Организация работы логопеда на школьном логопункте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мазанова Елена Витальевна

 

 

 

 

 

Р Ы Б А

 

Г И Р Я
М Я Ч

               

 

 

 

Методическое пособие

Для учителей-логопедов

 

(Приложение к Программе по преодолению нарушений письма у младших школьников)

Рекомендовано к применению

специалистами кафедры логопедии ИКП СГПУ

 

 

Самара 2005

Часть I .

 

Организация работы логопеда на школьном логопункте.

 

Среди всех документов, имеющихся в арсенале школьного логопеда можно выделить:

1. Инструктивное письмо.

2. Сборник приказов и инструкций.

3. Должностные инструкции.

4. Программы обучения (для школьников с ФФНР, ФНР, ОНР, нарушением письма и чтения), допущенные к применению Министерством образования науки РФ или местными органами управления.

5. Годовой план работы логопеда.

6. Журнал обследования устной письменной речи учащихся.

7. Паспорт логопедического кабинета.

8. Журнал учёта посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий.

9. График рабочего времени логопеда (циклограмма рабочего времени)

10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.

11. Речевые карты в зависимости от речевого дефекта.

12. Отчёт о количестве нарушений на начало года.

13. Аналитический отчёт о проделанной работе в конце года.

14. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг)

 

    Логопед школьного логопункта или учитель-логопед специальной школы строит свою работу согласно Инструктивного письма Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», сборника приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от сентября 1979 г., а также Постановления Правительства РФ от 03,04 2003 №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений».

 

Инструктивное письмо.

    Согласно Инструктивному письму Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» логопедический пункт создаётся в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в формировании предпосылок к усвоению общеобразовательных программ (особенно родному языку).

На логопедический пункт зачисляются дети, обучающиеся в общеобразовательном учреждении и имеющие общее недоразвитие разной степени выраженности, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произношения – фонетический дефект, дефекты речи, обусловленные нарушением подвижности и строения речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), нарушения чтения и письма, обусловленные различными причинами.

Зачисление на логопункт осуществляется в установленные сроки, проводится обследование. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского образовательного учреждения не более 20 человек.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения.

Групповые занятия проводятся:

С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленное различными причинами, не менее трёх раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие или фонематический дефект, не менее двух-трёх раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

С обучающимися, имеющими заикание не менее трёх раз в неделю.

    Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия20 минут.

 

Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи:

Речевое нарушение                     город                    сельский логопункт

С ОНР                                             до 4                                    до 3

 

С НВОНР                                       до 5                                    до 4

 

С ФФН и ФН                                 до 6                                    до 5

 

С нарушением письма,

обусловленным ОНР               до 4                                     до 2

 

С нарушением письма,

обусловленным НВОНР         до 5                                      до 4

 

С нарушением письма,

обусловленным фонетическими,

фонетико-фонематическим

недоразвитием                         до 6                                       до 5

 

Заикающиеся                               до 4                                      до 3

 

С недостатками произношения

отдельных звуков                   до 7                                      до 6

Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от сентября 1979 г.

    Данный документ направлен на разработку и осуществление мер по всестороннему совершенствованию деятельности логопедов логопедических пунктов, усиление их роли в оказании специализированной помощи школьникам, имеющим нарушения письменной и устной речи.

Данный документ представляет собой Положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах, которое содержит следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Организация логопедической помощи.

3. Учитель-логопед.

4. Руководство и контроль за логопедической    работой.

5. Приложения.

И Инструктивное письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе, рассматривающее основные направления, которые можно реализовать в повседневной практике с учетом индивидуальных особенностей детей. В настоящее время существует ряд документов, которые вносят изменения и дополнения в существующий документ. Таковым является Постановления Правительства РФ от 03.04 2003 №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений», в котором говорится о том, что норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет у учителей-логопедов и дефектологов 20 часов в неделю (педагогический час включает в себя одно фронтальное занятие (академический час) и перерыв или два индивидуальных занятия и перерывы между ними, другими словами он приравнивается к астрономическому часу).

 

Программы обучения

Каждый педагог строит свою работу согласно Программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные Программы по преодолению ОНР, ФНР и ФФНР. Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея Программы по преодолению нарушений письма и чтения, рекомендованной МО РФ зачастую вынуждены использовать лишь Методические рекомендации к планированию и организации работы, или авторские наработки по данной проблеме. Однако существует ещё один путь - использовать региональные авторские программы по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР, рекомендованные к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.

В данном пособии я предлагаю вашему вниманию авторскую Программу по преодолению нарушения письма у младших школьников» (см. вторую часть пособия), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г.Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет. Хочется, однако, отметить, что при использовании данной Программы по дисграфии необходимо исходить из имеющегося нарушения, а именно формы дисграфии и качества ошибок. В рекомендуемых приблизительных планах работы, представленных в приложении Программы рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде, специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план, необходимо выбрать только те темы для рассмотрения, в которых существует необходимость у данной группы детей. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждой формы необходимые темы для изучения и составляет своё планирование с опорой на Программу.

 

5. Годовой план работы логопеда

Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.

Цель данного документа - отразить работу логопеда в течение учебного года.

Существуют разные формы составления годового плана работы, я предлагаю вам оформить его в виде таблицы, с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению,    сроками или датами проведения.

Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчёта о проделанной работе.

Рассмотрим образец годового плана работы логопеда МОУ.

 

Утверждаю____________

Директор МОУ № _____

______________________

 

 

План методической работы на 200__ -200__ учебный год

логопеда МОУ №_____

 

 

Мероприятия

Сроки

Примечание

До 15.09

В каникулярное время

 

2. Разработка инструментария.

До 5.09.

 

3. Изучение медицинских карт поступивших первоклассников и вновь прибывших учеников в МОУ (2- 4 классы)

1.09. – 15.09

и в течение года

 

4. Проведение массового обследования первых классов с целью выявления ОНР, ФН и ФФН.

Периоды обследования

 

5. Проведение массового обследования учащихся 2 – 4 классов с целью выявления нарушений устной и письменной речи.

Периоды обследования

 

6. Комплектование групп для занятий с логопедом и постановка на учёт детей имеющих нарушения устной и письменной речи.

Периоды обследования

 

7. Составление календарных планов циклограмм, графика рабочего времени, оформление документации логопеда

С 1.09. – 15.09

с 1.01. – 15.01.

с 15.05 – 30.05.

 

8. Подготовка документов  для представления детей на ПМПк

До 15.09

в каникулярное время

по запросу администрации

 (в течение года)

 

9. Анализ проведённой работы с целью подведения итогов работы логопе-дической службы, комплектования групп на следующий учебный год.

Май

 

10.  Подготовка конспектов фронтальных и индивидуальных занятий по коррекции дисграфии и дислексии, ОНР, ФН, …

До 15.09

в каникулярное время в течение года

 

В течение года

  2.

В течение года

  3.

В течение года

 

III . Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса.

  1. А) с учителями начальных классов: Посещение уроков русского языка и чтения среди 1 – 4 классов (по выбору логопеда) с целью выявле-ния нарушений устной и пись-менной речи и создания единых форм работы логопеда и учителя начальных классов.

 в течение года

 

2. Консультация учителей.

В течение года

 

3. Участие в методическом объединении

В течение года

 

4. Участие в заседании ПМПк

В течение года

 

5. Сообщение родителям, учителям результатов логопедического обсле-дования, диктантов, творческих работ и контрольных списываний.

Сентябрь

           январь

           май

 

6. Знакомство с различными програм-мами начальной школы по русскому языку.

До 15.09.

 

7. Отслеживание динамики речевого развития детей, зачисленных на школьный логопункт.

В течение года

 

  б) С психологом:

 

1. Проведение совместного обсле-дования вновь поступивших детей (первоклассников и учащихся 2 – 4 классов)

1.09. – 15.09.

       1.01. – 15.01.

 

2. Направление с согласия родителей детей к школьному психологу и другим специалистам.

В течение года

 

3. Знакомство с результатами обсле-дования психолога с целью создания единой формы коррекционной работы

В течение года

 

4. Направление на ПМПк и ПМПК (с согласия родителей) по представлениям школьного логопеда и представлениям и заключению школьного психолога.

В течение года

 

  в) с родителями:

 

1. Присутствие родителей во время обследования устной и письменной речи учащихся.

В периоды обследования

 

2. Сообщение родителям результатов обследования.

В периоды обследования

 

3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций (в соответствии с графиком работы школьного логопеда)

В течение года

 

4. Выступление на родительских собраниях: (записать темы сообще-ний на родительских собраниях и сообщить их администрации для внесения в годовой план школы)

 проводить в течение года

(наметить до 05.09.)

 

5. Проведение открытых уроков и занятий для родителей, чьи дети обучаются у логопеда.

В течение года

 

  г) с администрацией:

 

1. Посещение педагогического консилиума (по плану)

по плану (в течение года)

 

2. Выступление на педагогических советах (по плану школы)

В течение года

 

3. Участие в приёме детей в первый класс

Июнь

     август

 

  д ) с поликлиникой, школьной медсестрой

 

1. Консультировать учащихся начал-ьной школы по запросу школьной мед.сестры

В течение года

 

2. Консультировать детей данной школы по направлениям школьной поликлиники

В течение года

 

3. Направлять детей к узким специи-алистам (невропатологу, окулисту, лору, психиатру) (по согласию родителей)

В течение года

 

4. Выявление детей-логопатов, состоящих на учёте у школьной мед.сестры

В течение года

 

5. Выявление возможных заболеваний у мед.сестры для оформления речевых карт и другой доку-ментации логопеда

В течение года

 

6. Предоставление результатов обследования и заключения по официальному запросу детской поликлиники и других учреждений.

В течение года

 

7. Анализ коррекционной работы совместно со школьной медсестрой (выбыл, прибыл, остался для продолжения обучения,…т.д.)

Май

 

           

 

Фамилия, имя

Письменная речь

Устная речь

Буква, слог

Слово

Фраза

Фонематическое восприятие

Звукопроизношение

Словарь

Грамматич . категориии

Логопедическое заключение

пропуски

вставки

повторы

замены

смешения

перестановки

разрыв

слияние

повтор

замена

границы предложения

аграмматизмы

орфографические

перестановка слов

порядок предложений

пропуски слов

букв

слогов

слов

букв

слов

букв

слогов

акустич.

оптич.

акустич.

оптич.

букв

слогов

слов

истин. зеркал. кинет.   Иванова Дарья +++ ++                             ++ +     +   ++     + + ++++ +++ +++ Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. ОНР III   Петров Сидор               ++       +++                     +       +++ ++++     Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания. ФФНР.   Тарков Данила               +       ++                     +       ++++ ++     Артикуляторно-акустическая дисграфия. ФФНР.   Степанкова Лилия                                           ++ +++         ++ +++ +++ Аграмматическая дисграфия, ОНР III   Науменко Настя ++ +                             + +     +   +           ++ + Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. НВ ОНР   Королёва Анна                                                             Норма устной и письменной речи   Сидоркин Андрей ++ +                             + +     +   +++   +   + + + + Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. ОНР III   Сидоркин Алексей                                                             Норма устной и письменной речи   Стасенков Станислав +++ +             ++ +     +       + +     +   +++       + + + + Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза с элементами оптической дисграфии. ОНР III   Астафьев Кирилл ++ +                             + +     +   +++       + + + + Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. ОНР III

Всего обследовано детей - ________                                 кол-во детей с нормой - _________                              кол-во детей нарушением устной речи - ________

Кол-во детей с нарушением письменной речи - _________                          кол-во детей с нарушением устной и письменной речи - ________________



Примерный график работы логопеда

     
 


                                                                                           Утверждаю____________

                                                                                          Директор МОУ № _____

                                                                                            ______________________

 

 

График работы на 200__ -200__ учебный год

логопеда МОУ №_____

______________________________________

Понедельник                  11.00 – 14.15

 

Вторник                           13.00 – 16.50

 

Среда                                11.00 – 14.15

 

Четверг                            13.00 – 16.50

 

Пятница                           11.00 – 14.15

 

Утверждаю____________

Директор МОУ № _____

______________________

 

 

Циклограмма рабочего времени логопеда МОУ № ____

 

_____________________________________

 

 на 200__ -200__ учебный год

 

Понедельник   11.00 – 11.40 – группа №1 11.50 – 12.30 – группа №2 12.40 – 13.00 – индивидуальное №1 13.05 – 13.25 – индивидуальное №2 13.35 – 14.15 – группа №3   Вторник   13.05 – 13.25 – индивидуальное №4 13.35 – 14.15 – группа №4 14.25 – 15.05 – индивидуальное №5 15.15 – 15.35 – индивидуальное №6 15.40 – 16.00 – индивидуальное №7 16.10 – 16.50 – группа №5  
Среда   11.00 – 11.40 – группа №1 11.50 – 12.30 – группа №2 12.40 – 13.00 – индивидуальное №1 13.05 – 13.25 – индивидуальное №2 13.35 – 14.15 – группа №3   Четверг   13.05 – 13.25 – индивидуальное №4 13.35 – 14.15 – группа №4 14.25 – 15.05 – индивидуальное №5 15.15 – 15.35 – индивидуальное №6 15.40 – 16.00 – индивидуальное №7 16.10 – 16.50 – группа №5  

Пятница

 

11.00 – 11.40 – группа №1

11.50 – 12.30 – группа №2

12.40 – 13.00 – индивидуальное №1

13.05 – 13.25 – индивидуальное №2

13.35 – 14.15 – группа №3

 

 

* Консультации родителей, учителей начальных классов, посещение педсовета и перерывы между занятиями в рабочее время логопеда не входят.

Перерывы между занятиями соответствуют временному отрезку перемен данного образовательного учреждения (если перемена 10 минут, то перерыв между групповыми занятиями 10 минут, если перемена 20 минут – перерывы между занятиями 20 минут).

10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.

После обследования, опираясь на материалы обследования и мониторинг, логопед составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся. Цель - распределить намеченные темы, в течение учебного года, определить объём изучаемого материала по каждой теме, определить лексический материал в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей. При составлении планирования необходимо учитывать все направления работы для устранения, имеющегося речевого дефекта (при устранении ОНР: развитие фонематических процессов, работа по слоговой структуре, развитие лексико-грамматического уровня речи, развитие устной речи; при преодолении ошибок письма и чтения при оптической дисграфии: развитие оптико-пространственных представлений, развитие моторной координации, объём лингвистического материала и.т.д.) Необходимо помнить о том, что при составлении планирования на группу логопед исходит из структуры дефекта и отбирает из программы темы, согласно имеющемуся нарушению.

 


Тема

Коррекционного

Занятия

Фонетика Лексика Грамматика I.

Акустически сходные звуки: 33 – 35 часов

1.     2.   3.   4.     5.     6.   7.   8.   9. 2     2   3-4   3-4     4     3   3   3   3

Звуки. Гласные и согласные звуки.

 

Дифференциация гласных I – II ряда.

 

Дифференциация гласных А – Я.

 

Дифференциация гласных У – Ю.

 

Обозначение

мягкости при помощи мягкого знака

 

Звуки б – б’ – п – п’

 

Звуки з – з’ – с – с’.

 

Звуки ж – ш.

 

Дифференциация звуков с – ц.

- развитие фонематического слуха; - развитие фонематического анализа; - развитие фонематического восприятия; -выделение звуков во всех позициях; -дифференциация твердых и мягких звуков; -звуковой анализ; -дифференциация звуков во всех позициях;   - словарь на изучаемые звуки и буквы   - слова - паронимы     - словарь на изучаемые звуки и буквы   - слова - паронимы -образование гласных 2 ряда; -работа со схемой слова; -запись букв, слогов, слов, предложений с аппозициционными звуками и буквами, обозначающимимягкость согласных на письме при помощи Ь знака; -слуховые и зрительные диктанты -тексты с аппозиционными звуками. 10     11     12 3     3     6 Дифференциация звуков ц – тс.   Дифференциация звуков ч – щ.   Дифференциация акустически сходных звуков на уровне текста

-выделение звуков во всех позициях;

-дифференциация

твердых и мягких

звуков;

-звуковой анализ;

-дифференциация

звуков во всех позициях;

- словарь на изучаемые звуки и буквы - слова - паронимы; - слова - паронимы;   -слуховые и зрительные диктанты -тексты с аппозиционными звуками.              

2. 45 часов (оптическая дисграфия)

  1   2     3     8   8     2   Развитие неречевых процессов. Зрительный анализ   Зрительное восприятие, внимание, память   Пространственные и временные представления    

-развитие зрительного внимания;

-развитие предметного восприятия (реальные предметы, предметные картинки, фигуры):

а) цвета (основные и оттеночные);

б) форма;

в) величина.

-развитие восприятия цифр и букв:

а) цвет (основные и оттеночные);

б) форма;

в) величина.

-развитие зрительной памяти;

-развитие временных представлений: вчера, сегодня, завтра, послезавтра …; время года; месяцы; дни недели; время суток;

-развитие пространственных представлений: ориентировка в схеме тела, в пространстве, понимание пространственных предлогов;

-развитие зрительно-моторной координации.

 

 

4

 

5

 

6

 

 

7

 

 

6

 

3

 

12

 

 

6

Буквы. Речевые процессы Неречевые процессы
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ  БУКВ: Буквы:  а = о, и = у. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ   и СОГЛАСНЫХ БУКВ: Буквы:   и = ш(и =ш, И=Ш). ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ БУКВ: Буквы: л = м (Л=М, л=м), п = т (П=Т, п = т),  б=д ,  ц = щ (Ц = Щ, ц = щ)   Дифференциация оптически сходных букв (на уровне текста) -уточнение артикуляции изучаемых звуков; -соотнесение артикулемы - морфемы и графемы; -соотнесение буквы с символом для обозначения на письме; -дифференциация сходных по начертанию букв: изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте;   -работа со словами-паронимами; -написание зрительных и слуховых диктантов с изучаемыми буквами; -закрепление умений и навыков, полученных на первом этапе; -развитие зрительного внимания; -развитие зрительной памяти; -развитие зрительно-моторной координации; -развитие пространственных представлений (на расположении элементов букв в пространстве); -развитие умений конструирования и реконструирования букв.

 

Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта).

    В ходе обследования устной и письменной речи логопед заполняет речевую карту на каждого ребёнка в зависимости от возраста и структуры речевого дефекта.

В ходе практической деятельности автором были разработаны различные типы речевых карт. Эта необходимость возникла в виду того, что имеющиеся в арсенале карты либо не отражали картину дефекта в целом или были чересчур громоздкими и неудобными в работе. 

В настоящее время в литературе по логопедии можно встретить различные варианты оформления и ведения речевых карт. Однако среди множества вариантов необходимо выбрать ту, которая сможет отвечать главной цели – дать полную картину речевого дефекта, позволяющую без труда поставить заключение.

Основные разделы речевой карты:

1. Анамнестические данные.

2. Обследование фонетической стороны речи.

3. Обследование звукопроизношения.

4. Обследование строения артикуляционного аппарата.

5. Обследование функционального базиса речи.

6. Обследование лексико-грамматического строя речи.

7. Обследование связной речи.

8. Приложение (в виде образцов творческих и контрольных работ ребёнка).

В данном пособии я предлагаю вниманию специалистов несколько вариантов речевых карт, они составлены с учётом возраста и специфики речевого нарушения ребёнка. Хочется обратить ваше внимание на речевую карту для школьника 2 – 4 класса. В приложение этой карты я предлагаю включить помимо традиционных образцов детских работ, задания, которые дети выполняют самостоятельно. Помимо этого проводить слуховые и зрительные диктанты рекомендуется дважды: сначала пишут в классе под руководством учителя начальных классов, потом на логопункте с логопедом. Работы детей анализируются. Логопед также просматривает рабочие тетради детей, выписывает специфические ошибки, и только потом ставится первичное логопедическое заключение.

Обратимся к образцам речевых карт. Их 3 вида:

1. Речевая карта на ребёнка с ОНР.

2. Речевая карта на ребёнка с дисграфией.

3. Речевая карта на ребёнка с ФФНР или ФНР.

Первая, речевая карта рассчитана на первоклассника с ОНР и располагает набором заданий, направленных на выявление данного вида речевого нарушения. При необходимости она может быть дополнена приложением, состоящим из заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения ребёнком и тогда возможно использовать для обследования школьника с дисграфией. Также ею можно воспользоваться на втором году обучения ребёнка с ОНР, если коррекционная работа не завершена и необходимо обследовать уже письменную речь.

Третий вид речевой карты рассчитан на учащегося начального звена с фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием или имеющего фонетический дефект.

Речевая карта на школьника

 

МОУ №________ _________________ района

логопед _______________________________

 

1. Фамилия, имя ______________________________________________________________________

2. Дата рождения ______________________________ Школа_____________ Класс ______________

3. Адрес ____________________________________________________ Телефон ________________

4. Сведения о родителях:                                           Мать_________________________________________________________________________________

Отец_________________________________________________________________________________

5. Дата зачисления на логопункт _________________________________________________________

4. Успеваемость (к моменту обследования) по русскому языку________________________________

математике _____________________________ чтению____________________________________

5. Жалобы учителей и родителей_________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

6. Анамнез:

         От какой беременности ребёнок _________________________________________________

        Характер беременности__________________________________________________________

             Роды_________________________________________________________________________________

                      (досрочные, срочные, обезвоженные, быстрые, стремительные, стимуляция)

Когда ребёнок закричал_________________________________________________________________

             Асфиксия (белая, синяя)_______________________________________________________

Вес при рождении _____________ рост______________ Когда принесли кормить _______________

Как взял грудь ____________ Наблюдались ли срыгивания, попёрхивания ___________

Выписан из роддома _________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

Голову держит с________________Гуление____________________ Лепет_____________________

Сидит________________________ Первые слова___________________________________________

Ходит_________________          Первые фразы___________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________________

7. Обращались ли раньше к специалистам за помощью______________________________________

_____________________________________________________________________________________

8. Заключение психиатра_____________________________________________________________

9. Заключение оториноларинголога _____________________________________________________

10. Заключение окулиста_______________________________________________________________

11. Общее физическое развитие и перенесённые заболевания ________________________________ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

12.Состояние общей моторики__________________________________________________________

13.Состояние мелкой моторики__________________________________________________________

14. Состояние артикуляционного аппарата:

· губы:

а) толстые, тонкие, короткие, расщелина ______________________________________________

б) подвижность ____________________________________________________________________

в) переключаемость _________________________________________________________________

· зубы: редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, отсутствуют резцы _____________________________________________________________________________

· твёрдое нёбо: высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое, нормальное ________________

· мягкое нёбо: укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается, нормальное ____________________________________________________________

· прикус: прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой, открытый, косой

· язык:

а) массивный, маленький, укороченная уздечка ___________________________________________

б) подвижность: широкий_________, узкий ____________, вверх____________, вниз ____________,

маятник ____________, облизать верхнюю губу___________, облизать нижнюю губу___________

в) переключение: широкий-узкий __________________, вверх-вниз __________________________, оближи верхнюю/нижнюю губу____________________, пощелкай ____________________________

г) удержание позы ____________________________________________________________________

д) тремор ____________________________________________________________________________

е) саливация __________________________________________________________________________

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

1. Общее звучание речи:

· выразительность (невыразительная, маловыразительная);_________________________________

· голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с нозальным оттенком);___________________

· дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное);_____________________________________________

· темп, ритм (замедленный, быстрый) ___________________________________________________

· дикция (четкая, смазанная) ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Звукопроизношение

· свистящие (характер нарушения): с... ... ..., сь... ... ..., з ... ... ..., зь... ... ..., ц... ... ..._______________

· шипящие (характер нарушения): ш ... ... ..., щ... ... ..., ж ... ... ..., ч... ... ...______________________

· сонорные (характер нарушения): л ... ... ... ..., ль ... ... ... ..., р ... ... ... ..., рь ... ... ... ..., й … …______

· другие звуки … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …_______________________________________________________________________________

3. Фонематический слух

А. Фонематическое восприятие

а) са-ша-са_________________________ б) за-за-жа-за_____________________________________

ца-са-са_____________________________ ча-ча-ща-ча_____________________________________

ба-па-па _____________________________ка-га-га-ка_____________________________________

тя-ча-тя _____________________________па-пя-па-пя ____________________________________

ра-ла-ра _____________________________ря-ля-ря-ря ____________________________________

в) бочка-почка ________________________ день-тень _____________________________________

том-дом-ком ________________________мишка-миска __________________________________

кот – год – ход ___________________________

Б. Фонематические представления (подбор слов на заданный звук:[а, о, у, к, с])_________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Фонематический анализ

мак _____________________кит __________________________лист ___________________________

утка __________________кошка ________________________капуста __________________________

_____________________________________________________________________________________

г. Слоговой анализ

кит _______________утка___________________ мак ________________________________________

кошка ________________________________смородина ___________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. Слоговая структура:

А) называние картинок

· дерево _________________________________ · аквариум _______________________________ · милиционер ____________________________ · мотоциклист ____________________________ · скатерть ________________________________ · _______________________________________ · _______________________________________ · _______________________________________ · _______________________________________ · _______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) воспроизведение слов:

· строительство ___________________________ · серпантин ______________________________ · часовщик ______________________________ · репетиция ______________________________ · сквозняк _______________________________ · дерево _________________________________ · аквариум _______________________________ · милиционер ____________________________ · мотоциклист ____________________________ · скатерть ________________________________

_____________________________________________________________________________________

В) составление предложений по картинкам и воспроизведение предложений:

· Мама расчёсывает волосы перед зеркалом. ____________________________________________

· Регулировщик регулирует движение. __________________________________________________

· Водопроводчик чинит водопровод. ___________________________________________________

· Чистильщик чистит обувь. ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Лексико-грамматический строй

А. Исследование состояния номинативного словаря:

· Предмет и его части:

чайник ____________________________ кукла_________________________________________

машина ____________________________ стул __________________________________________

сапог ______________________________

· Объяснение лексического значения слов:

огород ____________________________ подоконник ____________________________________

клумба ____________________________ поезд _________________________________________

· Обобщающие понятия: назвать, одним словом предметы:

Яблоко, груша, банан, слива _____________________

…..Олень, волк, барсук, медведь ____________________

Ручка, ластик, тетрадь, книга ____________________

Берёза, дуб, осина, ель __________________________

…..Самолёт, такси, автобус _________________________

   Назвать предметы, относящиеся к

· мебели

· инструментам

· насекомым

· обуви

· грибам

Б. Исследование предикативного словаря: подбор действий к предметам:

- Кто как голос подаёт?

утка ________________ петух__________________ гусь _______________

лошадь ______________________ ворона ____________________________

-Кто как передвигается?

лошадь _____________ ворона _______________ человек _______________

рыба _________________ черепаха ______________

В. Исследование словаря признаков:

- Подбор признаков к предметам: (по 5 – 6 слов) 

осень (какая?) __________________________________________________________________________

друзья (какие?) _________________________________________________________________________

вечер (какой?) __________________________________________________________________________

ведро (какое?) __________________________________________________________________________

 Г. Исследование словаря антонимов:

День - ___________ весна- _____________ мороз - ______________

Большой - ________________низкий - ___________________ широкий - __________________

Сесть - __________________ говорить - __________________ ссориться - _________________

Темно - ___________ далеко - _____________ быстро - _____________

Расстегивать - ___________ входить - ___________________ наливать - ________________

Д. Исследование словаря синонимов:

Лётчик - ___________ шофёр - ____________ врач - _____________ печальный - _____________

нарядный ______________

Е. Словообразование:

· образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

книга ______________ воробей _______________стул___________________

ковер _____________   ведро _______________ хлеб ______________гриб___________________

топор _____________  белка _______________ скамейка _________________________________

_____________________________________________________________________________________

· образование названия детёнышей:

у лисы - ____________________ у козы - ________________________

у утки - ___________________ у собаки - __________________ у свиньи - ___________________

· образование глаголов префиксальным способом:

лить - _____________________________________________________________________________

шёл - _____________________________________________________________________________

· образование прилагательного от существительного:

скамейка из дерева ____________________    тетрадь из бумаги ______________________

сумка из кожи _________________________ …….сок из моркови _______________________

шуба из меха _________________________

_____________________________________________________________________________________

  • образование притяжательных прилагательных: у лошади, у медведя, у льва, у тигра, у овцы

хвост чей? ______________________________________________________________

ухо чье? ________________________________________________________________

голова чья? _____________________________________________________________

Ж. Обследование словоизменения:

· множественное число существительных:

ухо -_______ утёнок - __________ стул - ________

ведро - ___________книга - ________

 

· предложно-падежные формы:

В Куда идут девочки? Где лежит лекарство?
ИЗ Откуда выйдут девочки? Откуда возьмём лекарство?
НА Где висит одежда? Где лежит торт?
С Откуда снимем пальто? Откуда возьмём торт?
ЗА Куда прячутся ребята? Где сидит ученик?
ИЗ-ЗА Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?
ПОД Где сидит ёжик? Где находится крючок?
ИЗ-ПОД Откуда вылезет ёжик? Откуда вынем крючок?
НАД Где летает змей? Где сияет радуга?
МЕЖДУ Где находится волк? Где стоит заяц?

· падежные конструкции

Вин. пад. Кого ты видел в зоопарке?
Род. пад. Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?
Дат. пад. К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?
Твор . пад. Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес?
Пред. пад. На чем катаются дети?

 

· согласование: считаем предметы по два и попять: дом, окно, дерево, кукла, ведро.

 

 

6. Обследование связной речи

· Составление рассказа по картинке ____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

· Составление рассказа по серии картинок ______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

· Пересказ: текст для пересказа:

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

 _____________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Приложение №1.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ

Учебный год год

- Подбери однокоренные слова

Стол___________________________ Сноп ___________________________
Гриб ___________________________   Лист ___________________________
Лес ____________________________ Винт ___________________________

- Подбери слова-антонимы

Большой - ______________________ Старый - _______________________
Низкий - ________________________ Сесть - _________________________
Широкий - ______________________ Говорить - ______________________
Смелый - _______________________ Ссориться - _____________________
Здоровый - ______________________ Далеко - ________________________
Сильный - ______________________ Быстро - ________________________

- Запиши без скобок предложения

Саша /ото/рвал /от/цветка /от/росток. _____________________________________________________

 _____________________________________________________________________________________

 

Лодка /с/ребятами /от/плыла /от/берега. __________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

 

Ребята /с/двинули парты /с/места и стали /под/метать пол.____________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

-Допиши

И.П., ед. ч. мост ухо стул ведро книга палец дерево пень стена И.П., мн. ч. мосты _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________     Р.П., мн. ч. мостов _______________________________ ______________________________________________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _____________________________________

- Вставь нужные предлоги и приставки

Всадник _____вязал лошадь ______дерева и _____скочил _____седло.

 

Лёгкий ветерок _____дувает пыль _____дороги.

 

Весело _____бежали весенние ручьи _____лесам и оврагам.

 

 

- Подбери слова- предметы к словам-признакам из предложенных

Интересная ______________________________ Полосатая ___________________________________

 

Увлекательное ____________________________ Морозный __________________________________

 

Вкусный _________________________________ Высокий ___________________________________

 

Холодное ________________________________ Хорошее ___________________________________

 

Звонкая _____________________________

 

 (Мороженое, песня, сказка, зебра, забор, путешествие, настроение, воздух)

- Подбери слова-признаки к словам-предметам

Осень (какая?) _______________________________________________________________________

День (какой?)________________________________________________________________________

 

Солнце (какое?) _______________________________________________________________________

 

Друзья (какие?) _______________________________________________________________________

 

- Допиши окончания

 

Льнян________                  полотенце   Тёпл_______                         дни
Красив_______                    портрет   Осенн______                         погода
Син _________                     тетрадь   Последн____                          страница
Бумажн ______                  стаканчик   Грязн______                           окно

 

Приложение № 2

(Образцы письменных работ)

200___ - 200___ учебный год


ДИКТАНТ

ИЗЛОЖЕНИЕ

 

 

Количество учащихся в них

Из них с

ОНР ФФН фонетическим недоразвитием фонематическим недоразвитием заиканием нарушением письменной речи                      

Директор МОУ ____________________

Логопед ___________________________

Д. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: у собаки хвост (голова, ухо) собачий (собачья, собачье), а у лисы - …

· у лошади

· у медведя

· у льва

· у тигра

· у овцы

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2.Исследование навыков словоизменения (Максимально – 50 баллов)

А: образование существительных множественного числа:

Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.

· одно ухо, а много – это …

· утёнок

· стул

· ведро

· книга 

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б.предложно-падежные формы:

Инструкция: ответь на вопросы по картинкам.

· Куда идут девочки? Где лежит лекарство?

· Откуда выйдут девочки? Откуда возьмём лекарство?

· Где висит одежда? Где лежит торт?

· Откуда снимем пальто? Откуда возьмём торт?

· Куда прячутся ребята? Где сидит ученик?

· Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?

· Где сидит ёжик? Где находится крючок?

· Откуда вылезет ёжик? Откуда вынем крючок?

· Где летает змей? Где сияет радуга?

· Где находится волк? Где стоит заяц?

Оценка результатов: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с 1 ошибкой; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

В.падежные конструкции

Инструкция: ответь на вопросы.

· Кого ты видел в зоопарке?

· Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?

· К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?

· Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес?

· На чем катаются дети?

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Г.Согласование прилагательных с существительными:

Инструкция: договори слово.

· портрет краси…

· стаканчик бумаж…

· улыбка приветли…

· дни тёпл…

· окно гряз…

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Д.Согласование существительных с числительными:

Инструкция: посчитай по два и по пять.

· дом

· окно

· ведро

· дерево

· кукла

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Серия № 6 - Исследование связной речи. (Максимально 100 баллов)

1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик и заяц». (4 картинки) или по другой серии из 3 –4 картин. (Максимально 50 баллов)

Инструкция: посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и постарайся составить рассказ.

Оценка проводится по трём критериям:

А Критерий смысловой целостности: 20 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён; 0 баллов – отсутствие описания ситуации.

Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания: 20 – баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

В Критерий самостоятельности выполнения задания: 10 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 5 баллов – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 2,5 балла – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.

2.Пересказ прослушанного рассказа (максимально 50 баллов)

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать по памяти.

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Оценка проводится по тем же трём критериям, что и для рассказа по серии картинок:

А Критерий смысловой целостности: 20 баллов –пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 – баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершён, либо допускается дополнение посторонней информации; 0 баллов –невыполнение.

Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания: 20 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл –пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – пересказ недоступен.

В Критерий самостоятельности выполнения задания: 10 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 5 баллов – пересказ с минимальной помощью (1 –2 вопроса) или после повторного прочтения; 2,5 балла –составление пересказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.

     Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.

 

 

Изложение.

Изложение

Н. С. К. Н. С. К. Н. С. К. 1                                          2                     3                     4                     5                     6                     7                     8                     9                     10                     11                     12                     13                     14                     15                     16                     17                     18                     19                     20                     21                     22                     23                     24                     25                     26                     27                     28                     29                     30                     31                     32                     33                     34                    

Звукопроизношение

Max = 100

2.Фонематический слух Max = 100

3.Слоговая структура слова Max = 100

звукопроизношение Max = 50 диф-ция Max = 50

воспроизведение

Max = 60

представления

Max = 20

анализ

Max = 20

называние

картинок

Max = 25

воспроизведение слов Max = 35

воспроизведение

предложений

Max = 20

анализ

Max = 20

1.

2.

1

2

3

 

 

А. Б.                  

 

                             

 

4.Словарь

Max = 100

5.Грамматический строй

Max = 100

6.Связная речь

Max = 100

предметы

Max = 40

действия

Max = 20

признаки

Мах = 20

антонимы

Мах = 10

синонимы

Мах =10

словообразование

Мах = 50

словоизменение

Мах = 30

согласование

Мах = 20

рассказ Мах = 50 пересказ Мах = 50
А Б В Г А. Б. В. Г. Д. А. Б. В. А. Б.    
                                       

 

№ ___ Ф.И. ______________________________                                                                 

 

Звукопроизношение

Max = 100

Фонематический слух

Max = 100

3.Слоговая структура слов Max = 100

звукопроизношение Max = 50 диф-ция Max = 50

воспроизведение

Max = 60

представления

Max = 20

анализ

Max = 20

называние

картинок

Max = 25

воспроизведение слов Max = 35

воспроизведение

Предложений

Max = 20

анализ

Max = 20

1.

2.

1

2

3

 

 

А. Б.
                 

 

   
                         

 

 

4.Словарь

Max = 100

5.Грамматический строй

Max = 100

6.Связная речь

Max = 100

предметы

Max = 40

действия

Max =20

признаки

Мах =20

антонимы

Мах = 10

синонимы

Мах =10

словообразование

Мах = 50

словоизменение

Мах = 30

согласование

Мах = 20

рассказ Мах = 50 пересказ Мах = 50
А Б В Г А. Б. В. Г. Д. А. Б. В. А. Б.    
                                       

 



Речевой профиль группы.

  

Норма речи: Н. С. К. Н. С. К. Н. С. К. Н. С. К. Н. С. К. Н. С. К.
100%                                    
95%                                    
90%                                    
85%                                    
80%                                    
75%                                    
70%                                    
65%                                    
60%                                    
55%                                    
50%                                    
45%                                    
40%                                    
35%                                    
30%                                    
25%                                    
20%                                    
15%                                    
10%                                    
5%                                    
0%                                    
 

1

2

3

4

5

6

 

 

Часть II

Часть III

I. Подготовительный.

II. Основной.

III. Заключительный.

Остановимся на каждом из этапов:

I . Подготовительный.

  Задачи и направления работы:

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие слуховых дифференцировок.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. По необходимости проводится исправление звукопроизношения (при артикуляторно-акустической дисграфии).

II . Основной.

 Задачи и направления работы:

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

3. Развитие слуховых дифференцировок.

Проводится в виде дифференциации оппозиционных звуков на уровне: слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

III . Заключительный.

Задачи и направления работы:

1. Закрепление полученных знаний.

2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.

Этап. Заключительный.

Уровень словосочетаний, предложений и текста.

 

         


Перспективное планирование занятий при дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.

 

Этапы  период     Тема логопедического   занятия         Развитие фонематического                анализа и синтеза Развитие слогового анализа             и синтеза Развитие языкового анализа и синтеза

I.

 

1.     Звук. Буква. Гласные –  Согласные. Знакомство с речевыми звуками. Знаком- ство с гласными и согласными звуками. Развитие   простых форм звукобуквен- ного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова. Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи. Переключение и работа по развитию координации.  

Интеллектуальное развитие: Развитие

 мыслительной деятельности: памяти, восприятия, представления, внимания.

Развитие мелкой моторики: игры с

пальчиками, упражнения по обводке

предметов, рисование по трафаретам,

по клеткам, закрашивание контурных

 изображений ровными линиями и точ-

ками, вертикальными и горизонтальны-

ми штрихами, рисование «петельками» и «штрихом». Упражнения с ножницами.

Речевая линия: развитие восприятия и

 понимания речи (постепенно услож-

няющихся инструкций, понимание

 бытовых и игровых ситуаций, грамма-

тических конструкций, расширение

словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантичес-

кими темами. Развитие экспрессивной

 речи. Формирование фразы. Распространение простых предложений при

 помощи определений и однородных

членов предложения и употребление

 их в речи.

2.   Гласные звуки и буквы. (выбор звуков и букв для занятий осуществляет логопед) Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков на фоне слова  (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение после- довательности и количества звуков в  слове. Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи. Переключение и работа по развитию координации. Знако- мятся с гласными,со слогообра- зующей ролью гласных. Знако- мятся с обозначением гласных на письме.
3. Согласные звуки  и буквы. Знакомство с согласными звуками и бук- вами. Выделение согласных звуков на  фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков. Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи. Переключение и работа по развитию координации. Знакомятся с открытыми из закрытыми слогами.
II 4. Слог. Слоговой  анализ и синтез. Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Дифференциация  Открытых и закрытых слогов. Знакомятся с обозначением слогов при помощи схем.
III     5. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Формирование простых форм фонемати- ческого анализа и синтеза: Выделение первого ударного гласного в слове. Выделение первого согласного в слове.  Выделение последнего согласного в слове. Выделение гласного из середины слова. Определение места звуков в слове (начало, середина, конец), формирование  сложных форм фонематического анализа  и синтеза: определение последователь- ности звуков, определение количества звуков, положение звуков в слове относи- тельно других. Слоговой анализ слов: · двусложные с открытыми слогами · трёхсложные с открытыми слогами; · односложные с закрытым слогом; · двусложные с закрытым слогом на конце; · двусложные со стечением в середине слова; · двусложные слова с закры- тым слогом на конце и стечением в середине слова; · трёхсложные с закрытым слогом на конце; · трёхсложные с закрытым сло- гом на конце и стечением в сере- дине слова; · трёхсложные с двумя стече- ниями; · односложные со стечением; · двусложные с двумя стечени- ями; · четырёхсложные слова. Знакомство с предложением: определение основных признаков предложения, дифференциация набора отдельных слов и предложения, дифференциация словосочетания и предложения. Развитие анализа структуры предложения: определе- ние границ предложения, определе-  ние последовательности слов в пред- ложении, определение места слов в предложении. Знакомство с предло- гами: определение их значения, знакомство с написанием предлогов. Знакомство с приставками: определение их значения, знакомство с написанием приставок. Дифференциация  предло- гов и приставок. Знакомство с текстом: определение основных признаков текста, диффе- ренциация отдельных предложений и текста, определение последовательности предложений в тексте.

 


Содержание коррекционно-логопедической работы по аграмматической дисграфии.

 

Всё содержание коррекционной работы реализуется на протяжении трех этапов, каждый из которых, отличаясь содержанием и объемом усваиваемого материала, в то же время взаимосвязан с другими.

I этап.

1.Обучение связности высказывания.

- соблюдение порядка слов в предложениях;

- овладение навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений и т.д.

- построение высказывания без пропуска членов предложения и излишних повторений;

- составление высказывания из 2 – 3 фраз, соединенных между собой цепным способом с использованием в качестве «скрепов» лексических повторов, личных местоимений, наречий (раньше, потом, там);

2.Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

1.  Существительные.

- Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.

2 Глаголы.

- Образование и дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3. Прилагательные.

- Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.

II этап.

4.Усвоение языковых средств межфразовой связи:

- усвоение грамматических моделей словосочетаний и предложений;

- ознакомление с грамматическими признаками частей речи.

5.Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

1. Существительные.

- Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами –оньк-, -еньк-, -ышк-.

- Образование существительных с суффиксом –ниц-;

- Образование существительных с суффиксом –инк-, с суффиксом –ин-.

2. Глаголы.

- Образование и дифференциация совершенного и несовершенного вида;

3. Прилагательные.

- Притяжательные прилагательные с суффиксом –и-, без чередования;

- Относительные прилагательные с суффиксами –н-, -ан-, -ян-, -енн-.

III этап.

1. Овладение более сложными видами средств межфразовой связи:

- Закрепление системы языковых средств, реализующих связность речи;

2.Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

1. Существительные.

- Образование названий животных.

2. Прилагательные.

- Притяжательные прилагательные с суффиксом –и- с чередованием;

- Относительные прилагательные с суффиксами –ан-, -ян-, -енн-.

3.Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

1. Существительные.

- Закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций в косвенных падежах.

2. Прилагательные.

 - Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

 - Согласование местоимений с существительными.

Данная работа осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза в развитии лексической, морфологической и синтаксической подсистемы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала. Формирование навыков словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее – в связной речи. На начальном этапе работы проводится формирование навыка словоизменения в устной речи, в дальнейшем – закрепление навыка словоизменения в письменной речи.

В процессе формирования словообразования у школьников с аграмматической формой дислексии и дисграфии основное внимание уделяется организации, прежде всего системы продуктивных моделей. Мы обучаем детей образовывать новые слова от заданных, группировать слова по общему признаку и тем самым приобщали их к анализу морфологической структуры слова. Развивающий эффект таких занятий достигается в результате того, что внимание детей обращается на одну морфему до тех пор, пока они не научатся ее выделять путем сопоставления анализируемого слова с производящим и со словами, подобранными по той же модели.

Например, работа над словами образованными от глаголов посредством приставок включает в себя следующие этапы:

- уяснение лексического значения глагола, от которого образуется новое слово с приставкой (лететь);

- сопоставление этого глагола и глагола с приставкой (лететь – прилететь);

- сопоставление нескольких глаголов с разными приставками и одним корнем (прилететь – улететь);

- выделение общего элемента в глаголах с одинаковой приставкой и разными корнями (слететь, спрыгнуть, сбежать);

- усвоение соотношения приставок и предлогов (подошел к; перепрыгнул через; отъехал от).

Предлагаем учащимся образовывать новые слова с одними и теми же приставками. Например, из данных слов выбрать и записать в один столбик слова, обозначающие приближение, а в другой – удаление (убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти, прилететь и т.д.); выделить приставки; образовать с помощью этих приставок новые слова и объяснить их значение.

В процессе выполнения этих заданий дети должны усвоить значение наиболее употребительных приставок: с пространственным значением - в-, под-, над-, от-, у-, про-, пере-; с временным – за-, по-.

Отрабатывая употребление глаголов с приставками, уделяем внимание составлению предложений с однокоренными глаголами, имеющими различные приставки. В процессе коррекционной работы проводим морфологический анализ глаголов, а также выявляем роль приставки в изменении смысла предложения.

Для уяснения разницы в употреблении предлогов и приставок детям могут быть предложены такие задания:

- подсчитать, сколько слов с предлогами и сколько с приставками содержится в тексте;

- записать без скобок сочетания слов: (за) шла (за) товарищем, (вы) пилил (из) дерева, (с) шила (из) шерсти, (за) писала (в) дневнике,

 (в) ложил (в) коробку;

- подобрать три слова с предлогом в и три слова с приставкой в.

В процессе работы по обучение детей образованию слов с помощью суффиксов уделяем внимание уточнению значений слов, образованных посредством суффиксов с оттенком уменьшительности, ласкательности, увеличения (-к-, -ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ичк- и др.). Затем отрабатываем слова, содержащие суффиксы, при помощи которых образуются различные части речи (-ян-, -ск-, -лив-, -ов- и т.п.). При этом соблюдаем следующую последовательность: сначала проводим работу с производящим и производным словом дом - домик; рука - ручка, сопоставляем слова и уточняем разницу в их значении; затем внимание детей привлекаем к суффиксам, сравниваем со словом, написанным на доске. Далее ученики образуют новые слова по аналогии с образцом. Отработка умения образовывать слова с помощью суффиксов завершалась упражнениями на самостоятельное образование слова с данным суффиксом. При этом детям предлагалось уточнить значение вновь образованных слов.

Таким образом, в ходе коррекционной работы учащиеся должны были накопить опыт различения и выделения морфологических частей слова, расширить запас однокоренных слов. Вся работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие навыков словообразования различных частей речи происходит параллельно.

Аграмматическая дислексия и дисграфия связаны с недоразвитием грамматического строя речи. Следовательно, большое внимание в коррекционной работе уделяем упорядочиванию грамматического строя речи учащихся. Для этого необходимо сформировать систему взаимосвязанных действий и операций с грамматическими элементами языка, научить правильно отражать и дифференцировать в речи наиболее важные связи и отношения между словами, выражающиеся в грамматических категориях рода, числа, падежа, времени и т.д.

Овладение грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими его элементами ведётся в практическом плане, без излишнего употребления грамматических терминов. Это достигалось не путем механической тренировки в употреблении тех или иных форм, а путем сознательного различения, выделения и обобщения морфологических элементов слова, синтаксических конструкций, на которые направляется внимание детей. Выделяя ту или иную грамматическую категорию, форму или конструкцию предложения, подводим учащихся к определенным грамматическим обобщениям.

Обучение осуществлялось на основе речевых образцов, по аналогии с которыми в дальнейшем составляются другие предложения. Применение метода моделирования позволяет уточнить представление учащихся о способах составления словосочетаний и предложений. Для этой цели можно использовать упражнения, назначение которых - формировать грамматические навыки на лексическом материале, знакомом детям. Так, для того чтобы научить детей правильно выражать форму прямого дополнения, необходимо подвести их к определенным обобщениям. С этой целью поэтапно отрабатываем каждую грамматическую операцию, для соотнесения, в дальнейшем, падежного окончания с родом и признаком одушевленности-неодушевленности предмета. Сначала отрабатываем грамматическое обозначение данного падежа в зависимости от рода существительного. В ходе работы формы выражения винительного падежа обязательно сравниваются с исходной формой, т.е. именительным падежом.

Дифференциация каждой грамматической формы предполагает следующую последовательность:

1. Сравнение предметов, признаков, действий по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий.

2. Выделение общего грамматического значения ряда словоформ.

3. Соотнесение выделенного значения с флексией.

4. Фонематический анализ выделенной флексии.

5. Письменное обозначение флексии.

6. Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях.

7. Закрепление формы словоизменения в предложениях и связной речи. 

При определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывался комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (Р.И Левина).

На начальном этапе работы отрабатываем формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменений звуко-слоговой структуры основы слова при формообразовании.

 

Этап. Подготовительный.

Цели и задачи:

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания:

1.1 Зрительный гнозис:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины;

1.2. Буквенный гнозис.

 а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы, размера и величины;

в) дифференциация расположения элементов букв.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.

(зрительного мнезиса ):

а) развитие запоминания формы;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (в  начале проводим работу по развитию зрительного памяти предметов, потом геометрических фигур и лишь затем – букв).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) дифференциация в схеме тела;

б) дифференциация правых и левых частей;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.

 

3 – Этап. Основной.

 Цели и задачи:

1. Закрепление связей между произнесенным звуком и его графическим изображением на письме.

2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

А. Дифференциация гласных.

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) словосочетаниях;

г) в предложении и в тексте.

Б. Дифференциация гласных и согласных

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и в тексте.

В. Дифференциация согласных.

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложении и в тексте

4 – Этап. Заключительный.

Цель:

1. Закрепление полученных навыков.

2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

 

Остановимся подробнее на каждом из предложенных этапов работы.

1 – Этап. Организационный.

Проводится в течение двух недель – с 1-го по 15 сентября. В это время проводится логопедическое обследование, первичное, с целью получения представлений о количестве учащихся с данным нарушением, и вторичное, для представления целостной картины письма, уточнения логопедического заключения и комплектования групп для детей с нарушением письма, с учётом специфических нарушений. Логопед заполняет протоколы обследования устной и письменной речи , которые позволят контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах работы и своевременно вносить поправки в текущую работу.

После проведения первичного обследования целесообразно провести углубленное обследование устной и письменной речи с целью уточнения логопедического заключения, а также для планирования индивидуальной коррекционной работы конкретно по устранению кинетических и оптических ошибок. По окончании обследования и углубленного исследования заполняется документация логопеда. Также в этот период логопед посещает родительские собрания или проводит их самостоятельно, где сообщает результаты обследования, список детей, которым необходимы коррекционные занятия и план работы данной группы (может уточняться расписание занятий, необходимый инструментарий для логопедических занятий и т.д.) Логопед дает рекомендации учителю начальных классов по оценке знаний учащихся с оптической дисграфией. Знакомит со спецификой логопедических ошибок, планирует свою деятельность совместно с учителем и психологом. Логопед также знакомит школьного психолога с результатами обследования, и сам знакомится с психологическим обследованием.

2 – Этап. Подготовительный.

Проводится в течение 2-3 месяцев. В зависимости от степени нарушения. Это соответствует 1 и 2-ой четверти учебного года или 1-му триместру (в зависимости от системы школьного обучения).

Коррекционная работа ведётся на невербальном уровне. Среди основных целей и задач можно выделить:

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Развитие предметного и буквенного гнозиса.

3. Развитие зрительного анализа и синтеза.

4. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса)

5. Формирование пространственного восприятия и представлений.

6. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.

          

Остановимся на каждом из названных этапов работы:

1.Формирование зрительного восприятия и узнавания ( зрительного гнозиса.

А) С целью развития зрительного гнозиса предметов предлагают такие задания:

· Назвать контурные изображения предметов;

· Назвать недорисованные контурные изображения предметов;

· Назвать наложенные изображения предметов;

· Назвать перечеркнутые изображения предметов;

· Определить, что правильно, а что неправильно нарисовал художник;

· Б) С целью восприятия цвета предлагают:

· Подобрать картинки к определенному цветовому фону;

· Назвать цвет изображенного предмета;

· Разложить картинки по цветовому фону, подбирая их по оттенкам;

· Отобрать предметы определенного цвета;

· Закрасить полосочки по заданию логопеда.

· В) С целью восприятия формы предмета:

· Подобрать предметы к определенной геометрической форме;

· Назвать геометрические фигуры, из которых состоит рисунок;

· Подобрать карточки парами в зависимости от геометрических фигур;

· Построить фигуру по заданию логопеда из геометрических фигур;

· Выполнить тесты Равена и конструировать из кубиков Кооса.

Г) С целью восприятия величины и размера предмета:

· Показать на картинке длинные и короткие части одежды;

· Расположить предметы по росту;

· Расположить предметы по их реальной величине;

· Расставить героев по росту

Д) Развитие буквенного гнозиса:  

· Назвать перечеркнутые изображения букв;

· Назвать наложенные буквы друг на друга;

· Найти спрятавшиеся буквы на фоне контурного изображения предметов;

· Конструировать и реконструировать буквы печатного и рукописного шрифта;

(уменьшая количество элементов – В = Р, А = Л, П = Г,…);

(увеличивая количество элементов – Р = В, Г = П, Л = А,…);

( меняя расположение элементов - б = д, Г = Т, Р = Ь,…);

· Найти букву в стилизованном изображении

2.Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

Для расширения объема зрительной памяти предлагают:

А) Запомнить 4-5 картинок.

Б) Игра «Чего не стало ?», «Что изменилось ?»

В) Запомнить фигуры и через некоторое время расположить их в прежней последовательности.

Г) Запомнить ряд букв и через некоторое время расположить их по памяти.

Д) Рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа.

Е) Рассмотреть и запомнить 4-5 картинок и, перевернув лист, нарисовать по памяти.

3.Формирование пространственного восприятия и представлений.

В процессе логопедической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений необходимо учитывать особенности последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений у детей с оптической дисграфией.

Пространственная ориентация включает в себя два вида дифференцировок:

· ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;

· ориентировка в окружающем пространстве

Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и левых частей у человека стоящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении. Учитывая этот момент, необходимо обозначить ещё один вид дифференцировок:

· определение схемы тела стоящего напротив; а также уточнение понимания и употребления предложно- падежных конструкций; обозначающих пространственные отношения.

А. Дифференциация правых и левых частей тела.

Начинается с выделения ведущей правой руки. Для проведения работы в названном направлении необходимо:

*показать, какой рукой кушает, здоровается, держит карандаш, пишет;

*закрепить различение и называние рук с помощью схемы;

*соотнести части тела правой и левой рукой;

*показать по инструкции логопеда парные части тела;

*различать правую и левую часть тела с показом правой руки или ноги и левой руки или ноги (данное задание отрабатывается в последнюю очередь после закрепления вышеназванного);

*показать правые и левые части тела у человека стоящего напротив.

Б. Ориентировка в окружающем пространстве.

Основывается на имеющиеся у детей представлений о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначений правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:

1) Определение расположения предметов по отношению к ребенку;

2) Уточнение пространственных взаимоотношений в линейной последовательности (впереди, позади слева, справа) и в пространстве (наверху, внизу). С этими целями предлагают следующие виды заданий:

*упражнение детей в нахождении предмета в ряду однородных;

*графическое расположение предметов;

*чтение направлений при помощи графических изображений стрелками;

*определение расположения предметов в пространстве на 6-9 предметах расположенных по строкам и столбикам в равном количестве;

При устранении оптических нарушений проводится работа по уточнению пространственного расположения букв и их элементов:

*написание букв и их элементов справа и слева от вертикальной линии;

*нахождение букв в ряду сходных ;

*конструирование предметов из частей и букв из элементов;

*дописывание букв;

*определение различия между сходными буквами в ряду и парами;

*нахождение неправильно написанных букв;

*соотношение буквы с предметом;

*соотношение количества элементов букв с цифрой соответствующей им;

*дифференциация целых букв и их элементов ( Р+Ь=В, о+р=ф, и+и=ш )

Проводя коррекционную работу, продвигаемся от более грубых дифференцировок к более тонким, от уточнения пространственных дифференцировок предметов к дифференцирофкам элементов букв. Поначалу реконструирование предметов, фигур и букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем – отвлеченно, т.е. по представлению.

4 – этап. Заключительный.

По завершению коррекционной работы на логопункте рекомендуется провести обследование устной и письменной речи с целью отслеживания динамики работы и получения результатов количественного и качественного анализа.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

 

1. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) А.В. Ястребова. Т.П. Бессонова. – М. «Когито-Центр»:1996.

2. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. М.,1995.

3.  Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.

4. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений – М.:АРКТИ, 2000.

5. Ястребова А.В.Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ– М.: АРКТИ, 1997.

6. Ефименова Л.Н., Мисаренко Г.Г Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.

7. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 1 класса трёхлетней начальной школы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1997.

8. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 2 класса трёхлетней начальной школы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1997.

9. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 3 класса трёхлетней начальной школы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1997.

 

Содержание

Введение

Часть I – Организация работы логопеда на школьном логопункте  1 – 49

1. Инструктивное письмо                                                                   1

2. Сборник приказов и инструкций Министерства

Просвещения РСФСР (1979)                                                         2

3. Должностные инструкции логопеда                                             3

4. Коррекционные программы обучения                                          8

5. Годовой план работы учителя-логопеда                                       8

6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся     12

7. Паспорт логопедического кабинета                                              14

8. Журнал посещения индивидуальных и фронтальных занятий 14

9. График рабочего времени логопеда (циклограмма)                    14

10. Календарно-тематическое планирование                                     17

11. Речевые карты                                                                                 19

12. Отчёт о количестве речевых нарушений на начало года            30

13. Аналитический отчёт о проделанной работе за год                    31

14. Отслеживание динамики речевого развития

(система мониторинга)                                                                   33

Образцы протоколов                                                                       45 - 49

 

Мазанова Елена Витальевна

 

 

 

 

 

Р Ы Б А

 

Г И Р Я
М Я Ч

               

 

 

 

Методическое пособие

Для учителей-логопедов

 

(Приложение к Программе по преодолению нарушений письма у младших школьников)

Рекомендовано к применению

специалистами кафедры логопедии ИКП СГПУ

 

 

Самара 2005

Часть I .

 

Организация работы логопеда на школьном логопункте.

 

Среди всех документов, имеющихся в арсенале школьного логопеда можно выделить:

1. Инструктивное письмо.

2. Сборник приказов и инструкций.

3. Должностные инструкции.

4. Программы обучения (для школьников с ФФНР, ФНР, ОНР, нарушением письма и чтения), допущенные к применению Министерством образования науки РФ или местными органами управления.

5. Годовой план работы логопеда.

6. Журнал обследования устной письменной речи учащихся.

7. Паспорт логопедического кабинета.

8. Журнал учёта посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий.

9. График рабочего времени логопеда (циклограмма рабочего времени)

10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.

11. Речевые карты в зависимости от речевого дефекта.

12. Отчёт о количестве нарушений на начало года.

13. Аналитический отчёт о проделанной работе в конце года.

14. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг)

 

    Логопед школьного логопункта или учитель-логопед специальной школы строит свою работу согласно Инструктивного письма Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», сборника приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от сентября 1979 г., а также Постановления Правительства РФ от 03,04 2003 №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений».

 

Инструктивное письмо.

    Согласно Инструктивному письму Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» логопедический пункт создаётся в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в формировании предпосылок к усвоению общеобразовательных программ (особенно родному языку).

На логопедический пункт зачисляются дети, обучающиеся в общеобразовательном учреждении и имеющие общее недоразвитие разной степени выраженности, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произношения – фонетический дефект, дефекты речи, обусловленные нарушением подвижности и строения речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), нарушения чтения и письма, обусловленные различными причинами.

Зачисление на логопункт осуществляется в установленные сроки, проводится обследование. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского образовательного учреждения не более 20 человек.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения.

Групповые занятия проводятся:

С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленное различными причинами, не менее трёх раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие или фонематический дефект, не менее двух-трёх раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

С обучающимися, имеющими заикание не менее трёх раз в неделю.

    Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия20 минут.

 

Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи:

Речевое нарушение                     город                    сельский логопункт

С ОНР                                             до 4                                    до 3

 

С НВОНР                                       до 5                                    до 4

 

С ФФН и ФН                                 до 6                                    до 5

 

С нарушением письма,

обусловленным ОНР               до 4                                     до 2

 

С нарушением письма,

обусловленным НВОНР         до 5                                      до 4

 

С нарушением письма,

обусловленным фонетическими,

фонетико-фонематическим

недоразвитием                         до 6                                       до 5

 

Заикающиеся                               до 4                                      до 3

 

С недостатками произношения

отдельных звуков                   до 7                                      до 6

Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от сентября 1979 г.

    Данный документ направлен на разработку и осуществление мер по всестороннему совершенствованию деятельности логопедов логопедических пунктов, усиление их роли в оказании специализированной помощи школьникам, имеющим нарушения письменной и устной речи.

Данный документ представляет собой Положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах, которое содержит следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Организация логопедической помощи.

3. Учитель-логопед.

4. Руководство и контроль за логопедической    работой.

5. Приложения.

И Инструктивное письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе, рассматривающее основные направления, которые можно реализовать в повседневной практике с учетом индивидуальных особенностей детей. В настоящее время существует ряд документов, которые вносят изменения и дополнения в существующий документ. Таковым является Постановления Правительства РФ от 03.04 2003 №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений», в котором говорится о том, что норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет у учителей-логопедов и дефектологов 20 часов в неделю (педагогический час включает в себя одно фронтальное занятие (академический час) и перерыв или два индивидуальных занятия и перерывы между ними, другими словами он приравнивается к астрономическому часу).

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 413.