Методики изучения познавательной сферы
Тест зрительной ретенции 1
Корректурная проба (Тест Бурдона) 5
Методика оценки внимания «таблицы шульте» 7
Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия) 8
Методика «Пиктограмма», Лурия А.Р. (опосредованное запоминание) 9
Простые аналогии 15
«Сложные аналогии» 16
Методика "Выделение существенных признаков" 17
Методика "Исключение лишнего" 20
ТОЛКОВАНИЕ МЕТАФОР И ПОСЛОВИЦ 22
Стандартные прогрессивные матрицы Равена 24
Тест зрительной ретенции
Тест зрительной ретенции (Benton Visual Retention Test) предложен А. Бентоном в 1952 году. Последнее, пятое, издание теста опубликовано в 1992 г.
Обычно используется в патопсихологической диагностике при подозрениях на наличие органических повреждений мозга, а также при уточнении степени их тяжести. Тест доказал свою чувствительность к выявлению и оценке синдроме дефицита внимания, болезни Альцгеймера, черепно-мозговой травме и других нарушениях следствием которых является нарушение интеллектуальной и когнитивной функций.
Методика основана на теории репродукции зрительных образов и их пространственном восприятии.
Тест Бентона зарекомендовал себя при работе как со взрослыми, так и с детьми. Он широко применяется при работе с лицами, имеющими церебральную патологию, старческие изменения, умственную отсталость, эмоциональные нарушения и шизофрению.
Имеются три эквивалентные формы теста – C, D, E, коэффициент надёжности которых составляет 0,80. Разработаны две дополнительные усложнённые формы F и I, каждая из которых содержит 15 заданий по 4 набора фигур. Предъявление этих форм может осуществляться пятью различными способами:
· A (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги),
· B (каждая карта предъявляется в течение 5 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги),
· С (каждая карта предъявляется в течение неограниченного времени, причём исследуемый может воспроизводить её, срисовывая с оригинала),
· D (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги через 15 секунд)
· M (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается, а исследуемый выбирает её точную копию из предложенных ему 4 вариантов).
Размер карточки с фигурами 21х15 см.
Скачать стимульный материал к Тесту зрительной ретенции Бентона
Инструкция: «Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются па квотах. Красота рисунка никакой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга (если фигур на карте несколько) и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам покажется, что Вы уже все запомнили Вам понятно?» (при несоблюдении–отметить импульсивность испытуемого).
Экспериментатору: «Держим карточки перед испытуемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каждую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7», особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряжение).
Пример (предъявление способом М)
Картинки для исследования содержат две главные фигуры и одну мелкую.
Сверху изображена предъявленная испытуемому карта, а ниже – 4 варианта, один из которых испытуемый должен выбрать как максимально соответствующий предъявленному изображению:
Оценка результатов
Оценка выполнения:Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оценка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. Отдельно подсчитаются ошибки. Это могут быть:
1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращенно: «Оп» с указанием:
· Оп БП – Опущение Большой Правой.
· Оп БЛ – Опущение Большой Левой
· Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой.
· Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой.
2. Деформация фигуры – «Деф» (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ).
3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с предыдущей карты). Обозначается - «Перс» (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ).
4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 900или 180°) – «Рот», например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т.д.
5. Локализация (расположение фигуры) – «Лок»: Лок БП, Лок БЛ и т. д.
Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (особенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во времени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность результатов.
6. Величина – «Вел»: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ. Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответствует уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого.
Назначение теста
Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Описание теста
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция к тесту
«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркив
Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.
Обработка результатов теста
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = С2 / П, где
· С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
· П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
· А – темп выполнения,
· S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
· t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100, где
· So – количество ошибочно проработанных строк,
· S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Стимульный материал.
Таблицы Шульте.
1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интерпретация.
По результатам данного теста возможны следующие характеристики внимания испытуемого:
Внимание концентрируется достаточно— если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.
Внимание концентрируется недостаточно— если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.
Внимание устойчиво— если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц.
Внимание неустойчиво— если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.
Внимание истощаемо— если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.
Примеры
В этой пиктограмме абстрактные символы чередуются с эмоционально-насыщенными, живыми, образными:
В данной пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам "разлука" и "справедливость". Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами.
Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации:
Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему "веселый праздник" она сможет вспомнить по крестику, а "развитие" — по галочке, "болезнь" — по двум точкам, а "дружбу" по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует "веселый праздник" округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку— угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает "счастье" прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над "разлукой", а "сомнение" — прямой линией, упирающейся в зигзаг.
Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует "сомнение" как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что "круг — это неуверенность", и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: "Как по-вашему, будет ли "неуверенность" уже или шире "сомнения" по площади?".
Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией. Символические зигзаги (больного шизофренией):
Пиктограмма больного шизофренией:
Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи—символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает "счастье", а спускающаяся вниз рядом — "болезнь"). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков.
Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние)
Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь — труд, пьяница—забор).
Стереотипные рисунки:
В целом методика "пиктограммы" очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.
Простые аналогии
Назначение теста
Выявление характера логических связей и отношений между понятиями. Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.
Инструкция к тесту
«Посмотри, здесь написано два слова – «лошадь» и «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа (после знака равно) то же – одно слово – корова, а под ним – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову «корова» как «жеребенок» к «лошади», то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет «теленок». Значит нужно вначале установить как связаны между собой слова – вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа».
Тестовый материал: https://shkolabuduschego.ru/wp-content/uploads/2016/06/stimulnyy-material-k-testu.pdf
Ключ к тесту
Вопр. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Отв. | 4 | 1 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 2 | 4 | 5 | 5 | 4 | 2 | 2 | 4 |
Вопр. | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
Отв. | 5 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 | 5 | 1 | 2 | 5 | 3 | 3 | 2 | 4 |
Под номером вопроса в таблице указан порядковый номер верного ответа.
Интерпретация результатов теста
Результаты подсчитываются простым сложением правильных ответов, за каждый из которых школьник получает 1 балл. Расшифровка получившихся данных выглядит так: 31–32 балла — логическое мышление ребёнка на высоком уровне; 25–30 баллов — качество развито хорошо, но над внимательностью следует поработать; 15–24 балла — логика и внимание требуют регулярных тренировок; 5–14 баллов — занятия по развитию навыков должны быть ежедневными. Для тренировки внимания обычно используются таблицы Шульте, подробнее о которых можно узнать из статьи «Диагностика внимания школьников с помощью таблиц Шульте», а также тест Бурдона, его проведение рассматривается в материале «Как правильно провести тест Бурдона (корректурную пробу) для диагностики внимания младших школьников»).
Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.
Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.
«Сложные аналогии»
Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью. Время выполнения задания ограничено тремя минутами.
Инструкция: перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».
Вы должны определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого записать ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу.
Шифр
Овца-стадо | Малина-ягода | Море-океан | Свет-темнота | Отравление-смерть | Враг-неприятель |
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ключ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Д | Б | Е | А | Е | А | Г | Е | В | Г | Д | Б | Е | А | Г | Е | В | Д | Б | В |
Оценка
оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
количество правильных ответов | 19 | 18 | 17 | 15-16 | 12-14 | 10-11 | 8-9 | 7 | 6 |
Анализ результатов.
Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.
Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".
Норма правильных ответов - 5 и выше.
Методика "Выделение существенных признаков"
Цель: исследование операции абстрагирования, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.
Ход работы
Испытуемому предъявляется текст методики и предлагается установить связь между словом, стоящим перед скобками, и словами в скобках, выбрав из последних те, которые в наибольшей степени отражают смысл первого слова.
Слова в задачах подобраны таким образом, что испытуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
После самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему уточняющие вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.
Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол.
Инструкция испытуемому
Инструкция для детей: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками – “сад”, а в скобках слова: “растения, садовник, собака, забор, земля”. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова – “земля” и “растения”».
Инструкция для взрослых: «В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите из них только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».
Обработка результатов
Ответы испытуемого сравниваются с ключом.
Ключ к методике «Выделение существенных признаков»
За каждый правильный ответ (указаны два слова верно) испытуемому присваивается 1 балл. 0,5 балла соответствует одному правильно выбранному слову и 0 баллов, когда испытуемый не смог выбрать ни одного правильно слова.
Максимальное количество баллов равно 20. Результаты менее 10 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемого сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.
Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.
Интерпретация.
Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.
Число баллов
| Характеристика решения задач
| |
1 | 2 | |
5 | 5 | Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова). |
4 | 4 | Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: 1)для обозначения предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) для обозначения "лишнего" предмета (слова). |
2,5 | 2,5 | Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова). |
1 | 1 | То же, но с помощью исследователя для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова). |
0 | 0 | Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова). • |
МЕТАФОРЫ
ЗУБАСТЫЙ ПАРЕНЬ
СВЕТЛАЯ ГОЛОВА
ЯДОВИТЫЙ ЧЕЛОВЕК
ЖЕЛЕЗНЫЙ ХАРАКТЕР
ГЛУХАЯ НОЧЬ
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ
КРАСНА ДЕВИЦА
КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ
Инструкция
«Перед Вами в тестовой тетради содержится 60 заданий. Все задачи разделены на 5 групп, которые называются сериями и обозначены буквами А, В, С, D, Е. В каждой серии 12 заданий. Задания составлены так, чтобы в начале каждой серии располагались более легкие задания, а в конце более трудные. В каждом задании в большой рамке содержится образец, составленный из определенных фигур. Эти фигуры или рисунки составлены не хаотично, а согласно определенной закономерности. Эту закономерность Вы должны в каждом задании выяснить. В каждом большом образце отсутствует часть или последняя фигура. Вы должны найти фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую Вы при решении задания выявили. Фигуры или образцы, среди которых есть и нужная для дополнения верхнего изображения фигура, обозначены числами 1-6 или 1-8. Номер той фигуры, которой следует дополнить большое изображение в верхней рамке, нужно записать в соответствующую клеточку бланка. Будьте внимательны. Переходите последовательно от задания к заданию, строго соблюдайте очередность заданий и не пропускайте (не перескакивайте) ни одно задание. Если какое-то задание не знаете, как решить, угадайте, которая из фигур (изображений) под большой рамкой могла бы попасть на пустое место образца».
Во время выполнения заданий теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 минут подаётся команда: «Закрыть всем таблицы!» При сборе бланков и таблиц к ним целесообразно проверить, чтобы все поля бланка были заполнены.
Тест в определённой мере подвержен влиянию научения, поэтому в диагностических целях не рекомендуется многократно использовать его на одной и той же выборке испытуемых.
Обработка результатов
По окончании работы испытуемого, психолог с помощью ключа подсчитывает количество правильных ответов, причём правильное решение каждого отдельного задания оценивается в 1 балл.
Ключ
№ | Серия А | Серия В | Серия С | Серия D | Серия Е |
1 | 4 | 2 | 8 | 3 | 7 |
2 | 5 | 6 | 2 | 4 | 6 |
3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 8 |
4 | 2 | 2 | 8 | 7 | 2 |
5 | 6 | 1 | 7 | 8 | 1 |
6 | 3 | 3 | 4 | 6 | 5 |
7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 1 |
8 | 2 | 6 | 1 | 4 | 6 |
9 | 1 | 4 | 7 | 1 | 3 |
10 | 3 | 3 | 6 | 2 | 2 |
11 | 4 | 4 | 1 | 5 | 4 |
12 | 5 | 5 | 2 | 6 | 5 |
Подсчитывается общая сумма полученных баллов (испытуемый может получить высшую оценку — 60 баллов), а также число правильных решений в каждой из пяти серий.
Общая сумма баллов является показателем интеллектуальной способности испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления.
По каждой серии имеется таблица ожидаемых (предполагаемых) результатов распределения решений.
Таблица перевода сырых баллов в IQ
Для лиц более старшего возраста IQ вычисляется по формуле:
IQ=IQ16−30∗100
где % определяется по таблице:
Возраст | 16-30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 |
% | 100 | 97 | 93 | 88 | 82 | 76 | 70 |
Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.
Методики изучения познавательной сферы
Тест зрительной ретенции 1
Корректурная проба (Тест Бурдона) 5
Методика оценки внимания «таблицы шульте» 7
Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия) 8
Методика «Пиктограмма», Лурия А.Р. (опосредованное запоминание) 9
Простые аналогии 15
«Сложные аналогии» 16
Методика "Выделение существенных признаков" 17
Методика "Исключение лишнего" 20
ТОЛКОВАНИЕ МЕТАФОР И ПОСЛОВИЦ 22
Стандартные прогрессивные матрицы Равена 24
Тест зрительной ретенции
Тест зрительной ретенции (Benton Visual Retention Test) предложен А. Бентоном в 1952 году. Последнее, пятое, издание теста опубликовано в 1992 г.
Обычно используется в патопсихологической диагностике при подозрениях на наличие органических повреждений мозга, а также при уточнении степени их тяжести. Тест доказал свою чувствительность к выявлению и оценке синдроме дефицита внимания, болезни Альцгеймера, черепно-мозговой травме и других нарушениях следствием которых является нарушение интеллектуальной и когнитивной функций.
Методика основана на теории репродукции зрительных образов и их пространственном восприятии.
Тест Бентона зарекомендовал себя при работе как со взрослыми, так и с детьми. Он широко применяется при работе с лицами, имеющими церебральную патологию, старческие изменения, умственную отсталость, эмоциональные нарушения и шизофрению.
Имеются три эквивалентные формы теста – C, D, E, коэффициент надёжности которых составляет 0,80. Разработаны две дополнительные усложнённые формы F и I, каждая из которых содержит 15 заданий по 4 набора фигур. Предъявление этих форм может осуществляться пятью различными способами:
· A (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги),
· B (каждая карта предъявляется в течение 5 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги),
· С (каждая карта предъявляется в течение неограниченного времени, причём исследуемый может воспроизводить её, срисовывая с оригинала),
· D (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги через 15 секунд)
· M (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается, а исследуемый выбирает её точную копию из предложенных ему 4 вариантов).
Размер карточки с фигурами 21х15 см.
Скачать стимульный материал к Тесту зрительной ретенции Бентона
Инструкция: «Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются па квотах. Красота рисунка никакой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга (если фигур на карте несколько) и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам покажется, что Вы уже все запомнили Вам понятно?» (при несоблюдении–отметить импульсивность испытуемого).
Экспериментатору: «Держим карточки перед испытуемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каждую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7», особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряжение).
Пример (предъявление способом М)
Картинки для исследования содержат две главные фигуры и одну мелкую.
Сверху изображена предъявленная испытуемому карта, а ниже – 4 варианта, один из которых испытуемый должен выбрать как максимально соответствующий предъявленному изображению:
Оценка результатов
Оценка выполнения:Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оценка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. Отдельно подсчитаются ошибки. Это могут быть:
1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращенно: «Оп» с указанием:
· Оп БП – Опущение Большой Правой.
· Оп БЛ – Опущение Большой Левой
· Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой.
· Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой.
2. Деформация фигуры – «Деф» (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ).
3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с предыдущей карты). Обозначается - «Перс» (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ).
4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 900или 180°) – «Рот», например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т.д.
5. Локализация (расположение фигуры) – «Лок»: Лок БП, Лок БЛ и т. д.
Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (особенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во времени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность результатов.
6. Величина – «Вел»: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ. Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответствует уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 307.