|
Анализируя полученные данные в ходе опросов, можно сделать вывод, что учащиеся, студенческая и рабочая молодежь имеет четко сформированное мнение по вопросам досуга. Взгляды меняются в зависимости от времени года, социального статуса, и в связи с развитием, взрослением, как российской молодежи, так и самой страны.
2.3 Досуг с помощью компьютера
Занятия, связанные с аудиовизуальными средствами, в постсоветский период занимают все больше свободного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширяется новый досуг связанный с компьютером.
Согласно исследованиям И. А. Бутенко, за последние 10 лет к компьютерным играм стали обращаться 10% представителей богатых слоев и 1,6% бедных[4].
В. Д. Патрушев свидетельствует, что в настоящее время в среднем 31,4% горожан обращаются к занятиям с компьютером в свободное время[5].
По другим данным, только среди российских предпринимателей обращается к компьютеру с досуговыми целями не менее 40%.[6]
Сторонники компьютеризации досуга отмечают конструктивное значение следующих его аспектов:
• он чаще переносится в домашнюю обстановку и становится более независимым от общественных форм организации, обогащается, делается более свободным;
• индивидуальное развитие получает новые возможности: становятся доступными новая информация и новые знания, человек с помощью игры может переноситься в прошлое и будущее;
• экранные средства позволяют моделировать сложные жизненные ситуации, овладевать новыми технологиями их преодоления;
• широкие возможности компьютерного моделирования приводят к использованию экранной культуры в деятельности досуговых центров и учреждений культуры, создавая для пользователей новую обстановку и оригинальные виды развлечений;
• сетевое общение человека в Интернете в режиме on-line приобретает интерактивный характер, расширяя его возможности непосредственного контактирования с гражданами зарубежных стран, жителями разных континентов и т.п.
Другие исследователи говорят об отрицательном влиянии экранной культуры на досуговые занятия, в основном об опасности индивидуального развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи к компьютеру (играм, Интернету и др.) сужает их время, отводимое на активные формы досуга: чтение, спортивные занятия, увлечения, связанные с развитием творческого потенциала, с художественно-эстетическими пристрастиями. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений.
Таким образом, расширение свободы, порождаемое одними направлениями досуга, оборачивается снижением творческих возможностей на примере других его направлений. Говоря о компьютерных играх, следует учитывать, что мышление человека действует в этом случае в узком диапазоне программных параметров и заданий. При этом нередко утрачивается широта мышления, тормозится развитие индивидуальных творческих качеств человека. Человек пере стает принимать самостоятельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не «посоветовавшись» с компьютером.
По оценкам специалистов, число фанатов компьютерных игр, которые жить не могут без этого занятия, пока не превышает 10— 12% общего числа российских пользователей. Некоторые физические издержки для организма (особенно молодого) при этом очевидны: нагрузка на глаза, головная боль, приступы морской болезни даже после непродолжительного времени, проведенного за игрой. Но следует учитывать и психические, подчас скрытые симптомы организма, уставшего от игр: раздражительность, неспособность сосредоточиться, трудности в общении с окружающими.
В газетах появилось сообщение о смерти 12-летнего екатеринбургского школьника в результате того, что в каникулы он проводил в компьютерном клубе по 10—12 часов в день, возвращаясь в реальный мир только для сна и еды. Такая нагрузка вызвала сильный эмоциональный стресс в неокрепшем организме, и у школьника нарушилось кровоснабжение мозга, возник инсульт.
Результаты взаимодействия молодежи с техникой во многом зависят от того, с какими установками человек садится перед дисплеем. Более развитые и подготовленные пользователи, которых интересуют знания сами по себе, которые с интересом учатся, способны самостоятельно решать жизненные задачи, оказываются в большей степени независимыми от стандартных решений игры. Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, провода перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситуацию ухода от действительности, У них в наибольшей степени вырабатывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концентрацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 224.