Глава 14. Основы венгерского конституционного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Венгрия (Венгерская Республика) принадлежит к группе восточноевропейских постсоциалистических стран.

Во Второй мировой воине Венгрия участвовала на стороне гитлеровской Германии и в 1944-1945 гг. была занята советскими войсками. После войны вслед за относительно кратким "переходным периодом" впасть в стране перешла к коммунистам, которые удерживали ее вплоть до 1989 года. Политический режим первоначально был вполне сталинистским, террористическим.

Некоторая либерализация режима началась после смерти И.В.Сталина, особенно после XX съезда Коммунистической партии Советского Союза, где были разоблачены наиболее вопиющие преступления сталинизма. Однако, непоследовательность и противоречивость политики коммунистического руководства, стремившегося сохранить свою бесконтрольную власть, имела одним из следствий народное восстание в октябре 1956 года, которое было подавлено Советской армией. Тоталитарный коммунистический режим в стране был сохранен, хотя по сравнению с рядом других стран так называемого социализма он был более либеральным как в политической, так и в экономической области. Последнее, в частности, позволило Венгрии достичь определенных успехов в развитии народного хозяйства и культуры.

Успехи, правда, были непрочны, в стране в течение 60-х - 70-х годов явственно ощущались признаки грядущего кризиса. Попытки как-то рационализировать общественную систему тормозились и подавлялись косной политической верхушкой, которая к тому же вынуждена была постоянно оглядываться на Москву.

Надо сказать, что тем не менее даже в руководстве монопольно правившей коммунистической партией, именовавшейся с 1956 года Венгерской социалистической рабочей партией (ВСРП), набирала силу фракция, осознававшая, что дальнейшее "строительство развитого социализма" ведет страну в тупик. И когда к концу 60-х годов стало ясно, что опасаться новой советской интервенции уже не следует, партия раскололась и утратила политическое господство. С 1989 года Венгрия начала переход от социализма к современному общественному строю, характеризующемуся рыночной экономикой, определенным уровнем социальной защиты и демократической политической системой.

Конституционное развитие

Конституция, действующая ныне в Венгрии, является псовой в ее истории формально-юридической конституцией. В период между Первой и Второй мировыми войнами Венгрия причадлежала к числу стран, не имевших конституции как единого нормативного акта, обладающего высшей юридической силой. Ее конституционное устройство в этот период, а также в первые годы после Второй мировой войны регулировалось обычными законами и некоторыми иными нормативными актами.

18 августа 1949 г. Государственное собрание[120] приняло Конституцию Венгерской Народной Республики (Закон XX 1949 года[121]), которая вступила в силу 20 августа того же года и действует до настоящего времени, хотя содержание ее, включая название государства, подверглось существенным изменениям.

Первоначальный текст этой конституции сильно напоминал сталинскую конституцию СССР 1936 года. Как и ее советский образец, конституция 1949 года была насквозь идеологизирована. Это был документ-вывеска, а отнюдь не источник права, призванный регулировать реальные общественные отношения. Примечательно, что сама структура обеих конституций отражала отношение тоталитарного законодателя к правам и свободам человека: основные права и обязанности граждан составляли предмет одной из последних глав.

В 1972 году была принята новая редакция венгерской конституции, необходимость которой объяснялась тем, что "республика завершила строительство основ социализма и перешла к построению полного (развитого) социализма". Изменения сводились, в основном, к замене устаревшей фразеологии на более современную, более демократически звучащую (появилась, например, норма об уважении республикой прав человека и т.п.). Некоторые демократизирующие изменения стали вноситься в конституцию в первой половине 80-х годов, а также в 1987 году, когда, в частности, было существенно ограничено право Президиума ВНР - коллегиального главы государства подменять Государственное собрание.

Более серьезная демократизация конституции имела место в январе 1989 года, когда режим, как говорится, уже дышал на ладан, а политическая монополия ВСРП дала глубокие трещины. В это время в конституцию был включен институт референдума (до этого Венгрия была одной из немногих социалистических стран, где этот институт непосредственной демократии даже не провозглашался). Ряд новых конституционных положений укрепил самостоятельность Государственного собрания, к председателю которого перешли некоторые полномочия Президиума ВНР и его руководства. Вместо включенного в конституцию в 1983 году слабого Конституционно-правового совета, в задачу которого входила скорее имитация конституционного надзора, чем его действительное осуществление, был учрежден полноценный институт конституционного контроля - Конституционный суд. Право граждан на объединение и на проведение собраний перестало ограничиваться "социалистическими целями". Была предусмотрена возможность замены военной службы альтернативной гражданской. Изменения, внесенные в конституцию в апреле 1989 года, урегулировали процедуру парламентской ответственности Правительства, которая до этого, как и в большинстве других социалистических стран, лишь провозглашалась.

Проведенный в октябре 1989 года "круглый стол" политических сип по существу ознаменовал конец коммунистического режима. На базе достигнутых договоренностей Государственное собрание приняло действительно новую редакцию конституции, затронувшую, правда, не весь ее текст, но наиболее значительные положения. Этот текст в большой мере был деидеологизирован: из официального названия республики исключено слово "Народная", устранено большинство упоминаний о социализме и связанных с ним явлениях. В новой преамбуле было лишь сказано, что текст конституции устанавливается в интересах обеспечения мирного политического перехода к правовому государству, в котором реализуются многопартийная система, парламентская демократия и социально ориентированная рыночная экономика. При этом указывалось, что новая редакция будет действовать до принятия новой конституции.

В разделе об общих положениях Венгрия определялась как республика и как независимое, демократическое и правовое государство, в котором в равной степени реализуются ценности буржуазной демократии и демократического социализма. Были включены нормы, гарантирующие многопартийность и направленные против любых попыток узурпации власти. Определялись внутренние и внешние задачи государства, принципы правовой системы республики. Ряд новых норм представлял собой конституционные предпосылки для перехода к рыночной экономике.

Из изменений, связанных с организацией власти, следует отметить прежде всего дальнейшее усиление парламента - Государственного собрания. Президиум республики заменялся единоличным Президентом. Учреждались новые конституционные институты парламентского контроля - Уполномоченный Государственного собрания по гражданским правам и Государственная счетная палата. Получил конституционное урегулирование статус вооруженных сил и полиции. Деполитизировались суд и прокуратура. Существенно был переработан раздел об основных правах и обязанностях, которые стали регулироваться с учетом достижений международного опыта. Устанавливался гимн республики, а в отношении государственного герба и государственного флага остались лишь отсылки к текущему законодательству.

Предусматривалось два вида законов республики: конституционные, принимаемые по процедуре изменения конституции, и обычные.

В июне 1990 года новый состав Государственного собрания осуществил еще одну значительную конституционную реформу. На этот раз окончательно были убраны всякие идеологические положения, включая указание на равную реализацию ценностей буржуазной демократии и демократического социализма.

Из положений об экономике исключалось указание на использование преимуществ планирования и на принцип равных возможностей. Исключено также положение о государственном признании производственного самоуправления. Формулировалась общая гарантия права собственности.

Устанавливалось, что законы, относящиеся к основным правам и обязанностям, не могут ограничивать существенное содержание основных прав. Однако, из перечня тех основных прав и обязанностей, действие которых не может быть ни при каких обстоятельствах приостановлено или ограничено, исключены избирательные права.

В разделах, посвященных государственной организации, произведены изменения, направленные на дальнейшее усовершенствование формы правления - парламентарной республики. Из конституции исключен перечень должностей, несовместимых с депутатским мандатом, который был отнесен к сфере текущего законодательства. Депутаты утратили право обращаться с вопросами к Президенту республики. Изменены были условия возможного роспуска Государственного собрания. Учреждался институт Уполномоченного Государственного собрания по правам национальных и этнических меньшинств и конкретизировался порядок избрания руководства Государственной счетной палаты. Конституционный статус получил Венгерский национальный банк. Урегулированы случаи прекращения полномочий Правительства и предусмотрен по германскому примеру конструктивный вотум недоверия.

Термин "Венгерская народная армия" был заменен термином "Венгерское войско" (буквально: гонведство; гонведы - защитники родины). Командующий Венгерским войском включен в состав Совета обороны.

Некоторые уточнения и дополнения касались конституционных прав и обязанностей.

Понятие конституционного закона было исключено. Вместо этого предусмотрен ряд случаев, когда для принятия закона требуется положительное голосование 2/3 присутствующих депутатов Государственного собрания.

Добавлено было описание государственного флага республики.

В июле 1990 года в конституцию было включено описание государственного герба республики, а в августе раздел о советах заменен разделом о местном самоуправлении.

В 1991 году назначение председателя Венгерского национального банка перешло из компетенции Государственного собрания в компетенцию Президента республики.

В 1993 году уточнены и дополнены положения конституции, касающиеся мер на случай обороны страны, а также политической деятельности лиц, состоящих на службе в вооруженных силах и полиции.

Наконец, ряду изменений подвергся текст конституции в 1994 году. Численный состав Конституционного суда был уменьшен с 15 до 11 членов. Исключено положение о коллегиальном осуществлении функций Уполномоченных Государственного собрания по правам национальных и этнических меньшинств. Изменен порядок осуществления правительственного контроля за законностью местного самоуправления, а также уточнены положения о выборах, роспуске и самороспуске органов местного самоуправления.

Нетрудно видеть, что нынешний текст конституции имеет мало общего с первоначальным текстом, принятым в 1949 году. Пожалуй, только ряд положений о суде и прокуратуре, да определение столицы остались без изменений. Разумеется, сохранилась и общая структура высшего закона страны, хотя она ни в коей мере не отвечает современным представлениям. Объем конституции заметно увеличился; она стала вполне применимым правовым документом. Поскольку наиболее кардинальные изменения внесены в 1989-1990 годах (последующие носят сугубо частичный характер), можно сказать, что это конституция 1949 года в редакции 1990 года.

Конституция состоит из 111 параграфов, объединенных в 14 разделов. Большинство параграфов делится на нумерованные части. Хотя последним параграфом конституции является § 78, надо иметь в виду, что многие дополнительные параграфы обозначены цифрой с буквенным наращением (например, § 70-а, 70-б и т.д.) при том, что четыре параграфа из конституции исключены без замены и без изменения общей нумерации.

В отличие от большинства постсоциалистических стран Венгрия не спешила с принятием новой конституции, хотя целесообразность этого вряд ли можно отрицать. Лоскутный характер конституционного текста не может не порождать определенных трудностей и в правотворческой, и в правоприменительной деятельности.

В настоящее время разрабатывается проект новой конституции[122]. Партии правящей после парламентских выборов 1994 года коалиции намерены при этом обеспечить значительную степень преемственности с действующей конституцией в ее нынешней редакции. Хотя в соответствии с пунктом "а" части 3 § 19 и частью 3 § 24 действующей конституции принятие новой конституции относится к компетенции Государственного собрания, которое может принять такое решение большинством 2/3 депутатов, правящая коалиция, располагающая таким большинством, привлекла тем не менее к разработке проекта новой конституции оппозицию и намерена вынести разработанный проект на широкое общественное обсуждение и затем на референдум. Это делается с целью придать будущей конституции максимально возможную легитимность и обеспечить ее стабильность.

Из числа предполагаемых новелл можно отметить передачу функций судебного управления Национальному юридическому совету, изменение функций прокуратуры, уменьшение компетенции Конституционного суда по его собственному предложению, реформу порядка изменения конституции, имеющую в виду необходимость подтверждения решения об изменении на следующей сессии Государственного собрания. Предполагается изменить и избирательный закон: исключить второй тур и обеспечить пропорциональность представительства партий при сохранении смешанной системы.

Правовое положение личности

Основные права и обязанности - таково название раздела XII конституции, регулирующего статус человека и гражданина. Содержание его по сравнению с текстом, действовавшим до осени 1989 года, изменено принципиально. Если ранее, по примеру конституции СССР 1936 года, главенствующее место в разделе занимали социально-экономические права, сопровождаемые “материальными гарантиями", которые, как известно, на деле ничего не гарантировали, а следом уже довольно скудно формулировались политические и личные права, то теперь, наоборот, личные права и свободы поставлены во главу угла, а социально-экономические ушли на последнее место.

Однако, основные принципы, определяющие положение человека в венгерском обществе и государстве, сформулированы в § 8 конституции, а раздел XII эти принципы конкретизирует и развивает. Согласно § 8, Венгерская Республика признает неприкосновенные и неотъемлемые основные права человека, а их уважение и защита представляют собой первостепенную обязанность государства. Нормы, относящиеся к основным правам и обязанностям, устанавливаются в республике только законом, причем существенное содержание основного права и таким образом не может ограничиваться (в этом положении использован германский опыт). Такие конституционные основные права, как право на жизнь и человеческое достоинство, право на свободу и личную безопасность, правоспособность, презумпция невиновности, право на защиту, неответственность за деяния, бывшие ненаказуемыми в момент их совершения, свобода мысли, совести и вероисповедания, равноправие мужчин и женщин, охрана матерей, женщин и молодежи, права детей и родителей, права национальных и этнических меньшинств, права, вытекающие из венгерского гражданства, право на социальную защищенность, не подлежат ограничению или приостановлению даже во время чрезвычайного или особого положения или состояния угрозы.

Раздел XII конституции начинается с того, что каждый человек в Венгерской Республике обладает, согласно конституции, неотъемлемым правом на жизнь и человеческое достоинство, которые ни у кого не могут быть отняты в силу произвола. Запрещаются пытки, жестокое, бесчеловечное, унижающее обращение или наказание, а в особенности проведение на человеке без его согласия медицинских или научных экспериментов (§ 54). Конституция гарантирует каждому право на свободу и личную безопасность; лишение свободы возможно только по основаниям и в порядке, установленных законом. Лицо, подозреваемое в совершении преступления и задержанное, следует в кратчайший срок либо отпустить на свободу, либо доставить в суд, который обязан выслушать задержанного и незамедлительно письменным мотивированным постановлением либо отпустить его на свободу, либо решить о его предварительном аресте. В случае незаконного задержания или ареста лицо имеет право на возмещение ущерба (§ 55).

Каждый человек признается конституцией правоспособным (§ 56). Перед судом все равны, и каждый имеет право на рассмотрение любых обвинений против него или его прав и обязанностей в законно назначенном независимом и беспристрастном суде при справедливом и открытом разбирательстве. Никто не может считаться виновным в преступлении, пока его уголовная ответственность не установлена вступившим в силу судебным приговором. Лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, имеет право на защиту на всех стадиях процесса, причем защитник не подлежит ответственности за высказывания, сделанные в ходе защиты. Никто не может быть объявлен виновным и подвергнут наказанию за деяние, которое в момент его совершения по венгерскому праву не считалось преступным. В соответствии с законом каждый может обжаловать решение суда, публичной администрации или иного органа власти, если оно нарушает его права или законные интересы. Изложенные здесь права человека, сформулированные в § 57 конституции (равенство перед судом, право на законный, независимый и беспристрастный суд, на справедливое и открытое разбирательство, презумпция невиновности, право на защиту, запрещение обратной силы закона, право на обжалование) вместе с записанным в § 55 правилом хабеас корпус образуют конституционные основы венгерского уголовного и уголовно-процессуального, а также административно-процессуального права.

Любое лицо, законно находящееся на территории Венгрии, за исключением определенных законом случаев, вправе свободно передвигаться и выбирать место пребывания, включая место жительства, а также покидать страну. Законно пребывающего в стране иностранца можно выслать только на основании решения, принятого в соответствии с законом (§ 5 конституции). В соответствии с установленными законом условиями Венгерская Республика обеспечивает право убежища тем иностранным гражданам и тем лицам без гражданства, которые на своей родине, соответственно по месту проживания, преследуются по расовым, религиозным, национальным, языковым или политическим причинам. Лицо, получившее право убежища, не может быть выдано другому государству (§ 65 конституции).

Согласно § 57 конституции, каждый имеет право на доброе имя, неприкосновенность жилища, защиту частной тайны и личных данных.

В Венгерской Республике конституционно гарантируются свобода мысли, совести и вероисповедания (§ 60 конституции). Это право включает свободный выбор или принятие вероисповедания или других убеждений совести и свободу их выражения путем совершения религиозных обрядов, ритуалов или иным путем индивидуально или группой, открыто или в своем кругу либо воздерживания от такого выражения. Церковь действует отдельно от государства.

В § 61 конституции гарантируется право каждого на свободное выражение мнений, а также на ознакомление с данными, представляющими публичный интерес, и на их распространение. Венгерская Республика признает и защищает свободу печати. Вместе с тем предусмотрено принятие закона, регулирующего надзор за публичными радио, телевидением и информационными агентствами, назначение их руководителей, выдачу разрешений на коммерческие радио и телевидение, предотвращение информационных монополий.

Венгерская Республика признает право мирных собраний и обеспечивает их свободное проведение (§ 62 конституции).

На основе права на объединение каждому гарантируется конституцией (§ 63) право создавать организации с не запрещенными законом целями и присоединяться к таким организациям. Однако, на основе права на объединение нельзя создавать вооруженные организации, служащие политическим цепям.

Каждый имеет право лично или совместно с другими обращаться с письменными просьбами или жалобами к компетентным государственным органам (§ 64 конституции).

В соответствии с § 66 конституции Венгерская Республика обеспечивает равноправие мужчин и женщин в отношении всех гражданских и политических, а также экономических, социальных и культурных прав. При этом гарантируется на основе особых предписаний поддержка и защита матерей до и после рождения ребенка. Особыми нормами обеспечивается охрана женщин и молодежи в труде.

Каждый ребенок, согласно § 67 конституции, имеет право на необходимую для его соответствующего физического, умственного и духовного развития охрану и заботу со стороны семьи, государства и общества. Родителям принадлежит право самим определять воспитание своих детей. В особых предписаниях должны определяться задачи государства, связанные с положением и охраной семьи и молодежи.

В § 68 конституция устанавливает, что в Венгерской Республике национальные и этнические меньшинства являются участниками осуществления власти народа - государствообразующими факторами. Республика предоставляет им охрану, обеспечивает их коллективное участие в общественной жизни, развитие их культуры, применения их языка, обучение на родном языке, право употреблять свое название на родном языке. Венгерские законы обеспечивают на территории страны представительство этих меньшинств. Они могут учреждать свое самоуправление как в местном масштабе, так и в масштабе страны.

Из конституции не ясно, каково различие между национальными и этническими меньшинствами. Следует иметь в виду, что за пределами бывшего Советского Союза национальность означает не этническую, а государственную принадлежность. А значит, национальное меньшинство - это группа, принадлежащая к общности, которая имеет свое государство за пределами данной страны. В Венгрии это украинцы, немцы (швабы), словаки и некоторые другие. Они являются венгерскими гражданами, но по языку, культуре, религии и иным признакам ощущают свою общность с соседними нациями. Напротив, этническое меньшинство принадлежит к общности, которая своего государства не имеет. Таковы, например, в Венгрии цыгане.

Следует не упускать из вида, что в данном случае речь идет о коллективных правах.

Конституция (§ 69) запрещает произвольное лишение венгерского гражданства и высылку венгерских граждан из страны. Венгерским гражданин, находящийся за границей, в любое время может вернуться в страну. Законно находясь за границей, он имеет право на защиту со стороны Венгерской Республики.

В соответствии с § 70 конституции, каждый совершеннолетний венгерский гражданин, проживающий на территории республики, имеет право на выборах Государственного собрания и местного самоуправления, а также самоуправления меньшинств избирать, если в день выборов или референдума находится на территории страны, и избираться, а также участвовать в общенациональном или местном референдуме либо в народной инициативе. Избирательное право на выборах депутатов местного самоуправления и бургомистра, а также право участия в местном референдуме и местной народной инициативе принадлежит, согласно особому закону, иммигрантам, проживающим на территории Венгрии и не являющимся венгерскими гражданами, если в день выборов или референдума они находятся на территории страны. Не имеет избирательного права тот, кто находится под опекой, будучи ограничен в дееспособности или лишен ее, или кто находится под действием имеющего силу приговора, запрещающего участие в публичных делах, или кто на основании имеющего силу решения, вынесенного в уголовном процессе, находится в учреждении для принудительного лечения.

Каждый венгерский гражданин имеет право участвовать в ведении публичных дел, а также занимать публичные должности в соответствии со своими способностями, подготовкой и специальными знаниями.

В соответствии с § 70-а конституции Венгерская Республика обеспечивает каждому находящемуся на ее территории лицу права человека и гражданина без какого бы то ни было различия, а именно расы, цвета кожи, попа, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, особенностей имущественного состояния, рождения или иных. Любая дискриминация на основании перечисленных признаков строго наказывается законом. Республика осуществляет также мероприятия, направленные на обеспечение равноправия и устранение неравенства возможностей.

По конституции (§ 70-б) каждый имеет право на труд и на свободный выбор труда и занятия. Каждый имеет право на равную оплату равного труда без какого-либо различия. Каждый трудящийся имеет право на такой доход, который соответствует количеству и качеству его труда. Каждый имеет право на отдых, свободное время и регулярный оплачиваемый отпуск. Некоторые из норм, изложенных в данном параграфе конституции, несут на себе явный отпечаток социалистических воззрений. Что касается права на труд, то из конституции не ясно, что под ним понимается, каковы, в частности, возможности судебной его защиты в случае, если лицо работы не имеет. Трудно защищать через суд и принцип равной оплаты равного труда, особенно в условиях контрактной системы или когда речь идет о труде умственном. В последнем случае вряд ли можно заявлять в суд претензии, основанные на конституционном принципе соразмерности дохода трудящегося качеству его труда.

Согласно § 70-в конституции, каждый вправе для защиты своих экономических и социальных интересов создавать вместе с другими организации или присоединяться к таким организациям. Тем самым гарантируется свобода создания профсоюзов, а также организаций предпринимателей и работодателей. Право на забастовку может осуществляться в рамках регулирующих его законов.

Конституция в § 70-г провозглашает право жителей Венгрии на наивысший достижимый уровень физического и душевного здоровья. Республика обеспечивает это право посредством охраны труда, организации учреждений здравоохранения и медицинского обслуживания, обеспечения возможностей для систематических занятий физкультурой, а также охраны искусственной и природной окружающей среды. Очевидно, что в данном случае речь идет не о субъективных правах, защищаемых судом, а об определенном направлении деятельности государства, которое само устанавливает показатели, подлежащие достижению в каждый период времени.

В § 70-д конституции гражданам гарантируется право на социальную защищенность. Они имеют право на обеспечение необходимыми для прожития средствами в случаях старости, болезни, инвалидности, вдовства, сиротства, а также безработицы, наступившей не по их вине. Республика обеспечивает осуществление этого права посредством социального страхования и социальных мероприятий. Согласно § 70-е конституции, республика обеспечивает гражданам право на образование. В целях осуществления этого права республика расширяет публичное образование (за счет государства и местного самоуправления) и придает ему всеобщий характер, создает бесплатные и общеобязательные школы, развивает доступное на основе способностей каждого среднее и высшее образование, а также оказывает материальную поддержку учащимся. Параграф 70-к конституции обязывает родителей и опекунов заботиться о том, чтобы несовершеннолетние дети получили образование.

Примечательно, что в Венгрии право на социальную защищенность и право на образование гарантируются только гражданам, тогда как во многих демократических странах, если не в большинстве их, они рассматриваются как права человека, не обусловленные наличием гражданства.

Венгерская Республика, как гласит § 70-ж конституции, уважает и поддерживает свободу научной и художественной жизни, свободу учиться и свободу преподавать, решать вопросы научной истины, устанавливать ценность результатов научных исследований вправе только деятели науки. Нетрудно понять, что последняя норма, которая, казалось бы, сама собой очевидна, навеяна недавним прошлым, когда такие вопросы решались коммунистическими партийными чиновниками от идеологии.

Конституция в § 70-з устанавливает обязанность каждого гражданина Венгерской Республики защищать родину. Граждане на основе всеобщей воинской обязанности несут военную службу с оружием или без него или гражданскую службу в соответствии с определенными законом условиями.

Каждый гражданин, согласно § 70-и конституции, обязан в соответствии со своими доходами и имущественным положением нести публичные повинности.

Заключительный параграф данного раздела конституции - § 70-л - устанавливает судебную гарантию для провозглашенных прав и свобод. Согласно этому параграфу, в суд можно обращаться с заявлениями о нарушении основных прав, а также с возражениями против государственных решений, связанных с выполнением обязанностей. Но, как было отмечено, практически это вряд ли возможно применительно к некоторым правам социального характера.

Как видно из изложенного, в разделе об основных правах и обязанностях конституция определяет не только индивидуальные и коллективные права, свободы и обязанности, но также основы государственной политики в соответствующих сферах общественной жизни. Тем самым определяются конституционно-правовые отношения, образующие соответствующие подсистемы общественного строя Венгрии, хотя регулирование здесь не целостное.

В данном разделе конституции содержится целый ряд норм, предусматривающих, что для принятия Государственным собранием законов, подробно регулирующих те или иные права и свободы, а также обязанности, необходимо квалифицированное большинство голосов - 2/3 присутствующих депутатов.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 193.