Истинные тактичность, вежливость, учтивость по-особому важны тем, кто по роду своей профессиональной деятельности часто общается с людьми, знакомится с ними. И в этом отношении управленческая деятельность — не исключение. Руководитель, как никто другой, должен знать этикет представлений и знакомств.
Казалось бы, это так просто — представиться самому или представить друг другу людей, желающих обсудить деловой вопрос, просто познакомиться. Правила приличия связывают нас: принято считать неудобным просто так подойти к незнакомому человеку и сказать: «Я хочу познакомиться с вами». Исключения составляют официальные совещания, собрания, вечера, приемы и т.п. Если нет знакомых, которые могут вас представить интересующему человеку, вы можете это сделать сами. Такое знакомство не уличное, вы находитесь в одном обществе, на совместном мероприятии, так что ничего неприличного в этом нет. Однако, если есть возможность, лучше найти общих знакомых и попросить их представить вас человеку, с которым вы желаете познакомиться.
Классический этикет представлений
1. Младших по возрасту и положению представляют старшим и начальникам; мужчин, независимо от возраста и положения — женщинам. Если знакомят равных по должности, то более молодого по возрасту представляют более пожилому. Если же нужно познакомить ровесников и равных по должности и положению, то менее знакомого человека представляют более знакомому. Одного человека представляют двум или более лицам.
2. Знакомясь, мужчины встают. Женщины могут сидеть, за исключением случаев, когда их знакомят с людьми значительно старше их или занимающими высокое положение.
3. Что говорить во время представления? Здесь возможно несколько вариантов. Рекомендуется начинать знакомство словами: «Разрешите представить Вам...» или «Знакомьтесь, пожалуйста...». Далее следует отчетливо и внятно назвать фамилию, имя, отчество, охарактеризовать кратко и емко того, кого вы представляете. Например: «Разрешите представить вам моего товарища по институту Кадирова Валерия Васильевича». Нужно избегать неполных представлений: это обижает представляемого и не позволит окружающим получить необходимые для дальнейшего знакомства сведения. Нельзя, представляя мужчину женщине, спрашивать, знает ли она представляемого.
4. Представление состоялось. Как вести себя дальше? Далее следует легкий поклон и слова «Очень приятно» или «Рад познакомиться с Вами». Представляемому не рекомендуется говорить эти слова первому.
5. За словами приветствия обычно следуют рукопожатия. Первым подает руку человек, которому представили другого, т.е, руководитель — подчиненному, старший — младшему, женщина — мужчине. Женщина, кстати, руки может не подавать. Это ее право. При равенстве званий, возраста и положения первым здоровается тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным. Рукопожатие — символический, многоозначающий акт приветствия. Оно должно быть не сильным, но и не вялым, без лишних эмоций, но и не бесстрастным. Трясти руку партнера или пожимать ее двумя руками считается признаком дурного тона. Неприятное впечатление производит человек, который здороваясь, не смотрит в глаза тому, кого приветствует или проявляет при этом полнейшее равнодушие.
6. Когда вас представляют в неофициальной обстановке, совсем нелишним будет, если вы при этом слегка улыбнетесь. Улыбка, разумеется, не должна быть искусственной, неискренней. Такая улыбка воспринимается как признак лицемерия. Речь идет о настоящей улыбке, соответствующей обстановке знакомства, состоянию души, символизирующей доброжелательность и внимание к людям. Не случайно тибетская мудрость гласит: «Улыбка обогащает тех, кто ее получает, не обедняя тех, кто ее дает; она длится одно мгновение, память же о ней иногда сохраняется навсегда». В кодексе делового поведения руководителя есть нехитрое правило: «Если вы хотите располагать к себе людей, улыбайтесь!»
Итак, если вы – человек, которому доверена власть, то должны до тонкостей знать порядок представлений и знакомств, уметь представиться самому и быть готовым оказать содействие в этом другим. Сущность человека проявляется не только (и не столько!) в том, какие правильные и высокие слова он говорит, а прежде всего в самом простом — внимании и доброжелательности к людям.
Вопросы для обсуждения
1. Правила поведения в ситуациях служебного взаимодействия
2. Этикет представлений и приветствий
3. Правила подготовки и ведения деловых бесед.
4. Правила ведения переговоров.
5. Этикет служебных совещаний
Дата: 2019-05-28, просмотров: 192.