Написание текста – наиболее сложный и ответственный этап выполнения курсовой работы, на котором студент должен грамотно применить полученные научные знания, уметь анализировать и обобщать, доходчиво излагать свои мысли. Следует помнить, что курсовая работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, для которого характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа.
При этом рекомендуется использовать следующие варианты:
- неопределенно-личные предложения, например, «Вначале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»;
- формы изложения от третьего лица, например, «Автор полагает…»;
- предложения со страдательным залогом, например, «Разработан комплексный подход к исследованию…».
В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Нужно использовать категории экономической науки. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, необходимо обратиться к словарю. Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связанности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний (таблица 1).
Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др.
Рекомендуются для употребления производные предлоги: в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.
В качестве средств связи могут использовать и местоимения, прилагательные и причастия: данные, этот, такой, названые, указанные, перечисленные.
В научном тексте обычно не используются следующие местоимения: что-то, кое-что, что-нибудь.
Таблица 1 – Средства связи между предложениями
Речевая функция | Лексические средства |
Последовательность изложения мыслей | Вначале; прежде всего; затем; во-первых; значит; итак |
Переход от одной мысли к другой | Прежде чем перейти к…, обратимся к; рассмотрим; остановимся на; рассмотрев…, перейдем к; необходимо остановится на; необходимо рассмотреть |
Противоречивые отношения | Однако; между тем; в то время как; тем не менее |
Причинно-следственные отношения | Следовательно; поэтому; благодаря этому; сообразно с этим; вследствие этого; отсюда следует, что |
Отношения | Действительно; видимо; надо полагать; возможно; вероятно; по сообщению; по сведениям; по мнению; по данным |
Итог, вывод | Итак; таким образом; в заключении отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итого, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим |
Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания: приведем результаты исследования; как показал анализ; на основании полученных данных.
Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова: наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).
Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определенному слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимение такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование рынка труда).
Категорически не рекомендуется начинать предложение с местоимения «поэтому».
Текст курсовой работы должен быть логически последовательным, точным, необходимым и достаточным для раскрытия темы. Он должен быть тщательно отредактирован, все опечатки устранены.
В тексте курсовой работы следует применять термины, определения, обозначения и сокращения, установленные действующими стандартами или общепринятые в научной литературе.
В тексте курсовой работы не допускается применять:
- обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;
- для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
- произвольные словообразования.
В курсовой работе ценится наличие не только всестороннего теоретического описания процессов, но и методов оценки количественных показателей (наличие формул и условных обозначений в них для расчета основных показателей).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.