Классы, между которыми производится распределение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Можно считать, что общество делиться на капиталистов, земледельцев и рабочих. Там, где установились рыночные отношения, существуют два класса – работники и капиталисты. Раздел продукта обусловлен двумя факторами – конкуренцией и обычаями. Конкуренция появилась сравнительно недавно. Обычай – защитник слабых от сильных в условиях отсутствия правительства. Обычай там сильнее, где меньше стремление к денежной прибыли.

Теперь рассмотрим случаи, когда все три фактора производства принадлежат одному лицу. Первый случай – рабовладение. При этой системе весь продукт принадлежит землевладельцу. Потребности работников – часть издержек землевладельца. Рабовладение не совместимо с прогрессом общества, так как рабство отупляет ум. Все производство, осуществляемое рабами, совершается примитивным образом. Даже физическая сила раба используется на половину. Итак, рабовладение не выгодно обществу.

Следующий случай – крестьяне-собственники. Преимущества мелкой земельной собственности представляют один из самых спорных вопросов. Ученые политэкономы удивились, что достигли с помощью мелкого хозяйства в таких странах, как Швейцария, Норвегия. Мелкие крестьяне очень трудолюбивы. Крестьяне-собственники раньше достигают высокого уровня агрономических знаний, чем наемные работники. Также, такой строй развивает людей умственно, так как дает им умственные упражнения в виде решения различных житейских задач. К тому же у крестьян-собственников развивается нравственная сторона – благоразумие, самоконтроль. В конце концов Милль приходит к выводу, что такая форма собственности является наиболее эффективным способом использования земли.

Теперь перейдем к рассмотрению ситуации, когда продукт делиться между работниками и землевладельцами. Таковой является испольщина, которая заключается в том, что крестьянин отдает часть продукции. Для этой системы присущи преимущества крестьян-собственников. Другой случай – коттретство. Коттретство – случай, когда работник заключает соглашение об аренде земли без посредничества фермера, а рента определяется конкуренцией.

Распределение продукта в обществе осуществляется через заработную плату, прибыль капиталиста и ренту.

Зарплата. Величина заработной платы определяется конкуренцией или обычаем. Но в обществе времен Милля основным определителем была конкуренция. Размер заработной платы зависит от спроса на труд и его предложений, или, от численности населения и капитала. Существует много способов, с помощью которых пытались избавиться от низкой заработной платы: установление минимума заработной платы, оплата недостатка зарплаты из специальных фондов и др., но Милль приходит к выводу, что никакой из методов не оказывает влияния без ограничения численности населения. В разных отраслях зарплата может отличаться. На это влияет надежность успеха предприятия, привлекательность работы, требования квалификации и др. причины. Также есть профессии, заработная плата которых определяется объемами (врачи, юристы).

Прибыль – величина, достающаяся капиталисту после вычета издержек. Прибыль – вознаграждение капиталиста. Прибыль должна быть достаточно высокой, возмещать риск и оплачивать умение управлять предприятием. Прибыль всегда стремиться к определенному уровню. Если где-то прибыль выше, производители направляют капитал туда, что повышает предложение, а значит понижает цену. Следовательно, прибыль снижается. Причина снижения прибыли заключается в том, что труд производит больше, чем обходятся капиталисту рабочие. Затраты складываются из выплаты заработной платы и затрат на приобретение материалов и орудий. Но последние производятся трудом. Значит, прибыль зависит от величины продукта и вознаграждения рабочим, т.е. от отношения продукта, выплаченного рабочим, и произведенным продуктом.

Обмен

Стоимость, цена и деньги

Стоимость – это общая покупательная способность предмета, т.е. сила, которая позволяет обменивать этот предмет на другие предметы. Для того, чтобы вещь обладала стоимостью, нужны два условия. Во-первых, предмет должен обладать какой-то полезностью, а, во-вторых, получение этого предмета должно представлять большую или меньшую трудность. Милль разделял товары по этому признаку на три группы: товары, количество которых нельзя увеличить; товары, производство которых ограничивается лишь издержками; товары, увеличение которых увеличивает расходы в больших размерах, чем увеличение самого производства. Законы, влияющие на установление ценности, проявляются только в случае, когда на рынке присутствует конкуренция.

К теории стоимости Дж. С. Милль обратился в третьей книге пятикнижия. В первой её главе, рассмотрев понятия «меновая стоимость», «потребительская стоимость», «стоимость» и некоторые другие, он обращает внимание на то, что стоимость (ценность) не может возрасти по всем товарам одновременно, так как стоимость представляет собой понятие относительное. А в четвертой главе книги автор «Основ...» повторяет тезис Д. Риккардо о создании стоимости трудом, требующимся для производства товарных благ, заявив при этом, что именно количество труда «имеет первостепенное значение» в случае изменения стоимости.

Богатство, по мнению Милля, состоит из благ, обладающих меновой стоимостью как характеристическим свойством. «Вещь, за которую ничего нельзя получить взамен, как бы полезна или необходима она ни была, не является богатством. Например, воздух, хотя и является абсолютной необходимостью для человека, на рынке никакой цены не имеет, так как его можно получить практически безвозмездно». Но как только ограничение становится ощутимым, вещь сразу же приобретает меновую стоимость. Денежным выражением стоимости товара является его цена.

В книге рассматривается и теория денег. Здесь Дж. С. Милль показывает свою приверженность количественной теории денег, в соответствии с которой увеличение или уменьшение количества денег влияет на изменение относительных цен товаров. По его словам, “при прочих равных условиях стоимость денег меняется обратно пропорционально количеству денег: всякое увеличение количества понижает их стоимость, а всякое уменьшение повышает её в совершенно одинаковой пропорции. Это - специфическое свойство денег». Значимость денег в экономике мы начинаем понимать лишь тогда, когда денежный механизм даёт сбои.

В главе 7 книги III он солидаризируется со сложившейся концепцией о “нейтральности” и в ряде последующих глав этой книги несомненна его приверженность количественной теории денег. Отсюда через недооценку функции денег как меры ценности товарного запаса Дж.С.Милль следует упрощенной характеристике богатства. Последнее, на его взгляд, определяется как покупаемых и продаваемых на рынке благ.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 151.