Макроэкономика
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования
по направлению подготовки 080100.62 Экономика
Оренбург
2014
УДК 330.101.541 (076.5)
ББК 65.012.3я7
С 33
Рецензент – доктор экономических наук, профессор З.С. Туякова
Сыровткина, Т.Н.
С 33 Макроэкономика: методические указания по выполнению курсовой работы / Т.Н. Сыроваткина, О.И. Федорова; Оренбургский гос.ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 47 с.
Методические указания содержат рекомендации по подготовке курсовой работы по макроэкономике. Даны указания по выбору темы, разработке теоретических вопросов, проведению анализа экономических процессов и явлений.
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080100.62 Экономика (бакалавр), изучающих дисциплину «Макроэкономика» и выполняющих курсовую работу по данной дисциплине.
УДК330.101.541 (076.5) ББК65.012.3я7
© Сыроваткина Т.Н.,
Федорова О.И., 2014
© ОГУ, 2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………....... | 4 |
1 Общие сведения о содержании и выполнении курсовой работы…………. | 7 |
1.1 Структура курсовой работы……………………………………………….. | 7 |
1.2 Текущий контроль выполнения курсовой работы……………………….. | 9 |
2 Выбор темы и поиск литературы…………………………………………… | 10 |
3 Разработка плана и основной части курсовой работы…………………….. | 17 |
3.1 Составление плана курсовой работы……………………………………... | 17 |
3.2 Введение…………………………………………………………………..... | 18 |
3.3 Разработка теоретических и практических вопросов курсовой работы.. | 19 |
3.4 Заключение……………………………………………………………….... | 22 |
3.5 Список использованных источников……………………………………... | 22 |
4 Стиль изложения курсовой работы………………………………………..... | 23 |
5 Рецензирование курсовой работы и допуск к защите……………………... | 26 |
6 Защита курсовой работы …………………………......................................... | 27 |
7 Оценка курсовой работы…………………………………………………….. | 28 |
8 Примерная тематика курсовых работ……………………………………..... | 29 |
9 Список рекомендуемой литературы……………………………………..... | 32 |
9.1 Учебная литература……………………………………………………..... | 32 |
9.2 Дополнительная литература……………………………………………... | 34 |
Список использованных источников………………………………………..... | 43 |
Приложение А Пример оформления задания на курсовую работу………… | 44 |
Приложение Б Пример оформления содержания курсовой работы……….. | 45 |
Приложение В Общенаучные методы исследования. Методы формальной логики…………………………………………………………………………… | 46 |
Приложение Г Общенаучные методы исследования. Методы диалектики……………………………………………………………………… | 47 |
Введение
Макроэкономика – одна из базовых экономических дисциплин, исследующая функционирование национальной хозяйственной системы в целом. Она анализирует проблемы, общие для всей экономики и является частью экономической науки как таковой.
Изучение макроэкономики закладывает теоретические основы профессиональной подготовки, формирует фундаментальный понятийный аппарат и позволяет соединить важнейшие теоретические макроэкономические проблемы с реальными тенденциями мировой и отечественной экономики.
В подготовке бакалавров по направлению 080100.62 Экономика важная роль отводится курсовой работе по макроэкономике, которая выполняется в целях:
- закрепления теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения данного предмета;
- расширения и систематизации теоретических и практических знаний;
- приобретения опыта подготовки библиографии по избранной теме и развитию навыков самостоятельной работы с экономической литературой;
- овладения методами исследования экономических процессов и явлений;
- развития навыков написания, презентации и защиты развернутой теоретической работы.
Процесс написания курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика:
1) общекультурных компетенций:
а) владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
б) способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
в) уметь использовать нормативные, правовые документы в своей деятельности;
г) способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
д) способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
2) профессиональных компетенций:
а) способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
б) способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
в) способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.
Написание курсовой работы требует от студента понимания экономической проблемы в целом, умения провести экономический анализ, сделать обобщения и, на основе проведенного исследования, сделать самостоятельные теоретические выводы и дать практические рекомендации. В результате студент должен:
1) знать:
а) основные понятия, категории и инструменты макроэкономики;
б) основные особенности ведущих школ экономической науки;
в) методы построения экономических моделей, объектов, явлений и процессов;
г) основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления макроэкономической политики государства;
2) уметь:
а) анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
б) выявлять проблемы макроэкономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
в) использовать источники экономической и социальной информации;
г) анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о макроэкономических процессах и явлениях;
д) выявлять тенденции изменения макроэкономических показателей;
е) осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач;
ё) осуществлять выбор инструментальных средств для обработки макроэкономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
ж) прогнозировать на основе стандартных теоретических и макроэкономических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне;
з) понимать взаимосвязь изучаемого курса с микроэкономикой и со смежными дисциплинами.
3) владеть:
а) методологией экономического исследования;
б) современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
в) методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и макроэкономических моделей;
г) современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне;
д) навыками самостоятельной работы.
При выполнении курсовой работы формируются не только навыки анализа экономических процессов и явлений, но и успешного выполнения выпускной квалификационной работы.
Структура курсовой работы
Курсовая работа - один из видов самостоятельной работы студентов. Она выполняется в соответствии с рабочей программой дисциплины «Макроэкономика», способствует формированию у студентов экономического мышления, усвоению теоретико-методологических основ данной дисциплины, развитию у бакалавра необходимых навыков практического применения изученного материала.
Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы: титульный лист; задание на курсовую работу; рецензию; аннотацию; содержание; введение; основную часть; заключение; список использованных источников; приложения.
Титульный лист является первым листом курсовой работы. Перенос слов в надписях титульного листа не допускается. На титульном листе указываются классификационный код, структура которого приведена на рисунке 1.
ОГУ 62 5 0 12 ХХХ ОО
Код организации-разработчика (ОГУ)
Код направления подготовки (бакалавр - 62)
Код вида документа (курсовая работа – 5)
Характеристика тем (без указания – 0)
Год издания работы (обозначается двумя последними цифрами
календарного года, в котором защищается работа
Номер зачетной книжки (указываются три последние цифры номера)
Шифр документа (для нетехнических направлений подготовки – 00)
Рисунок 1 – Пример кодирования курсовой работы
Задание на выполнение курсовой работы составляется и утверждается руководителем курсовой работы. Оно прилагается к текстовой части после титульного листа, не нумеруется и не включается в количество листов. Задание должно содержать исходные данные, объем и срок выполнения работы с подписями руководителя и исполнителя.
Форма задания приведена в приложении А.
Аннотация является третьим листом курсовой работы. Аннотация – это краткая характеристика курсовой работы с точки зрения содержания, назначения и новизны результатов работы.
Аннотация приводится на русском и английском языках. Аннотация на русском языке является третьим листом текстовой части курсовой работы. Аннотация на иностранном языке располагается на следующем листе. Допускается аннотацию на русском и английском языке помещать на одном листе.
Структурный элемент «Содержание» включает введение, порядковые номера и заголовки разделов, при необходимости подразделов, заключение, список использованных источников, приложения с указанием их обозначений и заголовков. После заголовка каждого из указанных структурных элементов ставятся отточие, а затем приводят номер страницы, на которой начинается данный структурный элемент. Элемент «Содержание» размещают после аннотации, начиная с нового листа.
«Введение» является вступлением к курсовой работе. В нем необходимо обосновать теоретическую и практическую актуальность темы курсовой работы. С этой целью рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется текущее состояние объекта, формируется цель, определяются задачи курсовой работы, дается характеристика исходной экономическо-статистической базы и используемых методов исследования. Объем введения не должен превышать 7% (1,5-2 страниц) от общего объема работы. Элемент «Введение» размещают на отдельном листе после содержания.
Содержание основной части курсовой работы должно отвечать заданию и требованиям, изложенным в главе 3 данных методических указаний.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решения поставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее научную, экономическую и социальную значимость. Объем «Заключения» должен составлять около 7% (1,5-2 страницы) от общего объема курсовой работы.
В конце текстовой части курсовой работы приводится список использованных источников. В него включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте курсовой работы.
Материал, дополняющий основную часть курсовой работы по предмету «Макроэкономика», оформляют в виде приложений. В приложениях целесообразно приводить графический материал большого объема и/или формата, таблицы большого формата и т.д. Приложения следует оформлять как продолжение курсовой работы на листах, следующих за списком использованных источников.
В тексте курсовой работы на все приложения должны быть ссылки.
Оформление курсовой работы должно соответствовать требованиям СТО 02069024.101-2010.
Введение
Введение должно содержать следующие элементы:
1) обоснование актуальности выбранной темы;
2) степень разработанности проблемы (темы) в литературе;
3) цель и задачи работы;
4) указание на объект и предмет исследования;
5) описание информационной базы работы (нормативные документы; экономико-статистические материалы);
6) методы, используемые в процессе решения поставленных задач (общенаучные и специфические экономические методы исследования).
Актуальность темы характеризует степень ее важности в данный момент для решения обозначенной проблемы (задачи, вопроса). Студент должен объяснить, как он понимает тему, почему он выбрал именно её для своего исследования.
Во введении представляется степень разработанности проблемы в экономической литературе с указанием авторов, занимающихся данной проблемой и аспектов ее исследования, а также «белых пятен» в разработке темы.
На основе сформулированной проблемы определяется цель курсовой работы. Цель, в данном случае, – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге написания работы. Она является идеальным представлением результата, который должен быть получен. Цель формулируется кратко и четко. Она обычно начинается словами «разработать что-либо», «обосновать что-либо», «выявить что-либо» и т.п. Сформулированная цель определяет и задачи курсовой работы, которые чаще всего выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели и рассматриваются как основные этапы курсовой работы. Чаще всего формулировки таких задач в форме перечисления и должны корреспондировать с названиями параграфов.
Пример – «Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:
1) изучить…;
2) выявить…;
3) разработать…»
Далее необходимо определить объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта; это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки с позиции изучаемой дисциплины. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Методы, используемые в процессе подготовки курсовой работы, служат средством решения поставленных задач и должны быть указаны во введении. Овладеть всеми методами познания достаточно сложно: они также многообразны, как окружающая нас действительность. Все многообразие можно разделить на несколько групп: общенаучные, специальные и частные методы исследования. В курсовой работе по дисциплине «Макроэкономике» в первую очередь используются общенаучные методы, к которым относятся методы формальной логики (представлены в приложении В), методы диалектики (представлены в приложении Г), математические методы анализа в экономике и системный подход.
В целом введение по объему должно составлять 1,5-2 страницы.
Заключение
Заключение носит форму обобщения теоретических и практических результатов, изложенных в основной части работы (по каждому подразделу).
Заключение представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.
Выводы по работе следует писать в логической последовательности, опираясь на промежуточные выводы и результаты, полученные по главам и параграфам.
Необходимо сформулировать перспективы дальнейшего развития изучаемого явления, предложив пути решения проблемы.
Заключение курсовой работы должно быть по объему 1,5-2 страницы.
Общий объем работы – 35-40 страниц. Серьезное превышение объема работы является нарушением и может стать основанием для отказа в допуске к защите.
Защита курсовой работы
Курсовая работа допускается к защите после рецензирования руководителем работы. Для приема курсовой работы создается комиссия из преподавателей кафедры экономической теории. Студент кратко докладывает основные вопросы, исследованные им в ходе выполнения курсовой работы, и отвечает на вопросы и замечания, указанные в рецензии и возникающие у членов комиссии в процессе защиты. Студенту необходимо показать глубокое знание темы, уметь ответить на смежные вопросы. Примерная структура доклада при защите курсовой работы представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Примерная структура доклада при защите курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика»
Элементы доклада | Время |
Представление студента и темы работы | не более 2 мин. |
Актуальность темы | |
Цель работы и ее задачи | |
Логика построения работы в первой главе (вопросе) | не более 1 мин. |
Обоснование каждого вывода и предложения, содержащегося в второй главе (вопросе) | не более 6 мин. |
Работа, проделанная студентом, по замечаниям руководителя | не более 1 мин. |
Заключительная часть (перспективы и задачи дельнейшего исследования темы) | |
Итого | 10 мин. |
Время доклада в ходе защиты курсовой работы ограничено 7-10 минутами. Поэтому рекомендуется придерживаться указанных интервалов. Объем доклада приблизительно равен 3-4 листам текста в формате Word при размере шрифта 14 пт. и одинарном интервале.
Защита оформляется зачетом с соответствующей оценкой.
Оценка курсовой работы
Оценку «отлично» получает студент, который показал в работе и во время её защиты глубокие знания по теме, творчески использовал их для анализа современного состояния проблемы, смог самостоятельно обобщить фактический материал, сделать выводы и предложения.
Оценку «хорошо» получает студент, у которого выявлены глубокие знания по теме работы и в процессе защиты, широкого осветившего все вопросы, но не проявившего творческого отношения к работе.
Оценку «удовлетворительно» получает студент, правильно раскрывший в работе и при её защите основные вопросы выбранной темы, но изложивший вопросы недостаточно логично и допустивший частные неточности.
Курсовая работа, получившая оценку «отлично» может быть рекомендована на конкурс научных студенческих работ, использована при подготовке доклада и выступления на студенческой конференции.
Курсовая работа, получившая оценку «неудовлетворительно» в ходе защиты, должна быть возвращена студенту на доработку и защищена повторно.
Курсовая работа, являющаяся плагиатом, автоматически получает оценку «неудовлетворительно».
Оценка за курсовою работу проставляется в зачетную книжку. Курсовая работа хранится на кафедре и студенту не возвращается.
Защита и оценка курсовой работы – это подведение итогов самостоятельной работы студента и получение права допуска к экзамену по дисциплине «Макроэкономика».
Список рекомендуемой литературы
9.1 Учебная литература
9.1.1 Агапова, Т. А. Макроэкономика: учеб. для студентов вузов / Т.А. Агапова, С. Ф. Серегина; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т переподготовки повышения квалификации преподавателей гуманит. и соц. наук.- 9-е изд., доп. - М.: Маркет ДС, 2009. - 416 с.: ил.. - (Университетская серия). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-94416-023-2.
9.1.2 Абель, Э. Макроэкономика = Macroeconomics: учебник / Э. Абель, Б. Бернанке.- 5-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 763 с.: ил. - (Классика МВА). - Парал. тит. л. англ. - Прил. в конце гл. - ISBN 978-5-459-01020-6.
9.1.3Анисимов А. А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: учебное пособие / Анисимов А. А., Артемьев Н. В., Тихонова О. Б. - Юнити-Дана, 2012.
9.1.4 Басовский Л.Е. Макроэкономика / Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. - НИЦ ИНФРА-М, 2013.
9.1.5 Бугаян, И. Р. Современная макроэкономика: учеб. для студентов вузов / И. Р. Бугаян, И. П. Маличенко, Ю. А. Корчагин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 510 с.: ил.. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 507-509. - ISBN 978-5-222-13050-6.
9.1.6 Вечканов, Г. С. Макроэкономика: для бакалавров и специалистов: учебник / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова.- 4-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 447 с.: ил. - (Учебник для вузов). - Слов.: с. 405-440. - ISBN 978-5-459-00303-1.
9.1.7 Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие / Г. М. Гукасьян.- 4-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 224 с.: ил. - (Вопрос - ответ) - ISBN 978-5-003065-4.
9.1.8 Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: учебник / С. Н. Ивашковский. - М.: Дело, 2002. - 472 с. - ISBN 5-7749-0178-5.
9.1.9 Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / Б. Т. Кузнецов . - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 464 с. - Библиогр. в конце гл. - Прил.: с. 415-458. - ISBN 978-5-238-01524-8.
9.1.10 Макроэкономика: учеб. для бакалавров / под ред. С. Ф. Серегиной; Высш. шк. экономики, Нац. исслед. ун-т.- 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 522 с. : ил. - (Бакалавр. Углубленный курс). - Библиогр. в конце гл. - Слов. экон. терминов: 494-521. - ISBN 978-5-9916-2115-1.
9.1.11 Макроэкономика: учеб. для вузов / под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. - СПб. : Питер, 2009. - 368 с. : ил.. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 367-368. - ISBN 978-5-49807-328-6.
9.1.12 Мэнкью, Н. Г. Принципы макроэкономики = Principles of Macroeconomics: учебник / Н. Г. Мэнкью.- 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 544 с.: ил. - (Классический зарубежный учебник). - Парал. тит. л. англ. - Прил.: с. 527-543. - ISBN 978-5-459900903-3.
9.1.13 Носова, С. С. Экономическая теория : учеб. для вузов / С. С. Носова.- 3-е изд., стер. - М. : КноРус, 2010. - 792 с. - Библиогр.: с. 638. - Слов. основ. понятий: с. 639-792. - ISBN 978-5-406-00317-6.
9.1.14 Тарасевич, Л. С. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов.- 9-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 687 с. : ил. - (Бакалавр. Углубленный курс). - Прил. в конце гл. - ISBN 978-5-9916-1992-9.
9.1.15 Экономическая теория: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского.- 5-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2008. - 464 с. : ил., табл. - Прил.: с. 444-463 - ISBN 978-5-390-00145-5.
9.1.16 Экономическая теория: учебник для вузов по экономическим специальностям / [под ред. А. И. Добрынина и Г. П. Журавлевой].- 2-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 747 с. - (Высшее образование) - ISBN 978-5-16-004056-1.
9.2 Дополнительная литература
9.2.1 Балабанова, А. В. Макроэкономика: механизмы повышения качества роста: учебное пособие / А. В. Балабанова. - М.: Высш. шк., 2008. - 374 с.: ил. - Библиогр. в конце гл. и с. 371-373. - ISBN 978-5-06-005944-1.
9.2.2 Беккер, Г. С. Человеческое поведение: экономический подход = Human behavior: Economical approach: экон. подход: избр. труды по экон. теории: пер с. англ. / Г. С. Беккер. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с. - Парал. тит. л. англ. - ISBN 5-7598-0173-2.
9.2.3 Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социал. прогнозирования: пер. с англ. / Д. Белл. - М.: Academia, 1999. - 956 с. - ISBN 5-87444-070-4.
9.2.4 Бродский, Б. Е. Лекции по макроэкономике переходного периода: учеб. пособие для вузов / Б. Е. Бродский. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - 224 с.: ил. - (Учебники Высшей школы экономики) - ISBN 5-7598-0233-Х.
9.2.5 Бузгалин, А. В. Теория социально-экономических трансформаций. Прошлое, настоящее и будущее экономик "реального социализма" в глобальном постиндустриальном мире: учеб. пособие для вузов / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов. - М.: ТЕИС, 2003. - 680 с. - ISBN 5-7218-0300-2.
9.2.6 Булгакова, С.А. Социальные гарантии в рыночной экономике: Проблемы и решения / Под ред. С.А. Булгаковой, И.М. Водянко. – С.Пб.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1998. – 188 с.
9.2.7 Булганина, С. Н. Природа и структура экономических субъектов: монография / С. Н. Булганина; М-во образования и науки Рос. Федерации; Федер. агенство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - Библиогр.: с. 188-206. - ISBN 5-7410-5698-9.
9.2.8 Булганина, С. Н. Трансакционные издержки легализации институтов неформальной экономики: учеб. пособие / С. Н. Булганина, В. А. Копань; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Оренбург: ИПК «Университет», 2012. - 125 с. - Библиогр.: с. 97-100. - Терминол. слов.: с. 101-109. - Прил.: с. 111-124. - ISBN 978-5-4417-0101-3.
9.2.9 Ван дер Вее, Г. История мировой экономики. 1945-1900 (пер. с фр.). / Г. Ван дер Вее. – М.: Наука, 1994. – 413 с.
9.2.10 Ващекин, Н.П. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие / Н.П. Ващекин, М.А. Мунтян. – М., 2000. – 240 с.
9.2.11 Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. – М.: Прогресс, 1984. – 367с.
9.2.12 Гайдар, Е. Т. Аномалии экономического роста : учеб. для вузов / Е. Т. Гайдар. - М. : ИЧП Магистр, 1997. - 229 с. - ISBN 5-89317-062-8.
9.2.13 Гайдар, Е. Т. Долгое время : Россия в мире: очерки экон. истории / Е. Т. Гайдар. - М. : Дело, 2005. - 656 с. - ISBN 5-7749-0389-3.
9.2.14 Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств / под ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 463 с. - ISBN 5-7598-0216-Х.
9.2.15 Гэлбрейт, Дж. К. Экономические теории и цели общества: пер. с англ. / Дж. К. Гэлбрейт; под общ. ред. и с предисл. Н. Н. Иноземцева, А. Г. Милейковского. - М.: Прогресс, 1976. - 408 с.
9.2.16 Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество = The new industrial state: пер. с англ / Дж. Гэлбрейт; под ред. Н. Н. Иноземцева, С. М. Меньшикова, А. Г. Милейковского. - М.: Прогресс, 1969. - 480 с.
9.2.17 Двести пятьдесят недель развития капитализма в России (1995 - 2000): лучшие материалы журн. "Эксперт" / ред.-сост. А. Привалов. - М. : ЗАО "Журн. Эксперт", 2000. - 542 с. : ил. - ISBN 5-901057-04-Х.
9.2.18 Длинные волны: научно-технический прогресс и социальное развитие / С.Ю. Глазьев, Г.И. Микерин, П.Н. Тесля [и др]. Новосибирск: Наука, 1991. – 156 с.
9.2.19 Добрынин, А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А.И. Добрынин, С.А.Дятлов, Е.Д. Цыренова. – СПб.: Наука, 1999. – 309 с.
9.2.20 Довганишина, М. В. Роль и место кредитно-денежной политики в национальной экономике России : диплом. проект по макроэкономике / М. В. Довганишина. - М. : РОХОС, 2003. - 96 с. - ISBN 5-9519-0029-8.
9.2.21 Долгих, Т.В. Потребление нового среднего класса в стратегии социального развития общества: монография / Т.В. Долгих, В.А. Логачев. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2006 – 148 с.
9.2.22 Дробышевский, С. М. Проблемы создания единой валютной зоны в странах СНГ / С. М. Дробышевский, Д. И. Полевой. - М. : [Б. и.], 2004. - 110 с. - (Научные труды / Ин-т экономики переходного периода ; № 80Р). - Библиогр.: с. 99-102. - ISBN 5-93255-151-8.
9.2.23 Иноземцев, В.Л. За пределами экономического общества: Научное издание / В.Л. Иноземцев. – М.: «Academia» - «Наука», 1998. – 640 с.
9.2.24 Иноземцев, В. Л. Расколотая цивилизация: наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкон. революции / В. Л. Иноземцев. - М.: Academia: Наука, 1999. - 724 с. - ISBN 5-87444-097-6.
9.2.25 История экономических учений: учеб. пособие / под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 784 с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Ред. указаны на обороте тит. л. - Библиогр. в конце гл. - Имен. указ.: с. 764-775. - ISBN 978-5-16-005738-5.
9.2.26 Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. / М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с. - Библиогр.: с. 514-607. - ISBN 5-7598-0069-8.
9.2.27 Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс. – М.: Гелиос АРВ, 1999. – 352 с.
9.2.28 Козловски, П. Этика капитализма (с комментарием Дж. Бьюкенена); Эволюция и общество: Критика социобиологии / П. Козловски. - СПб.: Экономическая школа, 1996. 158 с.
9.2.29 Колганов, А. И. Экономическая компаративистика. Сравнительный анализ экономических систем: учеб. для вузов / А. И. Колганов, А. В. Бузгалин. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 746 с.: ил. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) - ISBN 5-16-002023-3.
9.2.30 Лейонхуфвуд, А. Кейнс как последователь Маршалла / А. Лейонхуфвуд // Вопросы экономики. – 2006. - №5. – С.32-47
9.2.31 Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. (Предисл. Ф. Энгельса. Пер. И.И. Скворцова-Степанова). Т.I. Кн.I - М.: Политиздат, 1973. – 907 с.
9.2.32 Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу.- 3-е изд. - CПб.: Питер, 2003. - 352 с. - (Мастера психологии) - ISBN 5-318-00616-7.
9.2.33 Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – М.: Смысл, 1999. – 425 с.
9.2.34 Меньшиков, С. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку / С. Меньшиков. – М.: Междунар.отношения, 1996. – 386 с.
9.2.35 Научная школа «Закономерности эволюции, способы трансформации и модернизации экономических систем» : монография / под ред. А. Э. Калининой; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Волгоград. гос. ун-т". - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. - 595 с. - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-9669-1021-1.
9.2.36 Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999. – 366 с.
9.2.37 Новая технократическая волна на Западе / Под ред. В.М. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1986. – 450 с.
9.2.38 Нуреев, Р. М. Теория общественного выбора: курс лекций / Р. М. Нуреев. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - 536 с. - (Учебник Высшей экономической школы) - ISBN 5-7598-0249-6.
9.2.39 Нуреев, Р. М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: учеб. для студентов экон. вузов / Р. М. Нуреев.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 640 с. - Прил.: с. 635-639. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-468-00159-2.
9.2.40 Олейник, А. Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход: пробл. формирования открытого общества в России / А. Н. Олейник. - М.: Магистр, 1997. - 40 с. - ISBN 5-89317-044-Х.
9.2.41 Олейник, А.Н. Институциональные аспекты социально-экономических трансформаций / А.Н. Олейник. – М.: ТЕИС, 2000. – 158 с.
9.2.42 Осадчая, И. Эволюция макроэкономической теории после Кейнса / И. Осадчая // Вопросы экономики. – 2006. - №5. – С.5-18
9.2.43 Осипов, Г. А. Макроэкономические пропорции: свойства и следствия / Г. А. Осипов. - М. : Экономика, 2003. - 54 с. : ил. - Библиогр.: с. 52-53. - ISBN 5-282-02267-2.
9.2.44 Осипов, Г. А. Механизм деградации общества / Г. А. Осипов. - М. : Науч. мир, 2005. - 162 с. - Библиогр.: с. 158-160. - ISBN 5-89176-317-6.
9.2.45 Патинкин, Д. Деньги, процент и цены. Соединение теории денег и теории стоимости = Money, interest, and prices: An integration of monetary a. value theory : пер. с англ. / Дон Патинкин. - М. : Экономика, 2004. - 375 с. - Парал. тит. л. англ. - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 5-282-02242-7.
9.2.46 Пезенти, А. Очерки политической экономии капитализма / Под ред. А.Г. Милейковского. – М.: Издательство «ПРОГРЕСС». Т.2. – 888 с.
9.2.47 Проблемы прогнозирования некоторых макроэкономических показателей / Р. М. Энтов, В. П. Носков, А. Д. Юдин. - М. : ИЭПП, 2002. - 330 с. - (Научные труды / Ин-т экономики переходного периода ; № 46Р). - Библиогр.: с. 321. - ISBN 5-93255-093-7.
9.2.48 Радаев, В.В. Социология рынков: к формированию нового направления / В. В. Радаев. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 328 с. - ISBN 5-7598-0246-1.
9.2.49 Радаев, В. В. Социальная стратификация: учеб. пособие / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 318 с. - Библиогр.: с. 314. - ISBN 5-7567-0119-2.
9.2.50 Рих, А. Хозяйственная этика / А. Рих; пер. с нем. Е. М. Довгань; отв. ред., авт. вступ. ст. и коммент. В. В. Сапов. - М.: Посев, 1996. - 810 с.: портр.. - Библиогр.: с.693-752. - Библиогр. в коммент. - Указ. имен: с. 786-802. - ISBN 5-85824-013-5.
9.2.51 Румянцева, Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 724 с. - Библиогр.: с. 701-708. - Предм. указ.: с. 709-722. - ISBN 5-16-001845-Х.
9.2.52 Смешанное общество: Российский вариант / Под ред. Л.В. Никифорова – М.: Наука, 1999. – 328 с.
9.2.53 Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства / А. Смит. – Петрозаводск: Издательство Петроком, 1993. – 321 с.
9.2.54 Сорос, Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности: пер.с англ. / Дж. Сорос. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 262с.
9.2.55 Сорос, Дж. О глобализации: пер. с англ. / Дж. Сорос. - М.: Рудомино, 2002. - 184 с. - ISBN 5-7380-0185-0.
9.2.56 Сравнительный анализ стабилизационных программ 90-х годов / под ред. С. Васильева; Моск. Центр Карнеги. - М. : Гендальф, 2003. - 447 с. - Библиогр.: с. 425-441. - ISBN 5-88044-150-4.
9.2.57 Становление рынка в постсоветской России: институциональный анализ / под ред. Р. М. Нуреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 168 с - ISBN 5-7567-0276-8.
9.2.58 Стиглер, Дж. Экономика информации: пер. с анг. / Под ред. Н.А. Макашевой. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 258 с.
9.2.59 Стратегический ответ России на вызовы нового века / под ред. Л. И. Абалкина; Рос. акад. наук, Ин-т экономики. - , 2004. - 608 с. - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 5-94692-780-9.
9.2.60 Сыроваткина, Т. Н. Теория инновационной экономики: учеб. пособие / Т. Н. Сыроваткина; под ред. С. Н. Булганиной; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. - 141 с. - Прил.: с. 102-110. - Библиогр. в конце гл.: с. 96-101. - ISBN 978-5-7410-0916-1.
9.2.61 Тимошина, А. А. Адам Смит. Джон Кейнс. Джон Гэлбрейт. Джеймс Бьюканан: учеб. пособие / А. А. Тимошина, Л. С. Микша. - М.: МГУ, 1996. - 134 с.
9.2.62 Тодаро, М.П. Экономическое развитие: учебник: пер.с англ. / под ред. С.М. Яковлева, Л.З. Зевина. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. – 671 с.
9.2.63 Тоффлер, Э. Третья волна: пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2004. - 781 с. - (Philosophy). - Примеч.: с. 698-742. - Библиогр.: с. 743-776. - ISBN 5-17-011040-5.
9.2.64 Тоффлер, Э. Шок будущего: пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2004. - 557 с. - (Philosophy). - Библиогр.: с. 535-558. - ISBN 5-17-010706-4.
9.2.65 Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2003. – 669 с.
9.2.66 Туроу, Л. Будущее капитализма: как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир / Л. Туроу. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. – 430 с.
9.2.67 Филаточев, И. В. Концепции «открытой экономики»: интернационализация и макроэкономическая политика государства / И. В. Филаточев; Акад. наук СССР, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М. : Наука, 1991. - 144 с. - Библиогр. в примеч.: с. 139-143. - ISBN 5-02-010531-7 .
9.2.68 Филиппенко, А.С. Экономическое развитие: цивилизационный подход / А.С. Филиппенко.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2002. – 260 с.
9.2.69 Хайек фон, Ф. А. Дорога к рабству: пер. с англ. / Ф. А. фон Хайек. - М.: Новое изд-во, 2005. - 264 с. - (Библиотека Фонда "Либеральная миссия"). - Указ.: с. 259-263. - ISBN 5-98379-037-4.
9.2.70 Хайек фон, Ф. А. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумов: пер. с англ. / Ф. А. фон Хайек. - М.: ОГИ, 2003. - 288 с. - (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»). - Указ.: с. 275-286. - ISBN 5-94282-169-0.
9.2.71 Хайек, Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок = Individualism and Economic Order / Ф. А. Хайек. - М : Изограф: Начала-Фонд, 2001. - 256 с - ISBN 5-87113-087-9.
9.2.72 Ходжсон, Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности / Дж. Ходжсон // Вопросы экономики. – 2001. - №8. – С.34
9.2.73 Ходжсон, Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории: пер. с анг. / Дж. Ходжсон. – М.: Дело, 2003. – 464 с.
9.2.74 Формы и методы социалистического хозяйствования: закономерности и совершенствование / под ред. В. Н. Черковца. - М.: Экономика, 1987. - 328 с.
9.2.75 Черковец, В. Н. Социализм как экономическая система / В. Н. Черковец. - М.: Экономика, 1982. - 296 с.
9.2.76 Черковец, В.Н. Политическая экономия. Принципы. Проблемы. Политика: Избранное последних лет. / В.Н. Черковец. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005. – 373 с.
9.2.77 Шкаратан, О.И. Российский порядок: Вектор перемен / О.И. Шкаратан. – М.: Вита-пресс, 2004. – 207 с.
9.2.78 Экономика XXI века как переходная. Очерки теории и методологии / Под ред. проф. Бузгалина А.В. – М.: Слово, 2002. – 296 с.
9.2.79 Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 410 с.
9.2.80 Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) / Под ред. д.э.н., проф. Р.М. Нуреева. В 3-х ч. Ч.1: Домохозяйства современной России. - Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», №150 (1). - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Московский общественный научный фонд, 2003. – 320 с.
9.2.81 Эрнандо де Сото Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на западе и терпит поражение во всем остальном мире / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олим-Бизнес», 2004. – 272 с.
9.2.82 Эрхард, Л. Благосостояние для всех / Л. Эрхард. - М.: Дело, 2001. - 352 с. - ISBN 5-7749-0228-5.
9.2.83 Ясин, Е. Г. Модернизация России: доклады для 10 конференций / Е. Г. Ясин. - М.: ГУ ВШЭ, 2009. - ISBN 978-5-7598-0672-1 Кн. 1: . - , 2009. - 540 с. - Библиогр.: с. 538-540. - ISBN 978-5-7598-0673-8.
9.2.84 Ясин, Е. Г. Модернизация России: доклады для 10 конференций / Е. Г. Ясин. - М.: ГУ ВШЭ, 2009. - ISBN 978-5-7598-0672- Кн. 2: . - , 2009. - 466 с. - Библиогр.: с. 462-467. - ISBN 978-5-7598-0674-5.
9.2.85 Ясин, Е. Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: курс лекций / Е. Г. Ясин. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 437 с. - ISBN 5-7598-0107.
9.2.86 Ясин, Е. Г. Сценарии развития России на долгосрочную перспективу / Е. Г. Ясин. - М.: Фонд "Либеральная миссия", 2011. - 47 с - ISBN 978-5-903135-24-0.
9.2.87 Ясин, Е. Г. Экономическая информация. Что это такое? / Е. Г. Ясин. - М.: Статистика, 1976. - 80 с.: ил. - (Статистика для всех). - Библиогр.: с. 78.
Приложение А
(обязательное)
Пример оформления бланка задания на курсовую работу
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Факультет экономики и управления
Кафедра экономической теории
Задание на курсовую работу (16 пт)
Приложение Б
(справочное)
Пример оформления содержания курсовой работы
на тему
«Масштабы и формы теневой экономики в России»
__________________________________________________________________
Содержание
Введение……………………………………………………………………... | 3 |
1 Теневая экономика как объект теоретического исследования…………. | 5 |
1.1 Понятие, причины возникновения и структура теневой экономики… | 5 |
1.2 Особенности, формы проявления и сферы теневой деятельности…... | 10 |
1.3 Методы и проблемы оценки теневой экономики……………………... | 15 |
1.4 Факторы, способствующие развитию теневой экономики…………… | 18 |
2 Истоки и современное состояние теневой экономики в России……….. | 21 |
2.1 Специфика теневой экономики в советском обществе………………. | 21 |
2.2 Причины роста и развития теневой экономики в переходный период | 26 |
2.3 Масштабы, социально-экономические последствия теневой экономики в современной России и методы ее сокращения……………….. | 30 |
Заключение………………………………………………………………….. | 34 |
Список использованных источников………………………………………. | 36 |
Приложение А Динамика ВВП в теневом секторе………………………... | 38 |
Приложение В
(справочное)
Методы формальной логики
Таблица 4 - Общенаучные методы исследования. Методы формальной логики[2]
Метод | Содержание |
Приложение Г
(справочное)
Методы диалектики
Таблица 5 - Общенаучные методы исследования. Методы диалектики[3]
Метод | Содержание |
Восхождения от абстрактного к конкретному | Способ усвоения конкретного мышления, его воспроизводства как духовного конкретного. Метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней ко всё более конкретному её воспроизведению в теоретическом мышлении. Конкретное – это единство во многообразии (единство свойств и отношений). Абстрактное – это извлеченное, обособленное. Абстрактное – это один из ясно очерчивающих моментов конкретного – одностороннее и ущербное конкретное, мнимонезависимое от него. Конкретное и абстрактное соотносятся не с реальным и мысленным, практическим и теоретическим, объективным и субъективным, единичным и общим, а с полным и неполным. |
Единство логического и исторического | Это материализация метода восхождения от абстрактного к конкретному. При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии. Логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы. Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны. |
[1] Розанова, Н.М. Методика проведения семинарских занятий по экономической теории: как сделать предмет интересным? / Н.М. Розанова // TERRA ECONOMICUS. Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2010. – Том 8. - №1. – С.146
[2] См. подробнее: Ивлева Г.Ю. Методология экономических исследования: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 132 с.
[3] См. подробнее: Ивлева Г.Ю. Методология экономических исследования: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 132 с.
Макроэкономика
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования
по направлению подготовки 080100.62 Экономика
Оренбург
2014
УДК 330.101.541 (076.5)
ББК 65.012.3я7
С 33
Рецензент – доктор экономических наук, профессор З.С. Туякова
Сыровткина, Т.Н.
С 33 Макроэкономика: методические указания по выполнению курсовой работы / Т.Н. Сыроваткина, О.И. Федорова; Оренбургский гос.ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 47 с.
Методические указания содержат рекомендации по подготовке курсовой работы по макроэкономике. Даны указания по выбору темы, разработке теоретических вопросов, проведению анализа экономических процессов и явлений.
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080100.62 Экономика (бакалавр), изучающих дисциплину «Макроэкономика» и выполняющих курсовую работу по данной дисциплине.
УДК330.101.541 (076.5) ББК65.012.3я7
© Сыроваткина Т.Н.,
Федорова О.И., 2014
© ОГУ, 2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………....... | 4 |
1 Общие сведения о содержании и выполнении курсовой работы…………. | 7 |
1.1 Структура курсовой работы……………………………………………….. | 7 |
1.2 Текущий контроль выполнения курсовой работы……………………….. | 9 |
2 Выбор темы и поиск литературы…………………………………………… | 10 |
3 Разработка плана и основной части курсовой работы…………………….. | 17 |
3.1 Составление плана курсовой работы……………………………………... | 17 |
3.2 Введение…………………………………………………………………..... | 18 |
3.3 Разработка теоретических и практических вопросов курсовой работы.. | 19 |
3.4 Заключение……………………………………………………………….... | 22 |
3.5 Список использованных источников……………………………………... | 22 |
4 Стиль изложения курсовой работы………………………………………..... | 23 |
5 Рецензирование курсовой работы и допуск к защите……………………... | 26 |
6 Защита курсовой работы …………………………......................................... | 27 |
7 Оценка курсовой работы…………………………………………………….. | 28 |
8 Примерная тематика курсовых работ……………………………………..... | 29 |
9 Список рекомендуемой литературы……………………………………..... | 32 |
9.1 Учебная литература……………………………………………………..... | 32 |
9.2 Дополнительная литература……………………………………………... | 34 |
Список использованных источников………………………………………..... | 43 |
Приложение А Пример оформления задания на курсовую работу………… | 44 |
Приложение Б Пример оформления содержания курсовой работы……….. | 45 |
Приложение В Общенаучные методы исследования. Методы формальной логики…………………………………………………………………………… | 46 |
Приложение Г Общенаучные методы исследования. Методы диалектики……………………………………………………………………… | 47 |
Введение
Макроэкономика – одна из базовых экономических дисциплин, исследующая функционирование национальной хозяйственной системы в целом. Она анализирует проблемы, общие для всей экономики и является частью экономической науки как таковой.
Изучение макроэкономики закладывает теоретические основы профессиональной подготовки, формирует фундаментальный понятийный аппарат и позволяет соединить важнейшие теоретические макроэкономические проблемы с реальными тенденциями мировой и отечественной экономики.
В подготовке бакалавров по направлению 080100.62 Экономика важная роль отводится курсовой работе по макроэкономике, которая выполняется в целях:
- закрепления теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения данного предмета;
- расширения и систематизации теоретических и практических знаний;
- приобретения опыта подготовки библиографии по избранной теме и развитию навыков самостоятельной работы с экономической литературой;
- овладения методами исследования экономических процессов и явлений;
- развития навыков написания, презентации и защиты развернутой теоретической работы.
Процесс написания курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика:
1) общекультурных компетенций:
а) владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
б) способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
в) уметь использовать нормативные, правовые документы в своей деятельности;
г) способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
д) способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
2) профессиональных компетенций:
а) способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
б) способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
в) способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.
Написание курсовой работы требует от студента понимания экономической проблемы в целом, умения провести экономический анализ, сделать обобщения и, на основе проведенного исследования, сделать самостоятельные теоретические выводы и дать практические рекомендации. В результате студент должен:
1) знать:
а) основные понятия, категории и инструменты макроэкономики;
б) основные особенности ведущих школ экономической науки;
в) методы построения экономических моделей, объектов, явлений и процессов;
г) основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления макроэкономической политики государства;
2) уметь:
а) анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
б) выявлять проблемы макроэкономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
в) использовать источники экономической и социальной информации;
г) анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о макроэкономических процессах и явлениях;
д) выявлять тенденции изменения макроэкономических показателей;
е) осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач;
ё) осуществлять выбор инструментальных средств для обработки макроэкономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
ж) прогнозировать на основе стандартных теоретических и макроэкономических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне;
з) понимать взаимосвязь изучаемого курса с микроэкономикой и со смежными дисциплинами.
3) владеть:
а) методологией экономического исследования;
б) современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
в) методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и макроэкономических моделей;
г) современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне;
д) навыками самостоятельной работы.
При выполнении курсовой работы формируются не только навыки анализа экономических процессов и явлений, но и успешного выполнения выпускной квалификационной работы.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 249.