Методика знакомства с литром
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Литр — это единица объема (кубический дециметр).

Необходимо использовать жизненные ситуации, опираясь на детский опыт. Можно применять любые жидкости или сыпучие вещества, но обычно выбирают воду.

Подготовительные упражнения:

- заполнить литровые банки водой, используя разные мерки (стакан, чашку и др.);

- измерить количество воды в литровой банке, используя разные мерки;

- повторить правила измерения объема;

- обсудить зависимость результата измерения от выбора мерки.

-                                                                                                          

Последовательность обучения:

Детям предлагается вспомнить и назвать жидкие вещества. Демонстрируется мерная литровая кружка, поясняется, что объем жидких веществ измеряют этой меркой, которая на­зывается «литр», потому что вмещает 1 литр жидкости. Кружка заполняется водой до нужной отметки.

Определяется вместимость разных сосудов с помощью мерной кружки. Обсуждается, где и почему требуется измерение литром. Упражнения в измерении объема воды в сосудах и в отме­ривании нужного объема воды.

Дидактические игры

«Магазин», «Уравняй», «Угадай, сколько литров воды вмеща­ется в посуду» (сначала вместимость кастрюль, кувшинов, чай­ников и пр. определяется на глаз, затем проверяется измерени­ем) и др.

 

Методика формирования представлений о массе предметов и ее измерении

 (задача 10)

Предварительная работа

Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализаторов.На втором году жизни ребенок уже воспринимает массу предмета (не может поднять стул, потому что он тяжелый). К трем-четырем годам дети уже понимают значение слов «легкий», «тяжелый» и различают контрастные по массе предметы. Развитие барического чувства не происходит спонтанно, зависит от условий обучения.

Старшие дошкольники, посещавшие магазины со взрослы­ми, располагают сведениями о взвешивании на весах как способе определения массы, об использовании гирь, о движении стрелки на весах. Но представление о массе и единицах ее изме­рения у них поверхностно.

Точность восприятия массы зависит не только от возраста, но и от овладения приемами обследования предметов по их массе, знания общепринятых мер и способов измерения.

Замечание: весы измеряют вес предмета (силу, с которой теле давит на опору или оттягивает подвес вследствие притяжения земле). Вес связан с массой (F= mg) и в статичном состоянии отличается только коэффициентом 9,8, что позволяет шкалу весах сразу обозначать в килограммах, а не в Ньютонах.

 

Методика обучения

Этапы обучения:

Подготовительный этап: в младших группах идет накопление представлений о массе в опыте детей (в играх, жизненных ситуа­циях).

1этап. В средней группе учим различать массу предметов контрастных по тяжести:

«тяжелый — легкий»;

«тяжелее — легче»;

«одинаковые по тяжести».

 Знакомим с рациональными способами обследования сравнения массы предметов путем их «взвешивания» на весах.

2  этап. В старшей группе учим определять отношения между несколькими предметами, упорядочивая их по возрастающей или убывающей массе.

3 этап. В подготовительной группе знакомим со способами измерения массы на весах, сначала используя условные меры (например, для измерения массы яблока на весах «уточках» можно использовать желуди как гири), затем знакомим с кило­граммом.

 

Педагогическая работа строится в определенной последова­тельности: формирование представления о массе. «тяжелый – легкий». Развитие барического чувства. «тяжелее – легче», «одинаковые по тяжести» (выкладывание сериацтонных рядов по массе).

Измерительная деятельность (знакомство с правилами взвешивания на весах и килограммом).

 

Наглядный материал:

· Одинаковые по размеру мешочки, наполненные разными веществами (вата, песок, металлические шарики и пр.).

· Одинаковые по форме и размерам предметы (кубики, ша­рики и др.) из разных веществ (металл, дерево, пластмасса, по­ролон и пр.).

· Одинаковые коробочки с разным количеством песка.

Усложнение наглядного материала:

ü Уменьшаем разницу в массе.

ü Увеличиваем количество рассматриваемых предметов.

ü Сначала рассматриваем предметы одинаковые по всем признакам, (цвет, форма, размер), кроме массы, затем учим аб­страгироваться от цвета, формы, размера, внешнего вида, мате­риала и др.

Последовательность обучения

I этап, младшая — средняя группы

Действия: сравнение двух резко контрастных по массе пред­метов, используя слова «тяжелый — легкий».

Метод: «взвешивание» предметов на ладонях.

Правило: взять по одному предмету в каждую руку, повернуть ладони кверху и разжать. Руками плавно имитировать движение весов вверх — вниз. Несколько раз предметы поменять местами.

Ошибки детей:

- крепко сжимают предметы руками;

- резко подбрасывают предметы;

- игнорируют проверку, перемещение предметов из одной руки в другую;

- пользуются неправильными терминами («большой, тугой, здоровый, крепкий» и др.).

II этап, средняя — старшая группы

А:

Действия: сравнение трех предметов по массе. Один предмет служит образцом. Результаты сравнения обозначаются словами «тяжелее — легче», «одинаковые по тяжести».

Метод: «взвешивание» предметов на ладонях.

Правило: все предметы надо последовательно сравнивать с образцом и выкладывать в ряд: «самый легкий, тяжелее, самый тяжелый» и т. п.

Б:

Действия: построение сериационного ряда по массе. Обсуж­дение относительности и транзитивности отношений масс пред­метов.

Метод: «взвешивание» предметов на ладонях.

Правило: выбирать самый тяжелый (легкий) предмет из оставшихся (количество предметов увеличиваем постепенно от 3 до 5).

В:

Упражнения: нахождение предмета определенной массы в сериационном ряду.

Подбор парного предмета. Группировка предметов по массе.

III этап, старшая — подготовительная группы

А:

Действия: знакомство с простейшими весами (типа «аптеч­ных» или «уточек»). Проверка правильности «взвешивания» на руках.

Правило: чашка с предметом большей массы опускается вниз.

Замечание: это не взвешивание, а сравнение масс. Взвешива­ние — это измерение, в результате которого получается число.

Упражнения:

Из равных по массе кусков пластилина лепим разные фор­мы (шарик, колбаску, морковку и др.) и выясняем, что масса не меняется.

Сравниваем предметы одинакового объема, но разной мас­сы; разного объема, но одинаковой массы.

Б:

Действия: определение массы предмета на весах с помощью условной мерки (кубиков, шариков, желудей, пуговиц и др.).

Правило: масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах. Масса складывается, когда тела соединяются.

Упражнения:

Взвешивание одного предмета разными мерками.

Сравнение масс предметов при помощи измерения на весах.

В:

Действия: знакомство с килограммом. Измерение масс на чашечных весах с помощью килограммовых гирь.

Упражнения:

Определение массы предметов в 1, 2, 3,... кг.

Отвешивание сыпучих веществ (крупы и др.) нужной массы.

 

 


 

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 309.