КОЛЛИЗИИ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ, СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОЛЛИЗИИ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ – противоречие между нормами, закрепленными в различных нормативных актах, но регулирующих одни и те же общественные отношения.

Коллизии юридических норм – явление, создающее известные трудности в процессе применения права. Однако в правотворческом процессе полностью исключить коллизии юридических норм объективно невозможно, поскольку по одним и тем же вопросам принимаются акты государственных органов различного уровня, в стране действуют нормативные акты разного времени принятия, в условиях интенсивного роста правовой системы затруднена работа по систематизации законодательства.

При столкновении, коллизии юридических норм правоприменительный орган должен делать правильный выбор между различными вариантами правового регулирования одних и тех же отношений. Юридической наукой и практикой выработан ряд общих правил, которые позволяют разрешить коллизии юридических норм:

-при коллизии норм, содержащихся в нормативных актах разной юридической силы, вменяется норма акта более высокой юридической силы;

-при коллизии норм одинаковой силы, содержащихся в нормативных актах, принятых в разное время, применяется норма акта более позднего по времени принятия;

-при коллизии норм кодифицированных актов с нормами простых законодательных актов применяются нормы кодифицированного акта;

-при коллизии общих и специальных норм применяются специальные нормы;

-при коллизии национальных норм и общепризнанных норм международного права применяются нормы международного права.

Особые правила действуют пи коллизии норм законодательных актов, принятых на уровнях федерации и субъектов федерации. Здесь действует принцип приоритета предметов ведения и применяется нормативный акт того органа, в ведении которого находится правовое регулирование данных вопросов.

 

СТАДИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА.

СТАДИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ – заключительная стадия процесса применения права, которая базируется на установленных фактических обстоятельствах дела и его юридической квалификации.

Главная задача этой стадии заключается в том, чтобы в соответствии с установленным смыслом юридической нормы четко определить субъективные права и субъективные обязанности сторон правоотношения, а также необходимые формы и порядок их реализации.

Основой принятия решения являются фактические и юридические основания. Само решение представляет собой логический процесс, в ходе которого фактические обстоятельства подводятся под соответствующую норму права и из их сопоставления делаются правовые выводы.

Процедура принятия решений в процессе применения права законодательно регламентирована. Например, порядок вынесения приговора или решения судом определен соответственно уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным кодексами Российской Федерации.

Необходимыми компонентами процедуры принятия решения являются его обоснованность, законность, целесообразность и справедливость. Принятие решения -–это завершающий акт процесса применения права, в ходе которого проявляется его государственно – властная природа. Решение правоприменительного органа по данному делу является обязательным для участвующих в нем сторон.

Стадия принятия решения находит свое формальное выражение в акте применения права, содержание которого доводится до сведения лиц, участвующих в деле.

 

АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА: СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА, ВИДЫ.

Правоприменительная деятельность компетентного государственного органа завершается принятием подлежащего исполнению акта применения права.

АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА – официальные письменные документы компетентных государственных органов, где в необходимой процессуальной норме обобщается процесс применения права и объявляется обязательное к исполнению решение по рассматриваемому делу.

Как и нормативные акты, акты применения права носят правовой характер, устанавливая защищаемые государством права и обязанности субъектов общественной жизни. В отличие от нормативных актов, акты применения права не содержат юридических норм и всегда носят производный и индивидуальный характер, т.е. издаются на основе действующих юридических норм (или в допускаемых случаях по аналогии закона и права) и распространяются только на конкретную жизненную ситуацию и конкретных лиц.

Правоприменительные акты имеют определенную законодательством официальную форму и, как правило, включают в себя:

-вводную часть, указывающую наименование акта и издавшего его органа, место и форму издания, лиц, участвующих в деле;

-описательную часть, где излагаются установленные в процессе рассмотрения дела фактические обстоятельства и способы их доказательства;

-мотивировочную часть, где обосновывается принятая юридическая квалификация дела со ссылками на действующие нормативные акты и акты официального толкования права;

-резолютивную часть, где объявляется содержание решения, принятого на основе юридической квалификации установленных обстоятельств;

-заключительную часть, содержащую подписи уполномоченных должностных лиц и печать государственного органа.

Акты применения права в зависимости от содержания решения обычно подразделяются на регулятивные (например, решение суда о разделе имущества собственников) и охранительные (например, приговор суда в отношении лица, совершившего кражу).

Акты применения права обязательны для лиц, в отношении которых они приняты, и при необходимости могут быть исполнены в принудительном порядке.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.