1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Должностные инструкции учителя-логопеда МОУ разработаны на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, изложенной в приказе МО РФ № 463/1268 от 31.12.95 г. «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования», Положения о школьном логопункте, Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с отклонениями в развитии (постановление Правительства РФ № 288 от 12.03.97 г.), Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/ 20-4 "Об учителях логопедах и педагогах психологах учреждений образования".
1.2. Учитель-логопед назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директора МОУ.
1.3. Учитель-логопед подчиняется ДИРЕКТОРУ МОУ по административной линии, а по профессиональной линии - старшему логопеду района, логопеду- методисту района или ПМПК; согласует свою деятельность с научно-методическим центром, со специалистами-дефектолагами вышестоящих органов управления образования.
1.4. В своей работе учитель-логопед МОУ руководствуется:
Законодательством РФ и региональным;
Конвенцией о правах ребёнка № 44/25 от 20.11.89 г.;
Всеобщей декларацией прав ребёнка;
Приказами и иными документами соответствующих региональных органов управления;
Уставом МОУ.
1.5. Рабочее время логопеда составляет 20 педагогических часов в неделю (согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04 2003 №191)
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МОУ.
2.1. Логопед МОУ занимается с детьми, имеющими несложные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, нарушение письменной речи). Акцент в своей работе учитель-логопед ставит на фронтальную (групповую и подгрупповую работу по преодолению и предупреждению нарушений письма и чтения). Выявленные в ходе обследования дети с тяжёлыми нарушениями речи (заикание), направляются на ПМПК с целью направления их в коррекционное учреждение. Данная категория детей не получает логопедическую помощь на логопункте.
2.2. Прием воспитанников с недостатками речи производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
2.3. Выявление воспитанников с нарушением речи проводится с 1 по 15 сентября (с 1 по 15 января по требованию администрации, в случае прохождения учреждением аттестации и т.п.) и с 15 по 30 мая.
2.4. В течение учебного года логопедические занятия посещают 20 - 25 детей. Основной формой коррекционной работы являются индивидуальные и групповые занятия.
2.5. Коррекционные занятия в МОУ проводятся с 15 сентября по 15 мая включительно.
2.6. Индивидуальные коррекционные занятия с каждым ребёнком проводятся не реже 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 15-20 мин. Перерывы между индивидуальными занятиями 5 минут.
2.7. Групповые коррекционные занятия проводятся по расписанию логопеда, продолжительность занятий 40 минут (академический час). Перерывы между фронтальными занятия составляют 10 – 15 минут.
2.8. Материал для занятий должен отвечать коррекционным задачам и соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.
2.9. Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий возлагается на учителя-логопеда, родителей, учителей и администрацию МОУ.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МОУ.
3.1. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование.
3.2. Учитель–логопед обязан:
обследовать воспитанников МОУ с целью определения характера, структуры и степени выраженности имеющегося у него дефекта в сроки установленные для обследования (15 – 30 сентября и 15 – 30 мая);
разрабатывать перспективное планирование в зависимости от структуры дефекта;
вести и вовремя оформлять необходимую документацию;
работать в тесном контакте с учителями начальных классов, психологом школы и родителями;
использовать разнообразные формы, приёмы, средства и методы обучения в рамках государственных стандартов;
консультировать педагогов и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи;
вести просветительскую работу среди педагогов и родителей, направленную на раннее выявление речевых нарушений, предупреждение нарушений письменной речи;
посещать мероприятия, организованные и проводимые ПМПК, методическим кабинетом или старшим логопедом в рамках района или города;
повышать свою профессиональную квалификацию;
участвовать в работе психолого-медико-педагогического консилиума;
проводить индивидуальные и фронтальные занятия по коррекции речевых нарушений;
регулярно проходить медицинский осмотр и сдавать экзамены по санитарному минимуму;
соблюдать этику отношений с сотрудниками образовательного учреждения, родителями, не решать личные и производственные дела в присутствии детей;
не разглашать медицинские данные, предоставляемые родителями и узкими специалистами для оформления речевой карты без письменного запроса другим учреждениям или физическим лицам.
4.ПРАВА.
Логопед имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Пользоваться информацией педагогов-психологов, учителей-дефектологов, врачей о результатах диагностических исследований обучающихся (воспитанников). Обращаться с запросами в медицинские, диагностические и другие учреждения.
4.2. Принимать участие в работе методических объединений района и образовательного учреждения по вопросам воспитания и обучения детей с речевой патологией;
4.3. Повышать свою квалификацию всеми доступными методами, проходить аттестацию на добровольной основе на соответствующую категорию и получать её в случае успешного выполнения;
4.4. Требовать от руководителя ОУ создания условий для успешного выполнения функциональных обязанностей;
4.5. Пользоваться льготами и преимуществами в оплате труда, продолжительности очередного отпуска, предусмотренным законодательством для учителей-логопедов;
4.6. На защиту профессиональной чести и достоинства;
4.7. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.8. Свободно выбирать и использовать методики для обследования речевого развития детей младшего школьного возраста, а также обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, методы оценки знания воспитанников.
5.ОТВЕТСВЕННОСТЬ.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, законных распоряжений руководителя учреждения или иных нормативных актов, в том числе за превышение предоставленных прав, учитель-логопед несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённую трудовым законодательством.
5.2. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов и приёмов воспитания, связанных с психическим или физическим насилием над личностью ребёнка, учитель-логопед может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. Логопед несёт персональную ответственность за:
Жизнь и здоровье детей во время логопедических занятий;
Устранение речевых нарушений (исключая случаи, не зависящие от логопеда – нарушение речи, обусловленное снижением слуха, зрения, интеллекта, патологией в строении речевого аппарата, требующей помощи узких специалистов);
Правильности постановки заключения, использования методов и приёмов обучения и коррекции;
Сохранение документации логопеда в соответствии с установленными сроками;
Принятие решений строго в рамках своей профессиональной компетенции;
Соблюдение правил внутреннего распорядка;
Своевременное выполнение распоряжений администрации в рамках функциональных и должностных обязанностей;
Бережное отношение к имуществу и материальным ценностям детского сада.
6. ДОЛЖНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.
6.1. Учитель-логопед самостоятельно планирует работу на каждый учебный год. План работы утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее 10 дней после начала учебного года и сдаётся (по требованию) районного логопеда или методиста учителей-логопедов в установленные сроки;
6.2. Отчитывается перед руководителем образовательного учреждения и методистом учителей-логопедов данного района о своей деятельности и результатах работы за истекший учебный год в течение 10 дней после окончания фронтальных занятий (т.е. после 1-го июня).
6.3. Получает информацию организационного нормативно-правового характера от методиста учителей-логопедов МОУ своего района или города;
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам коррекции и учебно-воспитательного процесса с врачами, педагогами-психологами, учителем-дефектологом, учителями, другими педагогами, работающими с данными детьми.
6.5. Самостоятельно планирует свою деятельность в течение рабочей недели, исходя из циклограммы рабочего времени логопеда МОУ.
6.6. План работы утверждает руководитель МОУ и районный логопед или логопед-методист данного района.
Ознакомлен (а)___________________
(подпись и дата)
___________________________
Программы обучения
Каждый педагог строит свою работу согласно Программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные Программы по преодолению ОНР, ФНР и ФФНР. Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея Программы по преодолению нарушений письма и чтения, рекомендованной МО РФ зачастую вынуждены использовать лишь Методические рекомендации к планированию и организации работы, или авторские наработки по данной проблеме. Однако существует ещё один путь - использовать региональные авторские программы по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР, рекомендованные к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.
В данном пособии я предлагаю вашему вниманию авторскую Программу по преодолению нарушения письма у младших школьников» (см. вторую часть пособия), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г.Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет. Хочется, однако, отметить, что при использовании данной Программы по дисграфии необходимо исходить из имеющегося нарушения, а именно формы дисграфии и качества ошибок. В рекомендуемых приблизительных планах работы, представленных в приложении Программы рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде, специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план, необходимо выбрать только те темы для рассмотрения, в которых существует необходимость у данной группы детей. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждой формы необходимые темы для изучения и составляет своё планирование с опорой на Программу.
5. Годовой план работы логопеда
Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.
Цель данного документа - отразить работу логопеда в течение учебного года.
Существуют разные формы составления годового плана работы, я предлагаю вам оформить его в виде таблицы, с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения.
Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчёта о проделанной работе.
Рассмотрим образец годового плана работы логопеда МОУ.
Утверждаю____________
Директор МОУ № _____
______________________
План методической работы на 200__ -200__ учебный год
логопеда МОУ №_____
№ |
Мероприятия
Сроки
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.