Цель и задачи выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

К научным работам относятся отчеты рефераты, курсовые работы, вы­пускные квалификационные работы, отчеты по практикам студентов, магистерская диссертация и др.

Государственная итоговая аттестация в качестве обязательного государственного аттестационного испытания включает защиту выпускной квалификационной работы (диплома) бакалавра.

Университет самостоятельно определяет требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы.

В результате освоения основной образовательной программы по направлению «Международные отношения» у выпускника должны быть сформированы профессиональные компетенции в исследовательско- аналитической деятельности, в том числе способность понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности; способность владеть навыками отслеживания динамики основных характеристик среды международной безопасности; способность понимать содержание программных документов по проблемам внешней политики Российской Федерации, умение профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам; способность понимать основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Россией.

В целях экономии трудозатрат при их написании целесообразно в на­чале работы изучить порядок их оформления.

 

При составлении данного пособия по оформлению научных работ сту­дентов направления подготовки «Международные отношения» использовались действующие ГОСТы:

- ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

- ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации».

- ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

- ГОСТ 7.12-93 «Сокращения русских слов и словосочетаний в биб­лиографическом описании произведений печати».

- ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления

- ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Уни­фицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

 


ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

1.1. Требования к структуре работы

 

Подготовленная к защите письменная работа имеет следующую структуру:

· титульный лист (образцы см. в Приложениях);

· оглавление;

· основной текст (введение, главы основной части, заключение);

· список источников и литературы.

При необходимости в работу могут быть включены и приложения.

Написание письменной работы начинается с библиографического поиска. Важно выявить как можно полнее имеющиеся источники и литературу с тем, чтобы впоследствии оформить их список, внимательно изучить, провести сбор материалов и сформулировать цель и задачи исследования.

Следующим этапом в написании письменной работы является составление плана. Наиболее распространенным является разделение письменной работы на 2-3 главы, каждая из которых включает в себя 2-3 параграфа.

В ходе работы по выбору и обоснованию темы, составлению и ознакомлению с библиографией происходит осмысление содержания работы, которое завершается составлением плана письменной работы. Составление плана – это процесс, который имеет свое развитие. Поэтому первый вариант плана обычно является предварительным, он будет уточняться и совершенствоваться в ходе сбора и изучения материала. Существует определенная взаимозависимость между составлением плана и процессом накопления информации: если вначале план помогает целенаправленно, изучая литературу и источники, группировать материал, то затем уже собранный материал диктует необходимость корректировки и уточнения плана, содействует разработке четкой, логически обоснованной схемы исследования. В плане не только формулируются главы и параграфы, но и ставятся общие и частные проблемы письменной работы.

Правильно разработанный план отвечает определенным методическим требованиям. По отношению к теме в целом каждая глава должна освещать части одного целого. Может быть избран хронологический принцип построения работы. Тогда каждая из глав будет отражать определенный исторический период. Если за основу построения работы взят тематический или проблемный принцип, тогда главы будут посвящены отдельным вопросам темы.

К формулировкам названий глав предъявляются следующие требования:

· лаконичность, четкость и разнообразие;

· последовательное и логичное отражение содержания письменной работы;

· постановка и отражение в названиях поставленных задач исследования.

Параграфы внутри главы должны способствовать раскрытию целого в частном. Параграфы разделяют на составные части конкретный вопрос, освещаемый в главе. Они так же, как и главы, могут быть выделены по хронологическому и проблемному признаку. Важно, чтобы план соответствовал заявленной теме и исчерпывающе ее раскрывал.

 

1.2. Требования к оформлению работ

К оформлению письменной работы предъявляются высокие требования.

Письменная работа набирается на компьютере. Текст помещается на одной стороне листа формата А4, печатается шрифтом Times New Roman, 14 кегль, полуторный интервал. Страница текста должна содержать до 2000 знаков.

Поля текста научной работы должны быть следующими: правое – 15 мм, левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Шрифт печати должен быть прямым, четким, черного цвета, одинако­вым по всему объему текста. Разрешается использовать полужирный шрифт при выделении заголовков структурных частей работы (оглавление, введе­ние, название главы, заключение и т.д.).

Строки выравниваются по ширине страницы. Абзацный отступ равен 1,25 см. и должен быть одинаковым по всему тексту (функция: «отступ»).

Условные знаки, формулы, буквы греческого алфавита выбираются из таблицы символов.

Используются «кавычки-елочки».

Страницы научной работы (курсовой, ВКР), включая приложения и иллюстрации, нумеруются по порядку без пропусков и повторений. Первой страницей работы является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Нумерация страниц сквозная. Порядковый номер печатается арабскими цифрами внизу страницы по центру.

Примерный объем письменных работ:

· для курсовых работ (проектов) студентов 1-2 курсов – 20-30 страниц;

· для курсовых работ (проектов) студентов 3-4 курсов – 30-40 страниц,

· для выпускной квалификационной работы бакалавров – 60-80 стра­ниц;

В этот объем включается: титульный лист, оглавление, введение, ос­новной текст, заключение, список использованной литературы. Приложения в общий объем не включаются. Объем работы определяется по номеру последнего листа библиографического списка.

Основные заголовки, соответствующие структурным компонентам работы (введение, оглавление, название глав, заключение, библиография, аннотация, приложения), печатаются заглавными буквами без точки на конце.

Названия параграфов печатаются прописными буквами без точки на конце. Выравнивание заголовков осуществляется по центру строки. Заголовки отделяются от текста снизу и сверху одним интервалом.

Каждая глава печатается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, библиографического списка, приложениям. Параграфы глав на новую страницу не выносятся. Отделяются от текста одним интервалом.

Приложения (при их наличии) располагаются в конце работы после библиографического списка. В приложениях могут быть помещены карты, таблицы, тексты различных источников и т.д., используемых в работе. Нумерация приложений сплошная, например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Работа пишется научным языком, в единой стилевой манере, в ней не должны допускаться грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки.

Оглавление письменной работы должно содержать перечень названий: введения, глав и параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Не допускается сокращать или давать заголовки в другой формулировке.

Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

 


Требования к содержанию работ

Тема научной работы должна соответствовать направлению подготовки «Международные отношения», точно отражать предмет исследования, быть кратко сформулированой (одна строка), соразмерной (соотносится тема исследования и объема текста/количество страниц работы). При написании необходимо соблюдать стилистику русского языка.

Каждая письменная работа обязательно должна иметь правовую составляющую, включающая в себя описание основных доктринальных документов по внешней политике изучаемой страны,  либо текстов двусторонних соглашений, уставных документов международных организаций.

Возможно наличие социально-экономической составляющей (в зависимости от темы работы). Речь идет о таблицах и диаграммах, характеризующих внешнеполитические ресурсы исследуемых стран, основные направления финансирования деятельности международных организаций, эффективность внешнеполитических мероприятий.

Каждая работа должна содержать анализ источников (не менее 5 для курсовых работ, 10 – для выпускной квалификационной работы). К их числу относятся уже описанные правовые источники (международные соглашения, доктринальные документы по внешней политике), а также иные типы источников.

Наконец, в каждой письменной работе в обязательном порядке должны приводиться в качестве научной литературы как российские, так и иностранные монографии и доклады научных центров, а также научные статьи ведущих российских и мировых журналов по международным отношениям и комплексному изучению регионов мира.

Для курсовой работы необходимо минимум 20 научных публикаций (монографии, научные статьи). Общий библиографический список должен включать не менее 30 позиций.

Для выпускной квалификационной работы – не менее 30 научных публикаций. Общий библиографический список должен включать не менее 60 позиций.

Обязательно использование  работ на иностранных языках.

Если курсовая или выпускная квалификационная работа бакалавра посвящены истории международных отношений или изучаемого региона (до ХХ в.), список литературы должен содержать не менее 20% наименований монографий или статей, изданных за последние 5 лет.

Если работа посвящена современной проблеме, в списке литературы количество монографий или статей за последние 5 лет должно составлять не менее 50 % от всего объема наименований.

 

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Написание курсовой работы следует воспринимать как подготовку к написанию будущей выпускной квалификационной работы и, возможно, будущей магистерской диссертации. Курсовая работа призвана углубить знания студентов, получаемые ими в ходе теоретических и практических занятий по изучаемым дисциплинам, привить им навыки самостоятельного анализа материала, исследовательской деятельности, обучить студентов подбирать, изучать и обобщать материалы источников информации на бумажных и электронных носителях.

В курсовой работе студент должен показать своё умение работать с источниками (документами) и литературой (включая её поиск и систематизацию), самостоятельно делать выводы, при необходимости оперировать статистическим материалом.

Тема курсовой работы не может носить описательного характера, в формулировке темы должна быть заложена исследовательская проблема. И в целом, в курсовой работе описательность не должна преобладать над аналитической стороной. Приводя различные точки зрения на тот или иной теоретический вопрос, студент должен обязательно представить и обосновать свою собственную позицию.

Методика исполнения основных элементов курсовой работы в целом соответствует выпускной квалификационной работе, но в курсовой работе рассматривается менее комплексная и сложная проблема.

Введение – очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Поэтому основные части введения к научной работе рассмотрим подробно.

Актуальность. Обоснование актуальности является обязательным требованием к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной страницы машинописного текста показать главные факторы актуальности темы.

Чтобы читателю научной работы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Поскольку работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать методику и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта, точная формулировка вопросов, которые изучаются.

Определяются хронологические рамки исследования.

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Объем введения в курсовой работе обычно не более четырех страниц машинописного текста. Заключение – не менее двух.

ЧАСТЬ III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

В соответствии с Документированной процедурой «Проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура)» выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Темы выпускных квалификационных работ определяются кафедрой истории Отечества, регионоведения и международных отношений. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначается руководитель.

В состав итоговой государственной аттестации обязательно включается защита выпускной квалификационной работы.

В случае если название темы выпускной квалификационной работы, представленной студентом к защите, не совпадает с названием темы, указанной в приказе «Об утверждении тем выпускных квалификационных работ и назначении научных руководителей», данная выпускная квалификационная работа не допускается к защите.

По результатам итоговой государственной аттестации выпускников экзаменационная комиссия по защите выпускных квалификационных работ принимает решение о присвоении им степени бакалавра/квалификации по направлению и выдаче диплома о высшем образовании.

 

Требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе

К выпускной квалификационной работе как завершающему этапу подготовки и документу обучения студентов, на основе которого выявляется степень подготовленности в объеме квалификации, предъявляются следующие требования:

· в работе должна быть раскрыта сущность исследуемой проблемы, ее значение для теории и практики;

· работа должна отличаться аналитическим видением рассматриваемой проблемы, точностью избранных методов ее решения, содержать конкретные предложения автора по ее дальнейшему изучению;

· в работе должен быть представлен краткий обзор литературы по исследуемой теме, освещены различные точки зрения по затронутым в работе дискуссионным вопросам и сформулировано собственное обоснованное мнение автора;

· тема работы должна быть раскрыта полно, конкретно, отвечать требованию новизны и актуальности применения;

· работа должна содержать ссылки на использованные литературные источники и источники фактических данных;

· язык ВКР должен отвечать требованиям литературной нормы, стилю научных работ.

Пример 1:

Хронологические рамки исследования – 1979-2010 гг. Исламская Республика Иран была провозглашена 1 апреля 1979 г. Высшее руководство до 1989 г. осуществлял Р. Хомейни, преемником которого стал А. Хаменеи. В 1999 г. президент ИРИ М. Хатами выступил с инициативой диалога цивилизаций, воспринятой мировым сообществом как актуальный формат международного взаимодействия. В 2005 г. при президенте ИРИ М. Ахмадинежаде началась реализация нового внешнеполитического курса, получившего обоснование в рамках концепции созидательного взаимодействия. Определенным этапом стало завершение строительства АЭС «Бушер» в 2010 г. Указанный исторический период является достаточным для становления и реализации как специфического исторического явления особенностей и практики внешнеполитической деятельности ИРИ. В отдельных случаях при решении исследовательских задач автор выходит за указанные хронологические рамки.

Пример 2:

Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 года – момента начала формирования в России концептуальных основ энергополитики – и по 2018 год. За этот период происходит интенсификация сотрудничества России с балканскими странами. Несмотря на ограниченный временной промежуток исследования, в определенных случаях для полного раскрытия целей работы возможен выход за их рамки.

Далее необходимо чётко сформулировать цель исследования, объяснить, для чего выполнялась данная работа, к какому результату автор стремится.

Затем раскрываются задачи исследования, которые были сформулированы для достижения поставленной цели исследования. Задачи исследования должны соотноситься с проблемами, вынесенными в заглавия параграфов.

Пример 1:

Целью исследования является выявление и анализ особенностей и основных направлений реализации иранской внешней политики в контексте глобальных и региональных международных отношений в 1979 - 2010 гг.

Пример 2:

Цель исследования заключается в комплексном анализе энергетической политики Российской Федерации на Балканском полуострове.

Задачи – от пяти и более задач в точном соответствии с целью.

Пример:

1. Проанализировать существующие определения энергетической дипломатии, охарактеризовать причины усиления значимости энергетического фактора в современных международных отношениях.

2. Выделить направления энергетической стратегии правительства России в нефтегазовой отрасли.

3. Проследить историю складывания и развития нефтегазовой отрасли России.

4. Изучить специфику балканского региона как важного звена энергетического трафика.

5. Рассмотреть особенности присутствия российских нефтегазовых компаний на рынках балканских стран.

6. Обобщить возможные риски энергетического сотрудничества России со странами изучаемого региона.

Обязательно должны быть сформулированы объект исследования и предмет исследования (первый «шире» второго).

Объект исследования = интересующие Вас области исследования.

Предмет исследования = точная формулировка вопросов, которые изучаются.

Пример 1:

Объектом исследования являются теория и практика внешней политики Ирана в период с 1979 по 2010 гг. как неотъемлемая часть исторического процесса участия государства в мировой политике.

Предмет исследования –  концептуальные основания внешней политики, а также основные направления и особенности реализации внешнеполитического курса Исламской Республики Иран в 1979 - 2010 гг.

Пример 2:

Объектом исследования является энергетическое сотрудничество России и балканских стран.

Предмет исследования – эволюция энергетической дипломатии России в рамках мирового сообщества на современном этапе, изучение процесса реализации энергетических проектов РФ в балканском регионе с целью расширения своего присутствия.

Необходимо также указать, что является методологической основой исследования, и какие исследовательские методы применяет автор в своей работе.

Методология исследовательского проекта – это те принципы, которые характеризуют: отношение автора к характеру и специфике своего научного исследования (комплексность, логичность, компаративизм, непредвзятость суждений, опора на источники); отношение автора к предмету исследования (напр., данная сфера является неотъемлемой частью., системообразующей в ..., предмет оказал/оказывает воздействие на…, находится на стадии становления, имеет большой потенциал и др.).

Пример:

Методы исследования. В рамках системного анализа был использован структурно-функциональный метод для изучения феномена внешней политики изучаемой страны как целостного явления в современных международных отношениях. Системный подход позволяет выявить матрицу внешней политики: внутреннюю логику соподчинения и взаимосвязи основных элементов системы, ее структуры, направленности и формата проявления в меняющейся внешней среде, а также дать проблемно-хронологический анализ предмета исследования в конкретно-историческом контексте. Метод сопоставительного анализа используется для выявления общего и особенного в концепциях внешней политики изучаемой страны. В рамках проблемно-хронологического подхода метод конкретно-исторического анализа сочетается с контент-анализом документов изучаемой страны и ее внешней политики.

Затем во Введении даётся краткий обзор источников (документов) (раздел «Источниковая база исследования») и литературы как российских, так и зарубежных авторов (раздел «Степень научной разработанности темы»).

Источниковый обзор включает:

· характеристику источниковой базы исследовательского проекта: «Представленная работа основана на следующих группах источников: (называются группы источников)»

и показывает:

· уровень достоверности исследования («Исследование обеспечено достаточной источниковой базой на русском, английском и др. языках»);

· научную новизну исследования («Впервые вводятся в научный оборот следующие источники: ...»).

Раздел можно начать так: «Представленная работа основана на следующих видах источников (называются виды источников) на русском/ английском/ испанском/ французском/ арабском/ китайском/ (указываются все) языке: ...».

Далее каждый вид и включенные в него группы источников рассматриваются отдельно по схеме.

Например: законодательные документы включают следующие группы нормативных и правовых документов РФ: законодательные акты Президента и Правительства РФ (сноска); региональные постановления и распоряжения (сноска); кодексы (сноска); комментарии (сноска).

Пример:

Источниковой базой исследования послужили документы, относящиеся к внешней политике России, такие как Концепции внешней политики РФ (1993, 2000, 2008, 2013 годов) [35], Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» [58], Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (2015 года) [36], Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом [38] и другие.

Эта группа документов позволяет определить/изучить/ охарактеризовать (называются те исследовательские задачи, решение которых зависит от анализа этого вида источников).

Далее даются характеристики остальных видов и групп источников по этой же схеме.

В конце источникового обзора делается следующий вывод: «Предмет исследования источниками обеспечен/ не обеспечен, что позволяет представить анализ ... и получить достоверные выводы».

Краткий анализ историографии, то есть доступных научных публикаций, имеющих отношение к теме исследования (историографический обзор), призван выявить достижения и лакуны в работах предшественников, что позволит четче определить направления научного поиска по аспектам, которые остались вне исследовательского поля предшественников.

Пример:

Работы, раскрывающие теоретические аспекты «мягкой силы» и публичной дипломатии такие авторов, как Дж. Най [79; 81; 90], А. Владимирова [6], А. Долинский [18; 19], Т. Зонова [21], К. Косачев [40], Я. Мелиссен [87] и др. Особо хотелось бы отметить труды Дж. Ная, создателя концепции «мягкой силы», проясняющие природу «мягкой силы»; работы А. Долинского, раскрывающие суть публичной дипломатии, ее акторов и ее направления; а также коллективную монографию под редакцией Я. Мелиссена, которая раскрывает природу публичной дипломатии, проводит отличие концепции от других, схожих по содержанию концепций, а также рассматривает политику некоторых государств в сфере публичной дипломатии.

Информация по истории публичной дипломатии России была почерпнута из работ таких авторов как А. Караваев [26], С. Коган [28], В. Зорин [22]. Наиболее полезными среди этой группы для нас оказались статья А. Караваева «К 85-летию провозглашения миссии международного гуманитарного сотрудничества» [26].

В вопросе современного положения российской публичной дипломатии стоит отметить труды Г. Бовта [3], И. Василенко [5], И. Дежиной [16], В. Кононенко [31], К. Косачева, А. Торкунова [69] и др. Особо следует выделить статьи К. Косачева, бывшего руководителя Россотрудничества, «Россотрудничество как инструмент “мягкой силы”» [41] и «Что мешает России улучшать свой имидж за рубежом?» [42].

Проблемы публичной дипломатии России наиболее полно и ярко были освещены в работах Н. Бурлиновой [4] , П. Паршина [52], Э. Соловьева [64].

Особого внимания заслуживает статья Н. Бурлиновой «Публичная дипломатия России: практика и проблемы становления», из которой была почерпнута большая часть материала по этому вопросу.

Следующая группа – работы, посвященные образу России в других странах и отношению к России за рубежом. Это статьи С. Бирюкова [1], И. Гринева [14], Д. Качкова [27], С. Кобзева [27], О. Орловой [51], В. Шаповалова [78] и др.

В особую группу следует выделить труды иностранных авторов (преимущественно европейских и американских), посвященные публичной дипломатии России. К таким авторам можно отнести Я. Корейбу [86], В. Собелла [94], Т. Шарашенидзе [93], Э. Тафуро [96], А. Гридас [82], Д. Спиди [95] и др.

При проведении исследования мы также опирались на такие интернет ресурсы как электронный журнал «Россия в глобальной политике», сайты Российского совета по международным делам, Россотрудничества, Фонда поддержки публичной дипломатии им. Горчакова, Фонда «Русский мир» и др.

Нами также использовались новостные статьи с таких ресурсов как РИА Новости [8; 49], Информационное агентство УНИАН [43], и др.

Научная новизна и практическая значимость ВКР являются основными критериями качества исследования.

В конце введения описывается структура работы.

Как правило, заключительная фраза имеет следующий вид:

«Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей две/три/четыре главы, заключения, библиографического списка (+приложений, если есть).

Первая глава состоит из двух параграфов, рассматривающих…

Вторая глава включает в себя три параграфа, посвященных…  

Заключение является итогом проделанной работы. Оно должно содержать основные выводы, к которым пришёл автор, а также авторские рекомендации и  при необходимости – прогнозы.

Выводы заключения должны соответствовать задачам, поставленным автором во введении, и обобщать те выводы, которые обычно делаются в конце каждой главы.

Заключение – это «выжимка» из уже написанной работы. В заключение не вводят никаких новых данных, цифр и фактов.

Подготовка к защите и защита дипломной работы

Выпускная квалификационная работа должна быть напечатана и переплетена.

Полностью законченная и оформленная работа, имеющая заключение научного руководителя представляется на кафедру.

Студент должен подготовить вступительное слово для защиты выпускной квалификационной работы (не более, чем на 10 минут) и согласовать его содержание с научным руководителем. Во вступительном слове следует кратко обосновать актуальность темы исследования, раскрыть по главам (параграфам) основное содержание работы, обратив особенное внимание на собственные выводы и предложения по решению проблем в рамках избранной темы.

Желательно подготовить вступительное слово так, чтобы излагать его содержание свободно.

Рекомендуется также подготовить таблицы, схемы, графики и т.п. в виде плакатов, слайдов или раздаточного материала, иллюстрирующих основные положения работы, и использовать их во время выступления на защите.

Защита выпускной квалификационной работы проводится по графику, утвержденному приказом ректора Университета. На защите желательно присутствие научного руководителя.

На защите работы студент должен быть готов ответить на вопросы членов экзаменационной комиссии, касающиеся темы исследования или близко к ней относящимся. Студент имеет право попросить время для подготовки ответов на заданные вопросы и пользоваться своей работой во время такой подготовки. Содержательность, полнота и глубина знаний, показанных студентом при ответах на вопросы членов экзаменационной комиссии, влияют на оценку работы.

После ответа студента на вопросы слово предоставляется научному руководителю.

Решение экзаменационной комиссии об окончательной оценке выпускной квалификационной работы основывается заключении научного руководителя, содержании выступления и качестве ответов выпускника в процессе защиты своей работы.

Студент, не явившийся по неуважительной причине на защиту ВКР или получивший на защите неудовлетворительную оценку, отчисляется из университета с выдачей справки об обучении как не выполнивший обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана. При этом за исключенным студентом право прохождения государственной итоговой аттестации сохраняется. Вновь пройти государственную итоговую аттестацию возможно не ранее чем через 10 месяцев и не позднее чем через пять лет после срока проведения государственной итоговой аттестации.

ЧАСТЬ I V . ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НАУЧНЫХ РАБОТ

Оформление рисунков

К рисункам относятся все графические изображения (схемы, карты диаграм­мы, фотографии, рисунки). На все рисунки в тексте должны быть даны ссыл­ки. Рисунки нумеруют­ся арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная. Рисунок не должен занимать больше четверти страницы, иначе он выносится в Приложение.

 

Карта 1


 

*Источник: Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия. Физическая карта. [Электронный ресурс]. // Картотека скандинавских стран. 06.09.2018. – Режим доступа: http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/map071.shtml

 

Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точ­ным, кратким. На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в кото­ром она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблица не должна занимать более четверти страницы, иначе ее следует перенести в Приложение.

Все таблицы ну­меруются (нумерация сквозная, например: Таблица 1). Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добав­лением впереди обозначения приложения (например: Таблица 1.1.). Слово «Таблица» пишется полностью. Наличие у таблицы собственного названия обязательно. Точка в конце названия не ставится. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тек­сте. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

При переносе таблицы на следующую страницу её название помещают только над первой частью. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таб­лицы 1.). Если таблица занимает более 2 страниц, тогда на последней страни­це следует указать: «Окончание таблицы 1».

Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной бук­вы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, ес­ли они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголов­ков столбцов и строк точки не ставят. Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.

Таблица 1

Сеть АЗС группы «Лукойл»*

  Число АЗС Доля розничного рынка нефтепродуктов, (%)
Болгария 223 20
Македония 20 22
Сербия 186 11
Хорватия 40 5
Черногория 11 12

*Источник: Группа «Лукойл». Сбыт нефти и нефтепродуктов. [Электронный ресурс]. // Фонд нефтегазовых кампаний. 03.03.2018. – Режим доступа:

http://www.lukoil.ru/materials/images/Sales/2013/LUK_rus_FB_94-95.pdf

Оформление ссылок

При ссылке на произведение после напоминания о нем в тексте ВКР проставляют в квадратных скобках, в которых ставится номер, под которым оно значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных и или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемый источник: [9, С. 4-5]. Точка ставится после квадратных скобок.

Например, в списке литературы под номером 12 значится:

12. Современные международные отношения /Под ред. А. В. Торкунова. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 688 с.

 При ссылке на страницу 57 данного источника в соответствующем месте текста работы следует указать: [12, с. 57].

Постраничная ссылка является обязательной в следующих случаях:

· цитата;

· фактические и фактологические данные;

· вывод другого специалиста/автора;

· использование готовых не-авторских материалов (схем, таблиц, графиков, диаграмм и т.д.)

Если, однако, делается ссылка на источник без конкретизации соответствующего места или без приведения цитаты, то в квадратных скобках приводится только его порядковый номер в списке использованной литературы без указания номеров страниц. Такой порядок оформления ссылок позволяет избежать повторения названий источников при многократном их использовании в тексте дипломной работы: [12]. Также допускается подобное оформление при ссылке на текст документа целиком.

Наличие многочисленных ссылок в тексте дипломной работы служат свидетельством глубины исследования и добросовестности автора работы.

 

Оформление приложений

Приложение оформляют как продолжение работы на последующих ее листах.

В тексте работы на все материалы приложения (таблицы, графики, схемы, документы) должны быть даны ссылки. Материалы при­ложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

 

Оформление библиографического списка

Правильное оформление библиографического списка свидетельствует о профессиональном уровне выпускника. Библиографический список, или «Список источников и литературы», располагается в курсовой / выпускной квалификационной работе сразу после раздела «Заключение» и является обязательным. Список источников и литераторы должен быть пронумерован, причем нумерация идет сквозная.

Список должен содержать перечень источников и литераторы, использованных при выполнении работы.

В списке источников и литераторы необходимо указать все выходные данные работ в следующей последовательности: фамилия и инициалы автора, наименование работы, место издания, название издательства, год издания и количество страниц. Материалы должны быть расположены в алфавитном порядке, не взирая на тематику исследования. Сначала нумеруются источники на русском языке, затем на других языках (английский, немецкий, французский и др.).

Описание книг (монографий)


Описание книг одного автора

1. Дегтерев Д. А. Прикладной количественный анализ и моделирование международных отношений.  – М.: РУДН, 2016.  – 556 с.

2. Савичева Е. М. Ливан: место в истории, роль в политике, ситуация в стране. – М.: РУДН, 2009. – 374 с.

 

Оформление статей из газет:

1. Новая жизнь Пскова / Л. В. Кирсанов // Независимая газета. – 2014. – №478. – 25 марта.

Интернет-ресурсы:

1. Агентство «Риа-Новости» [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http: //www.rian.ru

2. Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.mid.ru

Важно: обращайте внимание на необходимость выставления пробелов между знаками и между знаками, цифрами и/или буквами.

Тексты договоров, официальных заявлений, коммюнике и пр. необходимо искать на официальных сайтах.

Электронные энциклопедии (в частности, «Википедия»), «живые журналы», блоги, форумы и т.д. для подготовки научных работ не подходят! Материалы, размещенные на подобных сайтах, не прошли процедуру научного рецензирования, а значит, что никто не отвечает за опубликованную на них информацию.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра истории Отечества, регионоведения и международных отношений

 

 

Курсовая работа

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра истории Отечества, регионоведения и международных отношений

 

 

Выпускная квалификационная работа

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ/

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Создание и развитие Шанхайской организации сотрудничества.. 8

1.1. Международно-правовые аспекты создания интеграционных основ ШОС.. 8

1.2. Шанхайская организация сотрудничества в структуре мировых держав. 18

1.3. Взаимодействие ШОС с международными интеграционными объединениями 27

Выводы по первой главе. 34

Глава 2. Взаимодействие государств в рамках ШОС.. 36

2.1. Интересы стран – участниц ШОС: направления сотрудничества. 36

2.2. Перспективы сотрудничества государств – членов ШОС.. 46

Выводы по второй главе. 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 64

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 71

 

 

ВВЕДЕНИЕ

К научным работам относятся отчеты рефераты, курсовые работы, вы­пускные квалификационные работы, отчеты по практикам студентов, магистерская диссертация и др.

Государственная итоговая аттестация в качестве обязательного государственного аттестационного испытания включает защиту выпускной квалификационной работы (диплома) бакалавра.

Университет самостоятельно определяет требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы.

В результате освоения основной образовательной программы по направлению «Международные отношения» у выпускника должны быть сформированы профессиональные компетенции в исследовательско- аналитической деятельности, в том числе способность понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности; способность владеть навыками отслеживания динамики основных характеристик среды международной безопасности; способность понимать содержание программных документов по проблемам внешней политики Российской Федерации, умение профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам; способность понимать основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Россией.

В целях экономии трудозатрат при их написании целесообразно в на­чале работы изучить порядок их оформления.

 

При составлении данного пособия по оформлению научных работ сту­дентов направления подготовки «Международные отношения» использовались действующие ГОСТы:

- ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

- ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации».

- ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

- ГОСТ 7.12-93 «Сокращения русских слов и словосочетаний в биб­лиографическом описании произведений печати».

- ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления

- ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Уни­фицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

 


ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

1.1. Требования к структуре работы

 

Подготовленная к защите письменная работа имеет следующую структуру:

· титульный лист (образцы см. в Приложениях);

· оглавление;

· основной текст (введение, главы основной части, заключение);

· список источников и литературы.

При необходимости в работу могут быть включены и приложения.

Написание письменной работы начинается с библиографического поиска. Важно выявить как можно полнее имеющиеся источники и литературу с тем, чтобы впоследствии оформить их список, внимательно изучить, провести сбор материалов и сформулировать цель и задачи исследования.

Следующим этапом в написании письменной работы является составление плана. Наиболее распространенным является разделение письменной работы на 2-3 главы, каждая из которых включает в себя 2-3 параграфа.

В ходе работы по выбору и обоснованию темы, составлению и ознакомлению с библиографией происходит осмысление содержания работы, которое завершается составлением плана письменной работы. Составление плана – это процесс, который имеет свое развитие. Поэтому первый вариант плана обычно является предварительным, он будет уточняться и совершенствоваться в ходе сбора и изучения материала. Существует определенная взаимозависимость между составлением плана и процессом накопления информации: если вначале план помогает целенаправленно, изучая литературу и источники, группировать материал, то затем уже собранный материал диктует необходимость корректировки и уточнения плана, содействует разработке четкой, логически обоснованной схемы исследования. В плане не только формулируются главы и параграфы, но и ставятся общие и частные проблемы письменной работы.

Правильно разработанный план отвечает определенным методическим требованиям. По отношению к теме в целом каждая глава должна освещать части одного целого. Может быть избран хронологический принцип построения работы. Тогда каждая из глав будет отражать определенный исторический период. Если за основу построения работы взят тематический или проблемный принцип, тогда главы будут посвящены отдельным вопросам темы.

К формулировкам названий глав предъявляются следующие требования:

· лаконичность, четкость и разнообразие;

· последовательное и логичное отражение содержания письменной работы;

· постановка и отражение в названиях поставленных задач исследования.

Параграфы внутри главы должны способствовать раскрытию целого в частном. Параграфы разделяют на составные части конкретный вопрос, освещаемый в главе. Они так же, как и главы, могут быть выделены по хронологическому и проблемному признаку. Важно, чтобы план соответствовал заявленной теме и исчерпывающе ее раскрывал.

 

1.2. Требования к оформлению работ

К оформлению письменной работы предъявляются высокие требования.

Письменная работа набирается на компьютере. Текст помещается на одной стороне листа формата А4, печатается шрифтом Times New Roman, 14 кегль, полуторный интервал. Страница текста должна содержать до 2000 знаков.

Поля текста научной работы должны быть следующими: правое – 15 мм, левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Шрифт печати должен быть прямым, четким, черного цвета, одинако­вым по всему объему текста. Разрешается использовать полужирный шрифт при выделении заголовков структурных частей работы (оглавление, введе­ние, название главы, заключение и т.д.).

Строки выравниваются по ширине страницы. Абзацный отступ равен 1,25 см. и должен быть одинаковым по всему тексту (функция: «отступ»).

Условные знаки, формулы, буквы греческого алфавита выбираются из таблицы символов.

Используются «кавычки-елочки».

Страницы научной работы (курсовой, ВКР), включая приложения и иллюстрации, нумеруются по порядку без пропусков и повторений. Первой страницей работы является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Нумерация страниц сквозная. Порядковый номер печатается арабскими цифрами внизу страницы по центру.

Примерный объем письменных работ:

· для курсовых работ (проектов) студентов 1-2 курсов – 20-30 страниц;

· для курсовых работ (проектов) студентов 3-4 курсов – 30-40 страниц,

· для выпускной квалификационной работы бакалавров – 60-80 стра­ниц;

В этот объем включается: титульный лист, оглавление, введение, ос­новной текст, заключение, список использованной литературы. Приложения в общий объем не включаются. Объем работы определяется по номеру последнего листа библиографического списка.

Основные заголовки, соответствующие структурным компонентам работы (введение, оглавление, название глав, заключение, библиография, аннотация, приложения), печатаются заглавными буквами без точки на конце.

Названия параграфов печатаются прописными буквами без точки на конце. Выравнивание заголовков осуществляется по центру строки. Заголовки отделяются от текста снизу и сверху одним интервалом.

Каждая глава печатается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, библиографического списка, приложениям. Параграфы глав на новую страницу не выносятся. Отделяются от текста одним интервалом.

Приложения (при их наличии) располагаются в конце работы после библиографического списка. В приложениях могут быть помещены карты, таблицы, тексты различных источников и т.д., используемых в работе. Нумерация приложений сплошная, например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Работа пишется научным языком, в единой стилевой манере, в ней не должны допускаться грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки.

Оглавление письменной работы должно содержать перечень названий: введения, глав и параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Не допускается сокращать или давать заголовки в другой формулировке.

Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

 


Требования к содержанию работ

Тема научной работы должна соответствовать направлению подготовки «Международные отношения», точно отражать предмет исследования, быть кратко сформулированой (одна строка), соразмерной (соотносится тема исследования и объема текста/количество страниц работы). При написании необходимо соблюдать стилистику русского языка.

Каждая письменная работа обязательно должна иметь правовую составляющую, включающая в себя описание основных доктринальных документов по внешней политике изучаемой страны,  либо текстов двусторонних соглашений, уставных документов международных организаций.

Возможно наличие социально-экономической составляющей (в зависимости от темы работы). Речь идет о таблицах и диаграммах, характеризующих внешнеполитические ресурсы исследуемых стран, основные направления финансирования деятельности международных организаций, эффективность внешнеполитических мероприятий.

Каждая работа должна содержать анализ источников (не менее 5 для курсовых работ, 10 – для выпускной квалификационной работы). К их числу относятся уже описанные правовые источники (международные соглашения, доктринальные документы по внешней политике), а также иные типы источников.

Наконец, в каждой письменной работе в обязательном порядке должны приводиться в качестве научной литературы как российские, так и иностранные монографии и доклады научных центров, а также научные статьи ведущих российских и мировых журналов по международным отношениям и комплексному изучению регионов мира.

Для курсовой работы необходимо минимум 20 научных публикаций (монографии, научные статьи). Общий библиографический список должен включать не менее 30 позиций.

Для выпускной квалификационной работы – не менее 30 научных публикаций. Общий библиографический список должен включать не менее 60 позиций.

Обязательно использование  работ на иностранных языках.

Если курсовая или выпускная квалификационная работа бакалавра посвящены истории международных отношений или изучаемого региона (до ХХ в.), список литературы должен содержать не менее 20% наименований монографий или статей, изданных за последние 5 лет.

Если работа посвящена современной проблеме, в списке литературы количество монографий или статей за последние 5 лет должно составлять не менее 50 % от всего объема наименований.

 

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Написание курсовой работы следует воспринимать как подготовку к написанию будущей выпускной квалификационной работы и, возможно, будущей магистерской диссертации. Курсовая работа призвана углубить знания студентов, получаемые ими в ходе теоретических и практических занятий по изучаемым дисциплинам, привить им навыки самостоятельного анализа материала, исследовательской деятельности, обучить студентов подбирать, изучать и обобщать материалы источников информации на бумажных и электронных носителях.

В курсовой работе студент должен показать своё умение работать с источниками (документами) и литературой (включая её поиск и систематизацию), самостоятельно делать выводы, при необходимости оперировать статистическим материалом.

Тема курсовой работы не может носить описательного характера, в формулировке темы должна быть заложена исследовательская проблема. И в целом, в курсовой работе описательность не должна преобладать над аналитической стороной. Приводя различные точки зрения на тот или иной теоретический вопрос, студент должен обязательно представить и обосновать свою собственную позицию.

Методика исполнения основных элементов курсовой работы в целом соответствует выпускной квалификационной работе, но в курсовой работе рассматривается менее комплексная и сложная проблема.

Введение – очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Поэтому основные части введения к научной работе рассмотрим подробно.

Актуальность. Обоснование актуальности является обязательным требованием к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной страницы машинописного текста показать главные факторы актуальности темы.

Чтобы читателю научной работы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Поскольку работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать методику и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта, точная формулировка вопросов, которые изучаются.

Определяются хронологические рамки исследования.

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Объем введения в курсовой работе обычно не более четырех страниц машинописного текста. Заключение – не менее двух.

ЧАСТЬ III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

В соответствии с Документированной процедурой «Проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура)» выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Темы выпускных квалификационных работ определяются кафедрой истории Отечества, регионоведения и международных отношений. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначается руководитель.

В состав итоговой государственной аттестации обязательно включается защита выпускной квалификационной работы.

В случае если название темы выпускной квалификационной работы, представленной студентом к защите, не совпадает с названием темы, указанной в приказе «Об утверждении тем выпускных квалификационных работ и назначении научных руководителей», данная выпускная квалификационная работа не допускается к защите.

По результатам итоговой государственной аттестации выпускников экзаменационная комиссия по защите выпускных квалификационных работ принимает решение о присвоении им степени бакалавра/квалификации по направлению и выдаче диплома о высшем образовании.

 

Цель и задачи выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа представляет собой индивидуальное сочинение, посвященное актуальным проблемам регионоведения, международных отношений, развитию всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности.

Целью написания и защиты ВКР является творческое изучение и самостоятельное решение научных проблем в области регионоведения и международных отношений на основе обобщения материалов специальной литературы, фактических данных.

Задачи выпускной квалификационной работы включают:

· систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, полученных при обучении и применение этих знаний при решении конкретных научных и практических задач в рамках темы исследования;

· развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой научного исследования при решении проблем, рассматриваемых в работе;

· установление степени подготовленности студентов-выпускников к самостоятельной практической работе по избранному направлению подготовки.

Для оказания помощи в решении задач исследования за каждым студентом закрепляется научный руководитель, сфера научных интересов которого близка избранной теме.

Требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе

К выпускной квалификационной работе как завершающему этапу подготовки и документу обучения студентов, на основе которого выявляется степень подготовленности в объеме квалификации, предъявляются следующие требования:

· в работе должна быть раскрыта сущность исследуемой проблемы, ее значение для теории и практики;

· работа должна отличаться аналитическим видением рассматриваемой проблемы, точностью избранных методов ее решения, содержать конкретные предложения автора по ее дальнейшему изучению;

· в работе должен быть представлен краткий обзор литературы по исследуемой теме, освещены различные точки зрения по затронутым в работе дискуссионным вопросам и сформулировано собственное обоснованное мнение автора;

· тема работы должна быть раскрыта полно, конкретно, отвечать требованию новизны и актуальности применения;

· работа должна содержать ссылки на использованные литературные источники и источники фактических данных;

· язык ВКР должен отвечать требованиям литературной нормы, стилю научных работ.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 174.