В вопросах противодействия чрезвычайным ситуациям и обеспечения безопасности лиц, принимающим непосредственное участие в их предупреждении и ликвидации последствий, нельзя обойти вниманием особенности предоставления страховых гарантий спасателям
Действующее законодательство РФ о чрезвычайных ситуациях, регламентируя права и обязанности спасателей, закрепило их право на предоставление со стороны государства ряда гарантий. Реализация права спасателей на возмещение вреда в результате участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций возможна только при наличии реальной действующей системы правовых гарантий защиты прав спасателей. Одной из самых важных гарантий спасателей являются страховые гарантии, закрепленные в ст. 31 «Страховые гарантии спасателей» Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Содержание страховых гарантий состоит в том, что вред, причиненный спасателям в ходе осуществлениями ими свой трудовой функции, возмещается не государством – как работодателем, а страховой организацией, которая за определенная плату принимает на себя риск его возмещения, в случае если в жизни спасателей произойдут предусмотренные законом соответствующие неблагоприятные события.
Под страховыми гарантиями спасателей следует понимать установленные нормами законодательства правовые средства и способы, обеспечивающие спасателям возможность реализации и защиты предоставленного им права на возмещение вреда жизни и здоровью.
В соответствие со ст. 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151 аварийно-спасательные службы и формирования могут быть профессиональными, нештатными и общественными. Их правовое положение различно, соответственно различен правой статус спасателей и различны страховые гарантии, предоставляемые им законодателем. В этой связи можно говорить о страховых гарантиях двух видов:
- страховые гарантии спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований;
- страховые гарантии спасателей нештатных и общественных аварийно-спасательных служб и формирований.
В зависимости от того, каким статусом обладает спасатель, участвующий в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций зависит объем страховых гарантий, которые предоставляются законодательством.
Предоставление спасателям страховых гарантий обусловлено:
- особенностями их правового статуса, компенсацией законодательных ограничений их прав и свобод, а также тягот и лишений, связанных с прохождением службы в аварийно-спасательных службах и формированиях;
- специфическим характером их деятельности, связанной с повышенным риском для жизни и здоровья, и применением эффективных страховых механизмов, способных быстро, адекватно и соразмерно указанный вред спасателям компенсировать.
Защита прав спасателей посредством закрепления в законе страховых гарантий наиболее полно отражает интересы спасателей и является эффективным механизмом возмещения вреда, причиненного их жизни и здоровью при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Возмещение вреда спасателям с помощью стандартных гражданско-правовых способов защиты – деликтных обязательств вызывает объективные сложности и представляется недостаточно эффективным. Это связано с тем, что, по общему правилу чрезвычайные ситуации являются основанием освобождения от гражданско-правовой ответственности. Кроме того, в подобных условиях далеко не всегда прослеживается причинно-следственная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями в жизни спасателей, имеющая существенное значение при рассмотрении вопросов, возникающих вследствие причинения вреда жизни и здоровью в гражданских правоотношениях. Кроме того, ситуация может сильно осложниться тем, что причинами могут быть большая цепочка негативных факторов либо сочетание некоторых из них. И правоприменителю в таких случаях будет необходимо определить и изучить каждую из выявленных причин и установить ту, чья роль в наступлении вреда спасателю была первостепенной. Закрепленные в законодательстве страховые гарантии и избранный законодателем способ возмещения вреда спасателям посредством страховых механизмов, гарантирующих его возмещение, наиболее защищает спасателей.
Возможность привлечения спасателей нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований предусмотрена Федеральным законом от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Законодатель в случае привлечения спасателей указанных категорий также предоставляет им страховые гарантии, как и спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб. Вопрос возмещения вреда этим лицах имеет большую актуальность, поскольку государство, привлекая к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций лиц, которые в целом не предназначены для выполнения таких работ и не являются сотрудниками профессиональных, специально созданных в этих целях подразделений, должно брать на себя ответственность в решении вопроса об определенной компенсации вреда, который может быть причинен им в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Страхование производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, создающие профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования за счет финансовых средств, выделяемых на содержание указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
Страхованию спасателей посвящена одна единственная норма ст. 31 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, регулирующий вопросы страхования сотрудников ГПС МЧС России, формально не распространяет своего действия на спасателей и в субсидиарном порядке к ним применяться не может. Специальный нормативный акт, посвященный страхованию спасателей, на сегодняшний день пока не принят. В этой связи указанная статья содержит общие положения, базовые ориентиры, которыми следует руководствоваться при заключении договоров страхования спасателей.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.