ПЛАН
1. Анализ программных задач.
2. Методика решения каждой задачи:
а) предварительная работа;
б) особенности наглядного материала;
в) методика обучения;
г) этапы усложнения;
д) дидактические игры и упражнения.
Анализ программных задач
1. Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др.
2. Учить видеть множество и выделять его элементы:
а) на ограниченном пространстве;
б) в подготовленной обстановке.
3. Активизация словаря: учить понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами: «один», «много», «мало», «ни одного», «немного», «несколько».
4. Учить составлять множества:
а) из одинаковых элементов;
б) из разных элементов;
в) из подмножеств.
Активизация словаря: учить понимать вопрос «поскольку?», при ответе использовать слова: «по одному», «по многу».
5. Учить сравнивать множества по количеству:
а) на глаз (резко контрастные по количеству);
б) путем соотнесения «один к одному» (установлением взаимно однозначного соответствия):
в) способом наложения;
г) способом приложения;
д) составлением пар;
е) соединением рисунков линиями и др.
Активизация словаря: учить пользоваться словами: «столько — сколько», «поровну», «одинаково»; «больше», «меньше».
6. Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один
элемент. Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать
поровну?».
Методика обучения понятиям «один», «много», «ни одного» (задачи № 1, 2, 3, 4-а)
Предварительная работа
В 1-й младшей группе детского сада занятия по математике не проводятся, но работа по математическому развитию детей уже идет на других занятиях и в других режимных процессах. Накапливаются знания об окружающих предметах («что это?», «какой?») и их совокупностях («сколько?»), формируется предметно-практическая деятельность, идет обогащение сенсорного опыта На занятиях по развитию речи детей делят на подгруппы по 5-6 человек, близких по уровню развития речи (говорящие хорошо, говорящие своеобразно, не говорящие). Вводят понятия «много» (больше трех), «мало» (меньше трех), учат использовать существительные во множественном и единственном числе
Особенности наглядного материала
Демонстрационный материал является раздаточным Используются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечками, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шариками, музыкальные инструменты и др.
Методика обучения
Вначале занятия по математике проводятся в форме дидактической игры, затем дидактическая игра является одной из частей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения.
Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, многократно проговорить нужные термины (повторить за воспитателем или ответить на вопрос).
Фрагмент игры «Мячики»
Наглядный материал: большие синие мячи, маленькие красные мячи, корзина, коробка.
Организация: подгруппа детей (или один ребенок) и воспитатель сидят на ковре, вокруг лежат много мячей.
Номер пр. задачи | Речь воспитателя | Речь детей |
1 | — Возьми один мяч | |
1 | — Какой он? Погладь его | — Маленький, красный, гладкий |
1 | — Что с ним можно делать? | — Покатать, поиграть |
1 | — Покатай, поиграй | |
1 | — Возьми еще один мяч, другой | |
1 | — Расскажи о нем | — Большой, синий, гладкий |
1 | — Дай мне один мяч | |
1.2 | — Сколько у тебя мячей? | — Один мяч |
1,2 | — А у меня сколько мячей? | — Один мяч |
2,3 | — По скольку у нас мячей? | — По одному мячу |
2,3 | — Собери все красные мячи в коробку | — Один мяч, один мяч,... |
2 | — Сколько мячей в коробке? | — Много мячей |
2 | — А у тебя в руках сколько мячей? | — Ни одного мяча |
2,3 | — Собери все синие мячи в корзину | — Один мяч, один мяч,... |
Номер прогр. задачи | Речь воспитателя | Речь детей |
2 | — Сколько мячей в корзине? | — Много мячей |
2 | — Ав коробке? | — Много мячей |
2,3 | — По скольку синих и красных мячей? | — Синих и красных мячей по многу |
2 | — Дай мне несколько красных мячей | |
2 | — Сколько красных мячей осталось в коробке? | — Мало мячей. Немного мячей |
2,4(а) | — Где больше мячей: в коробке или в корзине? | — В корзине мячей больше, чем в коробке |
2,4(а) | — Где меньше мячей? | — В коробке мячей меньше, чем в корзине |
Задание студентам
Подчеркните в речи воспитателя и детей все слова, которые являются математическими понятиями. Укажите номера математических задач напротив каждого задания или вопроса.
«Отбери от кубиков шарики» | Воспитатель ввозит машину с кубиками и шариками (по количеству детей). В стороне коробки двух цветов | Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Учить узнавать и называть цвет и форму предмета. Учить группировать предметы по указанному признаку | — Что это? — Какой? — Что с ним можно делать? — Покатай. — Построй. — Сколько? — По скольку? — Собери кубики в красную коробку, а шарики в синюю коробку |
«Прогулка кукол» | Машина с разными куклами (по количеству детей). На полу короткая и длинная дорожка | Учить видеть и составлять множества из разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному». Повторить понятия «длинный», «короткий» | — Что это? Сколько? Какие? — Девочки проведут кукол по длинной дорожке, а мальчики — по короткой дорожке. — Как сделать так, чтобы в машине стало много кукол? |
«Игрушки на столе» | Разные игрушки (по количеству детей) на столе | Закрепить умение видеть и составлять множества из разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному» | — Что это? Это? Это?... — Как их можно назвать одним словом? — Сколько игрушек? — Возьми одну. Расскажи о ней. Поиграй. — По скольку у вас игрушек? — Как сделать так, чтобы на столе стало много игрушек? |
Игра «Стаканы с карандашами».Цель: Учить составлять множество из подмножеств, повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу».
Инструкции:
- Что это? Какие? Сколько?
- Возьмите по одному. Поставьте красные карандаши в красный стакан, желтые в желтый, зеленые в зеленый.
- По скольку карандашей в каждом стакане?
- Поставьте все карандаши в один стакан. Сколько стало?
Предварительная работа
Во второй младшей группе дети уже умеют работать с множествами. Видят и составляют группы предметов, выделяя их существенные признаки. Им интересно сравнивать группы по количеству, причем они испытывают тягу к составлению равночисленных множеств. Это является основой для обучения сравнению множеств путем наложения. Необходимо научить их правильно устанавливать взаимно однозначные соответствия («один к одному») между предметными множествами, уравнивать группы по количеству, добавляя и убирая один предмет. Это подготовит детей к счетной деятельности и к усвоению понятия числа (образованию соседних чисел).
Наглядный материал
· Игрушки, строительный материал;
· Конструкторы, объемные геометрические формы;
· Всевозможные вкладыши (матрешки, ведерки и др.).
· Наборы картинок и геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).
· Однополосные (для наложения) (рис. 1) и двухполосные (для приложения) (рис.2) карточки-считалочки (демонстрационные и раздаточные).
Методика обучения
Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения, затем — приложения. Понятия даются небольшими порциями с предварительным закреплением. Все термины отрабатываются на большом разнообразии наглядного материала.
Фрагменты занятий
Программные задачи | Наглядный материал | Речь воспитателя | Речь детей |
Дать понятия | Ведра, совки | — Что это? | — Ведра |
«по многу». | — Сколько? | — Много ведер | |
Показать «закон сохранения количества» | — Поставьте ведерки вряд | — Одно ведро, одно ведро... | |
— Сколько ведер? | — Много ведер | ||
— Что это? | — Совки | ||
— Сколько? | — Много совков | ||
— Разложите совочки вряд | — Один совок, один совок... | ||
— Сколько совков? | — Много совков | ||
— Ведер и совков помногу | — Ведер и совков помногу | ||
— Повторите | — Ведер и совков по многу | ||
Дать понятия | Блюдца, чашки | — Что это? | — Блюдца |
«столько — сколько», «одинаково», «поровну» | — Сколько? | — Много блюдец | |
— Что это? | — Чашки | ||
— Сколько? | — Много чашек | ||
— По скольку блюдец и чашек? | — Блюдец и чашек по многу | ||
— Расставьте блюдца вряд | — Одно блюдце,... | ||
— На каждое блюдце поставьте по одной чашке | — Одно блюдце — одна чашка... | ||
— На всех блюдцах есть чашки? | -Да | ||
— Значит, чашек столько, сколько блюдец, а блюдец столько, сколько чашек. Повторите | (Дети сначала повторяют за воспитателем, а затем отвечают на его вопросы, используя разные формулировки.) | ||
— Чашек и блюдец поровну, одинаково | |||
— Что можно сказать о блюдцах и чашках? |
Дать понятия «больше — | Однополосные карточки-счита- | — Что это? | — Цветы |
меньше» | лочки демонстрационные и разда- | — Сколько? | — Много цветов |
точные | — Что это? | — Бабочки | |
— Сколько? | — Много бабочек | ||
— По скольку цветов и бабочек? | — Цветов и бабочек по многу | ||
— Бабочки сели на цветочки. Один цветок— одна бабочка, один цветок — одна бабочка... | — Один цветок —одна бабочка, один цветок — одна бабочка... | ||
— На все цветочки сели бабочки? | -Да | ||
— Что можно сказать про цветы и бабочек? | Дети используют разные формулировки.) | ||
— Как еще можно сказать? | |||
— Одна бабочка улетела. Что теперь можно сказать? | |||
— Чего меньше? | — Бабочек меньше, чем цветов | ||
— Чего больше? | — Цветов больше, чем бабочек | ||
— Бабочка прилетела. Что можно сказать? | — Их стало опять поровну | ||
— Цветочек сорвали. Чего теперь меньше? | — Цветов меньше, чем бабочек | ||
— Чего больше? | — Бабочек больше, чем цветов |
Анализ программных задач
1. Познакомить с приемами счета предметов.
2. Познакомить с приемами счета с помощью различных
анализаторов:
а) счет по образцу;
б) счет по названному числу;
в) счет по цифровому изображению;
г) счет на слух;
д) счет на ощупь;
е) счет движений.
3.Показать принцип построения натурального ряда (л±1):
а) образование соседних чисел;
б) сравнение соседних чисел («больше», «меньше»).
4.Научить сравнивать множества на основе счета.
5. Показать абстрактность числа (независимость от качественных признаков предметов и пространственного расположения множества):
а) независимость числа от размеров предметов;
б) Независимость числа от расстояния между предметами;
в) независимость числа от формы расположения предметов;
г) независимость числа от направления количественного счета.
6. Познакомить с порядковым счетом.
7. Познакомить с обратным счетом.
8. Познакомить с цифрами.
Методика обучения
Счетная деятельность — это называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа.
Цель счетной деятельности — найти итоговое число, ответить на вопрос «сколько?».
Обучаем ребенка приемам счета предметов по образцу («делай, как я»), сначала отрабатывая выполнение правил, а после их усвоения отменяя внешние жесты. Работа ведется на большом разнообразии наглядного материала. Вне занятий закрепляются и применяются счетные навыки.
Правила счета | Ошибки детей |
1. Называть числительные по порядку, начиная со слова «один» | Называют числительные не по порядку, начинают со слова «раз» |
2. Дотрагиваться до каждого предмета ведущей рукой (обычно правой) слева направо (ведущее направление в нашем обществе) | Пропускают предметы, дотрагиваются до одного предмета дважды, справа налево и др. |
3. Одному предмету соотносить только одно число | Считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением |
4. В конце сделать обобщающий жест и еще раз назвать последнее число («всего пять предметов») | Не выделяют итогового числа («безытоговый счет»),, не могут ответить на вопрос «сколько?» |
Задание студентам: Укажите возможные ошибки детей.
Замечание: Эти правила необходимы, чтобы ребенок понял сущность счета, а воспитатель смог предупредить или выявить ошибки (в чете, а не в правилах).
Этапы усложнения
По мере усвоения ребенком счетной деятельности надо счетные движения «сворачивать». Они переходят из «внешних» действий во «внутренние» (умственную работу):
• счет без обобщающего жеста;
• дотрагиваться не рукой, а указкой или показывать на предмет;
• счет на расстоянии (движение глаз);
• счет про себя.
После усвоения счета предметов переходим к счету других объектов (изображений, символов, движений, звуков, явлений и др.).
Предварительная работа ()
После выработки навыков счета предметов показываем детям, что считать можно все что угодно. Этим подводим их к пониманию абстрактности числа. Используя при счете различные анализаторы, оказываем положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей.
Задание студентам: Укажите, при каком счете, какой анализатор преимущественно задействуется.
Анализаторы: Зрительный Тактильный Слуховой Двигательный
Счет по образцу (задача 2-а)
Наглядный материал
• Наборы одинаковых предметов.
• Демонстрационный материал для фланелефафа, наборного полотна, магнитной доски (картинки, геометрические фигуры).
• Раздаточный материал (картинки, геометрические фигуры).
|
Рис.3
• Наборы «Учись считать».
• Карточки с числовыми фигурами сюжетными (рис. 3) и
бессюжетными (например, карточки Лая) (рис. 4).
Методика обучения - I этап: Инструкция дается небольшими порциями, по мере выполнения задания. Результат проговаривается с помощью воспитателя.
Схема:
—Что это?
—Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько □?
—Посчитай,
—Сколько …?
—Отсчитай столько …, сколько….
—Сколько отсчитал □?
—Почему столько?
—Проверь, пересчитай.
II этап: Инструкция дается целиком, в последовательности выполнения задания. Результат обговаривается при помощи воспитателя.
Схема:
— Посчитай, сколько …, и отсчитай столько же ….
- Сколько отсчитал □?
- Почему столько?
- По скольку □ и □?
III этап: Инструкция дается целиком в свободной форме. Ребенок сам должен продумать последовательность действий: посчитать, отсчитать, пересчитать (планирует) и дать словесный отчет о выполнении (анализирует).
Схема:
Отсчитай столько О, сколько у меня П.
Расскажи, что у тебя получилось и почему так.
Усложнения
1. Увеличиваем количество от 1 до 10.
2. От реальных предметов переходим к их изображениям и числовым карточкам (сюжетным и бессюжетным).
3. Меняем форму расположения предметов (горизонтально, вертикально наискосок, по кругу, в виде числовой фигуры, хаотично)
4. Даем задания на развитие памяти: образец постоянно перед глазами ---- образец показывается дважды (перед выполнением задания; после выполнения задания для проверки)
5. Даем упражнения для отвлечения от пространственного расположения предметов (выложи столько же, но в ряд; покажи числовой карточкой, сколько у меня предметов)
6. Даем задания для повторения отношений соседних чисел: отложи на 1 больше.
Дидактические игры: «Остановись стрелка». (На часах с числовыми фигурами вращается стрелка. По сигналу она останавливается. Дети должны выполнить задание в соответствии с числом, которое показывает стрелка, например принести столько мячей, флажков».); «Поручения». («Принеси столько ), «Магазин» (Числовые карточки играют роль ценников, а геометрические фигуры роль монет.)
Методика обучения
Подготовительный этап: Дети трех-четырех лет учатся различать «один» и «много» звуков. Дети видят воспитателя и воспроизведение звука. Одному звуку соотносится действие (например, появление игрушки).
Фрагмент:
Воспитатель ударяет в барабан один раз и ставит на стол одну игрушку. Один звук — одна игрушка, так несколько раз.
—Сколько звуков услышали?
—Сколько игрушек появилось?...
Затем вызванный ребенок ударяет в барабан, сколько хочет раз. Воспитатель убирает соответствующее количество игрушек (одну или много).
- Сколько звуков услышали?
- Сколько игрушек убрали?
I этап Дети четырех-пяти лет учатся считать до пяти звуков. Дети видят воспитателя и видят воспроизведение звука. Задания даются поэтапно по мере выполнения.
Схема:
—Посчитай, сколько звуков.
—Отсчитай столько же предметов.
— Сколько отложил?
—Почему столько?
—Проверь, пересчитай.
II этап Дети пяти-шести лет считают до десяти звуков. Дети видят воспитателя, но не видят воспроизведение звуков (например, используем ширму). Инструкция дается целиком, но в последовательности выполнения заданий, с напоминанием действий.
Схема:
Посчитайте, сколько звуков услышите, и отложите столько же кругов.
Посчитали? А теперь откладывайте.
Сколько отложили? Почему столько?
III этап Детям шести-семи лет инструкция дается целиком в свободной формулировке. Свою деятельность дети планируют и анализируют сами.
Схема:
Отложите столько квадратов, сколько звуков услышите.
Расскажите, что и как вы сделали.
Усложнения
· Увеличиваем количество звуков от 1 до 10.
· Уменьшаем интервалы между звуками.
· Издаются звуки разные по силе, тону, из разных инструментов.
· Дети не видят воспитателя и источник воспроизведения
звука (например, воспитатель за спинами детей, или дети с закрытыми глазами, или используем магнитофонную запись).
· Даем задания, связанные со знанием отношений между
числами, например: «Отложи кругов на один больше, чем звуков
услышишь».
Дидактические игры
«Помоги бычку попасть домой» (Бычок потерялся и не может попасть домой. Он встречает в лесу зверюшек (мышку, лягушку, собаку, кошку и др.), которые обещают ему помочь, если он правильно выполнит их задание. Например, Лягушка: «Промычи столько раз, сколько раз я проквакаю». Дети могут играть роли зверей или игра разыгрывается на игрушках или картинках.) и др.
Счет на ощупь (задача 2-д) Особенности наглядного материала
Объемные предметы, знакомые детям (например, кубики, пуговицы, камешки, желуди). Счетные карточки, с пуговицами или дырочками в чехлах из плотной ткани, которые снимаются.
Методика обучения - I этап
Детям четырех-пяти лет сначала предлагаем считать крупные объемные предметы под салфеткой или в мешочке (до пяти). Фрагмент:
—Посчитай, сколько кубиков под салфеткой, не подсматривая, и поставь на стол столько же пирамидок.
—Сколько поставил? Почему столько?
—Открой салфетку, проверь.
II этап Знакомим со счетными карточками. Пуговицы или дырочки на карточке диаметром 3—4 см расположены в один ряд до пяти штук.
Последовательность обучения:
1) показываем способ действия: ведущей рукой вести по карточке слева направо или сверху вниз, другой рукой придерживать карточку;
2) предлагаем вызванному ребенку посчитать самостоятельно
с последующей проверкой;
3) предлагаем каждому ребенку посчитать свой образец и
проверить себя, сняв чехол.
III этап Дети пяти-шести лет считают мелкие предметы (орехи, желуди, камешки, пуговицы), перекладывая их из руки в руку за спиной. Используем счетные карточки с пуговицами или дырочками диаметром около 1 см, расположенными в два ряда (до 10 штук), с чехлами из более плотной ткани.
Усложнения
· Увеличиваем количество от 1 до 10.
· Уменьшаем размеры предметов.
· Увеличиваем темп выполнения задания.
Дидактические игры «Передай и посчитай» (Дети становятся в круг и за спинами передают счетные карточки без чехлов. По сигналу каждый считает пуговицы на своей карточке. Выигрывает тот, у кого больше число.) и др.
После обучения детей счету объектом изучения становятся числа. Дети знакомятся с образованием соседних чисел и их отношениями. Это дает представление о некоторых принципах построения числового ряда.
Множества из одинаковых элементов, различающихся одним признаком (например, цветом или формой). Возможно использование палочек X. Кюизенера, карточек с цифрами и знаками.
Методика обучения
С детьми четырех-пяти лет работаем с числами в пределах первого пятка, а с детьми пяти-шести лет работаем с числами второго пятка.
Образование соседних чисел (задача 3-а)
Фрагмент:
Программная задана: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга.
Наглядный материал: три круга одного цвета, один — другого.
Ход:
1. Работа с демонстрационным материалом
Что это? Сколько? О О О
Поставим еще один. О О О •
- Сколько стало всего?
- Как из трех получилось четыре?
- Чтобы получить четыре, надо к трем добавить один.
- А как можно из четырех получить три?
Чтобы получить три, надо от четырех убрать один.
2. Работа с раздаточным материалом
Аналогичная работа на другом наглядном материале. Делаем выводы: Чтобы получить последующее число, надо прибавить единицу. Чтобы получить предыдущее число, надо отнять единицу.
Замечание: Если дети знают цифры, можно познакомить их со знаками: «плюс» и «минус»:
— Чтобы не писать слова, люди придумали знаки:
| +1 — «плюс» — значит, прибавить;
[ - ] — «минус» — значит, отнять.
Можно предложить детям выложить карточками образование 1числа:
Сравнение соседних чисел (задача З-б)
Фрагмент: Программная задача: показать отношение между числами 3 и 4. Наглядный материал: четыре круга, три квадрата расположены так, чтобы прослеживалось приложение.
Ход: I. Работа с демонстрационным материалом
—Что это? О О О О
—Что это? □ □ □
—Чего больше?
—Чего меньше?
—Почему?
—Сколько кругов?
—Сколько квадратов?
— Кругов больше — их 4, квадратов меньше — их 3. Значит,
какое число больше? Какое число меньше?
Вопросы на закрепление
—Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «сколько?»?
—Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «который?»?
— Как называется счет, которым я считаю?
— На какой вопрос я отвечаю?
Задания на усложнение
—Отсчитай семь треугольников.
—Между первым и вторым поставь круг.
—На котором месте круг?
—Поставь круг четвертым.
— Между которыми по порядку треугольниками стоит круг?
Методика обучения
Необходимо научить детей различать понятия:
· количество (свойство конкретного множества, отражающее, сколько в нем элементов);
· число (абстрактное математическое понятие, характеризующее общее свойство конечных равномощных множеств);
· цифра (знак для записи чисел).
На одном занятии знакомим с одной цифрой, рассматривая множества с соответствующим количеством элементов. Предварительно закрепляем знание предыдущих цифр. Необходимо создать поисковую ситуацию, чтобы дети поняли смысл обозначения числа цифрой. Начинаем знакомство с цифры 1, затем по порядку до 9, потом с нулем и записью числа 10. Дети часто путают цифры 4 и 7, 5 и 2, 6 и 9. Эта проблема решается в процессе многократных упражнений.
Фрагмент 1:
Программная задача : познакомить с цифрой 1.
Наглядный материал : коробка с цифрой 1 на крышке, в ней спрятана одна игрушка.
Ход:
Я не знаю, что лежит в коробке, но могу точно сказать, что только один предмет. Давайте проверим, права ли я?
Что это? Сколько?
Как вы думаете, как я догадалась?
Здесь написана цифра. Что она обозначает?
Люди придумали цифры, чтобы записывать числа.
Цифра 1 обозначает число один, она показывает, что в коробке только один предмет.
На что похожа цифра 1?
Нарисуйте пальцем в воздухе цифру, как я.
Найдите у себя на столе карточку с цифрой 1.
Ответьте на вопрос молча, показав карточку.
Сколько у человека носов?
На сколько шесть больше пяти?
Фрагмент 2:
Программная задана : познакомить с цифрой 0 и записью числа 10.
Наглядный материал : материал, используемый для обратного счета (10 предметов).
Ход:
Воспитатель убирает предметы, а дети называют, сколько осталось. Звучит обратный счет. Затем убирается последний предмет.
- Сколько?
- Ни одного обозначает число ноль, которое записывается цифрой ноль.
- Нарисуйте пальцем в воздухе. На что похож?
Число десять записывают с помощью двух цифр 1 и 0.
Цифра 1 пишется слева, а ноль справа.
Варианты заданий
· Покажите цифрой, сколько предметов на столе.
· Покажите цифру, которая обозначает число 7.
· Отсчитайте столько предметов: [ 5 ]
· Покажите цифрой, на сколько четыре меньше пяти.
· Я назову число, а вы отсчитайте на столько [ 1 ] кругов больше. Семь.
· Присядьте столько [ 3 ] раз.
Осложнения
Цифровые карточки применяются при решении других программных задач (при сравнении чисел, при изучении состава числа из двух меньших чисел, для записи решения задач и др.). Знание цифр используется при отгадывании загадок, выучивании стихов. В подготовительной группе иногда учат записывать цифры. Спешить с этим не надо, так как здесь необходимы: достаточно развитая мелкая моторика и умение ориентироваться на цисте бумаги в клетку.
Задание для самостоятельной работы студентов
Составить конспект занятия для средней группы ДОУ по теме «Формирование счетной деятельности».
Подобрать дидактические игры для выработки навыков счета с использованием различных анализаторов (задача 2).
ПЛАН
1. Анализ программных задач.
2. Методика решения каждой задачи:
а) предварительная работа;
б) особенности наглядного материала;
в) методика обучения;
г) этапы усложнения;
д) дидактические игры и упражнения.
Анализ программных задач
1. Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др.
2. Учить видеть множество и выделять его элементы:
а) на ограниченном пространстве;
б) в подготовленной обстановке.
3. Активизация словаря: учить понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами: «один», «много», «мало», «ни одного», «немного», «несколько».
4. Учить составлять множества:
а) из одинаковых элементов;
б) из разных элементов;
в) из подмножеств.
Активизация словаря: учить понимать вопрос «поскольку?», при ответе использовать слова: «по одному», «по многу».
5. Учить сравнивать множества по количеству:
а) на глаз (резко контрастные по количеству);
б) путем соотнесения «один к одному» (установлением взаимно однозначного соответствия):
в) способом наложения;
г) способом приложения;
д) составлением пар;
е) соединением рисунков линиями и др.
Активизация словаря: учить пользоваться словами: «столько — сколько», «поровну», «одинаково»; «больше», «меньше».
6. Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один
элемент. Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать
поровну?».
Методика обучения понятиям «один», «много», «ни одного» (задачи № 1, 2, 3, 4-а)
Предварительная работа
В 1-й младшей группе детского сада занятия по математике не проводятся, но работа по математическому развитию детей уже идет на других занятиях и в других режимных процессах. Накапливаются знания об окружающих предметах («что это?», «какой?») и их совокупностях («сколько?»), формируется предметно-практическая деятельность, идет обогащение сенсорного опыта На занятиях по развитию речи детей делят на подгруппы по 5-6 человек, близких по уровню развития речи (говорящие хорошо, говорящие своеобразно, не говорящие). Вводят понятия «много» (больше трех), «мало» (меньше трех), учат использовать существительные во множественном и единственном числе
Особенности наглядного материала
Демонстрационный материал является раздаточным Используются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечками, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шариками, музыкальные инструменты и др.
Методика обучения
Вначале занятия по математике проводятся в форме дидактической игры, затем дидактическая игра является одной из частей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения.
Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, многократно проговорить нужные термины (повторить за воспитателем или ответить на вопрос).
Фрагмент игры «Мячики»
Наглядный материал: большие синие мячи, маленькие красные мячи, корзина, коробка.
Организация: подгруппа детей (или один ребенок) и воспитатель сидят на ковре, вокруг лежат много мячей.
Номер пр. задачи | Речь воспитателя | Речь детей |
1 | — Возьми один мяч | |
1 | — Какой он? Погладь его | — Маленький, красный, гладкий |
1 | — Что с ним можно делать? | — Покатать, поиграть |
1 | — Покатай, поиграй | |
1 | — Возьми еще один мяч, другой | |
1 | — Расскажи о нем | — Большой, синий, гладкий |
1 | — Дай мне один мяч | |
1.2 | — Сколько у тебя мячей? | — Один мяч |
1,2 | — А у меня сколько мячей? | — Один мяч |
2,3 | — По скольку у нас мячей? | — По одному мячу |
2,3 | — Собери все красные мячи в коробку | — Один мяч, один мяч,... |
2 | — Сколько мячей в коробке? | — Много мячей |
2 | — А у тебя в руках сколько мячей? | — Ни одного мяча |
2,3 | — Собери все синие мячи в корзину | — Один мяч, один мяч,... |
Номер прогр. задачи | Речь воспитателя | Речь детей |
2 | — Сколько мячей в корзине? | — Много мячей |
2 | — Ав коробке? | — Много мячей |
2,3 | — По скольку синих и красных мячей? | — Синих и красных мячей по многу |
2 | — Дай мне несколько красных мячей | |
2 | — Сколько красных мячей осталось в коробке? | — Мало мячей. Немного мячей |
2,4(а) | — Где больше мячей: в коробке или в корзине? | — В корзине мячей больше, чем в коробке |
2,4(а) | — Где меньше мячей? | — В коробке мячей меньше, чем в корзине |
Задание студентам
Подчеркните в речи воспитателя и детей все слова, которые являются математическими понятиями. Укажите номера математических задач напротив каждого задания или вопроса.
«Отбери от кубиков шарики» | Воспитатель ввозит машину с кубиками и шариками (по количеству детей). В стороне коробки двух цветов | Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Учить узнавать и называть цвет и форму предмета. Учить группировать предметы по указанному признаку | — Что это? — Какой? — Что с ним можно делать? — Покатай. — Построй. — Сколько? — По скольку? — Собери кубики в красную коробку, а шарики в синюю коробку |
«Прогулка кукол» | Машина с разными куклами (по количеству детей). На полу короткая и длинная дорожка | Учить видеть и составлять множества из разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному». Повторить понятия «длинный», «короткий» | — Что это? Сколько? Какие? — Девочки проведут кукол по длинной дорожке, а мальчики — по короткой дорожке. — Как сделать так, чтобы в машине стало много кукол? |
«Игрушки на столе» | Разные игрушки (по количеству детей) на столе | Закрепить умение видеть и составлять множества из разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному» | — Что это? Это? Это?... — Как их можно назвать одним словом? — Сколько игрушек? — Возьми одну. Расскажи о ней. Поиграй. — По скольку у вас игрушек? — Как сделать так, чтобы на столе стало много игрушек? |
Игра «Стаканы с карандашами».Цель: Учить составлять множество из подмножеств, повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу».
Инструкции:
- Что это? Какие? Сколько?
- Возьмите по одному. Поставьте красные карандаши в красный стакан, желтые в желтый, зеленые в зеленый.
- По скольку карандашей в каждом стакане?
- Поставьте все карандаши в один стакан. Сколько стало?
Дата: 2019-05-28, просмотров: 735.