Особенности наглядного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЛАН

1. Анализ программных задач.

2. Методика решения каждой задачи:

а)    предварительная работа;

б)    особенности наглядного материала;

в)    методика обучения;

г)    этапы усложнения;

д)   дидактические игры и упражнения.

Анализ программных задач

1. Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др.

2. Учить видеть множество и выделять его элементы:

а)    на ограниченном пространстве;

б)    в подготовленной обстановке.

3. Активизация словаря: учить понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами: «один», «много», «мало», «ни одно­го», «немного», «несколько».

4. Учить составлять множества:

а)    из одинаковых элементов;

б)    из разных элементов;

в)    из подмножеств.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «поскольку?», при ответе использовать слова: «по одному», «по многу».

 

5. Учить сравнивать множества по количеству:

а)    на глаз (резко контрастные по количеству);

б)   путем соотнесения «один к одному» (установлением взаимно однозначного соответствия):

в) способом наложения;

        г) способом приложения;

д) составлением пар;

е) соединением рисунков линиями и др.

Активизация словаря: учить пользоваться словами: «столь­ко — сколько», «поровну», «одинаково»; «больше», «меньше».

6. Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один
элемент.    Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать
поровну?».    

 

Методика обучения понятиям «один», «много», «ни одного» (задачи № 1, 2, 3, 4-а)



Предварительная работа

В 1-й младшей группе детского сада занятия по математике не проводятся, но работа по математическому развитию детей уже идет на других занятиях и в других режимных процессах. Накапливаются знания об окружающих предметах («что это?», «какой?») и их совокупностях («сколько?»), формируется пред­метно-практическая деятельность, идет обогащение сенсорного опыта На занятиях по развитию речи детей делят на подгруппы по 5-6 человек, близких по уровню развития речи (говорящие хорошо, говорящие своеобразно, не говорящие). Вводят понятия «много» (больше трех), «мало» (меньше трех), учат использовать существительные во множественном и единственном числе

 

Особенности наглядного материала

Демонстрационный материал является раздаточным Ис­пользуются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечка­ми, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шари­ками, музыкальные инструменты и др.

Методика обучения

Вначале занятия по математике проводятся в форме дидак­тической игры, затем дидактическая игра является одной из час­тей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения.

Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, мно­гократно проговорить нужные термины (повторить за воспитате­лем или ответить на вопрос).

Фрагмент игры «Мячики»

Наглядный материал: большие синие мячи, маленькие крас­ные мячи, корзина, коробка.

Организация: подгруппа детей (или один ребенок) и воспита­тель сидят на ковре, вокруг лежат много мячей.

 

Номер пр.  задачи Речь воспитателя Речь детей
1 — Возьми один мяч  
1 — Какой он? Погладь его — Маленький, красный, гладкий
1 — Что с ним можно делать? — Покатать, поиграть
1 — Покатай, поиграй  
1 — Возьми еще один мяч, другой  
1 — Расскажи о нем — Большой, синий, гладкий
1 — Дай мне один мяч  
1.2 — Сколько у тебя мячей? — Один мяч
1,2 — А у меня сколько мячей? — Один мяч
2,3 — По скольку у нас мячей? — По одному мячу
2,3 — Собери все красные мячи в коробку — Один мяч, один мяч,...
2 — Сколько мячей в коробке? — Много мячей
2 — А у тебя в руках сколько мячей? — Ни одного мяча
2,3 — Собери все синие мячи в корзину — Один мяч, один мяч,...
Номер про­гр. задачи Речь воспитателя Речь детей
2 — Сколько мячей в корзине? — Много мячей
2 — Ав коробке? — Много мячей
2,3 — По скольку синих и красных мячей? — Синих и красных мячей по многу
2 — Дай мне несколько красных мячей  
2 — Сколько красных мячей осталось в коробке? — Мало мячей. Немного мячей
2,4(а) — Где больше мячей: в коробке или в корзине?     — В корзине мячей больше, чем в коробке
2,4(а) — Где меньше мячей? — В коробке мячей меньше, чем в корзине

 

 

Задание студентам

Подчеркните в речи воспитателя и детей все слова, которые являются математическими понятиями. Укажите номера матема­тических задач напротив каждого задания или вопроса.

 

«Отбери от кубиков ша­рики» Воспитатель вво­зит машину с ку­биками и шарика­ми (по количест­ву детей). В стороне короб­ки двух цветов Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Учить узнавать и назы­вать цвет и форму пред­мета. Учить группировать предметы по указанно­му признаку — Что это? — Какой? — Что с ним можно делать? — Покатай. — Построй. — Сколько? — По скольку? — Собери кубики в красную ко­робку, а шарики в синюю ко­робку
«Прогулка кукол» Машина с разны­ми куклами (по количеству де­тей). На полу короткая и длинная дорожка Учить видеть и состав­лять множества из раз­ных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному». Повторить понятия «длинный», «короткий» — Что это? Сколько? Какие? — Девочки проведут кукол по длинной дорожке, а мальчи­ки — по короткой дорожке. — Как сделать так, чтобы в ма­шине стало много кукол?
«Игрушки на столе» Разные игрушки (по количеству детей) на столе Закрепить умение ви­деть и составлять мно­жества из разных эле­ментов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному» — Что это? Это? Это?... — Как их можно назвать одним словом? — Сколько игрушек? — Возьми одну. Расскажи о ней. Поиграй. — По скольку у вас игрушек? — Как сделать так, чтобы на сто­ле стало много игрушек?

 

Игра «Стаканы с карандашами».Цель: Учить составлять множество из подмножеств, повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу».

Инструкции:

- Что это? Какие? Сколько?

- Возьмите по одному. Поставьте красные карандаши в красный стакан, желтые в желтый, зеленые в зеленый.

- По скольку карандашей в каждом стакане?

- Поставьте все карандаши в один стакан. Сколько стало?

 

Предварительная работа

Во второй младшей группе дети уже умеют работать с мно­жествами. Видят и составляют группы предметов, выделяя их су­щественные признаки. Им интересно сравнивать группы по ко­личеству, причем они испытывают тягу к составлению равно­численных множеств. Это является основой для обучения сравнению множеств путем наложения. Необходимо научить их правильно устанавливать взаимно однозначные соответствия («один к одному») между предметными множествами, уравни­вать группы по количеству, добавляя и убирая один предмет. Это подготовит детей к счетной деятельности и к усвоению по­нятия числа (образованию соседних чисел).

Наглядный материал

· Игрушки, строительный материал;

· Конструкторы, объемные геометрические формы;

· Всевозможные вкладыши (матрешки, ведерки и др.).

· Наборы картинок и геометрических фигур (демонстраци­онные и раздаточные).

· Однополосные (для наложения) (рис. 1) и двухполосные (для приложения) (рис.2) карточки-считалочки (демонст­рационные и раздаточные).

 

Методика обучения

Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения, затем — приложения. Понятия даются не­большими порциями с предварительным закреплением. Все тер­мины отрабатываются на большом разнообразии наглядного ма­териала.

Фрагменты занятий

Программные задачи Наглядный материал Речь воспитателя Речь детей
Дать понятия Ведра, совки — Что это? — Ведра
«по многу».   — Сколько? — Много ведер
Показать «закон сохранения коли­чества»   — Поставьте ведерки вряд — Одно ведро, одно ведро...
        — Сколько ведер? — Много ведер
    — Что это? — Совки
    — Сколько? — Много совков
      — Разложите совочки вряд — Один совок, один совок...
      — Сколько совков? — Много совков
      — Ведер и совков помногу — Ведер и совков помногу
      — Повторите — Ведер и совков по многу
Дать понятия Блюдца, чашки — Что это? — Блюдца
«столько — сколь­ко», «одинаково», «поровну»   — Сколько? — Много блюдец
        — Что это? — Чашки
    — Сколько? — Много чашек
    — По скольку блюдец и чашек? — Блюдец и чашек по многу
    — Расставьте блюдца вряд — Одно блюдце,...
    — На каждое блюдце по­ставьте по одной чашке — Одно блюдце — одна чашка...
    — На всех блюдцах есть чашки? -Да
    — Значит, чашек столь­ко, сколько блюдец, а блюдец столько, сколько чашек. Повторите (Дети сначала повторяют за воспитателем, а затем отвечают на его вопросы, используя разные форму­лировки.)
    — Чашек и блюдец поровну, одинаково  
    — Что можно сказать о блюдцах и чашках?  

 

Дать понятия «больше — Однополосные карточки-счита- — Что это? — Цветы
меньше» лочки демонстра­ционные и разда- — Сколько? — Много цветов
  точные — Что это? — Бабочки
    — Сколько? — Много бабочек
    — По скольку цветов и бабочек? — Цветов и бабочек по многу
    — Бабочки сели на цве­точки. Один цветок— одна бабочка, один цветок — одна бабочка... — Один цветок —одна бабочка, один цве­ток — одна бабочка...
    — На все цветочки сели бабочки? -Да
    — Что можно сказать про цветы и бабочек? Дети используют разные формулировки.)
    — Как еще можно ска­зать?    
    — Одна бабочка улетела. Что теперь можно сказать?  
    — Чего меньше? — Бабочек меньше, чем цветов
    — Чего больше? — Цветов больше, чем бабочек
    — Бабочка прилетела. Что можно сказать? — Их стало опять поровну
    — Цветочек сорвали. Чего теперь меньше? — Цветов меньше, чем бабочек
    — Чего больше? — Бабочек больше, чем цветов

 


Анализ программных задач

1. Познакомить с приемами счета предметов.

2. Познакомить с приемами счета с помощью различных
анализаторов:

а)    счет по образцу;

б)    счет по названному числу;

в)    счет по цифровому изображению;

г)    счет на слух;

д)    счет на ощупь;

е)    счет движений.

3.Показать принцип построения натурального ряда (л±1):

а)    образование соседних чисел;

б)    сравнение соседних чисел («больше», «меньше»).

4.Научить сравнивать множества на основе счета.

5. Показать абстрактность числа (независимость от качест­венных признаков предметов и пространственного расположе­ния множества):

а)    независимость числа от размеров предметов;

б)    Независимость числа от расстояния между предметами;

в)    независимость числа от формы расположения предметов;

г)    независимость числа от направления количественного счета.

6. Познакомить с порядковым счетом.

7. Познакомить с обратным счетом.

8. Познакомить с цифрами.


Методика обучения

Счетная деятельность — это называние числительных по по­рядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделе­нием итогового числа.

Цель счетной деятельности — найти итоговое число, ответить на вопрос «сколько?».

Обучаем ребенка приемам счета предметов по образцу («де­лай, как я»), сначала отрабатывая выполнение правил, а после их усвоения отменяя внешние жесты. Работа ведется на боль­шом разнообразии наглядного материала. Вне занятий закрепля­ются и применяются счетные навыки.

Правила счета Ошибки детей
1. Называть числительные по порядку, начи­ная со слова «один» Называют числительные не по порядку, начи­нают со слова «раз»    
2. Дотрагиваться до каждого предмета веду­щей рукой (обычно правой) слева направо (ведущее направление в нашем обществе) Пропускают предметы, дотрагиваются до од­ного предмета дважды, справа налево и др.
3. Одному предмету соотносить только одно число Считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением
4. В конце сделать обобщающий жест и еще раз назвать последнее число («всего пять предметов») Не выделяют итогового числа («безытого­вый счет»),, не могут ответить на вопрос «сколько?»

Задание студентам: Укажите возможные ошибки детей.

Замечание: Эти правила необходимы, чтобы ребенок понял сущность счета, а воспитатель смог предупредить или выявить ошибки (в чете, а не в правилах).

Этапы усложнения

По мере усвоения ребенком счетной деятельности надо счетные движения «сворачивать». Они переходят из «внешних» действий во «внутренние» (умственную работу):

• счет без обобщающего жеста;

• дотрагиваться не рукой, а указкой или показывать на предмет;

• счет на расстоянии (движение глаз);

• счет про себя.

После усвоения счета предметов переходим к счету других объектов (изображений, символов, движений, звуков, явлений и др.).

Предварительная работа ()

После выработки навыков счета предметов показываем де­тям, что считать можно все что угодно. Этим подводим их к по­ниманию абстрактности числа. Используя при счете различные анализаторы, оказываем положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей.

Задание студентам: Укажите, при каком счете, какой анализатор преимущест­венно задействуется.

 

Анализаторы: Зрительный Тактильный   Слуховой  Двигательный

Счет по образцу (задача 2-а)

Наглядный материал

• Наборы одинаковых предметов.

• Демонстрационный материал для фланелефафа, наборного полотна, магнитной доски (картинки, геометрические фи­гуры).

• Раздаточный материал (картинки, геометрические фигуры).



Рис.3

• Наборы «Учись считать».

• Карточки с числовыми фигурами сюжетными (рис. 3) и
бессюжетными (например, карточки Лая) (рис. 4).

 

Методика обучения - I этап: Инструкция дается небольшими порциями, по мере вы­полнения задания. Результат проговаривается с помощью вос­питателя.

Схема:

—Что это?

—Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько □?

—Посчитай,

—Сколько …?

—Отсчитай столько …, сколько….

—Сколько отсчитал □?

—Почему столько?

—Проверь, пересчитай.

II этап: Инструкция дается целиком, в последовательности выполне­ния задания. Результат обговаривается при помощи воспитателя.

 

Схема:

— Посчитай, сколько …, и отсчитай столько же ….

- Сколько отсчитал □?

- Почему столько?

- По скольку □ и □?

III этап: Инструкция дается целиком в свободной форме. Ребенок сам должен продумать последовательность действий: посчитать, отсчитать, пересчитать (планирует) и дать словесный отчет о вы­полнении (анализирует).

Схема:

Отсчитай столько О, сколько у меня П.

Расскажи, что у тебя получилось и почему так.


Усложнения

1. Увеличиваем количество от 1 до 10.

2. От реальных предметов переходим к их изображениям и числовым карточкам (сюжетным и бессюжетным).

3.  Меняем форму расположения предметов (горизонтально, вертикально наискосок, по кругу, в виде числовой фигуры, хаотично)

4.  Даем задания на развитие памяти: образец постоянно перед глазами ---- образец показывается дважды (перед выполнением задания; после выполнения задания для проверки)

5.  Даем упражнения для отвлечения от пространственного расположения предметов (выложи столько же, но в ряд; покажи числовой карточкой, сколько у меня предметов)

6.  Даем задания для повторения отношений соседних чисел: отложи на 1 больше.

Дидактические игры: «Остановись стрелка». (На часах с числовыми фигурами вра­щается стрелка. По сигналу она останавливается. Дети должны выполнить задание в соответствии с числом, которое показывает стрелка, например принести столько мячей, флажков».); «Поручения». («Принеси столько ), «Магазин» (Числовые карточки играют роль ценников, а геометрические фигуры роль монет.)

Методика обучения

Подготовительный этап: Дети трех-четырех лет учатся различать «один» и «много» звуков. Дети видят воспитателя и воспроизведение звука. Одно­му звуку соотносится действие (например, появление игрушки).

Фрагмент:

Воспитатель ударяет в барабан один раз и ставит на стол одну игрушку. Один звук — одна игрушка, так несколько раз.

—Сколько звуков услышали?

—Сколько игрушек появилось?...

Затем вызванный ребенок ударяет в барабан, сколько хочет раз. Воспитатель убирает соответствующее количество игрушек (одну или много).

- Сколько звуков услышали?

- Сколько игрушек убрали?

I этап Дети четырех-пяти лет учатся считать до пяти звуков. Дети видят воспитателя и видят воспроизведение звука. Задания да­ются поэтапно по мере выполнения.

Схема:

—Посчитай, сколько звуков.

—Отсчитай столько же предметов.
— Сколько отложил?

—Почему столько?

—Проверь, пересчитай.

II     этап Дети пяти-шести лет считают до десяти звуков. Дети видят воспитателя, но не видят воспроизведение звуков (например, ис­пользуем ширму). Инструкция дается целиком, но в последова­тельности выполнения заданий, с напоминанием действий.

Схема:

Посчитайте, сколько звуков услышите, и отложите столько же кругов.

Посчитали? А теперь откладывайте.

Сколько отложили? Почему столько?

III   этап Детям шести-семи лет инструкция дается целиком в свобод­ной формулировке. Свою деятельность дети планируют и анали­зируют сами.

Схема:

Отложите столько квадратов, сколько звуков услышите.

Расскажите, что и как вы сделали.


Усложнения

· Увеличиваем количество звуков от 1 до 10.

· Уменьшаем интервалы между звуками.

· Издаются звуки разные по силе, тону, из разных инструментов.

· Дети не видят воспитателя и источник воспроизведения
звука (например, воспитатель за спинами детей, или дети с за­крытыми глазами, или используем магнитофонную запись).

· Даем задания, связанные со знанием отношений между
числами, например: «Отложи кругов на один больше, чем звуков
услышишь».




Дидактические игры

«Помоги бычку попасть домой» (Бычок потерялся и не мо­жет попасть домой. Он встречает в лесу зверюшек (мышку, ля­гушку, собаку, кошку и др.), которые обещают ему помочь, если он правильно выполнит их задание. Например, Лягушка: «Промычи столько раз, сколько раз я проквакаю». Дети могут играть роли зверей или игра разыгрывается на игрушках или картин­ках.) и др.

Счет на ощупь (задача 2-д) Особенности наглядного материала

Объемные предметы, знакомые детям (например, кубики, пуговицы, камешки, желуди). Счетные карточки, с пуговицами или дырочками в чехлах из плотной ткани, которые снимаются.

Методика обучения - I этап

Детям четырех-пяти лет сначала предлагаем считать крупные объемные предметы под салфеткой или в мешочке (до пяти). Фрагмент:

—Посчитай, сколько кубиков под салфеткой, не подсматри­вая, и поставь на стол столько же пирамидок.

—Сколько поставил? Почему столько?

—Открой салфетку, проверь.

II этап Знакомим со счетными карточками. Пуговицы или дырочки на карточке диаметром 3—4 см расположены в один ряд до пяти штук.

Последовательность обучения:

1) показываем способ действия: ведущей рукой вести по кар­точке слева направо или сверху вниз, другой рукой придержи­вать карточку;

2) предлагаем вызванному ребенку посчитать самостоятельно
с последующей проверкой;

3) предлагаем каждому ребенку посчитать свой образец и
проверить себя, сняв чехол.

III этап Дети пяти-шести лет считают мелкие предметы (орехи, желу­ди, камешки, пуговицы), перекладывая их из руки в руку за спи­ной. Используем счетные карточки с пуговицами или дырочка­ми диаметром около 1 см, расположенными в два ряда (до 10 штук), с чехлами из более плотной ткани.



Усложнения

· Увеличиваем количество от 1 до 10.

· Уменьшаем размеры предметов.

· Увеличиваем темп выполнения задания.

Дидактические игры «Передай и посчитай» (Дети становятся в круг и за спинами передают счетные карточки без чехлов. По сигналу каждый счи­тает пуговицы на своей карточке. Выигрывает тот, у кого больше число.) и др.

 

После обучения детей счету объектом изучения становятся числа. Дети знакомятся с образованием соседних чисел и их от­ношениями. Это дает представление о некоторых принципах по­строения числового ряда.

Множества из одинаковых элементов, различающихся одним признаком (например, цветом или формой). Возможно использование палочек X. Кюизенера, карточек с цифрами и знаками.

Методика обучения

С детьми четырех-пяти лет работаем с числами в пределах первого пятка, а с детьми пяти-шести лет работаем с числами второго пятка.

Образование соседних чисел (задача 3-а)

Фрагмент:

Программная задана: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга.

Наглядный материал: три круга одного цвета, один — другого.

Ход:

1.  Работа с демонстрационным материалом

Что это? Сколько? О О О

Поставим еще один.    О О О •

- Сколько стало всего?

- Как из трех получилось четыре?

- Чтобы получить четыре, надо к трем добавить один.

   - А как можно из четырех получить три?

Чтобы получить три, надо от четырех убрать один.

2. Работа с раздаточным материалом

Аналогичная работа на другом наглядном материале. Делаем выводы: Чтобы получить последующее число, надо прибавить единицу. Чтобы получить предыдущее число, надо отнять единицу.

Замечание: Если дети знают цифры, можно познакомить их со знаками: «плюс» и «минус»:

—   Чтобы не писать слова, люди придумали знаки:

| +1 — «плюс» — значит, прибавить;

[ - ] — «минус» — значит, отнять.

Можно предложить детям выложить карточками образование 1числа:

Сравнение соседних чисел (задача З-б)

Фрагмент: Программная задача: показать отношение между числами 3 и 4. Наглядный материал: четыре круга, три квадрата расположены так, чтобы прослеживалось приложение.

Ход: I. Работа с демонстрационным материалом

—Что это?         О О О О

—Что это?          □ □ □

—Чего больше?

—Чего меньше?

—Почему?

—Сколько кругов?

—Сколько квадратов?

—   Кругов больше — их 4, квадратов меньше — их 3. Значит,
какое число больше? Какое число меньше?


Вопросы на закрепление

—Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «сколь­ко?»?

—Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «кото­рый?»?

— Как называется счет, которым я считаю?

— На какой вопрос я отвечаю?

Задания на усложнение

—Отсчитай семь треугольников.

—Между первым и вторым поставь круг.

—На котором месте круг?

—Поставь круг четвертым.

— Между которыми по порядку треугольниками стоит круг?

 

Методика обучения

Необходимо научить детей различать понятия:

· количество (свойство конкретного множества, отражающее, сколько в нем элементов);

· число (абстрактное математическое понятие, характеризую­щее общее свойство конечных равномощных множеств);

· цифра (знак для записи чисел).

На одном занятии знакомим с одной цифрой, рассматривая множества с соответствующим количеством элементов. Предва­рительно закрепляем знание предыдущих цифр. Необходимо создать поисковую ситуацию, чтобы дети поняли смысл обозна­чения числа цифрой. Начинаем знакомство с цифры 1, затем по порядку до 9, потом с нулем и записью числа 10. Дети часто пу­тают цифры 4 и 7, 5 и 2, 6 и 9. Эта проблема решается в процес­се многократных упражнений.

Фрагмент 1:

Программная задача : познакомить с цифрой 1.

Наглядный материал : коробка с цифрой 1 на крышке, в ней спрятана одна игрушка.

Ход:

Я не знаю, что лежит в коробке, но могу точно сказать, что только один предмет. Давайте проверим, права ли я?

Что это? Сколько?

Как вы думаете, как я догадалась?

Здесь написана цифра. Что она обозначает?

Люди придумали цифры, чтобы записывать числа.

Цифра 1 обозначает число один, она показывает, что в ко­робке только один предмет.

На что похожа цифра 1?

Нарисуйте пальцем в воздухе цифру, как я.

Найдите у себя на столе карточку с цифрой 1.

Ответьте на вопрос молча, показав карточку.

Сколько у человека носов?

На сколько шесть больше пяти?

Фрагмент 2:

Программная задана : познакомить с цифрой 0 и записью чис­ла 10.

Наглядный материал : материал, используемый для обратного счета (10 предметов).

Ход:

Воспитатель убирает предметы, а дети называют, сколько оста­лось. Звучит обратный счет. Затем убирается последний предмет.

- Сколько?

- Ни одного обозначает число ноль, которое записывается цифрой ноль.

- Нарисуйте пальцем в воздухе. На что похож?

Число десять записывают с помощью двух цифр 1 и 0.
Цифра 1 пишется слева, а ноль справа.


Варианты заданий

· Покажите цифрой, сколько предметов на столе.

· Покажите цифру, которая обозначает число 7.

· Отсчитайте столько предметов: [ 5 ]

· Покажите цифрой, на сколько четыре меньше пяти.

· Я назову число, а вы отсчитайте на столько [ 1 ] кругов больше. Семь.

· Присядьте столько [ 3 ] раз.

Осложнения

Цифровые карточки применяются при решении других про­граммных задач (при сравнении чисел, при изучении состава числа из двух меньших чисел, для записи решения задач и др.). Знание цифр используется при отгадывании загадок, выучивании стихов. В подготовительной группе иногда учат записывать цифры. Спешить с этим не надо, так как здесь необходимы: достаточно развитая мелкая моторика и умение ориентироваться на цисте бумаги в клетку.

Задание для самостоятельной работы студентов

Составить конспект занятия для средней группы ДОУ по теме «Формирование счетной деятельности».

Подобрать дидактические игры для выработки навыков счета с использованием различных анализаторов (задача 2).

 

 

ПЛАН

1. Анализ программных задач.

2. Методика решения каждой задачи:

а)    предварительная работа;

б)    особенности наглядного материала;

в)    методика обучения;

г)    этапы усложнения;

д)   дидактические игры и упражнения.

Анализ программных задач

1. Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др.

2. Учить видеть множество и выделять его элементы:

а)    на ограниченном пространстве;

б)    в подготовленной обстановке.

3. Активизация словаря: учить понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами: «один», «много», «мало», «ни одно­го», «немного», «несколько».

4. Учить составлять множества:

а)    из одинаковых элементов;

б)    из разных элементов;

в)    из подмножеств.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «поскольку?», при ответе использовать слова: «по одному», «по многу».

 

5. Учить сравнивать множества по количеству:

а)    на глаз (резко контрастные по количеству);

б)   путем соотнесения «один к одному» (установлением взаимно однозначного соответствия):

в) способом наложения;

        г) способом приложения;

д) составлением пар;

е) соединением рисунков линиями и др.

Активизация словаря: учить пользоваться словами: «столь­ко — сколько», «поровну», «одинаково»; «больше», «меньше».

6. Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один
элемент.    Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать
поровну?».    

 

Методика обучения понятиям «один», «много», «ни одного» (задачи № 1, 2, 3, 4-а)



Предварительная работа

В 1-й младшей группе детского сада занятия по математике не проводятся, но работа по математическому развитию детей уже идет на других занятиях и в других режимных процессах. Накапливаются знания об окружающих предметах («что это?», «какой?») и их совокупностях («сколько?»), формируется пред­метно-практическая деятельность, идет обогащение сенсорного опыта На занятиях по развитию речи детей делят на подгруппы по 5-6 человек, близких по уровню развития речи (говорящие хорошо, говорящие своеобразно, не говорящие). Вводят понятия «много» (больше трех), «мало» (меньше трех), учат использовать существительные во множественном и единственном числе

 

Особенности наглядного материала

Демонстрационный материал является раздаточным Ис­пользуются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечка­ми, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шари­ками, музыкальные инструменты и др.

Методика обучения

Вначале занятия по математике проводятся в форме дидак­тической игры, затем дидактическая игра является одной из час­тей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения.

Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, мно­гократно проговорить нужные термины (повторить за воспитате­лем или ответить на вопрос).

Фрагмент игры «Мячики»

Наглядный материал: большие синие мячи, маленькие крас­ные мячи, корзина, коробка.

Организация: подгруппа детей (или один ребенок) и воспита­тель сидят на ковре, вокруг лежат много мячей.

 

Номер пр.  задачи Речь воспитателя Речь детей
1 — Возьми один мяч  
1 — Какой он? Погладь его — Маленький, красный, гладкий
1 — Что с ним можно делать? — Покатать, поиграть
1 — Покатай, поиграй  
1 — Возьми еще один мяч, другой  
1 — Расскажи о нем — Большой, синий, гладкий
1 — Дай мне один мяч  
1.2 — Сколько у тебя мячей? — Один мяч
1,2 — А у меня сколько мячей? — Один мяч
2,3 — По скольку у нас мячей? — По одному мячу
2,3 — Собери все красные мячи в коробку — Один мяч, один мяч,...
2 — Сколько мячей в коробке? — Много мячей
2 — А у тебя в руках сколько мячей? — Ни одного мяча
2,3 — Собери все синие мячи в корзину — Один мяч, один мяч,...
Номер про­гр. задачи Речь воспитателя Речь детей
2 — Сколько мячей в корзине? — Много мячей
2 — Ав коробке? — Много мячей
2,3 — По скольку синих и красных мячей? — Синих и красных мячей по многу
2 — Дай мне несколько красных мячей  
2 — Сколько красных мячей осталось в коробке? — Мало мячей. Немного мячей
2,4(а) — Где больше мячей: в коробке или в корзине?     — В корзине мячей больше, чем в коробке
2,4(а) — Где меньше мячей? — В коробке мячей меньше, чем в корзине

 

 

Задание студентам

Подчеркните в речи воспитателя и детей все слова, которые являются математическими понятиями. Укажите номера матема­тических задач напротив каждого задания или вопроса.

 

«Отбери от кубиков ша­рики» Воспитатель вво­зит машину с ку­биками и шарика­ми (по количест­ву детей). В стороне короб­ки двух цветов Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Учить узнавать и назы­вать цвет и форму пред­мета. Учить группировать предметы по указанно­му признаку — Что это? — Какой? — Что с ним можно делать? — Покатай. — Построй. — Сколько? — По скольку? — Собери кубики в красную ко­робку, а шарики в синюю ко­робку
«Прогулка кукол» Машина с разны­ми куклами (по количеству де­тей). На полу короткая и длинная дорожка Учить видеть и состав­лять множества из раз­ных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному». Повторить понятия «длинный», «короткий» — Что это? Сколько? Какие? — Девочки проведут кукол по длинной дорожке, а мальчи­ки — по короткой дорожке. — Как сделать так, чтобы в ма­шине стало много кукол?
«Игрушки на столе» Разные игрушки (по количеству детей) на столе Закрепить умение ви­деть и составлять мно­жества из разных эле­ментов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному» — Что это? Это? Это?... — Как их можно назвать одним словом? — Сколько игрушек? — Возьми одну. Расскажи о ней. Поиграй. — По скольку у вас игрушек? — Как сделать так, чтобы на сто­ле стало много игрушек?

 

Игра «Стаканы с карандашами».Цель: Учить составлять множество из подмножеств, повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу».

Инструкции:

- Что это? Какие? Сколько?

- Возьмите по одному. Поставьте красные карандаши в красный стакан, желтые в желтый, зеленые в зеленый.

- По скольку карандашей в каждом стакане?

- Поставьте все карандаши в один стакан. Сколько стало?

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 679.