Предварительная работа
Во второй младшей группе дети уже умеют работать с множествами. Видят и составляют группы предметов, выделяя их существенные признаки. Им интересно сравнивать группы по количеству, причем они испытывают тягу к составлению равночисленных множеств. Это является основой для обучения сравнению множеств путем наложения. Необходимо научить их правильно устанавливать взаимно однозначные соответствия («один к одному») между предметными множествами, уравнивать группы по количеству, добавляя и убирая один предмет. Это подготовит детей к счетной деятельности и к усвоению понятия числа (образованию соседних чисел).
Наглядный материал
· Игрушки, строительный материал;
· Конструкторы, объемные геометрические формы;
· Всевозможные вкладыши (матрешки, ведерки и др.).
· Наборы картинок и геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).
· Однополосные (для наложения) (рис. 1) и двухполосные (для приложения) (рис.2) карточки-считалочки (демонстрационные и раздаточные).
Последовательность использования наглядного материала
Объемные игрушки и предметы -------- карточки – считалочки с картинками ------ картинки и чистые карточки ----- геометрические фигуры
Методика обучения
Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения, затем — приложения. Понятия даются небольшими порциями с предварительным закреплением. Все термины отрабатываются на большом разнообразии наглядного материала.
Фрагменты занятий
| Программные задачи | Наглядный материал | Речь воспитателя | Речь детей |
| Дать понятия | Ведра, совки | — Что это? | — Ведра |
| «по многу». | — Сколько? | — Много ведер | |
| Показать «закон сохранения количества» | — Поставьте ведерки вряд | — Одно ведро, одно ведро... | |
| — Сколько ведер? | — Много ведер | ||
| — Что это? | — Совки | ||
| — Сколько? | — Много совков | ||
| — Разложите совочки вряд | — Один совок, один совок... | ||
| — Сколько совков? | — Много совков | ||
| — Ведер и совков помногу | — Ведер и совков помногу | ||
| — Повторите | — Ведер и совков по многу | ||
| Дать понятия | Блюдца, чашки | — Что это? | — Блюдца |
| «столько — сколько», «одинаково», «поровну» | — Сколько? | — Много блюдец | |
| — Что это? | — Чашки | ||
| — Сколько? | — Много чашек | ||
| — По скольку блюдец и чашек? | — Блюдец и чашек по многу | ||
| — Расставьте блюдца вряд | — Одно блюдце,... | ||
| — На каждое блюдце поставьте по одной чашке | — Одно блюдце — одна чашка... | ||
| — На всех блюдцах есть чашки? | -Да | ||
| — Значит, чашек столько, сколько блюдец, а блюдец столько, сколько чашек. Повторите | (Дети сначала повторяют за воспитателем, а затем отвечают на его вопросы, используя разные формулировки.) | ||
| — Чашек и блюдец поровну, одинаково | |||
| — Что можно сказать о блюдцах и чашках? |
| Дать понятия «больше — | Однополосные карточки-счита- | — Что это? | — Цветы |
| меньше» | лочки демонстрационные и разда- | — Сколько? | — Много цветов |
| точные | — Что это? | — Бабочки | |
| — Сколько? | — Много бабочек | ||
| — По скольку цветов и бабочек? | — Цветов и бабочек по многу | ||
| — Бабочки сели на цветочки. Один цветок— одна бабочка, один цветок — одна бабочка... | — Один цветок —одна бабочка, один цветок — одна бабочка... | ||
| — На все цветочки сели бабочки? | -Да | ||
| — Что можно сказать про цветы и бабочек? | Дети используют разные формулировки.) | ||
| — Как еще можно сказать? | |||
| — Одна бабочка улетела. Что теперь можно сказать? | |||
| — Чего меньше? | — Бабочек меньше, чем цветов | ||
| — Чего больше? | — Цветов больше, чем бабочек | ||
| — Бабочка прилетела. Что можно сказать? | — Их стало опять поровну | ||
| — Цветочек сорвали. Чего теперь меньше? | — Цветов меньше, чем бабочек | ||
| — Чего больше? | — Бабочек больше, чем цветов |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 535.