Продвижение к возвращению Тайваня под суверенитет КНР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Импульсы этому процессу дают три обстоятельства. Первое из них - это стремление уходящих с политической сцены ветеранов Гоминьдана под занавес закрыть проблему Тайваня. Исходная позиция Гоминьдана в отношении объединения была еще раз подтверждена Ли Дэнхуэем, заявившим: "Партия будет продолжать борьбу за возвращение на материк". Утопичности цели вполне соответствует утопичность представлений о средствах достижения: демонстрируя достижения Тайваня, "побудить Китай осудить коммунизм". По меткому замечанию одной из американских газет, "Гоминьдан заражен почти миссионерской идеей обратить континент в свою веру". Важно, однако, что такая постановка вопроса содержит в себе зачаток конструктивности, поскольку предполагает диалог с Пекином во изменение официальной политики "трех нет" ("никаких контактов, переговоров и компромиссов")[13]. Между тем, веление времени побуждает влиятельных деятелей Гоминьдана уже сейчас искать пути к налаживанию сотрудничества с материком - правда, не выходя за рамки своих мифообразных воззрений.

Специфическим проявлением этого стремления стали неординарные - скажем так - акции некоторых, видных гоминдановцев старшего поколения. Так, вскоре после XIII съезда Гоминьдана 35 ветеранов партии - членов совещательного совета ЦК, включая такую крупную фигуру, как Чэнь Лифу, выдвинули пакет предложений, предусматривающих организацию консультаций с Пекином, создание атмосферы доверия и, в "конечном счете, воссоединение обеих частей Китая "на основе китайской культуры". (Пресса КНР, сообщая об этой инициативе, отметила наличие в ней как "некоторых нецелесообразных формулировок", так и "позитивных конструктивных предложений".)

Еще дальше пошел один из старейших членов Законодательного юаня Ху Циюань, выдвинувший предложение о налаживании контактов с руководителями КНР и создании совместного правительства и совершивший поездку в Пекин, где был принят Ли Сяньня-нем и Дэн Инчао. В результате Ху Циюань был исключен из Гоминьдана.

При всем своем прожектерском характере эти акции, тем не менее, несут в себе элементы реализма, которые при соответствующих условиях могли бы сработать в пользу сближения двух частей Китая.

Второй фактор, стимулирующий объединение Китая, - это растущая заинтересованность населения острова, в особенности деловых кругов, в расширении экономических, культурных и гуманитарных связей с континентом, встречавшая неизменную поддержку в КНР. Эта заинтересованность постепенно размывает изоляционизм Гоминьдана, нейтрализует его враждебное отношение к КПК. Именно ею в первую очередь и объясняется новая политика Тайбэя в отношении континента, уже принесшая весомые результаты.

Так,- благодаря смягчению запретов торговый оборот между островом и континентом за 1988 г. превысил 2,5 млрд. ам. долл. (годовой прирост – 65 %), 450 тыс. человек совершили поездки на континент, было переслано более 3,4 млрд. писем. Объем инвестиций тайваньского капитала в материковой части Китая составил 200 млн. долларов[14].

Для расширения торгово-экономических отношений имеются весьма благоприятные перспективы, поскольку хозяйственные структуры континентальной части и острова во многом дополняют друг друга (основные статьи тайваньского экспорта на материк: продукция легкой, электронной и машиностроительной промышленности, сырье для химических волокон, синтетический текстиль, стройматериалы; импорт Тайваня: лекарственные травы, зерно, пищевое масло, химические продукты, минеральное сырье, текстильная продукция). Инвестиции в электронную, текстильную, легкую и другие отрасли промышленности открывают возможность сочетать тайваньскую технологию и методы управления с дешевой рабочей силой континента. По сообщениям органов массовой информации КНР, в дальнейшем предполагается построить с участием тайваньского капитала 435 объектов в 26 провинциях КНР стоимостью в 520 млн. ам. долларов.

Власти Тайваня поощряют экспорт на материк и рассматривают, хотя и менее охотно, возможности увеличения импорта оттуда угля, хлопка-сырца, чугуна, алюминиевых слитков и других видов сырья. Однако в своей политике осторожного и ограниченного понижения барьеров, которыми они отгородились от континента, власти явно не поспевают за эволюцией общественного мнения. Даже в кругах Гоминьдана усиливается критика его политики как слишком консервативной, раздаются призывы больше открыться навстречу континенту, установить с ним прямую торговлю. Такие высказывания звучали, в частности, на ХШ съезде Гоминьдана.

Третий фактор, работающий на объединение, - это интенсивная и многообразная деятельность руководства КНР, которое не только предлагает тщательно разработанную концепцию сосуществования двух социально-экономических систем в рамках одного государства, но и проводит чрезвычайно гибкую и настойчивую политику в целях расширения любых косвенных связей и налаживания прямых контактов с Тайванем, создания атмосферы доверия между Пекином и Тайбэем.

Показательно, что для решения этой задачи на материке создается целая система официальных органов и общественных организаций. Учреждена канцелярия по делам Тайваня при Госсовете (январь 1989 г.), созданы Китайское общество содействия мирному объединению родины (сентябрь 1988 г.). Всекитайское народное научное общество по изучению Тайваня (август 1988 г.), Общество содействия культурному обмену с Тайванем (Шанхай, март 1989 г.).

Решительно требуя от тайваньских властей скорейшей отмены "трех нет" и согласия на установление "трех видов связей" (торгово-экономических, транспортных и почтово-телеграфных), в Пекине уделяют большое внимание поискам путей к сближению с Гоминьданом на межпартийной основе, имея в виду не только признание обеими партиями единства Китая, но и опыт их сотрудничества в форме единого фронта. В заявлении по поводу кончины Цзян Цзинго Чжао Цзыян выразил надежду, что "новые руководители Гоминьдана, исходя из коренных интересов китайской нации, учитывая общую обстановку и идя навстречу чаяниям народа, будут развивать благоприятную тенденцию, появившуюся в отношениях между двумя сторонами пролива, и тем самым внесут позитивный вклад в скорейшее преодоление раскола страны и мирного объединения родины".

Министр иностранных дел КНР У Сюэцянь прямо отметил: "КПК выступает за скорейшее проведение переговоров между компартией и Гоминьданом на основе равенства". Активность в этом направлении проявляет и Революционный комитет Гоминьдана, который ставит задачей как расширение контактов с Гоминьданом на Тайване, так и "углубление разработки теоретических и политических положений, касающихся тайваньской проблемы".

Вместе с тем руководители КНР стремятся вовлечь в диалог все политические силы, так или иначе заинтересованные в решении общенациональной задачи. В упомянутом выступлении У. Сюэцянь подчеркнул: "КПК и китайское правительство искренне желают вместе с партиями, организациями и деятелями различных кругов Тайваня обсуждать государственные дела, вступать в контакты с ними и вести консультации об объединении родины". Не оставлены без внимания и хуацяо, которые могут сыграть "роль моста, соединяющего берега Тайваньского пролива".

Важнейшей частью политики Пекина является максимально поощрительное отношение со стороны центральных и местных властей КНР к деятельности тайваньского бизнеса, предоставление ему особых льгот, примером чему может служить новое положение, опубликованное Госсоветом в июле 1988 г. Сотрудничество с тайваньскими деловыми кругами расценивается в КНР как развитие национальной экономики на взаимовыгодных началах.

На основе тщательного изучения экономической и политической ситуации на острове в КНР разработана целая система аргументов в пользу воссоединения, своего рода ответ на проблемы, волнующие население Тайваня. Специалисты КНР указывают, что восстановление на Тайване суверенитета Китайской Народной Республики[15]:

- обеспечит стабильное и деятельное развитие экономики острова, поскольку тесные хозяйственные связи с материком позволяют смягчать воздействие неблагоприятных изменений конъюнктуры на международном рынке. Именно таким путем Тайвань сможет "построить самостоятельную экономику и даже превратиться в международный торгово-финансовый центр";

- даст Тайваню гарантию безопасности, поскольку в нынешней ситуации "тайваньский народ все еще лишен спокойствия". Не следует забывать, что между США и Тайванем имеются достаточно серьезные экономические и идеологические противоречия, под воздействием которых дистанция между ними возрастает;

- надежная безопасность позволит Тайваню сократить военные расходы, а также продвинуть процесс демократизации политической системы на острове;

- объединение по формуле "одно государство - две системы" повысит национальное самоуважение тайваньцев и уважение к ним в мировом сообществе. Ведь не секрет, что в настоящее время тайваньцы сталкиваются с пренебрежительным отношением к себе, а эмиграция с острова растет.

Эти доводы, безусловно, не остаются без внимания на острове и влияют определенным образом на состояние его политического климата. К этому следует добавить, что китайское правительство всеми силами и не без успеха побуждают США "сыграть свою роль" в содействии налаживанию "трех видов связей".

Рассмотренные факторы, очевидно, в какой-то мере благоприятствуют прогрессу в деле объединения страны. Понемногу устраняется психологическое отчуждение одной части страны от другой, смягчается враждебность, расширяются различные политические контакты.

Однако ходить друг к другу в гости - это еще далеко не то же самое, что жить под одной крышей.

Эффект "объединительных" факторов просто недостаточен не только для решения тайваньской проблемы, но и для создания надежных предпосылок ее решения.

В самом деле, объединительные порывы ветеранов Гоминьдана, сколь бы искренними они ни были, - это попытки совместить несовместимое, они неприемлемы по принципиальным соображениям ни для Пекина, ни для Тайбэя. (Кстати, в апреле 1988 г. Пекин отверг очередную идею, выдвинутую на Тайване: объединение по формуле "один Китай, два правительства".) Молодое поколение тайваньских политиков эти порывы тем более не поддерживает.

Далее. Развитие экономических, культурных и т.п. связей между островом и материком совсем не обязательно должно привести к их государственно-политическому слиянию. Вот почему Тайбэй, хотя и с опаской, идет на расширение такого рода связей, их считают полезными и сторонники "самоопределения" в ДПП, а США приветствуют налаживание обменов и подчеркивают, что мирные контакты между обоими берегами Тайваньского пролива "отвечают интересам Соединенных Штатов".

В то же время главные препятствия к объединению остаются непреодоленными. Это, во-первых, имеющиеся в определенных кругах Тайваня антикоммунистические предубеждения, недоверие к стабильности курса "одно государство, две системы".

Во-вторых, несовместимость восстановления на острове суверенитета КНР с сохранением существующей системы взаимоотношений между Тайбэем и Вашингтоном. Прежде всего. Закон об отношениях с Тайванем, уже сейчас расцениваемый Пекином как вмешательство во внутренние дела Китая, в этом случае лишился бы всякого смысла. А отказаться от нынешних взаимоотношений не хотят ни в Тайбэе, ни в Вашингтоне. Провозглашая приверженность принципу "одного Китая" и положениям трех совместных коммюнике, США фактически подходят к Пекине и Тайбэю как к двум отдельным партнерам, пусть даже неравноценным, невзирая на постоянную, хотя и сдержанную, критику со стороны КНР, не желающей мириться ни с политикой "один Китай, один Тайвань", ни даже с ее модификацией в виде "сначала Китай, потом Тайвань".

Следовательно, коренной сдвиг в решении проблемы возвращения Тайваня еще не наметился.

Сохранение статус-кво

 

Остается, таким образом, единственный вариант перспективы для Тайваня: сохранение в обозримом будущем его нынешнего положения. Находясь как бы во взвешенном состоянии в международной среде, Тайвань, тем не менее укрепляет свои позиции, расширяя круг экономических партнеров. Особая роль здесь очевидно принадлежит КНР: начав в 1987 г. открываться ей навстречу, Тайвань обеспечил себе доброжелательное и терпеливое отношение со стороны Пекина, держащего курс на мирное объединение страны и видящего первоочередную задачу в том, чтобы пресечь в зародыше сепаратистские тенденции. Широта подхода правительства КНР проявилась, кстати сказать, не только в содержании и тоне обращений к тайваньским соотечественникам, но и в таких характерных фактах, как отказ от прежних мер конфронтационного плана (распространение листовок антигоминдановской направленности, награждение военнослужащих-перебежчиков с острова и т.п.).

Тем самым статус-кво Тайваня сделался более стабильным, в то время как процесс сближения двух частей Китая стал набирать силу. (Такая ситуация может показаться парадоксальной только на первый взгляд, на самом деле она вполне логична.) Фактически политика "трех нет", хотя и подтвержденная ХШ съездом Гоминьдана, начала размываться - ее даже стали называть иногда политикой "двух с половиной нет". Связи с материком начали неуклонно расти, и власти, теряя контроль над ними, были вынуждены отступать от своей жесткой линии. Показательно решение, принятое Законодательным юанем в сентябре 1988 г.: не предъявлять обвинений в антиправительственной деятельности за прямую торговлю с организациями континентального Китая.

Мало того, в Тайбэе стали все явственнее ощущать необходимость, не ограничиваясь малыми мерами, пересмотреть в принципе стратегию в отношении материка. Так, в ноябре 1988 г. группа депутатов Национального собрания обратилась к правительству с призывом отказаться от конфронтации с Пекином и перейти к политике мирного сосуществования.

События июня 1989 г., когда китайские руководители применили силу для пресечения "контрреволюционного мятежа" и заявили о причастности тайваньских властей к провоцированию беспорядков в КНР, несколько осложнили отношения между Пекином и Тайбэем. Руководство КНР напомнило, что считает допустимым использование против Тайваня вооруженной силы, и обвинило тайваньские власти в попытках увековечить раскол страны, в попустительстве сепаратизму. Вместе с тем была вновь подтверждена неизменность курса "одно государство - две системы". Тайбей же подтвердил верность принципам "трех нет"[16].

Вопреки тенденции к обострению политических отношений торгово-экономические связи между двумя частями Китая продолжали развиваться. В 1989 г. объем двусторонней торговли, по-прежнему косвенной, превысил уровень 1988 г. более чем на 40 %, составив, по тайваньским данным, 3,7 млрд. ам. долл. В декабре 1989 г. в Гонконге в нарушение правила "трех нет" впервые состоялась встреча представителей специально созданных на Тайване и на континенте посреднических комитетов по торгово-экономическому сотрудничеству[17].

Факты подобного рода убедительно доказывают, что логике хода событий отвечает постепенное налаживание прямых связей и диалога между двумя частями Китая. А это будет означать переход взаимоотношений между ними в новое качество, отвечающее, по всей видимости, интересам всех групп китайского общества по обе стороны Тайваньского пролива.

Как известно, Пекин хочет решить проблемы объединения на основе концепции "одно государство - две системы", выдвинутой Дэн Сяопином и о которой говорил в своей речи на XV съезде КПК Цзян Цзэминь. Основное содержание концепции заключается в том, что на континентальной части Китая сохраняется социалистическая система, и при этом в течение длительного периода Сянган и Аомэнь сохраняют неизменными прежнюю капиталистическую систему и способ жизни. Данная концепция также охватывает Тайвань, и, как утверждают в Пекине, полностью учитывает историю и реальности Тайваня, а также демонстрирует высокую степень гибкости.

Принцип Единого Китая является основой политики правительства Китая на Тайване. По инициативе Дэн Сяопина китайское правительство с 1979 года проводит политику мирного воссоединения и постепенно развивает научную концепцию "одна страна, две системы". На этой основе Китай провозгласил главный принцип "мирного воссоединения и существования одной страны, двух систем". Ключевые моменты данного принципа и связанной с ним политики таковы: Китай сделает все от него зависящее, чтобы достичь мирного воссоединения, но не исключит силового воздействия; будет поощрять контакты между людьми и экономический и культурный обмен между двумя сторонами пролива; как можно скорее обеспечит прямую торговлю, почтовое сообщение, воздушные и морские перевозки; достигнет воссоединения путем мирных переговоров и, под эгидой принципа Единого Китая, при этом любой вопрос может быть решен путем переговоров. После воссоединения будет проводиться политика "одна страна, две системы": в континентальном Китае будет существовать социалистический строй, а на Тайване на долгое время сохранится капиталистический строй. После воссоединения Тайвань будет по-прежнему иметь большую степень автономии, и центральное правительство не будет размещать в Тайване войска или присылать управляющих. Решение тайваньского вопроса является внутренним делом Китая, и должно быть принято самими китайцами, и в этом вопросе не требуется вмешательства иностранных государств[18].

В беседе с американцем китайского происхождения доктором Ян Лиюем, профессором Сетон-Холлского университета в штате Нью-Джерси, 26 июня 1983 г. Дэн Сяопин предложил, чтобы объединение осуществлялось путем создания особого административного района на основе концепции "одно государство - две системы", и разъяснил концепцию мирного объединения континентальной части Китая и Тайваня следующим образом: "После объединения Родины с Тайванем Тайваньский особый административный район сохранит свою независимость. Он может осуществлять порядки, отличные от порядков в континентальной части страны, правосудие останется независимым, право на вынесение окончательного судебного приговора (решения) не перейдет к Китаю. Кроме того, Тайвань может иметь собственные вооруженные силы, но только при условии, что они не составят угрозы для континента. Пекин не будет посылать на Тайвань ни военный, ни административный персонал. Тайвань сам будет ведать своими партийными, административными и армейскими делами. Более того, в центральном правительстве Тайваню будет отведено определенное количество мест"[19].

Более того, по мнению руководства КПК возвращение Сянгана в 1997 году под суверенитет КНР создает благоприятные условия и для решения проблемы взаимоотношений с Тайванем. Континентальный Китай выступает за принцип одного Китая и против разделения, против ''самостоятельности Тайваня", против попыток создать ситуацию "двух Китаев", "одного Китая, одного Тайваня". Пекин постоянно напоминает, что он решительно не позволит изменить каким-либо способом позицию, заключающуюся в том, что Тайвань является составной частью Китая. Как уже говорилось выше, с этой целью он готов даже применить военную силу. Тайбэй же утверждает, что разделенный Китай это реальность, а сама постановка вопроса о воссоединении предполагает наличие разделения, что и выражается в существовании двух политических единиц.

Без сомнения, концепция "одно государство - две системы" после своего выдвижения в 1982 г. встретила (и не могла не встретить) полное противодействие на Тайване. В то же время Тайбэй делает различные политические шаги навстречу Пекину. Например, 30 апреля 1991 г. Президент Китайской Республики на Тайване Ли Дэнхуэй, отменил состояние Национальной мобилизации, которая была направлена на борьбу с материковым Китаем. Правда, при этом Национальное собрание Тайваня приняло серию Дополнительных статей к Конституции Тайваня. Эти статьи прежде всего были направлены на регулирование нового Порядка выборов, которые теперь ориентированы только на Тайваньский регион (так называемую "свободную территорию") и часть зарубежных китайцев. В дальнейшем вместе с новой серией поправок в 1994 г. все поправки были сведены в единый документ из десяти Дополнительных статей Конституции[20]. Поправками прежде всего решен вопрос о способе избрания Президента и вице-президента Китайской Республики на Тайване.

Как известно, в дальнейшем выборы президента Тайваня привели к кризису 1996 года в отношениях между двумя сторонами Тайваньского пролива. Однако даже кризис не повлиял на развитие экономического сотрудничества между ними. Руководство КНР заверило тайваньских инвесторов, что их интересам ничего не угрожает. Стороны продолжили работу в области формирования прямых транспортных связей, тайваньская авиакомпания "Чайна эйрлайнз", в которой контрольный пакет принадлежит государству, открыла свое представительство в Пекине.

В октябре 1990 г. при администрации Президента Тайваня был создан Совет по национальному объединению, на который была возложена задача реализации политики объединения. В своей работе Совет руководствуется вышеупомянутыми "Положениями о национальном воссоединении", которые были приняты в феврале 1991 г. В 1991 г. были также учреждены Совет по делам континентального Китая при Исполнительном Юане и частный Фонд обменов через Тайваньский пролив. Затем, в 1992 г., правительство Китайской Республики на Тайване, приняло Законодательный Акт, регулирующий отношения между жителями Тайваньского региона и жителями материка. Все эти шаги были направлены на создание условий для мирного сосуществования двух сторон Тайваньского пролива. Таким образом была создана основа для развития отношений с материком.

"Положения о национальном объединении" базируются на четырех принципах:

1. И материк, и Тайваньский регион являются частями китайской территории. Содействие национальному воссоединению должно быть общей обязанностью всего китайского народа.

2. Воссоединение Китая должно служить благосостоянию всего народа и не должно быть причиной конфликта сторон.

3. Воссоединение Китая должно быть нацелено на развитие китайской культуры, охрану человеческого достоинства, гарантии фундаментальных прав человека, и развитие демократии и верховенство закона.

4. Китай должен быть объединен в такое время и таким образом, чтобы уважались права и интересы народа в Тайваньском регионе и были защищены его безопасность и благосостояние. Объединение должно быть достигнуто через постепенные этапы на принципах разумности, мира, паритета и взаимности[21].

В целом, "Положения о национальном объединении" нацелены на достижение конечного объединения на основе свободы, демократии и процветания. Согласно "Положениям о национальном объединении" объединение Китая должно быть достигнуто в три этапа: первый этап - этап обменов и сближения, второй этап - этап взаимного доверия и сотрудничества, третий (долгосрочный) этап - этап консультаций и объединения. Тайваньское руководство отвергает принцип "одно государство - две системы", и поэтому считает, что объединение не может быть достигнуто в одночасье из-за различий в социальной, политической и экономической системах. Но ни для одного из этапов не установлены временные рамки.

По мнению Тайбэя современные отношения сторон Тайваньского пролива находятся на первом этапе. Этот этап должен характеризоваться отсутствием отрицания любой стороной существования политической единицы на другой стороне и неприменением силы. Соответственно, первый этап, этап краткосрочной перспективы, этап обменов и взаимного сближения может быть завершен только тогда, когда КНР откажется от угрозы применения силы против Тайваня и прекратит свои усилия по купированию активности Тайваня на международной арене.

Первоочередная задача второго этапа (среднесрочного) - это создание каналов официального обмена между двумя сторонами на паритетной основе. Цели этого этапа также включают установление прямого почтового, транспортного и торгового сообщения через Тайваньский пролив. Официальным лицам обеих сторон также должны быть разрешены взаимные визиты.

Третий этап связан с созданием двустороннего органа для взаимных консультаций по вопросам политической и экономической структуры объединенного Китая.

В целом, - Президент Ли Дэнхуэй говорил об этом в своей речи 20 мая 1997 г. - обе стороны должны согласиться с тем фактом, что стороны Тайваньского пролива управляются раздельно. Суверенитет должен базироваться на эффективной юрисдикции, и поэтому возникает вопрос: "как кто-то может заявлять о суверенитете над территорией, где он не обладает эффективной юрисдикцией?" Если будет признано наличие двух политических единиц, на этой основе, при наличии терпения и искренности, может быть развернут диалог с целью преодолеть разногласия и найти общие подходы. Для этого Президент Китайской 'Республики на Тайване Ли Дэнхуэй, предложил совершить визит мира на материк для встреч и обмена мнениями с руководством КНР. Позитивный ответ на это предложение мог бы открыть двери "новой эре мирного соревнования по обе стороны пролива"[22].

Что касается концепции "одно государство - две системы", то, независимо от характера перемен в Сянгане, перешедшего под суверенитет КНР, Тайвань по-прежнему придерживается негативной позиции. Прежде всего он выступает против первой части формулы "одного государства", поскольку это отрицает право на самостоятельное существование какого-либо государственного образования на Тайване. В Тайбэе также сомневаются в возможности параллельного сосуществования двух политических и экономических систем.

Отрицательное мнение Тайваня основано на том, что государство, построенное на принципе "одно государство - две системы" – это разновидность "моноструктурного" государства, в котором некоторые особые районы могут с позволенья центра иметь свою особую политическую систему, высокую степень автономии, включающую право административного управления, законодательную, судебную и высшую судебную власть, финансовую независимость, а также право совещательного голоса при решении вопросов внешних связей данного особого района. Как показано выше, по замыслу правительства КНР, Тайваню будет позволено иметь собственные вооруженные силы и право самообороны. Все эти права будут зависеть от разрешения центра.

Таким образом, "одно государство" означает, что в рамках государственной моноструктуры не будет существовать каких-либо равно-значимых с центральным правительством политических структур, а будет только один центр. Однако Тайвань по существу настаивает на конфедеративном принципе "одно государство - два правительства", что руководство КНР абсолютно отвергает, утверждая себя в качестве единственного верховного руководства Китая.

Относительно недавно, выступая на тринадцатом пленарном заседании Совета по национальному объединению (22 июля 1998 г.), Президент КР снова отмечал, что Китай должен воссоединиться, но это воссоединение должно произойти на основах демократии, свободы и равного процветания, что обеспечит права и интересы всех китайцев и ж движение вперед в соответствии с мировыми тенденциями. Нация не может воссоединяться при коммунистической системе, доказавшей свою несостоятельность, или по формуле "одно государство - две системы".

В обоснование этой позиции Президент Китайской Республики на Тайване Ли Дэнхуэй, привел следующие аргументы. Во-первых, воссоединение при коммунистической системе или по формуле "одно государство - две системы" не принесет демократию всему Китаю. Во-вторых, только воссоединение на основе демократии может объединить силы Тайваня, Гонконга и континентального Китая в единую силу региональной стабильности. Объединенный, но закрытый и автократический, Китай будет неизбежно провоцировать беспокойство соседних стран, нарушать баланс сил в Азии и угрожать миру и стабильности в АТР. В третьих, только комплексная демократическая система с верховенством закона и транспарентными политическими процессами обеспечит взаимное доверие между двумя сторонами. Только демократия может гарантировать новую ситуацию, в которой выиграют обе стороны.

В 1993 г. после переговоров в Сингапуре Председателя Фонда обменов через Тайваньский пролив Гу Чэнфу (Тайвань) и Председателя Ассоциации для связей через Тайваньский пролив Ван Даоханя (КНР) был создан канал для систематических, хотя и неофициальных, консультаций между двумя сторонами. Консультации проводились регулярно до июля 1995 г., когда Пекин прекратил эти контакты в связи с неудовольствием поездкой Президента КР Ли Дэнхуэя в США.

Только в начале 1998 г. КНР согласилась возобновить полуофициальные контакты с Тайбэем. Во второй половине июля этого года Пекин направил на Тайвань делегацию, впервые возглавляемую министром. Глава Министерства науки и техники Чжу Лилань и члены делегации, а также представители 97 компаний и научных учреждений участвовали в Семинаре по научно-техническим обменам между сторонами Тайваньского пролива, организованном Национальной промышленной федерацией. В ходе визита состоялись встречи в академических и деловых кругах Тайваня. Более того, было достигнуто соглашение о совместном строительстве двух грузовых судов по 175 тыс-т[23].

Через три года после прекращения консультаций представители КНР и Тайваня снова встретились в Тайбэе в июле 1998 г. В ходе встречи заместитель генерального секретаря Ассоциации для связей через Тайваньский пролив (КНР) Ли Яфэй и заместитель генерального секретаря Фонда обменов через Тайваньский пролив (Тайвань) Ян Цзихун договорились о визите Председателя Фонда обменов через Тайваньский пролив Гу Чэнфу на материк осенью 1998 г.

На 57 сессии Генеральной ассамблеи ООН 16 сентября 2002 г. Китай заявил, что никогда не допустит получения Тайванем независимости, так как это может повредить миру и стабильности в азиатско-тихоокеанском регионе, сообщает Reuters. Министр иностранных дел Китая Тан Цзясюань сказал: "Мы будем решительно бороться с любыми действиями, способствующими обретению Тайванем независимости. Мы никогда и никому не позволим отделить Тайвань от Китая. Все шаги, целью которых является независимость острова обречены на провал. Великое дело воссоединения Китая без сомнения будет завершено".

По словам Тана, большая часть населения Тайваня желает мира, стабильности и крепких связей двух стран, в то время как политические лидеры из Тайбея при поддержке меньшей части населения поддерживают сепаратизм. "В мире есть только один Китай", - добавил он[24].

 



Заключение

 

Формула "одно государство - две системы" носит двусмысленный характер. С одной стороны, она предлагает две равные системы, а с другой стороны, возникает неравенство между центральными и местными властями. Формула также противоречива, поскольку пытается соединить коммунизм и капитализм. Кроме того, формула недемократична, так как в соответствии с ней власть реализуется сверху вниз, а не снизу вверх. Это противоречит концепции демократического объединения, к реализации которой стремится Тайвань.

В Пекине же стараются показать, что в настоящее время руководство КНР отказалось от мышления категориями классового антагонизма и желает открыто и легально допустить в рамках социалистического государства существование отдельных районов с капиталистической системой. Поэтому "две системы" - это не просто сочетание различных антагонистических систем, но долговременное, основанное на сотрудничестве и взаимной выгоде, сосуществование в рамках одного государства. Под этим подразумевается, что при длительном сосуществовании будет выдерживаться принцип "50 лет не производить изменений" в сложившихся политических системах. Одновременно предполагается перенос международных принципов мирного сосуществования, непричинения вреда и взаимного уважения на отношения между "двумя системами" в рамках одного государства. По утверждению Дэн Сяопина, по истечении срока в 50 лет уровень развития Китая, вероятнее всего, будет настолько высок, что не будет необходимости в каких-либо изменениях. То есть будет происходить сближение "двух систем", вплоть до их естественного взаимного слияния. Начало такого сближения еще до "воссоединения", особенно после объявления в 1992 г. о формировании в КНР "социалистической рыночной экономики", в общем является уже свершившимся фактом.

Несмотря на то, что тайваньское руководство в документе, озаглавленном "Разъяснение позиции и политики Правительства Китайской Республики относительно ситуации в Гонконге в 1997 г.", выразило удовлетворение возвращением Сянгана китайской нации, оно заявило, что отвергает попытки материкового Китая урегулировать отношения между берегами Тайваньского пролива и разрешить вопрос о единстве Китая при помощи принятой для Сянгана модели "одно государство - две системы".

При этом Тайвань заявил, что то, как будут решаться Сянганские вопросы, касается не только благоденствия соотечественников в Сянгане, но одновременно окажет влияние и на развитие материкового Китая, на тенденции в отношениях между берегами Тайваньского пролива, на прогресс в деле объединения страны и на безопасности и процветания азиатско-тихоокеанского региона.

Цель политики Тайваня в отношении Сянгана заключается в том, чтобы эта территория и в дальнейшем развивалась по пути свободы, демократии и процветания. Правительство Тайваня также надеется на создание более совершенных, более гармоничных и более стабильных отношений между Тайванем и Сянганом, чтобы тем самым усилить всесторонние обмены между двумя территориями и сформировать позитивную мирную обстановку в отношениях между берегами Тайваньского пролива. Для этого был выработан следующий план действий: разработка "Правил, касающихся отношений с Сянганом и Аомэнем" и других законодательных актов, чтобы иметь юридическую основу отношений; создание Бюро по делам Сянгана; укрепление функций организаций, работающих в Сянгане, расширение сферу услуг, предоставляемых местным жителям; налаживание всесторонних контактов с жителями Сянгана и связей с правительством Особого административного района Сянган.

В настоящее время вопрос о воздушном сообщении между Тайванем и Сянганом решен на основе принципа "множественности авиакомпаний, утвержденных для осуществления полетов после 1997 г.", зафиксированного в договоре об авиасообщении, подписанном 13 июня 1996 г. Что касается морских перевозок между Тайванем и Сянганом, то 24 мая 1997 г. был подписан "Протокол консультаций о морском сообщении между Тайванем и Сянганом", засвидетельствовавший взаимопонимание касательно продолжения мореплавания по этому маршруту. Пока сохраняется проблема проездных документов для жителей Тайваня и Сянгана. Тайваньское правительство стремится сохранить существующую практику. Тайваньская сторона сейчас решает вопросы, которые она может решить самостоятельно: упорядочение организаций, работающих в Сянгане; вопрос о гарантиях прав и интересов жителей Тайваня и тайваньских предпринимателей в Сянгане.

В целом же Тайбэйское руководство считает, что Китай, осуществивший мирное объединение и демонстрирующий экономический рост и процветание, будет иметь стабилизирующее воздействие на Азиатско-Тихоокеанский регион в частности и на мир в целом.



Список использованной литературы

 

1. Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. – М., 1990.

2. Брежнев А.А. Китай: тернистый путь к добрососедству: Воспоминания и размышления. – М., 1998.

3. Восток в современных культурологических интерпретациях. - М., 1989.

4. Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. – М., 1997.

5. Дэн Сяопин. О строительстве специфически китайского социализма. - Пекин, 1985.

6. Егоров К.А. Китайская Народная Республика: Политическая система и политическая динамика (80-е годы). – М., 1993.

7. История Китая и современность: Сб. тр. / Под ред. С.А. Тихвинского. – М., 1978.

8. История Китая с древнейших времен и до наших дней. – М., 1985.

9. История Китая: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. – М., 1998.

10. Купустин А.Е. Китай. – Режим доступа: http://www.kapustin.da.ru., свободный.

11. Карпов М.В. Экономические реформы и политическая борьба в КНР (1984 – 1989 гг.) / МГУ. ИСАА. – М., 1997.

12. Китай не допустит независимости Тайваня // Golden Telecom [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lenta.ru., свободный.

13. Ли Дуо Проблемы и перспективы экономических отношений КНР с Сянганом (Гонгоном) и Тайванем. – М., 1998.

14. Меликсетов А.В. Победа китайской революции 1945 - 1949. - М., 1989.

15. Новое в изучении Китая: Сб. ст. / Под ред. М.А. Титаренко. – М., 1987.

16. Общественные объединения Китайской Народной Республики, 80-е – начало 90-х гг.: В 2 т. / Отв. ред. Ф.Б. Белелюбский, Л.М. Гудошников. – М., 1992.

17. Особенности современной политической борьбы в КНР. Доклады и тезисы научной конференции. - М., 1975.

18. Проблемы Дальнего Востока. – 1989. - № 5.

19. Семин А.В. Эволюция и проблемы японо-китайских отношений (1972 – 1992 гг.). – М., 1995.

20. Тайвань: Проблемы развития: Материалы научно-практической конференции. – М., 1990.

21. Цыганов Ю. Тайвань в структуре безопасности Восточной Азии. – М., 1998.

22. Широков Г.К., Лунев С.И. Россия, Китай и Индия в современных глобальных процессах. – М., 1998.

23. Юридическая жизнь в Китае / Отв. ред. Л.М. Гудошников. – М., 1990.

24. Gold Th. The Status-quo is not Static. Mainland Relations. // Asian Survey. – Berkeley. – 1987. – V. 27. - № 3.

25. Lee Teng-hui. Peace through Democratic Reforms. – N.-Y., 1999.

26. Lee Teng-hui. The Reality is a Divided China // Time. – June 22. – 1998. – Vol. 151. – No. 24.


[1] Тайвань: Проблемы развития: Материалы научно-практической конференции. М., 1990. С. 132 – 134.

[2] История Китая с древнейших времен и до наших дней. М., 1985. С. 276 – 277.

[3] История Китая: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. – М., 1998. С. 341.

[4] Меликсетов А.В. Победа китайской революции 1945 – 1949. М., 1989. С. 45 – 48.

[5] Ли Дуо Проблемы и перспективы экономических отношений КНР с Сянганом (Гонгоном) и Тайванем. – М., 1998. С. 32.

[6] Особенности современной политической борьбы в КНР: Доклады и тезисы научной конференции. 1989. № 43. С. 32.

[7] Карпов М.В. Экономические реформы и политическая борьба в КНР (1984 – 1989 гг.) / МГУ. ИСАА. – М., 1997. С. 46 – 47.

[8] Восток в современных культурологических интерпретациях. М., 1989. С. 40.

[9] Ли Дуо Проблемы и перспективы экономических отношений КНР с Сянганом (Гонгоном) и Тайванем. – М., 1998. – С. 41.

[10] Цыганов Ю. Тайвань в структуре безопасности Восточной Азии. – М., 1998. – С. 25.

[11] Lee Teng-hui. Peace through Democratic Reforms. N.-Y., 1999. Р. 107.

[12] Ли Дуо Проблемы и перспективы экономических отношений КНР с Сянганом (Гонгоном) и Тайванем. – М., 1998. С. 51.

[13] Цыганов Ю. Тайвань в структуре безопасности Восточной Азии. М., 1998. С. 45 – 46.

[14] Широков Г.К., Лунев С.И. Россия, Китай и Индия в современных глобальных процессах. М., 1998. С. 145.

[15] Цыганов Ю. Тайвань в структуре безопасности Восточной Азии. – М., 1998. С. 123 – 124.

[16] Ли Дуо Проблемы и перспективы экономических отношений КНР с Сянганом (Гонгоном) и Тайванем. – М., 1998. С. 50.

[17] Ли Дуо Проблемы и перспективы экономических отношений КНР с Сянганом (Гонгоном) и Тайванем. – М., 1998. С. 54.

[18] Купустин А.Е. Китай. Режим доступа: http://www.kapustin.da.ru., свободный.

[19] Дэн Сяопин О строительстве специфически китайского социализма. Пекин, 1985. С. 25.

[20] См.: Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. М., 1997. С. 8 – 12.

[21] Lee Teng-hui. Peace through Democratic Reforms. N.-Y., 1999. Р. 56.

[22] Lee Teng-hui. The Reality is a Divided China // Time. June 22. 1998. Vol. 151. No. 24.

[23] Цыганов Ю. Тайвань в структуре безопасности Восточной Азии. М., 1998. С. 67 -68.

[24] Китай не допустит независимости Тайваня // Golden Telecom [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lenta.ru., свободный.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 193.