Политическая система
Существующая в Великобритании двухпартийная система сложилась в конце XVII века, когда были образованы партии тори и вигов.
Начиная с первой мировой войны, фаворитами избирателей являются Консервативная и Лейбористская партии, попеременно сменяющие друг друга у руля государственной власти. Всего же в парламентских выборах обычно участвует более 10 партий. С середины 70-х годов наметился процесс перегруппировки сил: расслоение традиционных партий, образование новых партий, их объединение друг с другом и с частью старых партий. Эти процессы повлекли некоторые изменения традиционного облика классической двухпартийной системы. Так, в 1977-1978 гг. парламентская фракция Либеральной партии находилась в союзе с лейбористами, не имевшими большинства в палате общин. После создания в начале 80-х годов избирательного блока Либеральной и Социал-демократической партий, выступавших на парламентских выборах 1982 и 1987 гг. под названием "Альянса" (собрал соответственно 25,4% и 23% голосов) существовала возможность преобразования двухпартийной системы в многопартийную. В ходе предвыборной кампании 1992 г. либеральные демократы, чьи шансы оценивались достаточно высоко, выражали готовность вступить в правительственную коалицию с любой партией, которая примет их условия (переход к пропорциональной избирательной системе и увеличение расходов на образование). Указанного объединения, однако, не произошло, консерваторы победили с заметным отрывом от своих противников. Можно предположить, таким образом, что со временем двухпартийная система Великобритании преобразуется в многопартийную или (вероятнее всего) в двух-с-половиной партийную немецкого образца. Наиболее влиятельными в Великобритании являются несколько политических партий.
Консервативная партия - крупнейшая партия страны, насчитывает около 2 млн. членов. Официально оформилась в 1867 г. на базе партии тори, выражавшей интересы помещиков и высшего духовенства. Поскольку цепью партии является участие в работе парламента и сформирование правительства, то главную роль в выработке политики и руководстве этой организации играет парламентская фракция во главе с лидером. Лидер избирается самой фракцией[3]. Два других структурных элемента - местные ассоциации избирателей в округах и партийная конференция - не имеют значительного влияния. В послевоенный период партия ориентируется на наиболее массовый "средний спой" общества.
Партия имеет 11 региональных организаций, в каждой из которых создается совет, исполком, аппарат, состоящий из назначаемых центров освобожденных работников. В избирательных округах действуют ассоциации и местные органы Союза молодых консерваторов, женской, профсоюзной организаций и консервативного политического центра. В среднем каждая местная ассоциация насчитывает 2400 чел.
Партия не имеет устава и четкой долговременной программы (вместо нее перед очередными парламентскими выборами издается предвыборный манифест, содержащий программу деятельности правительства, если партия одержит победу на выборах).
Внутри партии существует несколько политических течений. "Новые" тори тэтчеровского периода выражают интересы большинства той части населения, которая выступает за развитие личной инициативы и частного предпринимательства, ограничение государственного регулирования, обеспечение правопорядка, законности, за защиту "национального достоинства" и сокращение неэффективного производства. Реализуя эти интересы, правительство, возглавлявшееся М.Тэтчер, осуществило частичную денационализацию и преобразование институтов государственного регулирования экономики в интересах бизнеса, в два с лишним раза уменьшило максимальный уровень налогов (с 83% до 40%), произвело распродажу части муниципальных домов, ограничило ряд прав профсоюзов. Новое правительство, возглавляемое Дж. Мейджором, в целом, продолжает эту политику. В частности, в Гражданской хартии, представленной правительством на рассмотрение парламента, предусмотрена денационализация британских железных дорог, лондонской автобусной компании, создание альтернативных почтовых служб. Указанные меры были вызваны несколькими причинами. Не последнее место среди них - неэффективность работы этих служб.
Лейбористская партия является второй по значению партией в стране. Создана в 1900 г. по инициативе профсоюзов и ряда социалистических организаций для поддержки избрания представителей рабочих в парламент. Главную роль в руководстве партией также играет парламентская фракция, избирающая своего лидера - по существу, лидера всей партии[4]. Структура лейбористской партии более децентрализована по сравнению с партией тори, лидер партии имеет меньшее влияние. Сама фракция в палате общин разделена на левых (группа "Трибюн"), правоцентристов (группа "Манифест") и "профсоюзников". Роль партийной конференции у лейбористов выше, чем у тори: она избирает Национальный исполком, который по уставу является "административным органом партии". На местном уровне действуют организации в избирательных округах, руководимые выборными генеральными комитетами. Они представляют собой отделения партии, решают местные вопросы и отбирают кандидатов на ежегодную конференцию.
Партия насчитывает около 6,5 млн. членов, в том числе 6,2 млн. - коллективные члены (профсоюзы, кооперативные общества). Индивидуальных членов около 277 тыс. человек (в конце 70-х гг. их было свыше 620 тыс.). После поражения на парламентских выборах 1979 г. процесс размежевания в партии обострился. Левому крылу удалось добиться позитивных решении по вопросам внутреннем и внешней деятельности: установлен новый порядок избрания лидера партии, закреплена обязанность парламентариев-лейбористов отчитываться перед местными партийными организациями, закреплено обязательное утверждение всех кандидатов в парламент партийными организациями избирательных округов.
Британские лейбористы выступают за сохранение государственного регулирования экономики при увеличении капиталовложений в развитие промышленности, повышение роли государственного сектора и планирования, расширение программы социальных услуг, национализацию ряда крупнейших монополистических объединений, привлечение профсоюзов к управлению предприятиями.
Партия социал-либеральных демократов образовалась в марте 1988 г. в результате объединения либеральной партии[5] и части членов социал-демократической партии, которые с 1981 г. примыкали к либералам. Политическая платформа - центристская. Численность партии около 60 тыс. членов. В области экономики партия во многих вопросах примыкает к консерваторам. ПСЛД выступает за проведение ряда реформ: усиление роли парламента, введения пропорциональной избирательной системы, установления гарантий индивидуальных свобод граждан.
Социал-демократическая партия образовалась весной 1981 г. в результате раскопа лейбористской партии. В нынешнем виде существует с 1988 г., после собственного раскола. Включает тех членов партии, которые являются противниками объединения с либеральной партией. Занимает правоцентристские позиции. Политическая платформа мало чем отличается от программы консерваторов.
В последнее время в связи с ростом национального самосознания активизировалась деятельность националистических партии. В Шотландии - Шотландская национальная партия, выступающая за независимость Шотландии, насчитывает около 80 тыс. человек. В Уэльсе - Плайд кимру ("Свободный Уэльс") - борется за предоставление самоуправления Уэльсу, насчитывает около 30 тыс. человек. С середины 70-х гг. в Великобритании появилась партия "зеленых", выступающая за охрану окружающей среды. Число ее членов и сторонников постоянно растет. Возрастающие трудности "зеленых" связаны с тем, что ведущие партии вносят в свои программы поправки, учитывающие интерес избирателей к этим проблемам.
Коммунистическая партия Великобритании - создана в 1920 г. как партия рабочего класса, стоящая на позициях марксизма-ленинизма. Переживает организационный и идеологический кризис, который отражается на уменьшении численности ее членов; некогда насчитывавшая свыше 40 тыс. членов, в настоящее время объединяет в своих рядах немногим более 6 тыс. сторонников. На 42-м (1990 г.) съезде принята резолюция, нацеливающая на переосмысление концепции социализма, создание более открытой организации, основанной на синтезе марксизма-ленинизма с другими направлениями политической мысли. Принято решение о преобразовании партии, разработке нового устава, отказе от принципа демократического централизма и изменении названия партии.
Коммунистическая партия Британии образована в апреле 1988 г. из числа членов КПВ, не согласных с линией нынешнего руководства. Насчитывает около 1,6 тыс. членов.
Профсоюзы Великобритании объединяют около 40% трудящихся, отличаются высокой степенью сплоченности. Около 90% (8,7 млн.чел.) всех членов профсоюзов входят в Британский конгресс тред-юнионов, действующий с 1868 г. и объединяющий 78 профсоюзов. БКТ имеет традиционные связи с лейбористской партией, состоя в ней на правах коллективного члена. Реформа специальных комитетов палаты общин парламента, проведенная в середине 80-х годов, дала возможность представителям профсоюзов участвовать в их работе наравне с делегатами предпринимателей и правительства.
В 80-х годах произошло сокращение численности профсоюзов, вызванное относительным уменьшением численности промышленного пролетариата и увеличением числа работников умственного труда и сферы обслуживания, в меньшей степени организованных в профсоюзы; безработицей, ужесточением законодательства в отношении профсоюзов, запретившим, в частности, так называемые забастовки-поддержки.
Предприниматели создают свои экономические организации - союзы предпринимателей. Главная их задача - выработка единой экономической политики и доведение ее до государственных органов, ведение переговоров с профсоюзами о путях и средствах ее решения. Последняя реформа специальных комитетов парламента значительно облегчила эту задачу. Головным объединением является Конфедерация британской промышленности - охватывает 10 центральных союзов предпринимателей и около 2000 местных союзов. К БКП относятся 300 тыс. компаний, на которых трудится почти 50% активного населения. Она официально представлена в парламенте, правительстве и оппозиции, имеет свои представительства почти в ста странах.
Средства массовой информации Великобритании представляют довольно широкую палитру взглядов и интересов. Помимо многочисленных еженедельных и ежеквартальных газет и журналов выходит 111 ежедневных газет. Имеются как общенациональные и региональные (шотландские, ирландские) издания, так и местные, освещающие события и факты своего города или округа. Одновременно издаются партийные и профсоюзные газеты и журналы. В силу объективных обстоятельств происходит концентрация СМИ. Так, на долю 9 ежедневных газет приходит около 60% суммарного тиража. Около 50% общего числа газет в Великобритании принадлежит 5 газетным концернам. Значительная часть капитала в них принадлежит акционерам и отдельным мелким издательским группам. Самые высокие тиражи имеют общенациональные газеты "Сан", "Ньюс оф уорлд", принадлежащие тресту Мэрдока.
В Великобритании действуют три информационных агентства. Самое крупное из них - агентство Рейтер - специализируется на распространении иностранной информации, входит в пятерку мировых информационных агентств. Оно контролируется Ассоциацией газетных издателей и агентством Пресс Ассошиэйшн, которое специализируется на распространении внутренней информации, является кооперативным объединением издателей). Около 20% акций принадлежит сотрудникам Рейтер. Снабжает информацией более 15 тыс. газет, информационные агентства, теле- и радиостанции 158 стран мира.
Конституция Великобритании
Британский конституционализм представляет собой весьма своеобразное явление правовой действительности. Древние и крепкие корни парламентаризма, англо-саксонская правовая система, монархическая форма правления - все это делает фактическую и юридическую конституцию Великобритании уникальной. Эта страна по сей день не имеет в качестве основного закона единого писаного нормативного правового акта.
Более внимательное ознакомление с британским опытом конституционного развития позволяет заключить, что ничего парадоксального в этом нет.
Возводимое в течение многих столетий здание британского конституционализма имеет в качестве прочного и надежного фундамента общее право и высокую правовую культуру. Поэтому в данной стране в отличие от большинства других несколько столетий не возникало необходимости в принятии единого статута.
Особенности конституции Великобритании характеризуются прежде всего спецификой ее формы. Британская доктрина конституционализма относит к писаным только акты, исходящие от парламента, т.е. статуты. Судебные же прецеденты, как и конституционные обычаи, английские ученые относят к неписаной части права.
Конституция Великобритании включает практически необозримое число конкретных источников. Их можно классифицировать, разделив на 4 группы: статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи и доктринальные источники.
Статутное право образуют акты парламентов, принятые с 1215 г. по вопросам конституционного права. Отсчет ведется с даты принятия Великой хартии вольностей. В настоящее время, однако, имеет значение не буквальное содержание этого документа феодальной эпохи, а его расширительное толкование юристами, позволяющее, в частности, вывести правила о недопустимости наказания граждан без судебного разбирательства и т.п. В английской литературе и практике нет единых критериев, по которым тот или иной статут можно было бы отнести к числу конституционных. Эти критерии не выработаны, так как все законы в Великобритании имеют равную юридическую силу, порядок принятия, изменения и отмены. Такое положение существует в соответствии с принципом парламентского верховенства, согласно которому закон может быть принят только парламентом, и все они имеют равный статус. Тем не менее не все статуты признаются частью конституции. К числу наиболее важных актов, рассматриваемых как чисто конституционные, принято относить статуты, регулирующие: структуру, полномочия и взаимоотношения палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г., Акт о палате общин 1978 г.), правовое положение личности (например, упомянутая Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., положения которых, правда, по большей части носят исторический характер будучи полностью замененными позднейшими актами уголовного и уголовно-процессуального законодательства); избирательное право (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983 гг. и т.д.); статус монарха (Акт о престолонаследии 1701 г.); организацию территории и местное самоуправление (акты о местном правлении 1972, 1985 гг. и т.д. Акт о соединении с Шотландией 1706 г.).
Таких актов в настоящее время насчитывается более 40. Кроме того, конституционные нормы содержатся и в статутах, регламентирующих конституционные отношения наряду с другими, относящимися к предмету регулирования иных отраслей права. Так, в актах о министрах короны 1937, 1964 и 1975 гг. помимо конституционно-правовых норм имеются положения, относящиеся к административному праву. Следует иметь в виду, что конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.
В целом статутное конституционное право носит фрагментарный характер, хотя число его источников постоянно увеличивается.
Прецедентное право, как источник конституции Великобритании - это совокупность судебных решений по конституционным вопросам, являющихся обязательными при рассмотрении в будущем аналогичных дел. Его можно условно подразделить на общее право и право справедливости.
Общее право в Англии создано королевскими Вестминстерскими судами. Право справедливости - совокупность норм, созданных судом канцлера, чтобы дополнять, а иногда и пересматривать систему общего права. Прецедентное право предполагает, что суды в Великобритании не только применяют, но и создают нормы права, т.е. правилам, содержащимся в судебных решениях, должно следовать и в дальнейшем, а также обязательность решений вышестоящих судов для нижестоящих. Обязательные прецеденты в Англии могут создаваться не всякими судами, а только так называемыми высокими судами (Верховным судом и палатой лордов). До 1966 г. считалось, что палата лордов строго связана своими прецедентами. После этого было решено, что в интересах правосудия палата лордов может отходить от ранее созданных прецедентов. Практика свидетельствует о достаточно умеренном использовании этого нововведения.
Сфера действия прецедентов в конституционном праве Великобритании является достаточно ограниченной. В настоящее время они, в основном, регулируют вопросы, касающиеся привилегий Короны. Исторически прецедентному праву принадлежит весьма значительная роль в формировании английской конституции. Однако, судебные решения со временем получают статутное оформление.
Обычное право играет значительно большую роль по сравнению с прецедентами. Конституционные обычаи, именуемые также соглашениями, регулируют важные вопросы государственной жизни. Например, согласно обычаю, монарх не может не подписать акт, принятый обеими палатами парламента. Соглашения регулируют и такие важные вопросы, как формирование правительства лидером партии, победившей на парламентских выборах, коллективная и индивидуальная ответственность министров, процедуры созыва законодательного органа и роспуска палаты общин, осуществление государственного управления Короной только при согласии кабинета, равно как и само существование последнего.
Конституционные соглашения являются весьма своеобразным источником британской конституции. С одной стороны, они реально действуют как важное звено правовой системы, без которого последняя не сможет существовать. С другой - обычаи не признаются судами, т.е. нарушение соглашений не влечет юридической ответственности. Однако их несоблюдение в стране с высоким уровнем правосознания может привести к серьезным политическим последствиям.
Доктринальные источники - специфический элемент неписаной части британской конституции. Под ними понимаются мнения именитых ученых в области конституционного права. К ним обращаются тогда, когда обнаружен пробел из-за отсутствия статута, прецедента или обычая, регулирующих определенные отношения. Так, палата лордов в 1920 г. определила королевскую прерогативу, сославшись на мнение выдающегося английского конституционалиста конца XIX - начала XX века А.В.Дайси. В последнее время использование доктринальных источников судами заметно активизировалось. Судебные решения в обоснование той или иной позиции нередко содержат ссылки даже на газетные публикации.
Соотношение писаной и неписаной частей британской конституции объясняется историческими причинами: первоначально именно прецеденты и конституционные соглашения составляли ее основу и предопределяли своеобразие ее формы. В XX же веке происходит рост числа источников статутного права, и многие написанные нормы заменяются законами. Однако и по сей день статутное регулирование конституционных вопросов не имеет всестороннего, систематизированного и детализированного характера. Так, должность премьер-министра лишь косвенно устанавливается, т.е. только упоминается в единственном статуте - акте о министрах короны 1937 г. при определении размера жалования министрам. Тщетно было бы пытаться найти в этом законе (равно как и в других) статус министров, премьер-министра, взаимоотношения его с членами правительства, другими государственными органами. Указанные вопросы регулируются обычаем.
По способу изменения конституция Великобритании является гибкой. Постепенное напластование многочисленных законов, прецедентов и обычаев создает прекрасную базу для поиска компромиссов и взаимоприемлемых решений. Гибкость и известный консерватизм конституции Великобритании позволяют обеспечить, с одной стороны, преемственность и стабильность государственного управления, с другой - приспособить существующие конституционные нормы к изменяющимся условиям действительности.
Правовое положение личности
В отличие от большинства государств Великобритания не устанавливает деления прав и свобод и обязанности граждан на конституционные (основные) и отраслевые (производные). Это объясняется особым характером конституции. Содержание основных прав в подавляющем большинстве определяется не законом, а обычаем, согласно которому граждане имеют право делать все, что прямо не запрещено правовыми предписаниями.
В послевоенный период левым политическим силам удалось добиться как определенных гарантий со стороны государства (страхование на случай безработицы, бесплатное школьное образование и медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение),- так и права на коллективную защиту (право на забастовку, на свободу союзов и ассоциаций). Указанные завоевания повысили не только социальную гарантированность прав конкретных граждан, но и определенную защищенность их перед обществом и государством.
С приходом же к власти в 1979 г. Консервативной партии некоторые положения профсоюзного законодательства, препятствующие частной инициативе и свободе предпринимательства, постепенно ликвидировались. Были приняты законы, запрещающие забастовки солидарности, предусматривающие возможность принудительного арбитража при социальных конфликтах, арест забастовочных фондов. Всплеск терроризма также принес определенные изменения. Некоторые ограничения гражданских прав в Великобритании установлены актами 1974-1984 годов о терроризме. Но четко определенный минимум личных прав законодательством о борьбе с терроризмом гарантировался: неприкосновенность личности, жилища и т.д. Для производства обыска и ареста полицейский чиновник должен иметь судебный приказ.
Среди политических прав наибольшую значимость имеют избирательное право и право на участие в референдуме.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.