Правовое воспитание как целенаправленная деятельность общества и государства имеет главной целью формирование соответствующей потребностям данной социальной системы уровня правовой культуры. Без правового воспитания правовая культура общества формируется стихийно, под влиянием случайных факторов и потому не достигает необходимых для общества результатов.
Правовое воспитание как целенаправленная деятельность имеет свои объекты и субъекты. Объектами правового воспитания являются отдельные люди, социальные и профессиональные группы, в том числе государственные чиновники. Субъектами правового воспитания в обществе выступают семья, школа, различного рода специализированные государственные и общественные организации, средства массовой информации.
Содержанием правового воспитания является формирование у различных лиц системы устойчивых правовых знаний, правовых навыков, правомерной мотивации их поведения, готовности отстаивать и законными способами защищать свои права.
Формами правового воспитания являются:
-системы дошкольного и школьного правового образования;
-юридические курсы в средних специальных и высших учебных заведениях, заведениях по переподготовке кадров и повышению квалификации;
-правовая пропаганда;
-самообразование.
Специфической формой правового воспитания является деятельность специальных школ для трудных подростков, воспитательная работа, проводимая в рамках исправительных учреждений.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА. РАЗНОВИДНОСТИ (ТИПЫ) ПРАВОВЫХ СИСТЕМ.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА – наиболее широкое по содержанию понятие теории права. Оно характеризует структурное единство всех правовых явлений общества, их качественное своеобразие по сравнению с правовыми системами других стран, принадлежность по общим признакам к определенным типам (семьям) правовых систем.
Структурными компонентами правовой системы общества являются:
-нормы права, принципы, институты и отрасли права, выраженные в специфических источниках права; это нормативный компонент правовой системы;
-правовая практика и правовые учреждения; это деятельный компонент правовой системы;
-правовое сознание общества; это духовный компонент правовой системы.
Исторические особенности содержания и соединения этих компонентов определяют различия правовых систем и объединение их в группы (семьи правовых систем) по степени общности.
Обычно выделяют четыре основных семьи правовых систем среди современных стран: романо-германскую правовую систему, англосаксонскую правовую систему, мусульманскую правовую систему и традиционную правовую систему.
Романо-германская правовая система (Германия, Франция, Россия, другие страны континентальной Европы) характеризуется особой ролью конституций и законов, четко определенной системой нормативных актов как основного источника права, разделением системы права на отрасли права, в том числе частное и публичное право.
Англосаксонская правовая система (Великобритания, США, Канада) характеризуется особой ролью в правовой системе судебных прецедентов как основных источников права, отсутствием четкого членения системы права на отрасли права, относительной свободой судебного усмотрения при принятии правовых решений.
Мусульманская система права (страны арабского востока) характеризуется неразделимостью права и религиозно-моральных норм, признанием в качестве основного источника права шариата, включающего в себя нормы Корана, акты их толкования учеными знатоками ислама – иджмы, акты аналогии норм Корана к сходным случаям – киясы.
Традиционная система права (значительная часть Африки) – наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция).
Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; на территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племен Южной Америки; Индонезии и Папуа – Новой Гвинеи; на островах Океании.
К особенностям данной правовой системы можно отнести следующее:
-неписаный (некодифицированный) характер права;
-основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;
-сосуществование отдельно друг от друга «цивилизованной» правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи;
-регулирование обычаями, как правило, поведения коллектива, а не отдельного индивидуума;
-коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом;
-осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями;
-архаичность многих обычаев;
-уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях;
-месть – при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 181.