Содержание
Введение
1. Обзор литературы
2. Анализ экономической деятельности
2.1. Специализация и интенсификация производства в хозяйстве
2.2. Обеспеченность трудовыми ресурсами и их использование в хозяйстве
2.3. Рентабельность производства
3. Современное состояние организации производства молока
3.1. Размеры отрасли, ферм, их специализация
3.2. Производство и реализация молока
3.3. Состояние кормовой базы
3.4. Современная технология и организация основных рабочих процессов в животноводстве
3.5. Организация и оплата труда
3.6. Экономическая эффективность производства продукции животноводства
4. Резервы и пути повышения эффективности отрасли животноводства
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Переход к рыночной экономике требует от предприятий агропромышленного комплекса повышения эффективности производства на основе эффективных форм организации сельскохозяйственного производства, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательской инициативы и т.д.
Важная роль в реализации этих задач отводится принципам и закономерностям организации сельскохозяйственного производства на предприятиях АПК. На их основе вырабатываются стратегия и техника развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и его подразделений. Большое значение придается улучшению качества продукции, устранению ее потерь на всех стадиях производства, транспортировки, переработки, хранения и реализации.
Сезонный характер сельскохозяйственного производства, особенно в отраслях растениеводства, обуславливает неравномерность в использовании трудовых ресурсов и техники, в реализации продукции и поступлении денежных средств в течение календарного года. Сезонная в отраслях растениеводства и животноводства продукция является исходным материалом и включается в процесс дальнейшего производства сельскохозяйственной продукции, а также средств производства в их натуральной форме.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе метода анализа и изучения специальной литературы наметить мероприятия по повышению эффективности отрасли животноводства.
Задачи анализа:
- объективно оценить, какими материальными, земельными и финансовыми ресурсами располагает предприятие, насколько полно и эффективно они используются для выполнения производственной программы;
- показать как анализируемое предприятие выполняет планы производства и реализации продукции;
- всесторонне выявлять возможности увеличения качества продукции, роста производительности труда и производства, достижений НТП в технологии получения высокой продуктивности животных.
Объекты анализа - выпуск и реализация продукции, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, уровень себестоимости, прибыль, рентабельность, использование земельных угодий, урожайность сельскохозяйственных культур, движение поголовья скота и его продуктивность.
Обзор литературы
Постепенное улучшение качества жизни и повышение благосостояния россиян обусловливают дальнейший рост потребительского спроса на различные молочные продукты. Производители, в свою очередь, постоянно работают над созданием новых видов продукции, оригинальных рецептур, расширением ассортимента, новыми технологиями, новыми видами упаковки, решают вопросы хранения и транспортировки продукции.
В течение последних 6 лет для различных видов молочных продуктов характерны заметные колебания объемов выпуска. Однако в 2006 и 2007 гг. по большинству видов молочной продукции объемы производства возрастали, что свидетельствует об устойчивом спросе.
В 2007 г. наибольшие темпы роста отечественные предприятия обеспечили по выпуску продукции для детей раннего возраста - 115 % и мороженому-106,1 %. Незначительно снизился выпуск сухого цельного молока и сухого обезжиренного молока. Довольно заметно сократилось производство нежирной молочной продукции - освоено лишь 85 % уровня 2006 г. Видимо, особенности российского климата и сложившийся менталитет наших сограждан не способствуют увеличению потребления такой полезной для здоровья молочной продукции пониженной жирности.
Что касается молочных консервов, то сокращение объемов производства произошло и в 2006 г., когда было освоено лишь 92 % объема предшествующего года, и в 2007 г.- 87,5 % от уровня 2006 г. Сокращение объемов выпуска отечественных молочных консервов эксперты объясняют ухудшением их качества по сравнению с импортным, а также падением на них спроса. (6)
Рассмотрим более подробно ситуацию в сегменте цельномолочной продукции. Ее выпуск отечественными производителями в течение последних лет неуклонно возрастал.
За исключением Центрального и Северо-Западного округов, объемы выпуска увеличились, а производителям Уральского и Дальневосточного округов удалось обеспечить наилучшие показатели - там прирост объемов составил 6,6 и 3,3 % соответственно по сравнению с предыдущим годом. Самые крупные районы-производители молока и молочных продуктов - Центральный и Приволжский округа, их суммарная доля в общем объеме общероссийского выпуска молочной продукции России в январе-декабре 2007 г. составила около 56 % .(8)
Основными изготовителями цельномолочной продукции являются предприятия Москвы, Московской обл., Краснодарского края, Санкт -Петербурга, Свердловской, Воронежской областей, Республики Башкортостан, Новосибирской обл., Красноярского края, Кировской и Вологодской областей. На долю предприятий указанных регионов пришлось около половины объема общероссийского выпуска цельномолочной продукции.
В Центральном федеральном округе за 2007 г. выпуск продукции по сравнению с предыдущим годом сократился всего на 0,5 %. Тем не менее увеличили свои объемы Белгородская обл. - на 0,4 %, Владимирская - на 11,9, Костромская - на 15,9, Курская - на 22,3, Липецкая - на 6,5, Орловская - на 9,1, Рязанская - на 10,4, Ярославская обл. - на 2 %. В ряде регионов объемы производства сократились: Брянская, Воронежская, Ивановская, Московская, Смоленская, Тамбовская, Тверская. Тульская области и Москва.
В Северо-Западном федеральном округе показатели ухудшились на 9,8% за счет 6 регионов, где было отмечено сокращение объемов выпуска молочной продукции. Тем не менее в некоторых областях округа ситуация была благоприятной, и наибольший прирост производства был зафиксирован в Новгородской обл. -14,7 %. Также возросли объемы в Архангельской обл. - на 1,2 %, Вологодской - на 2,4, Мурманской - на 1,9, Псковской обл. - на 0,3%.
В Южном федеральном округе объемы выпуска увеличились на 3,9 % за счет 8 регионов, наиболее значительно в Республике Калмыкия - на 31,1 %, Республике Адыгея - на 29,1, Республике Дагестан - на 14,2, Астраханской обл. - на 10,9, Краснодарском крае _ на 7,2, Ростовской обл. - на 5,6, Карачаево-Черкесской Республике - на 4,4, Кабардино-Балкарской Республике _ на 3,6 %. В трех регионах объемы сократились, особенно сильно в Республике Северная Осетия-Алания, где было освоено только 70,4 % по сравнению с 2006 г.
В Приволжском федеральном округе выпуск продукции в 2007 г. увеличился на 2,7 %. Все регионы, кроме трех - Чувашской Республики, Пермского края и Пензенской обл., работали с превышением своих показателей предшествующего года. Наилучших показателей добились производители Республики Мордовия - увеличение объемов на 23,3%, Ульяновской обп. - на 19,1, Удмуртской Республики - на 11,1%.
В Уральском федеральном округе рост объемов на 6,6 % обеспечили Курганская обл. - на 37,7 %,Тюменская - на 11,9, Челябинская обл. - на 4 %. Сократились объемы производства только в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, где было освоено 84,2 и 92,9 % соответственно.
В Сибирском федеральном округе объемы увеличились на 0,6 % по сравнению с 2006 г., в Республике Алтай - в 5,7 раза, Красноярском крае - на 14,1 %, Иркутской обл. - на 5, Кемеровской - на 13,6, Омской обл. - на 4,1 %.
В Дальневосточном федеральном округе в 2007 г. увеличилось производство цельномолочной продукции на 3,3 % за счет Хабаровского края - на 3,4 %, Амурской обл. - на 17,4, Сахалинской обл. - на 8,7, Еврейской автономной области - на 8,7 %.
В течение нескольких лет происходило заметное сокращение объемов выпуска продукции для детей, в 2005 г. они оказались минимальными - лишь 42 % от уровня 2002 г. Такую динамику можно объяснить действием ряда неблагоприятных факторов: тенденцией сокращения рождаемости в предыдущие годы, низким уровнем благосостояния большинства населения, достаточно высокими ценами на детское питание, переключением наиболее богатой части потребителей на импортное детское питание и др. Однако к 2006 г. ситуация начала стабилизироваться и было произведено, по уточненным данным, 90 197 т продукции для детей, а темпы роста составили 101,8 %. В 2007 г. на 15 % возросли объемы выпуска, он достиг 103 734 т, однако это соответствует лишь 51 % от результатов 2002 г.
В 2007 г. Ульяновская и Омская области возобновили выпуск продукции для детей, в ряде регионов-производителей он существенно увеличился. Так, в Кемеровской обл. было произведено 1177 т вместо 117 т в 2006 г. рост в 1О раз, в Республике Татарстан _- в 5,3, в Новосибирской обл. - в 2,5, в Брянской - В 1,6, в Иркутской обл. - в 1,35 раза и т.д. Однако в ряде регионов-производителей, где детская молочная продукция в прежние годы выпускалась, производство пока не возобновилось (в том числе и в Вологодской области). (7)
.Так уже традиционно сложилось, что главной проблемой российской молочной промышленности считается состояние ее сырьевой базы, именно с нее начинается разбор проблем в публикациях и выступлениях, хотя правильно было бы начинать с состояния молочного рынка страны.
Численность коров в период 1995-2005 гг. продолжала снижаться. В самом этом факте ничего опасного нет. Дело в том, что молочное животноводство в России продолжает развиваться преимущественно экстенсивными методами. Мы должны помнить, что в СССР поголовье молочных коров являлось еще и мясным ресурсом страны. Сегодня, когда мясная и молочная индустрии - это совершенно раздельные бизнес-структуры, логично с точки зрения экономики говорить о том, что молочное животноводство перестало выполнять роль поставщика мясного сырья.
Наряду с сокращением поголовья наблюдается некоторый рост молочной продуктивности в расчете на корову. Снижение объемов производства молока в определенной степени компенсируется ростом продуктивности коров, хотя 3120 л на корову (2005 г.) - это, безусловно, мало, это результат преобладания, как уже отмечалось, экстенсивной технологии в молочном животноводстве. Вторая ocoбенность молочного рынка России - значительный удельный вес коров находящихся в личных подсобных хозяйствах, и соответственно получаемого в них молока. Отсюда вытекает следующая проблема - невысокая товарность произведенного в стране молока. Всего лишь 40 % его направляется на переработку . И это главным образом мoлоко, поступающее от крупнотоварных производителей - бывших колхозов и совхозов, ныне сельхозпредприятий разной формы собственности. (9)
Еще одна важная составляющая сырьевой базы российской молочной промышленности - это традиционно низкое качество молока-сырья, сложившееся в результате низких требований, также традиционно предъявляемых к нему.
В странах с развитой молочной промышленностью уровень требований к молоку значительно более высокий. Отрадно, что все большее число молочных заводов России начинает эту проблему осознавать и вводить все более высокие требования к качеству молока-сырья, поступающего на переработку. При этом увеличивается количество показателей, которым оно должно соответствовать, что в дальнейшем влияет на ценообразование.
На протяжении всего советского и большей части прошедшего постсоветского периода единственным критерием, влияющим на ценообразование сырого молока, являлось содержание в нём жира.
Массовая доля белка не влияла на цены молока-сырья, он просто не учитывался при приемке. Это привело к тому, что молоко российских коров обеднело белком - 2,8 % - это самый низкий показатель содержания белка в мире. Вывод может быть только один - при таком качестве сырого молока мы имеем потенциально не конкурентоспособное молочное животноводство. Вовлечение в число требований, влияющих на ценообразование показателя массовой доли белка в сыром молоке, может серьезно изменить ситуацию. Примером может служить Ленинградская обл., где молочные заводы добились положительных результатов, применив эти требования на практике. Опыт этот не был использован в масштабах страны. Однако в Московском сырьевом регионе прежде всего западные компании, чьи производства здесь расположены («Данон», «Кампина», "Эрманн»), а затем и наши предприятия в других регионах добились поставки на переработку сырья, отвечающего значительно более высоким требованиям, особенно по белку , чем изложены в российских нормативных документах (прежде всего в стандарте на сырое молоко). Эти данные еще раз подтверждают тезис, что качество поступающего на предприятия сырья зависит от тех требований, которые молокоперерабатывающие заводы предъявляют к производителям молока. (10)
Еще одна проблема российского молочного животноводства - это сезонность производства молока. Корни сезонности опять-таки лежат в плановой экономике. В Советском Союзе важно было произвести объем молока в соответствии с планом по закупкам, который, в свою очередь, был призван обеспечить уровень потребления молока и молочных продуктов, предусмотренный медицински обоснованными нормами. Цена на молоко в течение всего года оставалась неизменной (около 365 руб/т), и колхозам и совхозам было выгодно производить основной объем молока летом при минимальных затратах. И возвращаясь к тому, что в советской плановой экономике молочные коровы являлись также мясным ресурсом, замечу, что все предприятия имели жесткий план по количеству коров.
Понятно, что, имея большое стадо, не обеспеченное кормами, колхозы и совхозы давали «большое молоко» летом, предприятия перерабатывали это «большое молоко» также летом на сыр, масло, сухие продукты, все это закладывалось в закрома Родины и использовалось в течение года.
Традиционно сложившаяся сезонность молока меняется очень медленно. Однако за последние 7 лет в России произошли существенные позитивные изменения в сторону сглаживания сезонности. А именно, сезонность производства молока в рыночных условиях обусловливает значительные ценовые колебания в течение года. Нет ни одной другой развитой страны в мире, где бы цены на молоко отличались в зависимости от сезона в 2-3 раза. Еще 3 года тому назад в Волго-Вятском регионе цена на сырое молоко в июне опускалась до 2 руб. 80 коп. за 1 кг. Конечно, в таких условиях обеспечивать рентабельность молочного животноводства невозможно. И вина за разорение хозяйств лежит не на молочныx заводах, которые опускают цены в летний период до минимума, а на тех менеджерах в сельхозпредприятиях, которые до сих пор не могут осознать, что этим процессом можно управлять. (8)
В идеале соотношение предложения в июле и ноябре должно быть 1 :1. Более того, в осенне-зимний период предложение должно быть выше, так как в этот период наблюдается рост спроса на молоко и молочные продукты на 5-7% по сравнению с летом. Однако только в Ленинградской, Московской областях, частично в Краснодарском крае и Татарстане эти показатели несколько снивелированы, в остальных регионах, прежде всего в Центральном Черноземье, Средней Волге, Западной и Восточной Сибири, до сих пор сезонность достигает соотношения 3: 1, 4:1. В ряде областей она составляет 6: 1. Понятно, что в таких условиях благоприятная для развития молочного животноводства ситуация абсолютно невозможна. Это регионы, где данная отрасль сельского хозяйства просто деградирует.
Понятно, что в отсутствие сезонности хозяйства имеют возможность получать в течение года фиксированную цену за поставляемое молоко. Фиксированная цена это возможность планировать деятельность, заключать более долгосрочные контракты с переработчиками молока, это возможность управлять экономическими процессами в молочном животноводстве, что абсолютно исключено при сезонности 6:1.
Известно, что сезонность производства молока – процесс управляемый. Корова - физиологически полицикличное животное, организовать круглогодичное воспроизводство в стаде - прерогатива зоотехников, ветврачей, осеменаторов. Здесь не требуется привлечения дополнительных затрат. Это вопрос квалификации специалистов и менеджмента в молочном животноводстве.
Понятно, что организация круглогодичного воспроизводства влечет за собой и организацию в течение всего года надлежащего полноценного кормления животных. Это, конечно, затратная часть, требующая привлечения соответствующих материальных ресурсов и технического переоснащения. Но главное, что эта проблематика пока еще не стала достоянием умов управленцев всех уровней. До сих пор главными виновниками снижения цен на сырое молоко в летний период считают молочные заводы, до сих пор имеет место противостояние производителей и переработчиков молока.(10)
Сегодня идет жесткий спрос со всех регионов, отчитываются министры, губернаторы. И власть стала вникать в проблемы молочного животноводства, начала понимать, что это не только вопрос привлечения финансовых средств, это вопрос изменения менеджмента. Молочное животноводство становится объектом инвестиций, иногда это делается вынужденно - объекты сельского хозяйства прикрепляются к успешному бизнесу, но и непосредственно молочное животноводство становится объектом бизнеса, растет число заводов, перерабатывающих 100 % сырья, получаемого из собственных хозяйств.
Все изменения сложившихся форм отношений между производителями и переработчиками молока направлены на повышение эффективности менеджмента молочного животноводства. И этому есть подтверждение. За последние 1 О лет в России впервые мы в январе-апреле 2006 г. получили 3-3,5 % прироста производства молока, и несколько стабилизировалась численность поголовья стада молочных коров.
Рассмотрим, наконец, важнейший фактор, влияющий на развитие молочного животноводства и переработки молока в стране.
Уровень потребления в России молока и молочных продуктов в расчете на 1 человека сократился более чем на 70 % по сравнению с 1990 г., т. е. с периодом, когда в стране была плановая экономика. Тогдашней партией власти ставилась задача довести уровень потребления молока и молочных продуктов до медицински обоснованной нормы - 370-390 кг. И практически к 1990 г. он приблизился к этой отметке. И Россия, и в целом Советский Союз относились к числу стран, где уровень душевого потребления молока и молочных продуктов был одним из самых высоких. В 2000 г. этот показатель упал до уровня 21О кг. В последующие годы наблюдается устойчивый рост душевого потребления, но темпы роста не могли восполнить потери предыдущих 1О лет. Сегодня показатель годового душевого потребления составляет 240 кг. Первая причина этого явления очевидна - падение реальной покупательной способности, т.е. возможности населения оплатить из своей потребительской корзины долю расходов на молоко и молочные продукты. Но это слишком простое объяснение. Например, в Москве, где уровень доходов населения достаточно высок, душевое потребление молочных продуктов составляет всего лишь 300 кг в год. Это гораздо меньше, чем, например, в Прибалтике и Белоруссии, или в национальных республиках Российской Федерации между Волгой и Уралом. Таким образом, прямой связи между уровнем доходов населения и уровнем потребления молочных продуктов не прослеживается. Это говорит о том, что за последние 15 лет произошло в том числе и замещение молока и молочных продуктов в рационе россиян другими продуктами, которым покупатель, даже имея средства, отдает предпочтение. И здесь есть над чем задуматься всему молочному сообществу, которое внесло свою лепту в этот негативный процесс, дискутируя и в специальных изданиях, и а средствах массовой информации на тему полезности, например , «живого» молока или йогуртов и «неживого», «порошкового» и «непорошкового», животного масла, которое «содержит холестерин», и др. В результате потребитель негативно начал относиться ко всему молочному. (9)
В молочной промышленности России продолжается процесс концентрации производства. Это значит, что крупные предприятия укрупняются, а мелкие - разоряются. Уточним: крупными предприятиями в России мы называем заводы, перерабатывающие более 50 тыс. т молока в год, средними - 20-50 тыс. т, мелкими - менее 20 тыс. т в год. Крупных предприятий сегодня насчитывается 53, на их долю приходится 54 % объема всей выпускаемой молочной продукции, остальное - на долю 30 средних (5,3 %) и 1744 мелких (40,6 %) предприятий. Но Россия - страна большая, и мелкотоварное производство в ней будет присутствовать всегда, другое дело - какова будет его эффективность. Небольшие по мощности заводы будут присутствовать в неурбанизированных зонах. В высокоурбанизированных зонах останутся только крупные предприятия.
Самым крупным из игроков (по оценкам РСПМО) на молочном рынке России является компания «Вимм-6илль-Данн», за ней идет «Юнимилк», на третье место с приростом более 30 % к 2004 г. вышла "Данон Индустрия" (она имеет две производственные площадки в России), на четвертой позиции группа «Нутритек» , далее «Татарстан Сэтэ», которая сокращает объемы продаж, и, наконец, вновь появившаяся и быстрорастущая компания «Молинвест» (на базе Воронежского молочного комбината и приобретенных ею двух заводов в Воронежской и Самарской областях), объем продаж которой вырос на 30 %. Это самые крупные консолидированные игроки на рынке молочных продуктов России.(7)
Прогноз производства и потребления молока и молочных продуктов в мире и России в изменяющихся условиях имеет положительную тенденцию.
В начале июня в Таллине проходила конференция дилеров, маркетологов стран Европейского Союза, связанных с молочным бизнесом. И практически каждый докладчик, говоря о перспективах развития рынка молочных продуктов, отмечал, что перспективы лежат в Юга-Восточной Азии. В качестве транзитного пути реализации этих перспектив рассматривается в том числе и Россия. На самом деле именно Россия станет со временем - в ближайшие 5-7 лет - такой территорией, где будет организовано и производство молока, и экспортно-ориентированная (как на Запад, так и на Восток) молочная индустрия.
Из 20 крупнейших мировых молочных компаний меньшая часть стала участниками российского молочного рынка. Однако интерес к организации молочного бизнеса в России проявляет все большее число этих игроков.
Таким образом, используя существующие возможности привлечения ресурсов мощного молочного сообщества, Pocсия сможет реализовать свой экспортно - ориентированный потенциал. Но только создавая условия для привлечения инвестиций, она сможет это сделать в более короткие сроки.
В России существуют не только внешние, но и внутренние проблемы повышения объёмов производства молока в животноводстве:
1) Уменьшение объемов производства, связанное с продолжающимся сокращением поголовья коров. Только с 2002 по 2006 год численность коров в хозяйствах всех категорий сократилась с 11753 до 9530 тыс. голов. По оперативным данным МСХ РФ на 10.09.07 поголовье коров в сельскохозяйственных организациях России снизилось до 3738 тыс. гол. Несмотря на продолжающийся рост продуктивности коров, суточное производство составило 98,8% к уровню прошлого года.
2) Высокие темпы увеличения платежеспособного спроса на молоко и молочные продукты, связанные с общим ростом экономики России, на фоне стагнации объемов производства усиливают зависимость молочного рынка от импорта.
3) Важным фактором является повышение цен на ресурсы, необходимые для производства молока. Во-первых, в связи с нарушением севооборотов и неблагоприятными погодными условиями в 2007 г. получен низкий урожай масличных культур, Т.е. на рынке возник дефицит шрота и жмыха, являющихся важными компонентами комбикорма. Помимо этого, в России также появился повышенный интерес к биотопливу. Целый ряд зарубежных компаний планирует построить перерабатывающие заводы в южных регионах России, что приводит к дефициту масличных культур. Во-вторых, продолжается быстрый рост цен на ГСМ, электроэнергию, минеральные удобрения.
4) Увеличение цен на комбикорма. Помимо мировых тенденций и более низкого, по сравнению с прошлым годом, урожая, в России сыграл свою роль Приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Во-первых, развитие Проекта привело к ускорению роста интенсивных отраслей животноводства: свиноводства и птицеводства, что способствовало росту спроса на зернофураж в России, и соответственно привело к удорожанию комбикорма для коров. 3а семь месяцев 2007 года объемы производства мяса в России увеличились на 15,3% к соответствующему периоду 2005 года, тогда как нацпроектом был запланирован рост лишь на 7%. Во-вторых, рост продуктивности коров и ускорившийся связи с реализацией Проекта процесс концентрации поголовья на комплексах ведет к увеличению доли концентрированных кормов в рационах коров, т.е. дополнительному росту спроса на комбикорм, соответственно на зернофураж, жмых, шрот и другие компоненты комбикорма.
5) Серьезной проблемой для России явилась переориентация Беларуси на западные рынки. С октября 2006 года, впервые за 5 лет она начала экспорт в западные страны. Соответственно, сокращается экспорт в Россию, так как цена в странах Европы на сухое молоко выше, чем в России. Поэтому российские переработчики были вынуждены закупать сырье на 15-20% дороже, что вызвало рост цен на конечную продукцию.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Производство молока является перспективным направлением аграрного бизнеса. Уменьшение запасов сухого молока в мире и его удорожание заставляют переработчиков искать иные источники сырья. Поэтому инвестиции в развитие производства качественного молока будут иметь достаточно высокий уровень доходности.
2. Растет эффективность собственного кормопроизводства (высококачественные объемистые корма, зерносенаж и зернофураж методом плющения). Мировые и внутрироссийские тенденции удорожания кормов помогут крупным хозяйствам с собственной кормовой базой уменьшать издержки и извлекать большую прибыль. (6)
Решить проблему повышения объёмов производства молока в животноводстве без помощи государства в ближайшие годы невозможно. Нужны государственные и региональные программы (и что важно) следует решить проблемы привлечения высококвалифицированных кадров для ведения молочного животноводства на современном уровне. Главное внимание должно быть обращено на совершенствование работы крупных молочно – товарных ферм сельскохозяйственных организаций, на которых возможно внедрение современных технологий получения молока, обеспечивающих увеличение его объёмов, повышение его качества, снижения себестоимости, что является определённым в рыночных условиях хозяйствования. Следует иметь ввиду, что сельскохозяйственные организации остаются в настоящее время основными поставщиками молока для предприятий молочной отрасли.
Всем нужно понять, что обеспечение населения продуктами собственного производства - это важнейшая задача для нашей страны, а импорт продовольствия - дело дорогое и неперспективное. Нам необходимо быстрыми темпами развивать отечественное животноводство и добиться уровня развитых стран.(10)
Рентабельность производства
Уровень оснащенности сельскохозяйственных предприятий основными фондами характеризуют следующие показатели:
- фондообеспеченность - стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения в расчете на единицу площади сельскохозяйственных угодий (на 1,100,1000 га);
- фондовооруженность - стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, приходящаяся на одного работника, занятого в сельском хозяйстве предприятия.
Использование основных средств производства характеризуют следующие показатели:
- фондоотдача - стоимость валовой сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах в расчете на единицу стоимости основных производственных средств сельскохозяйственного назначения.
Фондообеспеченность согласно данным таблицы 2.2 выросла в 2007году на 56% по сравнению с 2006годом. Фондовооружённость также выросла на 73%. Фондоотдача наоборот уменьшилась на 25 %.
Согласно данных таблицы 2.2. валовая продукция (в сопоставимых ценах 1994г.) повышается, и в ее структуре возрастает доля продукции животноводства. Производство молока в 2007г по сравнению с 2006г выросло на 35%.
Каждое предприятие для успешного производства (особенно расширенного воспроизводства) должно не только получать запланированный объём продукции и возмещать затраты на её производство, но и обеспечивать прибыль. Предприятие, получившее прибыль считается рентабельным.
Рентабельность предприятия характеризуется чистым доходом и прибылью. Чистый доход предприятия представляет собой разницу между стоимостью валовой продукции и затратами на ее производство. Этим показателем определяют эффективность агрономических, зоотехнических и других мероприятий.
Прибыль представляет собой часть чистого дохода, которая представляется как разница между денежной выручкой от реализации товарной продукции и ее себестоимостью.
Уровень рентабельности исчисляется как по отдельным видам продукции, так и в целом по хозяйству.
Согласно данным табл. 2.2 уровень рентабельности хозяйства в 2007г составил 42%.
Исходя из данных таблицы 2.4, можно сделать вывод, что наиболее рентабельным является производство зерна. Рентабельность производства молока в хозяйстве составляет 47,9%. Производство мясной продукции приносит убытки.
Рентабельность отраслей растениеводства и животноводства, а также хозяйства в целом отражена в таблице 2.5. Большую прибыль в хозяйстве приносит животноводство.
Состояние кормовой базы
Основным элементом материально - производственной базы животноводства являются корма. Первостепенное значение имеют их количество, состав и качество.
Наличие достаточного количества и высокого качества кормов позволяет значительно увеличить надои молока.
Под кормовой базой хозяйства понимают размеры и состав источников поступления кормов, их объем, ассортимент, качество, а также организацию производства, заготовки хранения и использования. Главная цель организации кормопроизводства - всемерное увеличение производства экологически чистой и дешевой продукции животноводства в полноценных кормах.
Вся земля, закрепленная за хозяйством, составляет его общий земельный фонд, состоящий из различных угодий, их размеры указаны в таблице 3.14. Из таблицы видно, что в 2007 году общая земельная площадь хозяйства осталась прежней, а также площадь сельскохозяйственных угодий, из них пашня, сенокосы, в т.ч.улучшенные, пастбища, в т.ч.культурные – всё, как и в 2006году. То есть за период с 2006 по 2007 год структура земельных угодий хозяйства осталась неизменной.
В структуре площадей под кормовыми культурами имеются изменения. Согласно данным таблицы 3.15 в 2007году произошло увеличение размеров кормовой площади на 3,4 %, в т.ч.и на пашне – на 3,4%.
Значительную долю в структуре площадей под кормовыми культурами занимают многолетние травы, так как они используются для заготовки сена, силоса, получения зеленой массы на корм скоту и имеют высокую урожайность, но в 2007году произошло её уменьшение на 2%,
Несмотря на высокий удой коров, из таблицы 3.16. видно, что в хозяйстве не выращивают кормовые корнеплоды, что является отрицательным моментом, ведь именно корнеплоды способствуют поддержке продуктивности животных на должном уровне.
Зерном хозяйство обеспечивается самостоятельно, поэтому доля зерновых в структуре площадей под кормовыми культурами в 2007 году составила 66%,также хозяйство обеспечивается самостоятельно силосом, доля силосных составила в 2007году 16%, что на 3,1% больше, чем в 2006году.
Основным источником обеспечения животных кормами в хозяйстве является собственное их производство. Закупаются только те виды кормов и добавок, производство которых в хозяйстве невозможно, к таким кормам относятся патока, шрот.
В СПК «Русь» наблюдается обеспеченность зернофуражем ( таблица 3.16. ) на 100% и силосом. Потребность животных удовлетворена не полностью ( на 95 % ) главным образом из-за недостатка сена, животные обеспечены им только на 38%.Это происходит из - за того, что наибольшее внимание уделяется производству силоса и зерна, а также повлияли природные условия (дождливое лето).
Рассмотрим продуктивность кормовых угодий и показатели роста урожайности сельскохозяйственных культур представлены в таблице 3.17.
Урожайность сельскохозяйственных культур остается довольно таки высокой и держится практически на одном уровне. Значительно повысился показатель многолетних трав на зелённую массу – на 46%. Это связано с тем, что в хозяйстве используется силосно – концентратный тип кормления.
Организация и оплата труда
Распорядок дня оператора машинного доения на стойловый период
П\п | Виды работ | начало | окончание | Продолжительность, минут |
1 | Чистка кормушек | 04.45 | 05.00 | 15 |
2 | Утренняя дойка | 05.00 | 07.00 | 2часа |
3 | Мойка аппаратов и оборудования | 07.00 | 07.10 | 10 |
4 | Погрузка патоки, разравнивание силоса, подметание проходов, раздача концентратов | 07.10 | 07.50 | 40 |
5 | Перерыв на отдых | 07.50 | 09.45 | 1час 55мин |
6 | Разноска опилок | 09.45 | 10.20 | 35 |
7 | Разравнивание силоса | 10.20 | 10.35 | 15 |
8 | Чистка коров | 10.35 | 10.55 | 20 |
9 | Перерыв на отдых | 10.55 | 12.00 | 1час 05мин |
10 | Обеденная дойка | 12.00 | 13.45 | 1час 45мин |
Итого:рабочее время 1 смены | 6часов | |||
11 | Заправка силоса в кормушки | 14.00 | 14.15 | 15 |
12 | Погрузка патоки, раздача концентратов и премиксов | 14.15 | 14.45 | 30 |
13 | Чистка коров, разноска опилок и обтирание труб молокопровода | 14.45 | 15.45 | 1час |
14 | Участие в зооветмероприятиях | 15.45 | 16.00 | 15 |
15 | Разравнивание и заправка силоса | 16.00 | 16.20 | 20 |
16 | Подметание проходов, тамбуров | 16.20 | 16.40 | 20 |
17 | Раздача концентратов, премиксов | 16.40 | 17.20 | 40 |
18 | Перерыв на отдых | 17.20 | 19.00 | 1час 40мин |
19 | Вечерняя дойка | 19.00 | 20.45 | 1час 45мин |
20 | Промывка доильных аппаратов и установки | 20.45 | 20.55 | 10 |
21 | Раздача концентратов, премиксов | 20.55 | 21.35 | 40 |
22 | Передача скота, инвентаря сторожу | 21.35 | 21.40 | 5 |
Итого:рабочее время 2смены | 6часов |
На современном этапе развития сельского хозяйства одним из важнейших средств повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции и роста рентабельности производства является научная организация труда.
В с/х предприятиях действуют различные формы организации труда. Под ней понимают совокупность организации трудовых коллективов, характер и формы кооперации и разделения труда, расстановку работников по производственным операциям в процессе труда. В колхозах основной формой организации труда являются производственные бригады.
Рациональная организация трудовых ресурсов подразумевает правильную организацию и обслуживание рабочего места. Рабочее место — ограниченное пространство, оснащенное необходимыми предметами и средствами труда, где совершается трудовая деятельность человека или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию.
В с/х предприятиях применяются основная и дополнительная оплата труда. Основная включает оплату по установленным нормам затрат труда. дополнительная — это поощрение за хорошую работу.
Тарифная система является связующим звеном между нормированием и оплатой труда. Известно, что количество работы, которое необходимо выполнить в единицу рабочего времени, определяется с помощью норм выработки и обслуживания. Однако этого недостаточно, чтобы правильно оценить затраты труда, поскольку на разных работах они не одинаковые и зависят от степени сложности, тяжести и ответственности, а также от условий выполнения. Отсюда возникает необходимость не только в коллективной, но и в качественной оценке труда с соответствующей дифференциацией его оплаты. Это достигается через систему. Основу тарифной системы для работников растениеводства и животноводства составляют тарифные сетки, ставки, справочники по тарификации работ и районные коэффициенты к заработной плате.
Оплата труда оператора машинного доения зависит от следующих показателей:
от объёма произведённой продукции , за 1ц – 2,17руб
эта сумма умножается на % жира
валовая стоимость
за 1голову приплода – 64,97руб
за уход за коровами – 2,66руб
Также прибавляется премиальная оплата. Подводятся итоги за месяц и устанавливается балл по 4-хбальной системе. За 4балла прибавляется 300% к основной оплате. Начисляется Северный коэффициент – 15%. Стажевые от 2-5лет – 8%, от 5-10лет – 10%, от 10-13лет – 13%, свыше 13лет -16%. Также надбавка за классность: за 1класс – 20%, за 2класс – 10%.Класс устанавливается комиссией после проведения аттестации и утверждается Управлением сельского хозяйства. Присваивается после двух лет работы.
Выводы и предложения.
В результате проведенного анализа хозяйственной деятельности СПК «Русь» можно сделать вывод, что в целом за период с 2006 по 2007 год деятельность предприятия является положительной.
Отмечается рост уровня рентабельности по хозяйству в целом и по молочной отрасли в частности.
За 2 года в хозяйстве возросло количество реализуемого молока в 2007 году на 11,8% по отношению к 2006 году, повысилось его качество и соответственно закупочные цены, что привело к увеличению прибыли и росту экономической эффективности данной отрасли.
СПК «Русь» имеет достаточно прочную кормовую базу. В результате эффективного использования удобрений, в хозяйстве получают довольно высокую урожайность сельскохозяйственных культур, что позволяет обеспечивать поголовье животных кормами собственного производства.
Для повышения эффективности отрасли молочного скотоводства можно предложить следующее:
Увеличить производство молока путем расширения поголовья, увеличения удоев;
· Развивать материально - техническую базу, осваивать новые технологии, способствующие повышению качества молока; изучать достижения науки и передового опыта;
· Стремиться реализовать продукцию на более выгодные рынки сбыта;
· Проводить постоянное совершенствование племенной работы и воспроизводства стада, добиваться снижения процента яловости коров, повышать выход телят на 100 коров;
· Следить за здоровьем стада для предотвращения ранней выбраковки коров, для этого необходимо соблюдать сбалансированное кормление животных в зависимости от физиологического состояния и уровня продуктивности, организовывать моционы, обеспечивать ветеринарных работников необходимыми медикаментами;
· Улучшать условия труда работников животноводства, повышать их материальную и моральную заинтересованность, а также ответственность за конечные результаты производства, пополнять штаты высококвалифицированными работниками.
Список использованной литературы
1. Горощенко Л.Г. «Российский рынок молочных продуктов» - журнал «Молочная промышленность» №3, 2008г., стр. 4-6
2. Коваленко Н.Я., Агирбов Ю.И., Серова Н.А. «Экономика сельского хозяйства» - М.: ЮРКНИГА,2004
3. Кузнецов В.В. «Экономика сельского хозяйства» - Ростов – н/Д «Феникс»,2003
4. Лабинов В.В. «Состояние молочной промышленности России: проблемы и решения», журнал «Молочная промышленность» №9, 2006, стр.42-46
5. Макарец Л.И. Макарец М.Н. “Экономика производства сельскохозяйственной продукции”– Спб: “Лань” 2002г
6. Минаков И.А., Сабетова А.А. «Экономика сельского хозяйства» - М.: Колос,2000
7. Минаков И.А., Сабстова Л.А. “ Экономика сельского хозяйства” -Москва: Колос, 2000 -328с
8. Российский Союз предприятий молочной отрасли «Молочная промышленность РФ» - журнал «Переработка молока» , №3,2006г., стр.10
9. Степанова Л.И. «Пути увеличения объёмов и повышения эффективности производства молочных продуктов» - журнал « Переработка молока» ,№12, 2005г., стр.3
10. Суровцев В.Н., Щедрин Е.В. «Тенденции на рынке молока и прогнозы его развития», журнал «Сельскохозяйственные вести», №4, 2007г., стр. 22
11. Шакиров Ф.К., Грядов С.И., Тущканов М.П. «Организация производства на предпринимательстве АПК» - М.: КолосС,2007
12. Яковлев Б.И., Яковлев В.Б. «Организация производства и предпринимательство в АПК» - М.: КолосС, 2004
Содержание
Введение
1. Обзор литературы
2. Анализ экономической деятельности
2.1. Специализация и интенсификация производства в хозяйстве
2.2. Обеспеченность трудовыми ресурсами и их использование в хозяйстве
2.3. Рентабельность производства
3. Современное состояние организации производства молока
3.1. Размеры отрасли, ферм, их специализация
3.2. Производство и реализация молока
3.3. Состояние кормовой базы
3.4. Современная технология и организация основных рабочих процессов в животноводстве
3.5. Организация и оплата труда
3.6. Экономическая эффективность производства продукции животноводства
4. Резервы и пути повышения эффективности отрасли животноводства
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Переход к рыночной экономике требует от предприятий агропромышленного комплекса повышения эффективности производства на основе эффективных форм организации сельскохозяйственного производства, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательской инициативы и т.д.
Важная роль в реализации этих задач отводится принципам и закономерностям организации сельскохозяйственного производства на предприятиях АПК. На их основе вырабатываются стратегия и техника развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и его подразделений. Большое значение придается улучшению качества продукции, устранению ее потерь на всех стадиях производства, транспортировки, переработки, хранения и реализации.
Сезонный характер сельскохозяйственного производства, особенно в отраслях растениеводства, обуславливает неравномерность в использовании трудовых ресурсов и техники, в реализации продукции и поступлении денежных средств в течение календарного года. Сезонная в отраслях растениеводства и животноводства продукция является исходным материалом и включается в процесс дальнейшего производства сельскохозяйственной продукции, а также средств производства в их натуральной форме.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе метода анализа и изучения специальной литературы наметить мероприятия по повышению эффективности отрасли животноводства.
Задачи анализа:
- объективно оценить, какими материальными, земельными и финансовыми ресурсами располагает предприятие, насколько полно и эффективно они используются для выполнения производственной программы;
- показать как анализируемое предприятие выполняет планы производства и реализации продукции;
- всесторонне выявлять возможности увеличения качества продукции, роста производительности труда и производства, достижений НТП в технологии получения высокой продуктивности животных.
Объекты анализа - выпуск и реализация продукции, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, уровень себестоимости, прибыль, рентабельность, использование земельных угодий, урожайность сельскохозяйственных культур, движение поголовья скота и его продуктивность.
Обзор литературы
Постепенное улучшение качества жизни и повышение благосостояния россиян обусловливают дальнейший рост потребительского спроса на различные молочные продукты. Производители, в свою очередь, постоянно работают над созданием новых видов продукции, оригинальных рецептур, расширением ассортимента, новыми технологиями, новыми видами упаковки, решают вопросы хранения и транспортировки продукции.
В течение последних 6 лет для различных видов молочных продуктов характерны заметные колебания объемов выпуска. Однако в 2006 и 2007 гг. по большинству видов молочной продукции объемы производства возрастали, что свидетельствует об устойчивом спросе.
В 2007 г. наибольшие темпы роста отечественные предприятия обеспечили по выпуску продукции для детей раннего возраста - 115 % и мороженому-106,1 %. Незначительно снизился выпуск сухого цельного молока и сухого обезжиренного молока. Довольно заметно сократилось производство нежирной молочной продукции - освоено лишь 85 % уровня 2006 г. Видимо, особенности российского климата и сложившийся менталитет наших сограждан не способствуют увеличению потребления такой полезной для здоровья молочной продукции пониженной жирности.
Что касается молочных консервов, то сокращение объемов производства произошло и в 2006 г., когда было освоено лишь 92 % объема предшествующего года, и в 2007 г.- 87,5 % от уровня 2006 г. Сокращение объемов выпуска отечественных молочных консервов эксперты объясняют ухудшением их качества по сравнению с импортным, а также падением на них спроса. (6)
Рассмотрим более подробно ситуацию в сегменте цельномолочной продукции. Ее выпуск отечественными производителями в течение последних лет неуклонно возрастал.
За исключением Центрального и Северо-Западного округов, объемы выпуска увеличились, а производителям Уральского и Дальневосточного округов удалось обеспечить наилучшие показатели - там прирост объемов составил 6,6 и 3,3 % соответственно по сравнению с предыдущим годом. Самые крупные районы-производители молока и молочных продуктов - Центральный и Приволжский округа, их суммарная доля в общем объеме общероссийского выпуска молочной продукции России в январе-декабре 2007 г. составила около 56 % .(8)
Основными изготовителями цельномолочной продукции являются предприятия Москвы, Московской обл., Краснодарского края, Санкт -Петербурга, Свердловской, Воронежской областей, Республики Башкортостан, Новосибирской обл., Красноярского края, Кировской и Вологодской областей. На долю предприятий указанных регионов пришлось около половины объема общероссийского выпуска цельномолочной продукции.
В Центральном федеральном округе за 2007 г. выпуск продукции по сравнению с предыдущим годом сократился всего на 0,5 %. Тем не менее увеличили свои объемы Белгородская обл. - на 0,4 %, Владимирская - на 11,9, Костромская - на 15,9, Курская - на 22,3, Липецкая - на 6,5, Орловская - на 9,1, Рязанская - на 10,4, Ярославская обл. - на 2 %. В ряде регионов объемы производства сократились: Брянская, Воронежская, Ивановская, Московская, Смоленская, Тамбовская, Тверская. Тульская области и Москва.
В Северо-Западном федеральном округе показатели ухудшились на 9,8% за счет 6 регионов, где было отмечено сокращение объемов выпуска молочной продукции. Тем не менее в некоторых областях округа ситуация была благоприятной, и наибольший прирост производства был зафиксирован в Новгородской обл. -14,7 %. Также возросли объемы в Архангельской обл. - на 1,2 %, Вологодской - на 2,4, Мурманской - на 1,9, Псковской обл. - на 0,3%.
В Южном федеральном округе объемы выпуска увеличились на 3,9 % за счет 8 регионов, наиболее значительно в Республике Калмыкия - на 31,1 %, Республике Адыгея - на 29,1, Республике Дагестан - на 14,2, Астраханской обл. - на 10,9, Краснодарском крае _ на 7,2, Ростовской обл. - на 5,6, Карачаево-Черкесской Республике - на 4,4, Кабардино-Балкарской Республике _ на 3,6 %. В трех регионах объемы сократились, особенно сильно в Республике Северная Осетия-Алания, где было освоено только 70,4 % по сравнению с 2006 г.
В Приволжском федеральном округе выпуск продукции в 2007 г. увеличился на 2,7 %. Все регионы, кроме трех - Чувашской Республики, Пермского края и Пензенской обл., работали с превышением своих показателей предшествующего года. Наилучших показателей добились производители Республики Мордовия - увеличение объемов на 23,3%, Ульяновской обп. - на 19,1, Удмуртской Республики - на 11,1%.
В Уральском федеральном округе рост объемов на 6,6 % обеспечили Курганская обл. - на 37,7 %,Тюменская - на 11,9, Челябинская обл. - на 4 %. Сократились объемы производства только в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, где было освоено 84,2 и 92,9 % соответственно.
В Сибирском федеральном округе объемы увеличились на 0,6 % по сравнению с 2006 г., в Республике Алтай - в 5,7 раза, Красноярском крае - на 14,1 %, Иркутской обл. - на 5, Кемеровской - на 13,6, Омской обл. - на 4,1 %.
В Дальневосточном федеральном округе в 2007 г. увеличилось производство цельномолочной продукции на 3,3 % за счет Хабаровского края - на 3,4 %, Амурской обл. - на 17,4, Сахалинской обл. - на 8,7, Еврейской автономной области - на 8,7 %.
В течение нескольких лет происходило заметное сокращение объемов выпуска продукции для детей, в 2005 г. они оказались минимальными - лишь 42 % от уровня 2002 г. Такую динамику можно объяснить действием ряда неблагоприятных факторов: тенденцией сокращения рождаемости в предыдущие годы, низким уровнем благосостояния большинства населения, достаточно высокими ценами на детское питание, переключением наиболее богатой части потребителей на импортное детское питание и др. Однако к 2006 г. ситуация начала стабилизироваться и было произведено, по уточненным данным, 90 197 т продукции для детей, а темпы роста составили 101,8 %. В 2007 г. на 15 % возросли объемы выпуска, он достиг 103 734 т, однако это соответствует лишь 51 % от результатов 2002 г.
В 2007 г. Ульяновская и Омская области возобновили выпуск продукции для детей, в ряде регионов-производителей он существенно увеличился. Так, в Кемеровской обл. было произведено 1177 т вместо 117 т в 2006 г. рост в 1О раз, в Республике Татарстан _- в 5,3, в Новосибирской обл. - в 2,5, в Брянской - В 1,6, в Иркутской обл. - в 1,35 раза и т.д. Однако в ряде регионов-производителей, где детская молочная продукция в прежние годы выпускалась, производство пока не возобновилось (в том числе и в Вологодской области). (7)
.Так уже традиционно сложилось, что главной проблемой российской молочной промышленности считается состояние ее сырьевой базы, именно с нее начинается разбор проблем в публикациях и выступлениях, хотя правильно было бы начинать с состояния молочного рынка страны.
Численность коров в период 1995-2005 гг. продолжала снижаться. В самом этом факте ничего опасного нет. Дело в том, что молочное животноводство в России продолжает развиваться преимущественно экстенсивными методами. Мы должны помнить, что в СССР поголовье молочных коров являлось еще и мясным ресурсом страны. Сегодня, когда мясная и молочная индустрии - это совершенно раздельные бизнес-структуры, логично с точки зрения экономики говорить о том, что молочное животноводство перестало выполнять роль поставщика мясного сырья.
Наряду с сокращением поголовья наблюдается некоторый рост молочной продуктивности в расчете на корову. Снижение объемов производства молока в определенной степени компенсируется ростом продуктивности коров, хотя 3120 л на корову (2005 г.) - это, безусловно, мало, это результат преобладания, как уже отмечалось, экстенсивной технологии в молочном животноводстве. Вторая ocoбенность молочного рынка России - значительный удельный вес коров находящихся в личных подсобных хозяйствах, и соответственно получаемого в них молока. Отсюда вытекает следующая проблема - невысокая товарность произведенного в стране молока. Всего лишь 40 % его направляется на переработку . И это главным образом мoлоко, поступающее от крупнотоварных производителей - бывших колхозов и совхозов, ныне сельхозпредприятий разной формы собственности. (9)
Еще одна важная составляющая сырьевой базы российской молочной промышленности - это традиционно низкое качество молока-сырья, сложившееся в результате низких требований, также традиционно предъявляемых к нему.
В странах с развитой молочной промышленностью уровень требований к молоку значительно более высокий. Отрадно, что все большее число молочных заводов России начинает эту проблему осознавать и вводить все более высокие требования к качеству молока-сырья, поступающего на переработку. При этом увеличивается количество показателей, которым оно должно соответствовать, что в дальнейшем влияет на ценообразование.
На протяжении всего советского и большей части прошедшего постсоветского периода единственным критерием, влияющим на ценообразование сырого молока, являлось содержание в нём жира.
Массовая доля белка не влияла на цены молока-сырья, он просто не учитывался при приемке. Это привело к тому, что молоко российских коров обеднело белком - 2,8 % - это самый низкий показатель содержания белка в мире. Вывод может быть только один - при таком качестве сырого молока мы имеем потенциально не конкурентоспособное молочное животноводство. Вовлечение в число требований, влияющих на ценообразование показателя массовой доли белка в сыром молоке, может серьезно изменить ситуацию. Примером может служить Ленинградская обл., где молочные заводы добились положительных результатов, применив эти требования на практике. Опыт этот не был использован в масштабах страны. Однако в Московском сырьевом регионе прежде всего западные компании, чьи производства здесь расположены («Данон», «Кампина», "Эрманн»), а затем и наши предприятия в других регионах добились поставки на переработку сырья, отвечающего значительно более высоким требованиям, особенно по белку , чем изложены в российских нормативных документах (прежде всего в стандарте на сырое молоко). Эти данные еще раз подтверждают тезис, что качество поступающего на предприятия сырья зависит от тех требований, которые молокоперерабатывающие заводы предъявляют к производителям молока. (10)
Еще одна проблема российского молочного животноводства - это сезонность производства молока. Корни сезонности опять-таки лежат в плановой экономике. В Советском Союзе важно было произвести объем молока в соответствии с планом по закупкам, который, в свою очередь, был призван обеспечить уровень потребления молока и молочных продуктов, предусмотренный медицински обоснованными нормами. Цена на молоко в течение всего года оставалась неизменной (около 365 руб/т), и колхозам и совхозам было выгодно производить основной объем молока летом при минимальных затратах. И возвращаясь к тому, что в советской плановой экономике молочные коровы являлись также мясным ресурсом, замечу, что все предприятия имели жесткий план по количеству коров.
Понятно, что, имея большое стадо, не обеспеченное кормами, колхозы и совхозы давали «большое молоко» летом, предприятия перерабатывали это «большое молоко» также летом на сыр, масло, сухие продукты, все это закладывалось в закрома Родины и использовалось в течение года.
Традиционно сложившаяся сезонность молока меняется очень медленно. Однако за последние 7 лет в России произошли существенные позитивные изменения в сторону сглаживания сезонности. А именно, сезонность производства молока в рыночных условиях обусловливает значительные ценовые колебания в течение года. Нет ни одной другой развитой страны в мире, где бы цены на молоко отличались в зависимости от сезона в 2-3 раза. Еще 3 года тому назад в Волго-Вятском регионе цена на сырое молоко в июне опускалась до 2 руб. 80 коп. за 1 кг. Конечно, в таких условиях обеспечивать рентабельность молочного животноводства невозможно. И вина за разорение хозяйств лежит не на молочныx заводах, которые опускают цены в летний период до минимума, а на тех менеджерах в сельхозпредприятиях, которые до сих пор не могут осознать, что этим процессом можно управлять. (8)
В идеале соотношение предложения в июле и ноябре должно быть 1 :1. Более того, в осенне-зимний период предложение должно быть выше, так как в этот период наблюдается рост спроса на молоко и молочные продукты на 5-7% по сравнению с летом. Однако только в Ленинградской, Московской областях, частично в Краснодарском крае и Татарстане эти показатели несколько снивелированы, в остальных регионах, прежде всего в Центральном Черноземье, Средней Волге, Западной и Восточной Сибири, до сих пор сезонность достигает соотношения 3: 1, 4:1. В ряде областей она составляет 6: 1. Понятно, что в таких условиях благоприятная для развития молочного животноводства ситуация абсолютно невозможна. Это регионы, где данная отрасль сельского хозяйства просто деградирует.
Понятно, что в отсутствие сезонности хозяйства имеют возможность получать в течение года фиксированную цену за поставляемое молоко. Фиксированная цена это возможность планировать деятельность, заключать более долгосрочные контракты с переработчиками молока, это возможность управлять экономическими процессами в молочном животноводстве, что абсолютно исключено при сезонности 6:1.
Известно, что сезонность производства молока – процесс управляемый. Корова - физиологически полицикличное животное, организовать круглогодичное воспроизводство в стаде - прерогатива зоотехников, ветврачей, осеменаторов. Здесь не требуется привлечения дополнительных затрат. Это вопрос квалификации специалистов и менеджмента в молочном животноводстве.
Понятно, что организация круглогодичного воспроизводства влечет за собой и организацию в течение всего года надлежащего полноценного кормления животных. Это, конечно, затратная часть, требующая привлечения соответствующих материальных ресурсов и технического переоснащения. Но главное, что эта проблематика пока еще не стала достоянием умов управленцев всех уровней. До сих пор главными виновниками снижения цен на сырое молоко в летний период считают молочные заводы, до сих пор имеет место противостояние производителей и переработчиков молока.(10)
Сегодня идет жесткий спрос со всех регионов, отчитываются министры, губернаторы. И власть стала вникать в проблемы молочного животноводства, начала понимать, что это не только вопрос привлечения финансовых средств, это вопрос изменения менеджмента. Молочное животноводство становится объектом инвестиций, иногда это делается вынужденно - объекты сельского хозяйства прикрепляются к успешному бизнесу, но и непосредственно молочное животноводство становится объектом бизнеса, растет число заводов, перерабатывающих 100 % сырья, получаемого из собственных хозяйств.
Все изменения сложившихся форм отношений между производителями и переработчиками молока направлены на повышение эффективности менеджмента молочного животноводства. И этому есть подтверждение. За последние 1 О лет в России впервые мы в январе-апреле 2006 г. получили 3-3,5 % прироста производства молока, и несколько стабилизировалась численность поголовья стада молочных коров.
Рассмотрим, наконец, важнейший фактор, влияющий на развитие молочного животноводства и переработки молока в стране.
Уровень потребления в России молока и молочных продуктов в расчете на 1 человека сократился более чем на 70 % по сравнению с 1990 г., т. е. с периодом, когда в стране была плановая экономика. Тогдашней партией власти ставилась задача довести уровень потребления молока и молочных продуктов до медицински обоснованной нормы - 370-390 кг. И практически к 1990 г. он приблизился к этой отметке. И Россия, и в целом Советский Союз относились к числу стран, где уровень душевого потребления молока и молочных продуктов был одним из самых высоких. В 2000 г. этот показатель упал до уровня 21О кг. В последующие годы наблюдается устойчивый рост душевого потребления, но темпы роста не могли восполнить потери предыдущих 1О лет. Сегодня показатель годового душевого потребления составляет 240 кг. Первая причина этого явления очевидна - падение реальной покупательной способности, т.е. возможности населения оплатить из своей потребительской корзины долю расходов на молоко и молочные продукты. Но это слишком простое объяснение. Например, в Москве, где уровень доходов населения достаточно высок, душевое потребление молочных продуктов составляет всего лишь 300 кг в год. Это гораздо меньше, чем, например, в Прибалтике и Белоруссии, или в национальных республиках Российской Федерации между Волгой и Уралом. Таким образом, прямой связи между уровнем доходов населения и уровнем потребления молочных продуктов не прослеживается. Это говорит о том, что за последние 15 лет произошло в том числе и замещение молока и молочных продуктов в рационе россиян другими продуктами, которым покупатель, даже имея средства, отдает предпочтение. И здесь есть над чем задуматься всему молочному сообществу, которое внесло свою лепту в этот негативный процесс, дискутируя и в специальных изданиях, и а средствах массовой информации на тему полезности, например , «живого» молока или йогуртов и «неживого», «порошкового» и «непорошкового», животного масла, которое «содержит холестерин», и др. В результате потребитель негативно начал относиться ко всему молочному. (9)
В молочной промышленности России продолжается процесс концентрации производства. Это значит, что крупные предприятия укрупняются, а мелкие - разоряются. Уточним: крупными предприятиями в России мы называем заводы, перерабатывающие более 50 тыс. т молока в год, средними - 20-50 тыс. т, мелкими - менее 20 тыс. т в год. Крупных предприятий сегодня насчитывается 53, на их долю приходится 54 % объема всей выпускаемой молочной продукции, остальное - на долю 30 средних (5,3 %) и 1744 мелких (40,6 %) предприятий. Но Россия - страна большая, и мелкотоварное производство в ней будет присутствовать всегда, другое дело - какова будет его эффективность. Небольшие по мощности заводы будут присутствовать в неурбанизированных зонах. В высокоурбанизированных зонах останутся только крупные предприятия.
Самым крупным из игроков (по оценкам РСПМО) на молочном рынке России является компания «Вимм-6илль-Данн», за ней идет «Юнимилк», на третье место с приростом более 30 % к 2004 г. вышла "Данон Индустрия" (она имеет две производственные площадки в России), на четвертой позиции группа «Нутритек» , далее «Татарстан Сэтэ», которая сокращает объемы продаж, и, наконец, вновь появившаяся и быстрорастущая компания «Молинвест» (на базе Воронежского молочного комбината и приобретенных ею двух заводов в Воронежской и Самарской областях), объем продаж которой вырос на 30 %. Это самые крупные консолидированные игроки на рынке молочных продуктов России.(7)
Прогноз производства и потребления молока и молочных продуктов в мире и России в изменяющихся условиях имеет положительную тенденцию.
В начале июня в Таллине проходила конференция дилеров, маркетологов стран Европейского Союза, связанных с молочным бизнесом. И практически каждый докладчик, говоря о перспективах развития рынка молочных продуктов, отмечал, что перспективы лежат в Юга-Восточной Азии. В качестве транзитного пути реализации этих перспектив рассматривается в том числе и Россия. На самом деле именно Россия станет со временем - в ближайшие 5-7 лет - такой территорией, где будет организовано и производство молока, и экспортно-ориентированная (как на Запад, так и на Восток) молочная индустрия.
Из 20 крупнейших мировых молочных компаний меньшая часть стала участниками российского молочного рынка. Однако интерес к организации молочного бизнеса в России проявляет все большее число этих игроков.
Таким образом, используя существующие возможности привлечения ресурсов мощного молочного сообщества, Pocсия сможет реализовать свой экспортно - ориентированный потенциал. Но только создавая условия для привлечения инвестиций, она сможет это сделать в более короткие сроки.
В России существуют не только внешние, но и внутренние проблемы повышения объёмов производства молока в животноводстве:
1) Уменьшение объемов производства, связанное с продолжающимся сокращением поголовья коров. Только с 2002 по 2006 год численность коров в хозяйствах всех категорий сократилась с 11753 до 9530 тыс. голов. По оперативным данным МСХ РФ на 10.09.07 поголовье коров в сельскохозяйственных организациях России снизилось до 3738 тыс. гол. Несмотря на продолжающийся рост продуктивности коров, суточное производство составило 98,8% к уровню прошлого года.
2) Высокие темпы увеличения платежеспособного спроса на молоко и молочные продукты, связанные с общим ростом экономики России, на фоне стагнации объемов производства усиливают зависимость молочного рынка от импорта.
3) Важным фактором является повышение цен на ресурсы, необходимые для производства молока. Во-первых, в связи с нарушением севооборотов и неблагоприятными погодными условиями в 2007 г. получен низкий урожай масличных культур, Т.е. на рынке возник дефицит шрота и жмыха, являющихся важными компонентами комбикорма. Помимо этого, в России также появился повышенный интерес к биотопливу. Целый ряд зарубежных компаний планирует построить перерабатывающие заводы в южных регионах России, что приводит к дефициту масличных культур. Во-вторых, продолжается быстрый рост цен на ГСМ, электроэнергию, минеральные удобрения.
4) Увеличение цен на комбикорма. Помимо мировых тенденций и более низкого, по сравнению с прошлым годом, урожая, в России сыграл свою роль Приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Во-первых, развитие Проекта привело к ускорению роста интенсивных отраслей животноводства: свиноводства и птицеводства, что способствовало росту спроса на зернофураж в России, и соответственно привело к удорожанию комбикорма для коров. 3а семь месяцев 2007 года объемы производства мяса в России увеличились на 15,3% к соответствующему периоду 2005 года, тогда как нацпроектом был запланирован рост лишь на 7%. Во-вторых, рост продуктивности коров и ускорившийся связи с реализацией Проекта процесс концентрации поголовья на комплексах ведет к увеличению доли концентрированных кормов в рационах коров, т.е. дополнительному росту спроса на комбикорм, соответственно на зернофураж, жмых, шрот и другие компоненты комбикорма.
5) Серьезной проблемой для России явилась переориентация Беларуси на западные рынки. С октября 2006 года, впервые за 5 лет она начала экспорт в западные страны. Соответственно, сокращается экспорт в Россию, так как цена в странах Европы на сухое молоко выше, чем в России. Поэтому российские переработчики были вынуждены закупать сырье на 15-20% дороже, что вызвало рост цен на конечную продукцию.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Производство молока является перспективным направлением аграрного бизнеса. Уменьшение запасов сухого молока в мире и его удорожание заставляют переработчиков искать иные источники сырья. Поэтому инвестиции в развитие производства качественного молока будут иметь достаточно высокий уровень доходности.
2. Растет эффективность собственного кормопроизводства (высококачественные объемистые корма, зерносенаж и зернофураж методом плющения). Мировые и внутрироссийские тенденции удорожания кормов помогут крупным хозяйствам с собственной кормовой базой уменьшать издержки и извлекать большую прибыль. (6)
Решить проблему повышения объёмов производства молока в животноводстве без помощи государства в ближайшие годы невозможно. Нужны государственные и региональные программы (и что важно) следует решить проблемы привлечения высококвалифицированных кадров для ведения молочного животноводства на современном уровне. Главное внимание должно быть обращено на совершенствование работы крупных молочно – товарных ферм сельскохозяйственных организаций, на которых возможно внедрение современных технологий получения молока, обеспечивающих увеличение его объёмов, повышение его качества, снижения себестоимости, что является определённым в рыночных условиях хозяйствования. Следует иметь ввиду, что сельскохозяйственные организации остаются в настоящее время основными поставщиками молока для предприятий молочной отрасли.
Всем нужно понять, что обеспечение населения продуктами собственного производства - это важнейшая задача для нашей страны, а импорт продовольствия - дело дорогое и неперспективное. Нам необходимо быстрыми темпами развивать отечественное животноводство и добиться уровня развитых стран.(10)
Анализ экономической деятельности предприятия
Хозяйство СПК «Русь» расположено в Шекснинском районе Вологодской области. На расстоянии 85км расположен областной центр – город Вологда, а на расстоянии 47км – город Череповец. В 12км от хозяйства находится районный центр посёлок Шексна. В 2км расположен населённый пункт село Чаромское. На расстоянии 1км от животноводческих объектов находится дорога местного значения Шексна- Сизьма. Животноводческие фермы расположены с подветренной стороны от поселения. Они ограждены железным забором и зелёной изгородью, состоящей из деревьев и кустарников. При въезде на территорию фермы расположен дезинфекционный барьер. На территории хозяйства находятся два коровника для дойного стада с привязным содержанием и выгульными площадками, животноводческое помещение, где содержатся нетели беспривязно, родильное отделение. Кроме того имеются 2 телятника – с привязным и беспривязным содержанием.
На территории хозяйства также имеется заправочная станция. Она находится в 500м от колхозных гаражей.
Хозяйство СПК «Русь» является предприятием молочного направления. Всего в хозяйстве на 31 декабря 2008года содержится 1108 голов крупного рогатого скота ярославской и чёрно – пёстрой породы:
Коровы: основное стадо 480гол
откорм -
нетели 43гол.
тёлки рождения 2005г -
2006г 73гол.
2007г 181гол.
2008г 133гол.
бычки рождения 2005г -
2006г -
2007г 59гол.
2008г 138гол.
быки производители 1гол.
Ярославская порода в СПК «Русь» является основной, поэтому поголовье чёрно – пёстрой породы значительно ниже по отношению к первой.
Свою продукцию хозяйство реализует ФГУП «Учебно-опытный молочный завод» ВГМХА им. Н.В.Верещагина в п. Молочное.
Молоко продаётся высококачественное сортами «люкс», «высший», «экстра».
Кроме того, хозяйство сотрудничает с Вологодским и Череповецким мясокомбинатами.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.