Литр — это единица объема (кубический дециметр).
Необходимо использовать жизненные ситуации, опираясь на детский опыт. Можно применять любые жидкости или сыпучие вещества, но обычно выбирают воду.
Подготовительные упражнения:
- заполнить литровые банки водой, используя разные мерки (стакан, чашку и др.);
- измерить количество воды в литровой банке, используя разные мерки;
- повторить правила измерения объема;
- обсудить зависимость результата измерения от выбора мерки.
-
Последовательность обучения:
Детям предлагается вспомнить и назвать жидкие вещества. Демонстрируется мерная литровая кружка, поясняется, что объем жидких веществ измеряют этой меркой, которая называется «литр», потому что вмещает 1 литр жидкости. Кружка заполняется водой до нужной отметки.
Определяется вместимость разных сосудов с помощью мерной кружки. Обсуждается, где и почему требуется измерение литром. Упражнения в измерении объема воды в сосудах и в отмеривании нужного объема воды.
Дидактические игры
«Магазин», «Уравняй», «Угадай, сколько литров воды вмещается в посуду» (сначала вместимость кастрюль, кувшинов, чайников и пр. определяется на глаз, затем проверяется измерением) и др.
Методика формирования представлений о массе предметов и ее измерении
(задача 10)
Предварительная работа
Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализаторов.На втором году жизни ребенок уже воспринимает массу предмета (не может поднять стул, потому что он тяжелый). К трем-четырем годам дети уже понимают значение слов «легкий», «тяжелый» и различают контрастные по массе предметы. Развитие барического чувства не происходит спонтанно, зависит от условий обучения.
Старшие дошкольники, посещавшие магазины со взрослыми, располагают сведениями о взвешивании на весах как способе определения массы, об использовании гирь, о движении стрелки на весах. Но представление о массе и единицах ее измерения у них поверхностно.
Точность восприятия массы зависит не только от возраста, но и от овладения приемами обследования предметов по их массе, знания общепринятых мер и способов измерения.
Замечание: весы измеряют вес предмета (силу, с которой теле давит на опору или оттягивает подвес вследствие притяжения земле). Вес связан с массой (F= mg) и в статичном состоянии отличается только коэффициентом 9,8, что позволяет шкалу весах сразу обозначать в килограммах, а не в Ньютонах.
Методика обучения
Этапы обучения:
Подготовительный этап: в младших группах идет накопление представлений о массе в опыте детей (в играх, жизненных ситуациях).
1этап. В средней группе учим различать массу предметов контрастных по тяжести:
«тяжелый — легкий»;
«тяжелее — легче»;
«одинаковые по тяжести».
Знакомим с рациональными способами обследования сравнения массы предметов путем их «взвешивания» на весах.
2 этап. В старшей группе учим определять отношения между несколькими предметами, упорядочивая их по возрастающей или убывающей массе.
3 этап. В подготовительной группе знакомим со способами измерения массы на весах, сначала используя условные меры (например, для измерения массы яблока на весах «уточках» можно использовать желуди как гири), затем знакомим с килограммом.
Педагогическая работа строится в определенной последовательности: формирование представления о массе. «тяжелый – легкий». Развитие барического чувства. «тяжелее – легче», «одинаковые по тяжести» (выкладывание сериацтонных рядов по массе).
Измерительная деятельность (знакомство с правилами взвешивания на весах и килограммом).
Наглядный материал:
· Одинаковые по размеру мешочки, наполненные разными веществами (вата, песок, металлические шарики и пр.).
· Одинаковые по форме и размерам предметы (кубики, шарики и др.) из разных веществ (металл, дерево, пластмасса, поролон и пр.).
· Одинаковые коробочки с разным количеством песка.
Усложнение наглядного материала:
ü Уменьшаем разницу в массе.
ü Увеличиваем количество рассматриваемых предметов.
ü Сначала рассматриваем предметы одинаковые по всем признакам, (цвет, форма, размер), кроме массы, затем учим абстрагироваться от цвета, формы, размера, внешнего вида, материала и др.
Последовательность обучения
I этап, младшая — средняя группы
Действия: сравнение двух резко контрастных по массе предметов, используя слова «тяжелый — легкий».
Метод: «взвешивание» предметов на ладонях.
Правило: взять по одному предмету в каждую руку, повернуть ладони кверху и разжать. Руками плавно имитировать движение весов вверх — вниз. Несколько раз предметы поменять местами.
Ошибки детей:
- крепко сжимают предметы руками;
- резко подбрасывают предметы;
- игнорируют проверку, перемещение предметов из одной руки в другую;
- пользуются неправильными терминами («большой, тугой, здоровый, крепкий» и др.).
II этап, средняя — старшая группы
А:
Действия: сравнение трех предметов по массе. Один предмет служит образцом. Результаты сравнения обозначаются словами «тяжелее — легче», «одинаковые по тяжести».
Метод: «взвешивание» предметов на ладонях.
Правило: все предметы надо последовательно сравнивать с образцом и выкладывать в ряд: «самый легкий, тяжелее, самый тяжелый» и т. п.
Б:
Действия: построение сериационного ряда по массе. Обсуждение относительности и транзитивности отношений масс предметов.
Метод: «взвешивание» предметов на ладонях.
Правило: выбирать самый тяжелый (легкий) предмет из оставшихся (количество предметов увеличиваем постепенно от 3 до 5).
В:
Упражнения: нахождение предмета определенной массы в сериационном ряду.
Подбор парного предмета. Группировка предметов по массе.
III этап, старшая — подготовительная группы
А:
Действия: знакомство с простейшими весами (типа «аптечных» или «уточек»). Проверка правильности «взвешивания» на руках.
Правило: чашка с предметом большей массы опускается вниз.
Замечание: это не взвешивание, а сравнение масс. Взвешивание — это измерение, в результате которого получается число.
Упражнения:
Из равных по массе кусков пластилина лепим разные формы (шарик, колбаску, морковку и др.) и выясняем, что масса не меняется.
Сравниваем предметы одинакового объема, но разной массы; разного объема, но одинаковой массы.
Б:
Действия: определение массы предмета на весах с помощью условной мерки (кубиков, шариков, желудей, пуговиц и др.).
Правило: масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах. Масса складывается, когда тела соединяются.
Упражнения:
Взвешивание одного предмета разными мерками.
Сравнение масс предметов при помощи измерения на весах.
В:
Действия: знакомство с килограммом. Измерение масс на чашечных весах с помощью килограммовых гирь.
Упражнения:
Определение массы предметов в 1, 2, 3,... кг.
Отвешивание сыпучих веществ (крупы и др.) нужной массы.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 309.