Актуальность темы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Данный раздел Введения объясняет круг вопросов/проблем (новые тенденции, тренды, этапы, угрозы, вызовы, изменения системы МО и т.п.), которые возникли в сфере международных отношений в результате действий политиков (прошла мирная конференция, принята Резолюция СБ ООН, начался/ усилился/ завершился конфликт, сформировался новый центр силы, возник геополитический вакуум и т.п.) и оказывают возрастающее влияние на развитие локальной/ региональной/ глобальной международной ситуации.

Актуальность может быть связана с важным аспектом современной мировой политики, основными факторами регионального развития и т.д. Актуальность может быть также определена и в связи с введением в научный оборот новых источников по теме исследования, что также актуализирует тему исследования. Актуальность может быть обоснована каким-то важным событием или юбилейной датой, что вызывает необходимость пересмотреть/переоценить данное событие и его историческое и международно-политическое значение. Даже события 50-летней, 70-летней или 100-летней давности и более могут быть предметом исследования и, значит, актуальной темой вследствие того, что со временем исследователям стали доступны те или иные документы, которые не были доступны ранее, и в этой связи мы можем по-другому оценить события прошлого.

Исследователь должен предложить свое понимание и решение актуальной проблемы в области МО, которая для него имеет три измерения: общественное (актуально, так как произошедшее изменение ставит под угрозу безопасность стран, регионов и мира; открывает новые возможности для развития, мира, интеграции, сотрудничества), профессиональное (что означает сформировавшаяся проблема в свете теории МО), личностное (например, актуально, потому что нельзя допустить, чтобы люди продолжали гибнуть в разгоревшейся войне).

Пример 1:

Актуальность темы исследования определяется необходимостью проведения комплексного анализа процесса переформатирования геополитической карты Ближнего Востока и продолжающегося расширения влияния Североатлантического альянса под эгидой США, стремящихся не допустить суверенизации Турции и ее отчуждения от блоковой политики НАТО в регионе. Особую актуальность данная проблематика приобретает в настоящее время в условиях социально-политической дестабилизации на постсоветском пространстве и военной эскалации на Ближнем Востоке, напрямую влияющих на стабильность системы евроатлантической безопасности. Актуальность работы состоит также в том, что в настоящее время отмечается рост числа теоретических и прикладных исследований турецкой проблематики со стороны американских государственных, политических и академических структур, цель которых - усиление международных и региональных позиций США, а также нейтрализация противоречащих американским интересам трендов в мировой политике. В этом контексте оправданным и объяснимым представляется изучение заявленной темы, актуальной в теоретическом и практическом значении.

Пример 2:

Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, усиливающейся ролью энергетического фактора в современных международных отношениях. Сегодня, в условиях глобализации, происходит динамичное становление институтов мировой энергополитики и механизмов энергетической дипломатии, а вопрос гарантирования энергетической безопасности приобретает глобальный характер.

Во-вторых, актуальность заявленной темы определена огромными энергетическими ресурсами России, которые выступают основой ее внешней политики и важнейшим источником текущей проекции политической власти и международного престижа. Эти ресурсы могут служить источником экономического притяжения для соседних государств и других партнеров по всему миру. Положение России на мировой арене и национальная мощь зависят от экспорта и транзита углеводородов, которые превращаются в системообразующий фактор.

В-третьих, актуальность темы связана с важным геостратегическим положением балканского региона. Именно здесь сталкиваются геополитические, геостратегические и геоэкономические интересы России, США и ЕС. Именно присутствие стратегических партнёров в различных регионах мира, в том числе на Балканах, будет определять в будущем позицию РФ в мировой политике и экономике.

 

Хронологические рамки исследования должны обязательно содержать обоснование нижней и верхней границы исследования.

Пример 1:

Хронологические рамки исследования – 1979-2010 гг. Исламская Республика Иран была провозглашена 1 апреля 1979 г. Высшее руководство до 1989 г. осуществлял Р. Хомейни, преемником которого стал А. Хаменеи. В 1999 г. президент ИРИ М. Хатами выступил с инициативой диалога цивилизаций, воспринятой мировым сообществом как актуальный формат международного взаимодействия. В 2005 г. при президенте ИРИ М. Ахмадинежаде началась реализация нового внешнеполитического курса, получившего обоснование в рамках концепции созидательного взаимодействия. Определенным этапом стало завершение строительства АЭС «Бушер» в 2010 г. Указанный исторический период является достаточным для становления и реализации как специфического исторического явления особенностей и практики внешнеполитической деятельности ИРИ. В отдельных случаях при решении исследовательских задач автор выходит за указанные хронологические рамки.

Пример 2:

Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 года – момента начала формирования в России концептуальных основ энергополитики – и по 2018 год. За этот период происходит интенсификация сотрудничества России с балканскими странами. Несмотря на ограниченный временной промежуток исследования, в определенных случаях для полного раскрытия целей работы возможен выход за их рамки.

Далее необходимо чётко сформулировать цель исследования, объяснить, для чего выполнялась данная работа, к какому результату автор стремится.

Затем раскрываются задачи исследования, которые были сформулированы для достижения поставленной цели исследования. Задачи исследования должны соотноситься с проблемами, вынесенными в заглавия параграфов.

Пример 1:

Целью исследования является выявление и анализ особенностей и основных направлений реализации иранской внешней политики в контексте глобальных и региональных международных отношений в 1979 - 2010 гг.

Пример 2:

Цель исследования заключается в комплексном анализе энергетической политики Российской Федерации на Балканском полуострове.

Задачи – от пяти и более задач в точном соответствии с целью.

Пример:

1. Проанализировать существующие определения энергетической дипломатии, охарактеризовать причины усиления значимости энергетического фактора в современных международных отношениях.

2. Выделить направления энергетической стратегии правительства России в нефтегазовой отрасли.

3. Проследить историю складывания и развития нефтегазовой отрасли России.

4. Изучить специфику балканского региона как важного звена энергетического трафика.

5. Рассмотреть особенности присутствия российских нефтегазовых компаний на рынках балканских стран.

6. Обобщить возможные риски энергетического сотрудничества России со странами изучаемого региона.

Обязательно должны быть сформулированы объект исследования и предмет исследования (первый «шире» второго).

Объект исследования = интересующие Вас области исследования.

Предмет исследования = точная формулировка вопросов, которые изучаются.

Пример 1:

Объектом исследования являются теория и практика внешней политики Ирана в период с 1979 по 2010 гг. как неотъемлемая часть исторического процесса участия государства в мировой политике.

Предмет исследования –  концептуальные основания внешней политики, а также основные направления и особенности реализации внешнеполитического курса Исламской Республики Иран в 1979 - 2010 гг.

Пример 2:

Объектом исследования является энергетическое сотрудничество России и балканских стран.

Предмет исследования – эволюция энергетической дипломатии России в рамках мирового сообщества на современном этапе, изучение процесса реализации энергетических проектов РФ в балканском регионе с целью расширения своего присутствия.

Необходимо также указать, что является методологической основой исследования, и какие исследовательские методы применяет автор в своей работе.

Методология исследовательского проекта – это те принципы, которые характеризуют: отношение автора к характеру и специфике своего научного исследования (комплексность, логичность, компаративизм, непредвзятость суждений, опора на источники); отношение автора к предмету исследования (напр., данная сфера является неотъемлемой частью., системообразующей в ..., предмет оказал/оказывает воздействие на…, находится на стадии становления, имеет большой потенциал и др.).

Пример:

Методы исследования. В рамках системного анализа был использован структурно-функциональный метод для изучения феномена внешней политики изучаемой страны как целостного явления в современных международных отношениях. Системный подход позволяет выявить матрицу внешней политики: внутреннюю логику соподчинения и взаимосвязи основных элементов системы, ее структуры, направленности и формата проявления в меняющейся внешней среде, а также дать проблемно-хронологический анализ предмета исследования в конкретно-историческом контексте. Метод сопоставительного анализа используется для выявления общего и особенного в концепциях внешней политики изучаемой страны. В рамках проблемно-хронологического подхода метод конкретно-исторического анализа сочетается с контент-анализом документов изучаемой страны и ее внешней политики.

Затем во Введении даётся краткий обзор источников (документов) (раздел «Источниковая база исследования») и литературы как российских, так и зарубежных авторов (раздел «Степень научной разработанности темы»).

Источниковый обзор включает:

· характеристику источниковой базы исследовательского проекта: «Представленная работа основана на следующих группах источников: (называются группы источников)»

и показывает:

· уровень достоверности исследования («Исследование обеспечено достаточной источниковой базой на русском, английском и др. языках»);

· научную новизну исследования («Впервые вводятся в научный оборот следующие источники: ...»).

Раздел можно начать так: «Представленная работа основана на следующих видах источников (называются виды источников) на русском/ английском/ испанском/ французском/ арабском/ китайском/ (указываются все) языке: ...».

Далее каждый вид и включенные в него группы источников рассматриваются отдельно по схеме.

Например: законодательные документы включают следующие группы нормативных и правовых документов РФ: законодательные акты Президента и Правительства РФ (сноска); региональные постановления и распоряжения (сноска); кодексы (сноска); комментарии (сноска).

Пример:

Источниковой базой исследования послужили документы, относящиеся к внешней политике России, такие как Концепции внешней политики РФ (1993, 2000, 2008, 2013 годов) [35], Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» [58], Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (2015 года) [36], Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом [38] и другие.

Эта группа документов позволяет определить/изучить/ охарактеризовать (называются те исследовательские задачи, решение которых зависит от анализа этого вида источников).

Далее даются характеристики остальных видов и групп источников по этой же схеме.

В конце источникового обзора делается следующий вывод: «Предмет исследования источниками обеспечен/ не обеспечен, что позволяет представить анализ ... и получить достоверные выводы».

Краткий анализ историографии, то есть доступных научных публикаций, имеющих отношение к теме исследования (историографический обзор), призван выявить достижения и лакуны в работах предшественников, что позволит четче определить направления научного поиска по аспектам, которые остались вне исследовательского поля предшественников.

Пример:

Работы, раскрывающие теоретические аспекты «мягкой силы» и публичной дипломатии такие авторов, как Дж. Най [79; 81; 90], А. Владимирова [6], А. Долинский [18; 19], Т. Зонова [21], К. Косачев [40], Я. Мелиссен [87] и др. Особо хотелось бы отметить труды Дж. Ная, создателя концепции «мягкой силы», проясняющие природу «мягкой силы»; работы А. Долинского, раскрывающие суть публичной дипломатии, ее акторов и ее направления; а также коллективную монографию под редакцией Я. Мелиссена, которая раскрывает природу публичной дипломатии, проводит отличие концепции от других, схожих по содержанию концепций, а также рассматривает политику некоторых государств в сфере публичной дипломатии.

Информация по истории публичной дипломатии России была почерпнута из работ таких авторов как А. Караваев [26], С. Коган [28], В. Зорин [22]. Наиболее полезными среди этой группы для нас оказались статья А. Караваева «К 85-летию провозглашения миссии международного гуманитарного сотрудничества» [26].

В вопросе современного положения российской публичной дипломатии стоит отметить труды Г. Бовта [3], И. Василенко [5], И. Дежиной [16], В. Кононенко [31], К. Косачева, А. Торкунова [69] и др. Особо следует выделить статьи К. Косачева, бывшего руководителя Россотрудничества, «Россотрудничество как инструмент “мягкой силы”» [41] и «Что мешает России улучшать свой имидж за рубежом?» [42].

Проблемы публичной дипломатии России наиболее полно и ярко были освещены в работах Н. Бурлиновой [4] , П. Паршина [52], Э. Соловьева [64].

Особого внимания заслуживает статья Н. Бурлиновой «Публичная дипломатия России: практика и проблемы становления», из которой была почерпнута большая часть материала по этому вопросу.

Следующая группа – работы, посвященные образу России в других странах и отношению к России за рубежом. Это статьи С. Бирюкова [1], И. Гринева [14], Д. Качкова [27], С. Кобзева [27], О. Орловой [51], В. Шаповалова [78] и др.

В особую группу следует выделить труды иностранных авторов (преимущественно европейских и американских), посвященные публичной дипломатии России. К таким авторам можно отнести Я. Корейбу [86], В. Собелла [94], Т. Шарашенидзе [93], Э. Тафуро [96], А. Гридас [82], Д. Спиди [95] и др.

При проведении исследования мы также опирались на такие интернет ресурсы как электронный журнал «Россия в глобальной политике», сайты Российского совета по международным делам, Россотрудничества, Фонда поддержки публичной дипломатии им. Горчакова, Фонда «Русский мир» и др.

Нами также использовались новостные статьи с таких ресурсов как РИА Новости [8; 49], Информационное агентство УНИАН [43], и др.

Научная новизна и практическая значимость ВКР являются основными критериями качества исследования.

В конце введения описывается структура работы.

Как правило, заключительная фраза имеет следующий вид:

«Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей две/три/четыре главы, заключения, библиографического списка (+приложений, если есть).

Первая глава состоит из двух параграфов, рассматривающих…

Вторая глава включает в себя три параграфа, посвященных…  

Заключение является итогом проделанной работы. Оно должно содержать основные выводы, к которым пришёл автор, а также авторские рекомендации и  при необходимости – прогнозы.

Выводы заключения должны соответствовать задачам, поставленным автором во введении, и обобщать те выводы, которые обычно делаются в конце каждой главы.

Заключение – это «выжимка» из уже написанной работы. В заключение не вводят никаких новых данных, цифр и фактов.

Подготовка к защите и защита дипломной работы

Выпускная квалификационная работа должна быть напечатана и переплетена.

Полностью законченная и оформленная работа, имеющая заключение научного руководителя представляется на кафедру.

Студент должен подготовить вступительное слово для защиты выпускной квалификационной работы (не более, чем на 10 минут) и согласовать его содержание с научным руководителем. Во вступительном слове следует кратко обосновать актуальность темы исследования, раскрыть по главам (параграфам) основное содержание работы, обратив особенное внимание на собственные выводы и предложения по решению проблем в рамках избранной темы.

Желательно подготовить вступительное слово так, чтобы излагать его содержание свободно.

Рекомендуется также подготовить таблицы, схемы, графики и т.п. в виде плакатов, слайдов или раздаточного материала, иллюстрирующих основные положения работы, и использовать их во время выступления на защите.

Защита выпускной квалификационной работы проводится по графику, утвержденному приказом ректора Университета. На защите желательно присутствие научного руководителя.

На защите работы студент должен быть готов ответить на вопросы членов экзаменационной комиссии, касающиеся темы исследования или близко к ней относящимся. Студент имеет право попросить время для подготовки ответов на заданные вопросы и пользоваться своей работой во время такой подготовки. Содержательность, полнота и глубина знаний, показанных студентом при ответах на вопросы членов экзаменационной комиссии, влияют на оценку работы.

После ответа студента на вопросы слово предоставляется научному руководителю.

Решение экзаменационной комиссии об окончательной оценке выпускной квалификационной работы основывается заключении научного руководителя, содержании выступления и качестве ответов выпускника в процессе защиты своей работы.

Студент, не явившийся по неуважительной причине на защиту ВКР или получивший на защите неудовлетворительную оценку, отчисляется из университета с выдачей справки об обучении как не выполнивший обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана. При этом за исключенным студентом право прохождения государственной итоговой аттестации сохраняется. Вновь пройти государственную итоговую аттестацию возможно не ранее чем через 10 месяцев и не позднее чем через пять лет после срока проведения государственной итоговой аттестации.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 175.