принцип написания (смысловой принцип), в соответствии с которым слова пишутся в зависимости от лексического значения, например, компания (группа людей) – кампания (какое-либо мероприятие).

Можно отметить еще принцип слитного, дефисного, раздельного написания: сложные слова пишутся слитно или через дефис, а сочетания слов – раздельно.

В пособии представлены только некоторые разделы русской орфографии, которые вполне логично могут быть объяснены правилами, но, несмотря на это, вызывают затруднения у студентов, школьников. Каждый раздел орфографии представлен простой схемой, последовательное применение которой позволяет сделать верный выбор написания слова и способствует лучшему запоминанию правила.

 

 

I. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

Проверяемые безударные гласные в корне.

Подобрать однокоренное слово, поставив проверяемый гласный под ударение.

Тр..п..тать – трепет, трепещет

Не проверять:

1) Глаголами с суффиксами -ЫВА, -ИВА (и образованными от них словами) Ср. затопить (топит), но нельзя затапливать.

2) Слова с сочетанием -ОРО, -ОЛО не проверить словами с сочетанием -РА, -ЛА. Ср. сторож – стражник, ворота – врата.

 

Чередование гласных в корне

Выбор гласного зависит: 1) От ударения

       
!!! БЕЗ УДАРЕНИЯ ПОД УДАРЕНИЕМ Исключения
  ЗАР зАря ЗОР, ЗАР зОри, зАрево   Зоревать зорянка
ГОР загОреть ГАР загАр выгарки
  КЛОН поклОниться   КЛАН, КЛОН клАняться, поклОн  
  ТВОР сотвОрить   ТВАР, ТВОР твАрь, твОрчество   утварь

 

2)От состава корня

КОРНИ

примеры ИСКЛЮЧЕНИЯ
РАСТ-, РАЩ- – РОС- вырАстить, вырОсший, вырАщенный Искл. росток, ростовщик, подростковый, отрасль, Ростов
ЛАГ – ЛОЖ излАгать, предлОжить искл. полог
СКАК – СКОЧ скАкать выскОчить искл. скачок, скачу

3)От суффикса –А после корня

Нет ^ А есть ^ А

КОС КАС

Коснуться Касаться

БЕР БИР

ПЕР ПИР

ДЕР ДИР

ТЕР ТИР И А

БЛЕСТ БЛИСТ

СТЕЛ СТИЛ

МЕР МИР

ЖЕГ ЖИГ

ЧЕТ ЧИТ искл. Сочетать, сочетание

Блестеть блистат

Выжег выжигать

 

4)От значения корня

В корнях

В значении Пишу Например Исключения
МАК- «погружать в жидкость» А Макать кисть в краску  
МОК- «пропускать жидкость, становиться влажным» О Сапоги промокают  
РАВН- «равный, одинаковый» А Решить уравнение Уровень, поровну,
РОВН- «ровный, гладкий, не выступающий за черту» О Разровнять площадку Равнина, держать равнение, поравняться с кем-то

 

5)Чередование гласных а(я) – им (ин)

НЯ – НИМ внятно – внимание

МЯ – МИН память – поминать

ЧА – ЧИН начать – начинать

ЖА – ЖИН жать – пожинать

ЖА – ЖИМ зажать – зажимать

6)Корень ПЛАВ – ПЛОВ пишется –А,

Пр. плавать, плавник, исключения;

Исключения: пловец, пловчиха.

III. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Приставки на –з, -с.

БЕЗ-, РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, ЧРЕЗ-(ЧЕРЕЗ-) + звонкий согласный

Б

безд ействовать Д

разв ернуть Г

З

Ж

Р, Л, М, Н

БЕС-, РАС-, ИС-, ВОС-, НИС-,ЧРЕС-(ЧЕРЕС-) + глухой согласный П Т бестактный К расформировать С Ш Х, Ц, Ч, Щ   Приставка С- пишется всегда сд елать, стереть ДЕЗ- + гласным дези нфекция ДИС- + согласным дисг армония диск валификация

 

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

(написание определяется значением)

1. Приближение,

близость

Приехать,

приморский

2. Присоединение

прибить ПРИ-

3. Неполнота действия

Прикрыть

4. Законченность

действия

Придумал

1. Очень Премилый ПРЕ- 2. ПЕРЕ- прервать

 

Сложные случаи:

Преимущество, прекратить, предание, препятствие, презрение, пресловутый, преподносить, пренебрегать, преследовать, преклонение, непреклонный

Приданое, примечание, пристрастие, приемлемый, привольный, прискорбный, привередливый, приукрасить, причудливый, приодеться, приободриться.

Прим. Заимствованные слова, начинающиеся буквенными сочетаниями пре, при- надо запомнить.

ПРЕ-

ПРИ- преамбула превалировать презумпция прелюдия премьера препарат престиж претензия претендовать президиум президент прецедент претория префект привилегия приватизация примитивный примат принцесса приоритет принципиальный примадонна

 

Пишу –О

Существительное,

Прилагательное,

Наречие

Под ударением –О

Без ударения – е к

плечОм – сажей р

речОнка – овражек о

камышовый – грушевый м

горячО – ярче е

Пишу -Ё 1) Глагол □ бережЁшь 2) Причастия, отглаг. прилагательное с Ʌ -ЁН (и образованные от них существит.) сгущЁННый сгущЁНка 3) Существ. От глагола с Ʌ -ЕВА ночЁВка ночЕВАть 4) существ. с французским Ʌ - ЁР дирижЁР 5) местоимение ЧТО в падежных формах о чЁм

 

V. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ Ц

Правописание -Ы,-И после Ц

 

Пищу ЦИ

1) В корне слова –

цИрк, панцИрь

2)В словах, оканчивающихся на

-ЦИЯ

акацИя, революцИя

Пишу ЦЫ Искл. 1) цЫган, цЫпленок, на цЫпочках,цЫц 2) в Ʌ -ЫН – лисицЫн, синицЫн 3) в зайцЫ, куцЫй

§ 2. Правописание -О, -Е после Ц

 

Под ударением пишуО

лицО

  Без ударения пишу -Е лицЕвой  

VI. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ и Ь знак

Ъ Ь

После приставок

+ Ъ + Е, Ё, Ю, Я

Русские приставки (в-, об-, под-,над-, из-, от-, раз-, пред-, без-, сверх- и др.)

предЪюбилейный, вЪезд

Иноязычные приставки (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, суб-, контр-, транс-, пан-)

адЪютант, инЪекция

VII. Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Пишу Ь

 

1) Существительные ж.р. 3 скл.

Рожь, ночь, мышь, дочь

2)Глагол

а) инфинитив беречь

б) □ 2л. ед.ч. –ешь, -ёшь, -ишь

бежишь, скачешь

в) повелит. наклонение

отрежь, намажьте

3) Наречие (как?, где?, когда? и т.п.) прочь, вскачь, настежь

4) Частицы лишь, ишь, вишь

Не пишу Ь   1)Существительные м.р. врач, пляж, плющ 2)Существительные мн.ч., Р.п. Много туч, дач, крыш 3) Краткие прилагательные м.р. (каков?) Хорош, горяч, пригож   кроме уж, замуж, невтерпёж

 

Зависит от спряжения

I спряжение

II спряжение

  Ед.ч. Мн.ч.   Ед.ч. Мн.ч. 1 л. -у, -ю читаю -ЕМ читаем 1 л. -у, -ю строю -ИМ строим 2 л. -ЕШЬ,-ЁШЬ читаешь -ЕТЕ читаете 2 л. -ИШЬ строишь -ИТЕ строите 3 л. -ЕТ читает -УТ, -ЮТ читают 3 л. -ИТ строит -АТ, -ЯТ строят

Определяю спряжение у глагола с безударным

Шаг 1. По инфинитиву

I спряжение

 

Брить, кроме стелить,

Зиждиться

Искл.

Остальные глаголы

(на -АТЬ, -ЯТЬ, -ОТЬ, -ЕТЬ, -УТЬ)

(таять, веять, лаять, блеять, лелеять, каяться, маяться, надеяться и др.)

II спряжение   - все глаголы на -ИТЬ (строить, звонить и др.) + - 11 глаголов исключений Гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, и внимательно смотреть, и ещё глагол вертеть.

Шаг 2. У глаголов с ВЫ- по бесприставочной форме.

Вылететь →вылет..шь: проверяю (летИшь → вылетИшь)

§ 2. Суффиксы Ʌ глаголов и причастий.

Основа инфинитива глаг. на

– АТЬ → -А + Н(Н) сеЯть → сеЯ + Ный = сеяный

- ЯТЬ → -Я + Н(Н) потерЯть → потерЯ + ННый = потерянный

- ЕТЬ → -Е + Н(Н) увидЕть → увидЕ + ННый = увиденный

Прилагательные без суффикса

! Запомнить: юный, единый, свиной, румяный, пряный, пьяный, буланый, сирий, зеленый

  Оловянный, деревянный, стеклянный 1) Ʌ - ОНН, -ЕНН лекциОННый ← лекциясоломЕННый ← солома   2)Прил. ← от сущ. с основой на -н осеННий ← осеНь стариННый ← стариНа

 

Правило №2. Причастия и прилагательные ← от глагола

 

1) в КРАТКИХ причастиях

(что сделано?, что сделана?)

Задача решеНа

 

2) прил. и прич.← от глаг. НЕСОВ. ВИДА (что делать?) к

жареНый ← жарить р

вареНый ← варить о

м

е

Исключения: делаННый, желаННый, неждаННый, негадаННый, неслыхаННый, невидаННый, нечаяННый, медлеННый, свящеННый, чекаННый, нетлеННый

-НН   1) Прил., прич. от глаг. СОВ. ВИДА (что сделать?) решеННая (задача) ← решить   2) с ПРИСТАВКОЙ (кроме НЕ) пожареННый (ср. нежареНый) Искл. названый брат, посажёный отец, смышлёный ребёнок   3) Прич. + ЗАВИСИМОЕ СЛОВО жареННый (в чём?) в масле   4) с суффиксами -ОВАННый, -ЕВАННый, -ИРОВАННый балОВАННый асфальтИРОВАННый

 

Примечание:

- в кратких причастиях пишется одна -Н,

- в кратких прилагательных – столько же, сколько в полных,

- в наречиях – столько, сколько в прилагательных, от которых они образованы.

Определение части речи

  Краткое причастие Краткое прилагательное Наречие
1.Вопрос Что сделано? Что сделана? Каково? Какова? Каковы? Как?
2. Значение Действие Мероприятие никем не организоваНо. (Мероприятие никто не организовал) Признак (качество предмета) Девочка неорганизоваННа. (рассеянна) Признак действия Пришедшие действовали (как?) неорганизоваННо.
3. Синтаксические свойства Зависимое слово (сущ. Т.п. или др.) Нитки запутаНы котом. Ряд однородных членов с прилагательными Мысли запутаННы, неясны, смутны. Зависит от глагола   Студент отвечал (как?) взволноваННо и путаНо.

 

XI. ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

1) ПО – Ʌ -ОМУ, -ЕМУ, -… И

Жить (как?) по-новОМУ, холодно (как?) по-зимнЕМУ, рассуждать (как?) по-детскИ

(ср. по зимнему лесу – по какому? лесу)

2) В (ВО) – Ʌ -ЫХ, -ИХ

Во-первых, во-вторых

3)НАРЕЧИЯ С ПОВТОРОМ

а) слова еле-еле, чуть-чуть, точь-в-точь

б) однокорневых слов мало-помалу, крепко-накрепко

в) синонимов подобру-поздорову

г) антонимов более-менее

 

§ 2. Ʌ - О, -А (в наречиях образованных от прилагательных ^ способом)

^

^
ИЗ (изредка ← редкий) ДО + А (докрасна← красный) С (справа← правый) В (вправо ← правый) НА + О (налево ← левый) ЗА (засветло ← светлый)

 

XII. ЧАСТИЦЫ НЕ и НИ

СЛИТНО

(нет предлога)

НИКОГО

НИКТО

НĖЧТО

НИГДЕ

НИКУДА

НĖОТКУДА (откуда)

РАЗДЕЛЬНО (есть предлог) НИ У КОГО (у кого) НИ С КЕМ (с кем) НĖ О ЧЕМ ( о чём) НИ В ЧЁМ (в чём) НИ ЗА КЕМ (за кем)

 

СЛИТНО

Без НЕ не употребляется

невзгоды, небрежный, неотлучно

Можно заменить синонимом

Случилось несчастье (горе)

Неверные (ложные) сведения

Взлетел невысоко (низко)

РАЗДЕЛЬНО 1) Есть (или подразумевается)противопоставление (нельзя заменить синонимом) Река не глубокая, а мелкая. (ср. Река неглубокая, но широкая. = Река мелкая, но широкая.) 2) С отрицательными частицами(нельзя заменить синонимом) Далеко не…, отнюдь не …, вовсе не …, ничуть не…, нисколько не …, никем не … Никому не интересное сообщение 3) В словах не рад, не горазд, не должен, не способен, не намерен, не готов, не виноват, не виден, не нужен, не похож, не согласен, не женат, не расположен 4) Безлично-предикатные слова не слышно, не видно, не нужно, не надо, не жаль, на стыдно, не страшно, не против

 

СЛИТНО

Без НЕ не употребляется

Невзлюбить, негодуя

2) С приставкой НЕДО-(неполнота, недостаточность по сравнению с нормой)

В неурожайные годы недоедают. (Ср. Ребёнок не доедает за обедом суп.)

РАЗДЕЛЬНО Пишется раздельно в большинстве случаев Не читал, не рассказывая, не сделав

 

НЕ с причастиями

 

СЛИТНО

Без НЕ не употребляется

Негодующий взгляд

С приставкой НЕДО-

План недовыполнен

3) Полное причастие без зависимых слов, без противопоставления(можно заменить синонимом)

Сгнило в слогах сено, сложенноенепросохшим. (= сырым)

РАЗДЕЛЬНО 1) НЕ с краткими причастиями Афиши не расклеены 2) Полное причастие с зависимым словом (кроме наречий степени: очень, почти, немного и т п.) С трудом натянули мы на себя непросохшую за ночь одежду. (не просохшую → когда? за ночь) 3) Есть противопоставление Не написанный, а напечатанный текст 4) С отрицательными частицами Далеко не…, отнюдь не …, вовсе не …, ничуть не … и т.д.

 

XV. ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

(и омонимичных с ними сочетаний)

1) Союзы ТОЖЕ=ТАКЖЕ=И

Он тоже приходил. Ион

Он также приходил. приходил.

 

Союз ЧТОБЫ

Он вышел, чтобы прогуляться.

 

3) Союз ЗАТО = НО

Задача сложна, зато интересная.

4) ПРИТОМ = ПРИЧЁМ

Метод интересный, причёмновый.

5) ПОТОМУ ЧТО = ОТТОГО ЧТО

- Почему ты опоздал?

- Потому что я проспал.

Пьер молчал, оттого что не в силах был выговорить ни слова.

1) ТО ЖЕ (самое) ЖЕ можно ТАК ЖЕ, (как...) убрать,переставить Всё то же (самое), что вчера. Он рассуждал так же, как отец. 2) ЧТО БЫ – БЫ можно убрать, переставить Что бы ни случилось, он был спокоен. (Что ни случилось бы, он был спокоен.) 3) ЗА ТО (то – местоимение, за что?) Берись за то, к чему ты сроден.   4)ПРИ ЧЁМ – При чём здесь ты? ПРИ ТОМ – при том институте   5)ПО ТОМУ ОТ ТОГО Пройдём по тому мосту. С кем поведёшься, от того и наберёшься.

 

XVI. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ

 

СЛИТНО

вследствие холодов

наподобие вазы

ввиду недостатка времени

навстречу другу

насчет зарплаты

вслед за мной

посередине реки

несмотря на непогоду

невзирая на боль

 

РАЗДЕЛЬНО В течение часа В продолжение часа В отличие от меня В заключение книги В отношении граждан По истечении года По окончании института По завершении вечера На протяжении ряда лет В соответствии с законом В связи с изменениями В целях организации В ходе расследования

 

XVII. ПОЛ- в значении половина

 

СЛИТНО

 

1) ПОЛ всегда кроме дефисного написания

 

Полкласса, полгорода, полстакана

ПОЛУ

Полумесяц, полуфинал

3) ВПОЛ (наречия)

Работать вполсилы,

Повернуться вполоборота

ЧЕРЕЗ ДЕФИС   1) ПОЛ – Л (буква Л) Пол-ложки, пол-литра 2) ПОЛ – (гласный) Пол-арбуза, пол-яблока 3) ПОЛ – (заглавная буква) Пол-Франции, пол-Томска

 

РАЗДЕЛ II. ПУНКТУАЦИЯ

 

Тире ставится, если

 

Правило

Примеры 1) Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если подлежащее и сказуемое выражено именем - существительным, - числительным - неопределенной формой глагола и связка отсутствует ü Книга – источник знания. ü Трижды три – девять. ü Пахать – не руками махать. ü Двадцать пять – двузначное число. ü Моя цель – победить. Тире ставится перед сказуемым, присоединяемым к подлежащему словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ. : ü Поэзия – это огненный взор юноши, кипящего избытком сил (В. Г. Белинский) ü Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости (П.) ü А понять человека – значит уже сочувствовать ему.

Тире не ставится, если

 

Правило

Примеры 1) Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже или числительным, стоит частица НЕ, ЛИШЬ, ТОЛЬКО ü Бедность не порок. ü Март только начало весны. ü Этот ручей лишь начало реки. 2) Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоят сравнительные союзы КАК, ЧТО, КАК БУДТО, СЛОВНО ü Наш сад как проходной двор. 3) Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоят союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ ü Мой брат тоже инженер 4) Если между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение. ü Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Пауст.) ü Мой отец для меня друг и наставник. ü Москва теперь порт пяти морей.

 

 

Правило

Пример 1) Если согласованные определения относятся к личному местоимению, то обособляются в любой позиции (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) Он, какой?..., Какой?..., он … ü А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой. ü Маленький, коренастый, он обладал страшной силой в руках. ü Он, отличный врач, очень помог мне. ü Отличный врач, он очень помог мне. 2) Если согласованные определения, находятся после определяемого слова Сущ., (какой?) ........, ü Часы, проводимые с молодежью, были для Павла зарядкой бодрости. ü Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. ü Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью.

Исключение:

3) Одиночные и распространенные согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, выделяются запятыми, если они имеют добавочное значение причины, следствия, времени, уступки и т.п. ü Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. Бабочки прилетели по какой причине? привлеченные светом. üАрхитектор от Бога, Гауди не мог задумать обычный собор. 4) Одиночные и распространенные согласованные определения, оторванные в тексте от определяемого существительного. Какой?..., ……… сущ. üНаклонившиеся по ветру, мимо двинулись серые, подорожные сорняки.

 

Б. Запятая не ставится, если:

 

Правило

Пример
1) Определение стоит перед определяемым существительным. üПроводимые с молодежью часы были для Павла зарядкой бодрости.
2) Определения, которые так тесно связаны с существительными, что без них существительные не имеют нужного значения и приобретают полную выразительность лишь в сочетании с определениями. ü Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. ü Здесь слово приятное неотделимо от слова выражение. Без определения слово выражение имеет другое значение.
3) Определение, связанное по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым üЛуна взошла багровая и хмурая.

 

 

Правило

Примеры 1) Выделяются запятыми несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже с предлогами, если относятся - к личному местоимению, обычно обособляются, если относятся - к имени собственному, - к существительному, характеризующему лицо по степени родства, занимаемому положению, профессиии т.п.   ü Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (М. Горький).   ü Саша Бережнова, в шёлковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване (А. И. Гончаров).   ü Величественно вышла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее (А. И. Гончаров). 2) когда они следуют за обособленными согласованными определениями, выраженными прилагательными и причастиями. ü Этот рысистый человек, тощий,с палочкой в руке, сверкал и дымил, пылая ненасытной жадностью к игре делом. 3) если они дополняют или уточняют представление об уже известном лице или предмете. ü Больше всех был недоволен задержкой инженер с громовым голосом, в черепаховых очках.

 

IV. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

 

Обстоятельства обособляются в следующих случаях:

 

Правило

Примеры 1) Запятая ставится при употреблении одиночных деепричастий и деепричастных оборотов (они сообщают о добавочном действии) ü Пошумев, река успокоилась. ü Грохот, не умолкая, катится дальше. ü Рискуя быть замеченными, партизаны подошли к неприятелю совсем близко. ü Партизаны подошли к неприятелю совсем близко, рискуя быть замеченными. ü Партизаны, рискуя быть замеченными, подошли к неприятелю совсем близко

 

Запятая при употреблении одиночных деепричастий и деепричастных оборотов не ставится:

 

Правило

Примеры
1) Запятая не ставится при употреблении одиночных деепричастий, имеющих значение простого наречия и выступающих в роли обстоятельств образа действия. Их можно заменить синонимичными наречиями. ü Яков шел не торопясь (то есть медленно).   ü О прогулке он рассказывал смеясь (то есть весело).
2) Запятая не ставится при употреблении деепричастий с зависимыми словами, которыесливаются с глаголом, будучи тесно связанными с ним по смыслу ü Старик сидел опустив голову. (то есть понурившись; т.е. устал, расстроился).
3) При употреблении деепричастий, которые в сочетании с зависимыми от них словами стали устойчивыми выражениями (идиомами) и фразеологизмы ü Работать засучив рукава ü Нестись сломя голову ü Выполнять работу играючи ü Жить припеваючи ü Делать умеючи ü Говорить положа руку на сердце ü Делать что-либо скрепя сердце
4) При употреблении группы однородных членов, состоящей из наречия и деепричастия ü Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.

 

Правило

Примеры 1. Всегда обособляются обстоятельства уступки, выраженные существительными с производным предлогом НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА üНесмотря на разницу характеров и кажущуюся суровость Артема, братья крепко любили друг друга. ü День был жаркий, светлый, лучезарный день, несмотря на перепадавшие дождики. ü На другое утро, невзирая на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать. 2. Иногда с целью усиления могут обособляться различные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие. Выделение запятыми данных обстоятельств не является обязательным, зависит от намерений и цели автора текста. üК счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (М. Лермонтов)

 

V. ОБОСОБЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЙ

 

Это падежные формы имен существительных с предлогами и предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, наряду с, за исключением, исключая и т. п.

Подобные сочетания имеют значение включения, исключения, замещения, т.е. ограничительное или расширительное значение. Их обособление не является обязательным, зависит от смысловой нагрузки, объема оборота, желания его выделить, чтобы подчеркнуть роль в предложении:

Правило

Примеры Обособляются дополнения, состоящие из существительных с предлогами: КРОМЕ, ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ВКЛЮЧАЯ, СВЕРХ, НАРЯДУ С, ВМЕСТО ü Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? ü Самолет, наряду с пассажирами, захватил и почту.

 

VI. ОБОРОТ С СОЮЗОМ КАК

 

1. При употреблении оборота с союзом КАК, будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что в значении «будто» запятая ставится, если:

 

Правило

Пример 1) Оборот имеет значение сравнения üКак чайка, парус там белеет в вышине. 2) Оборот имеет значение отождествления ü Петя, как и Коля, окончил университет. üДуб был точно такой, как в царскосельском саду. 3) Оборот имеет значение причины ü Как старший, приказываю вам, господа, немедленно разойтись (Куприн) (Так как я являюсь старшим, приказываю вам, господа, немедленно разойтись)

 

2. При употреблении оборота с союзом КАК, будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что в значении «будто» запятая НЕ ставится, если:

 

Правило

Пример
1) Оборот имеет значение «в качестве» ü Мне как механику выполнить это ничего не стоит = в качестве механика
2) Оборот имеет значение обстоятельства образа действия и его можно заменить творительным падежом существительного или наречием üКак град посыпалась картечь. ( как град = градом = часто)
3) Оборот имеет характер устойчивого сочетания, является фразеологизмом ü бледный как смерть, ü беречь как зеницу ока, ü бояться как огня, ü бродит как неприкаянный, ü здоров как бык, üзлой как собака и т.п.
4) Оборот входит в состав сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым üПесок как шелк.

 

Правило

Примеры 1) Вводные слова и выражения выделяются запятой: если стоят в начале или конце предложения – одной запятой (после или перед ними). если стоят в середине предложения – с двух сторон. üКонечно, не мне об этом судить. ü Койку Степана Ивановича, к его великой радости, установили у самого окна. 2) Вводное предложение может выделяться как запятыми, так и скобками или тире. Тире или скобки ставятся в том случае, если вводное предложение является значительно распространенным. ü Душа моя, я помню, с детских лет чудесного искала. ü Дубечня – так называлась наша первая станция – находилась в семнадцати верстах от города.

 

БЕЗ СОМНЕНИЯ,

БЕЗУСЛОВНО,

БЕССПОРНО,

ВЕРНО,

ВЕРОЯТНО,

ВИДНО,

ВИДИМО,

ВИДИШЬ (ЛИ),

В ОБЩЕМ,

ВООБЩЕ ГОВОРЯ,

ВОЗМОЖНО,

ВО-ПЕРВЫХ,

ВО-ВТОРЫХ,

ВПРОЧЕМ,

В САМОМ ДЕЛЕ,

В ЧАСТНОСТИ,

ГЛАВНОЕ,

ГОВОРЯТ,

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО,

ДОЛЖНО БЫТЬ,

ДОПУСТИМ,

ДУМАЕТСЯ,

ЗНАТЬ,

ЗНАЧИТ,

ИНАЧЕ ГОВОРЯ,

ИТАК,

КАК ВИДНО,

КАЖЕТСЯ,

К НЕСЧАСТИЮ,

КОНЕЧНО,

К СЧАСТЬЮ,

КОРОЧЕ ГОВОРЯ,

К СОЖАЛЕНИЮ,

КСТАТИ,

К УДИВЛЕНИЮ,

МЕЖДУ ПРОЧИМ,

МОЖЕТ БЫТЬ,

НАВЕРНОЕ,

НАКОНЕЦ,

НАОБОРОТ,

НАПРИМЕР,

НАПРОТИВ,

НЕСОМНЕННО,

ОДНАКО,

ОЧЕВИДНО,

ПО-ВИДИМОМУ,

ПО ВСЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ,

ПОЖАЛУЙ,

ПОЖАЛУЙСТА,

ПОЛОЖИМ,

ПОМНИТСЯ,

ПО-МОЕМУ,

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ,

ПО СЛОВАМ ТАКОГО-ТО,

ПРАВДА,

ПРАВО,

ПРЕДПОЛОЖИМ,

ПРИЗНАЮСЬ,

РАЗУМЕЕТСЯ,

СКАЖЕМ,

СЛЕДОВАТЕЛЬНО,

СЛОВОМ,

СТАЛО БЫТЬ,

ТАК СКАЗАТЬ,

ТАКИМ ОБРАЗОМ,

ЧЕГО ДОБРОГО И Т. П.

 

ВНИМАНИЕ! Нельзя путать вводное слово с членом предложения.

Правило

Примеры Следует различать вводное слово и член предложения: член предложения, за исключением случаев обособления, не выделяется запятой. Член предложения: ü Это казалось мне очевидным. (Это – подлежащее, казалось очевидным – сказуемое). Вводное слово: ü Он, казалось, испугался.

Примечание:

Зачастую трудно определить, является ли слово «действительно» вводным. В спорных случаях вопрос о расстановке знаков препинания решает автор текста.

 

Правило

Примеры 1) Уточняющие члены предложения выделяются запятыми. Относясь к тому или иному слову в предложении, они сужают обозначаемое ими понятие или в каком-либо отношении ограничивают его. ü Внизу, в зале, стали тушить огни (Ч.) ü Ответ пришел скоро, через два с половиной часа (Акун.). ü Молодой человек, лет под тридцать, сидел на скамейке и читал газету. 2) Пояснительные члены предложения равнозначны поясняемым, но называют их по-другому, возможно, более понятно. Эти члены предложения обычно имеют указание на их пояснительный характер, т. е. сопровождаются специальными союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть»: ü Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л. Т.) ü Недалеко от вас, а именно в деревне Пестрове, происходят прискорбные факты (Ч.) 3) Присоединительные членыпредложения имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания. Такие члены предложения выделяются запятыми и обычно вводятся словами и сочетаниями слов даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др. ü Было очень тепло, даже жарко (Чак.) ü По ночам, особенно в грозу, когда бушевал под дождем сад, поминутно озарялись в зале лики образов... (Бун.) ü Словари, в частности толковые, должны широко использоваться в учебном процессе.

 

IX. ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложное предложение – это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Правило

Примеры 1) В сложносочиненном предложении при наличий общего второстепенного члена предложения ü В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (огни столпились и стволы мачт видно где? в гавани) 2) Между однородными придаточными предложениями (зависящими от одного главного предложения и отвечающими на один вопрос) ü Папа мне говорил, что он ни разу не видел таких хлебов и что нынешний урожай очень хорош. (Папа говорил что? что он не видел … и что урожай хорош) 3) В сложном предложении с общей придаточной частью ü Когда загремел оглушительный гром, дети бросили игру и все побежали по домам. 4) В сложносочиненном предложении при наличии общего вводного слова ü По словам охотников, зверь в этих метах давно вывелся и птица исчезла. 5) При соединении двух вопросительных, побудительных, восклицательных, назывных или безличных предложений ü Где же твоя деревня и ждут ли нас там? ü Пусть кончится зима и наступят теплые деньки! ü Зима и солнце. ü Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой.

 

 

X. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ БЕССОЮЗНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

 

СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ

Правило

Примеры Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая ü Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал (Бун.)

 

СТАВИТСЯ ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Правило

Примеры Ставится точка с запятой, если внутри частей сложного предложения имеются запятые — показатели их внутреннего членения ü В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода; из красивых ваз, висевших в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения (Купр.)

 

 

СТАВИТСЯ ДВОЕТОЧИЕ

Правило

Примеры 1) если вторая часть бессоюзного предложения поясняет то, о чем говорится в первой части; в таких случаях возможна подстановка слов а именно: ü Весна, конечно, движется: в пруду, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса (Пришв.) 2) если вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение причины, обоснования, что проверяется возможностью подстановки союзов так как, потому что: ü Ответить Миллер не успел: лодка вошла в буруны (Пауст.) 3) если вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение изъяснительное, что подчеркивается глаголами видеть, понимать, слышать, смотреть, чувствовать и др., и между частями сложного предложения можно вставить союз что; или можно вставить сочетания и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и др.: ü Я сразу понял: петух был где-то здесь (Пришв.) ü Он осторожно разлепил склеившиеся веки и посмотрел вперед, как лунатик: за снежной пургой в кромешной темноте пылало три огня (Пауст.).

СТАВИТСЯ ТИРЕ

Правило

Примеры 1) если между частями бессоюзного сложного предложения устанавливаются сопоставительные и противительные отношения (возможна подстановка союзов а, но) ü Я царь – я раб, я червь – я бог. (Державин) ü На дворе палил летний зной – в доме было прохладно (Бун.) 2) если первое предложение обозначает условие действия второго (возможна подстановка союза если) ü Зайдешь в такую избушку зимой – жилым духом не пахнет (Шукш.) 3) если первое предложение обозначает время действия второго (возможна подстановка союза когда) ü Лес рубят – щепки летят. 4) если во второй части предложения заключено указание на результат, следствие (возможна подстановка союза так что) ü Я умираю – мне не к чему лгать. 5) если во второй части предложения содержится сравнение с тем, о чем сказано в первой части (возможна подстановка союза как) ü Молвит слово – соловей поет. ü Посмотрит – рублем подарит. 6) Для выражения неожиданности илибыстроты действия ü Проснулся – пять станций убежало назад. 7) если вторая часть предложения начинается словами так, это, только, такой ü Я как дождь влетаю в самые узкие щелочки, расширяю их – так появляются новые строфы (Ахм.) ü Вдруг он услышал пение – это пела прабабушка (Пан.)

 

 

XI. СКОБКИ И КАВЫЧКИ

 

Правило

Примеры 1. Скобки ставятся при употреблении вводных слов и предложений, приводимых в качестведобавочного замечания, при различных пояснениях и дополнениях к высказываемой мысли ü В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас с сестрицей ранее обыкновенного. ü Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, головкой томною клонясь. 2 а) Кавычки ставятся для выделения прямой речи   2 б) Кавычки ставятся для выделения слов, употребляемых иронически, не в своем обычном значении, впервые предлагаемых, необычных или устарелых ü Он ищет ее глаза, а она все прячет глаза в его шелковистых волосах и шепчет, шепчет: «Всегда, везде не бойся, будь сильный, орлик мой, до последнего дыхания».   ü Как человек опытный, дельный, господин Зверков начал наставлять меня на «путь истины». ü Рано весной, как только сойдет снег и начнет обсыхать «ветошь», то есть прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары.

 

 

Вопросительный знак

Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения:

ü Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. В. Гоголь)

ü О чем жалеть? (А. С. Пушкин)

Этот знак ставится и при употреблении прямой речи перед словами автора:

ü «Давно ты замужем за мельником?» – спросил я ее наконец (И. С. Тургенев).

Примечание:

После косвенного вопроса восклицательный знак не ставится:

ü Выясните у него, что нам делать.

ü Не знаю, будет ли завтра спектакль.

ü Меня часто спрашивают, как я стал писателем.

 

Исключение составляет тот случай, когда вопросительным является все сложное предложение в целом:

ü Неужели вы не знаете, когда это было?

 

Восклицательный знак

Правило

Примеры 1. В конце восклицательных предложений ü Как хороши, как свежи были розы! (И. С. Тургенев) 2. После обращений ü Вперед, друзья! 3. После междометий ü Бух! Ухнуло где-то в лесу (А. Н. Толстой) ü Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошлого века, которых, увы! теперь уже нет. 4. После слов ДА и НЕТ, стоящихперед предложением ü Нет! Никогда я зависти не знал (А. С. Пушкин) 5. В конце предложений, выражающих повеление или просьбу, если они произносятся с восклицательной интонацией ü «Отворяй!» – сказал Пугачев (А. С. Пушкин) ü Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! Погодите!» (А. С. Пушкин)

 

Многоточие

Правило

Примеры 1. Для выражения незаконченности высказывания, а также перерыва внутри предложения, который связан с волнением говорящего или какой-нибудь внешней помехой (например, со словами собеседника) ü Мне придется с вами проститься. Помогите мне собраться … А потом посидим напоследок вместе, как сиживали когда-то … Давно. 2. Для описания пауз при обозначении быстро сменяющихся явлений ü Хлынули потоки дождя … Запрыгал угловатый град … крутятся, бьются, мечутся деревья, столпились тучи … Молния! 3. Для обозначения недосказанности, которая сопровождается многозначительным размышлением или сильным чувством ü Сердце мое с волнением забилось … В голове помутилось … Мысли стали перебивать одна другую. 4. В цитатах для указания на пропуски слов и предложений ü В. Г. Белинский писал: «Из современных писателей никого не можно назвать поэтом с большей уверенностью и нимало не задумываясь, как г. Гоголя … Отличный характер повестей г. Гоголя составляют: простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния».

 

 

Литература

1. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: orthographia.ru (дата проверки: 23.04.2018).

2. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: old-rosental.ru (дата проверки: 23.04.2018).

3. Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку / Ред. Савчук С. О. – М.: Мир и образование, 2017. – 1008 с.

4. Валгина Н. С. Актуальные проблемы русской пунктуации: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 259 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ОРФОГРАФИЯ

III. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Приставки на -з, -с.

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

Правописание -Ы,-И после Ц

Правописание -О, -Е после Ц

VI. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ и Ь знак ………………………………….

VII. Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

XI. ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

XII. ЧАСТИЦЫ НЕ и НИ……………………………………………

§1. Частицы НЕ и НИ в предложении…………………………..

§2. Правописание местоимений и наречий ……………………

РАЗДЕЛ I. ОРФОГРАФИЯ

Орфография – это система правил написания слов.

В основе современной русской орфографии лежит несколько принципов.

Морфологический принцип основной в русской орфографии. Заключается он в том, что морфема (значимая часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. Данный принцип написания помогает сохранять связь слов по смыслу и облегчает их понимание, например, мы слышим слова [вос], [вывас], [вощик], но пишем воз, вывоз, возчик, сохраняя единство корня, указывающего на общее значение в словах (возить). Или в словах подлить, подсыпать приставка ПОД- слышится по-разному, но пишется одинаково, так как придает словам общий смысл: «добавление, прибавление».

Наряду с морфологическим действует фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как произносятся, например, приставки оканчивающиеся на -з, -с: бесполезный, безвредный.

Кроме этого, действует традиционный (исторический) принцип, по которому сохраняется написание слов, сложившееся очень давно, но объяснимое только с привлечением исторических законов развития языка. Например, в сочетаниях жи, ши пишем и, несмотря на то что в современном языке буква и обычно показывает, что согласный перед ней мягкий (рис, пир, лицо). В сочетаниях жи, ши сохраняется традиционное написание, так как раньше в русском языке шипящие ж, ш были мягкими, потом они стали произноситься твердо, но написание буквы и сохранилось, например, жизнь, машина. По этому принципу пишутся словарные и заимствованные слова.

В современной орфографии существует и дифференциальный принцип написания (смысловой принцип), в соответствии с которым слова пишутся в зависимости от лексического значения, например, компания (группа людей) – кампания (какое-либо мероприятие).

Можно отметить еще принцип слитного, дефисного, раздельного написания: сложные слова пишутся слитно или через дефис, а сочетания слов – раздельно.

В пособии представлены только некоторые разделы русской орфографии, которые вполне логично могут быть объяснены правилами, но, несмотря на это, вызывают затруднения у студентов, школьников. Каждый раздел орфографии представлен простой схемой, последовательное применение которой позволяет сделать верный выбор написания слова и способствует лучшему запоминанию правила.

 

 

I. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

Дата: 2019-04-23, просмотров: 339.