Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

Глава 1. Методы прогнозирования социально-экономических систем. Отечественный и зарубежный опыт

1.1 Понятие социально-экономической системы и методы ее прогнозирования

1.2 Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом

Глава 2. Анализ социально-экономического развития страны

2.1 Анализ социально-экономического развития России в 2000 – 2007г.г

2.2 Анализ социально-экономического развития Беларуси в 2004-2007гг

Глава 3. Прогнозирование социально-экономического развития страны

3.1 Прогнозирование динамики ВРП России методом разработки сценария

3.2 Прогнозирование динамики численности населения Беларуси в 2008-2009гг. методом экстраполяции

Заключение

Список использованной литературы



Введение

 

Прогнозирование по своей сути является важным инструментом в руках управленца, т.к. с помощью прогнозов можно достаточно точно определить тенденцию развития предприятия, отрасли, целой страны.

Прогнозирование образования является немаловажным аспектом деятельности государства. Т.к. образовательная система включает в себя и социальные и экономические стороны развития государства, а значит, играет двойную роль. Имидж государства на мировой арене, его внутренняя стабильность и процветание зависит от правильно спрогнозированной тенденции, поставленных целей и выбора их достижения. Поэтому в управлении государством нужно использовать различные методы прогнозирования, чтобы достаточно точно предсказать дальнейшее развитие страны.

Целью данной курсовой работы является прогнозирование социально-экономического развития различных стран. Для достижения поставленной цели в ходе работы будут решены следующие задачи: раскрытие понятия образовательной системы и методов ее прогнозирования, определение наиболее популярных методов прогнозирования образовательного развития в России и за рубежом, анализ образования, создание прогноза образовательной системы развития 2-мя различными методами.

Объектом исследования является образования в России.

 


Глава 1. Методы прогнозирования образовательной системы

1.1 Понятие образовательной системы и методы ее прогнозирования

 

Государство является сложной организационной структурой, элементы которой влияют на функционирование всей системы в целом. Поэтому очень важно правильно направить деятельность управленческого аппарата на процветание вей страны, а также ее граждан.

Система — это динамический комплекс взаимосвязанных между собой элементов (подсистем), упорядоченный по отношениям как между системой и ее элементами, так и между самими элементами, обладающий вполне определенными свойствами, наиболее существенными из которых являются единство системы, ее целостность.

Кроме целостности, система обладает такими свойствами, как структура, иерархичность, функциональность, непрерывность функционирования, целенаправленность, бесконечность, управляемость и ряд других [2, стр.8].

СЭС представляет собой большую систему, характеризующуюся многообразием составляющих ее элементов, которые можно объединить в достаточно широкие подсистемы — экономическую (производственно-технологическую) и социальную.

 

Рис. 1.1. Структура социально-экономической системы.


Экономическая система (экономика страны) — это система (комплекс) производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества. Можно сказать, что тип экономической системы определяется господствующим способом производства.

Социальная система — это система (совокупность) общественных отношений, организаций и форм, определяющих взаимосвязи между личностью, коллективом, организацией и обществом в целом[2, стр.10].

В соответствии с системным подходом на входе СЭС можно выделить такие элементы (объекты), которые влияют на функционирование и развитие СЭС и являются при разработке прогнозов ее «прогнозным фоном»:

— мировая система, ее состояние, перспективы развития, основные характеристики, влияющие на функционирование и развитие СЭС;

— природный потенциал (наличие и качество природных ресурсов и животного мира);

— человеческий потенциал (уровень образования и здоровья людей);

— научно-технический потенциал (искусственная природа);

— экология (состояние сферы обитания людей, окружающей среды);

— внутриполитическое устройство;

— уровень морали, господствующей в стране;

— религиозный фактор.

Резюмируя вышеперечисленное, можно выделить основные цели социально-экономической системы страны, которые должны быть осуществлены под эгидой государственных органов:

а) гармоническое развитие личности, обеспечение каждого члена общества минимальными условиями, обеспечивающими его свободу и безопасность по всем аспектам;

б) динамическое и эффективное бескризисное развитие страны;

в) обеспечение национальной безопасности страны: политической, экономической (в том числе продовольственной), социальной, экологической, военно-стратегической.

Наиболее значимыми для целей прогнозирования СЭС являются данные о следующих отраслях: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, здравоохранение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание.

В настоящее время существует огромное множество более-менее эффективных методов обоснования научных прогнозов.

При этом методы прогнозирования различаются не столько процедурой получения прогнозного результата, сколько способом описания объекта и среды, взаимным соответствием исходной информации и самого метода, а также соответствием прогностической силы и возможностей метода целям прогноза[2, стр.39].

По степени формализации различают интуитивные, формализованные и комбинированные (гибридные) методы прогнозирования.

Генератором множества допустимых прогнозных заключений при использовании методов интуитивного прогноза является эксперт либо группа экспертов. При этом механизм выработки заключения представляет собой интуитивно-логический анализ ситуации и может строиться на основе прямой оценки объекта прогнозирования (метод индивидуального интервью, коллективных комиссий и т.д.) либо включать механизм обратной связи (групповые экспертные оценки, метод мозгового штурма и т.д.).

Формализованные методы прогнозирования базируется на использовании преимущественно фактографических источников информации, однако в некоторых ситуациях возможно использование и экспертной информации. По своему содержанию они представляют собой генераторы прогнозной информации, построенные с помощью математических методов и моделей.

Комбинированные методы прогнозирования являются, по сути, специальными методиками (процедурами) проведения прогнозных исследований и реализуют с той или иной степенью успешности принцип системности прогноза (сценарный метод, метод анализа иерархий и т.д.). По своему существу, являясь гибридными, они могут объединять в рамках единой методики, как интуитивные, так и формализованные методы, основанные как на фактографической, так и на экспертной информации[2, стр. 40].

На сегодняшний день наиболее распространенными инструментами обоснования социально-экономических прогнозов с помощью методов математического моделирования можно назвать:

- экономико-статистические (эконометрические) методы и модели;

- математические методы обработки экспертной информации.

- методы прогнозирования на основе дескриптивных моделей (статических и динамических).

 

Таблица 1.1

Сравнительные особенности базовых методов прогнозирования.

Характерные черты метода (подхода)

Тип методов прогноза

Эконометрические методы и модели прогнозирования Сценарный подход к прогнозированию Экспертное прогнозирование
1 2 3 4
Видение тенденций будущего Фокусированное Системное Фокусированное
Основополагающая парадигма Инерционность Изменчивость, неопределенность Уникальность
Тип переменных факторов Количественные, объективно оценённые, известные Количественные и качественные, субъективно и объективно оценённые, известные В большей степени качественные, чем количественные, субъективно оценённые, известные
Взаимосвязи в рамках модели Статические, фиксированной структуры Динамические, развивающейся структуры Рассматриваются при необходимости
Основание для объяснения будущего Прошлое объясняет будущее Будущее - причина действий в настоящем Будущее – субъективное представление опыта, знаний, интуиции эксперта
Степень видения будущего Однозначно и конкретно Множественно и размыто Однозначно либо субъективно вероятностно заданно
Характерные методы Количественные, детерминированные Структурно-целевой анализ, математическое моделирование Интуитивно-логический анализ
Характер отношения к будущему Пассивное или адаптивное (будущее происходит) Активное и креативное (будущее осуществляется) Определяется формулировкой задачи
Характерный период упреждения Краткосрочный, среднесрочный Среднесрочный, долгосрочный, дальнесрочный Краткосрочный, долгосрочный, дальнесрочный

.

Анализ отраслей СЭС с помощью этих методов в совокупности дает представление о том, как развивается государство, насколько крепко экономическое положение как внутри страны, так и на мировой арене. Социальный аспект также очень важен, т.к. он является основной характеристикой при анализе стабильности той или иной страны, и неразрывно связан с экономическим аспектом. Поэтому анализ и прогнозирование социально-экономического развития очень важно для дальнейшего развития страны.

 



2004

2005 2006 1 2

3

4 5 Численность населения (на конец года), тыс. человек 9849

9800

9751 9714 на 1000 населения, человек -5,5

-5,2

-5,2 -4,3 Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек 4339

4316

4350 4402 Численность безработных, зарегистрированных органами государственной службы занятости (на конец года), тыс. человек 136,1

83,0

67,9 52,0 Денежные доходы населения, млрд. руб. 22795

29565

38622 48685 Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году 103,9

109,8

118,4 117,8 Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике, тыс. руб. 250,7

347,5

463,7 582,2 Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году 103,2

117,4

120,9 117,3 Валовой внутренний продукт млрд. руб. 36565

49992

65067 79231 в процентах к предыдущему году 107,0

111,4

109,4 109,9 Продукция промышленности млрд. руб. 33387

48530

62545 77267 в процентах к предыдущему году

107,1

115,9 110,5 111,43) Производство потребительских товаров млрд. руб.

10329

13651 16155 19241 в процентах к предыдущему году

107,8

113,2 111,2 111,5 Продукция сельского хозяйства млрд. руб.

7814

10545 12826 15544 в процентах к предыдущему году

106,6

112,6 101,7 106,0 Инвестиции в основной капитал млрд. руб.

7131,2

10783,4 15095,8 20374,1 в процентах к предыдущему году

120,8

120,9 120,0 132,2            

 

Как видно из табл. 2.2 и 2.3 численность населения уменьшается с каждым годом, но численность занятых в экономике постоянно растет. Также прослеживается постоянный рост ВВП и рост инвестиций в экономику страны. Преобладает производство промышленных товаров, а также достаточно хорошо развито сельское хозяйство.

Главной проблемой социально-экономического развития Беларуси является демографическая ситуация, а именно спад численности населения. Целесообразно сделать прогноз роста/спада численности населения в ближайший период.



Заключение

 

По итогам проделанной работы, можно сделать вывод о том, что прогнозирование социально-экономического развития очень важно для нормального функционирования всей системы социально-экономической системы, т.к. она включает в себя и материальные (экономические) факторы, так и моральные (социальные).

В ходе работы был представлен анализ развития двух стран: России и Беларуси, благодаря чему был сделан прогноз социально-экономического развития на 2008-2009 гг.

По итогам этого прогноза можно сделать вывод о направлениях развития экономик и социальной поддержки обеих стран, и приступить к разработке мероприятий по достижению стабильного роста и увеличения основных социально-экономических показателей.



Список использованной литературы

 

1 Парсаданов Г.А. «Прогнозирование национальной экономики». – М.: Высш.шк., 2002г., - 304с.

2 Писарева О.М. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебник/ГУУ - НФПК, М.,2003, - 365с.

3 Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие для вузов/ Под.ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -318с.

4 www.edu.ru

5 www.apn.ru/

6 www.belarus-china.metolit.by

7 www.belstat.gov.by

8 www.budgetrf.ru

Содержание

 

Введение

Глава 1. Методы прогнозирования социально-экономических систем. Отечественный и зарубежный опыт

1.1 Понятие социально-экономической системы и методы ее прогнозирования

1.2 Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом

Глава 2. Анализ социально-экономического развития страны

2.1 Анализ социально-экономического развития России в 2000 – 2007г.г

2.2 Анализ социально-экономического развития Беларуси в 2004-2007гг

Глава 3. Прогнозирование социально-экономического развития страны

3.1 Прогнозирование динамики ВРП России методом разработки сценария

3.2 Прогнозирование динамики численности населения Беларуси в 2008-2009гг. методом экстраполяции

Заключение

Список использованной литературы



Введение

 

Прогнозирование по своей сути является важным инструментом в руках управленца, т.к. с помощью прогнозов можно достаточно точно определить тенденцию развития предприятия, отрасли, целой страны.

Прогнозирование образования является немаловажным аспектом деятельности государства. Т.к. образовательная система включает в себя и социальные и экономические стороны развития государства, а значит, играет двойную роль. Имидж государства на мировой арене, его внутренняя стабильность и процветание зависит от правильно спрогнозированной тенденции, поставленных целей и выбора их достижения. Поэтому в управлении государством нужно использовать различные методы прогнозирования, чтобы достаточно точно предсказать дальнейшее развитие страны.

Целью данной курсовой работы является прогнозирование социально-экономического развития различных стран. Для достижения поставленной цели в ходе работы будут решены следующие задачи: раскрытие понятия образовательной системы и методов ее прогнозирования, определение наиболее популярных методов прогнозирования образовательного развития в России и за рубежом, анализ образования, создание прогноза образовательной системы развития 2-мя различными методами.

Объектом исследования является образования в России.

 


Глава 1. Методы прогнозирования образовательной системы

1.1 Понятие образовательной системы и методы ее прогнозирования

 

Государство является сложной организационной структурой, элементы которой влияют на функционирование всей системы в целом. Поэтому очень важно правильно направить деятельность управленческого аппарата на процветание вей страны, а также ее граждан.

Система — это динамический комплекс взаимосвязанных между собой элементов (подсистем), упорядоченный по отношениям как между системой и ее элементами, так и между самими элементами, обладающий вполне определенными свойствами, наиболее существенными из которых являются единство системы, ее целостность.

Кроме целостности, система обладает такими свойствами, как структура, иерархичность, функциональность, непрерывность функционирования, целенаправленность, бесконечность, управляемость и ряд других [2, стр.8].

СЭС представляет собой большую систему, характеризующуюся многообразием составляющих ее элементов, которые можно объединить в достаточно широкие подсистемы — экономическую (производственно-технологическую) и социальную.

 

Рис. 1.1. Структура социально-экономической системы.


Экономическая система (экономика страны) — это система (комплекс) производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества. Можно сказать, что тип экономической системы определяется господствующим способом производства.

Социальная система — это система (совокупность) общественных отношений, организаций и форм, определяющих взаимосвязи между личностью, коллективом, организацией и обществом в целом[2, стр.10].

В соответствии с системным подходом на входе СЭС можно выделить такие элементы (объекты), которые влияют на функционирование и развитие СЭС и являются при разработке прогнозов ее «прогнозным фоном»:

— мировая система, ее состояние, перспективы развития, основные характеристики, влияющие на функционирование и развитие СЭС;

— природный потенциал (наличие и качество природных ресурсов и животного мира);

— человеческий потенциал (уровень образования и здоровья людей);

— научно-технический потенциал (искусственная природа);

— экология (состояние сферы обитания людей, окружающей среды);

— внутриполитическое устройство;

— уровень морали, господствующей в стране;

— религиозный фактор.

Резюмируя вышеперечисленное, можно выделить основные цели социально-экономической системы страны, которые должны быть осуществлены под эгидой государственных органов:

а) гармоническое развитие личности, обеспечение каждого члена общества минимальными условиями, обеспечивающими его свободу и безопасность по всем аспектам;

б) динамическое и эффективное бескризисное развитие страны;

в) обеспечение национальной безопасности страны: политической, экономической (в том числе продовольственной), социальной, экологической, военно-стратегической.

Наиболее значимыми для целей прогнозирования СЭС являются данные о следующих отраслях: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, здравоохранение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание.

В настоящее время существует огромное множество более-менее эффективных методов обоснования научных прогнозов.

При этом методы прогнозирования различаются не столько процедурой получения прогнозного результата, сколько способом описания объекта и среды, взаимным соответствием исходной информации и самого метода, а также соответствием прогностической силы и возможностей метода целям прогноза[2, стр.39].

По степени формализации различают интуитивные, формализованные и комбинированные (гибридные) методы прогнозирования.

Генератором множества допустимых прогнозных заключений при использовании методов интуитивного прогноза является эксперт либо группа экспертов. При этом механизм выработки заключения представляет собой интуитивно-логический анализ ситуации и может строиться на основе прямой оценки объекта прогнозирования (метод индивидуального интервью, коллективных комиссий и т.д.) либо включать механизм обратной связи (групповые экспертные оценки, метод мозгового штурма и т.д.).

Формализованные методы прогнозирования базируется на использовании преимущественно фактографических источников информации, однако в некоторых ситуациях возможно использование и экспертной информации. По своему содержанию они представляют собой генераторы прогнозной информации, построенные с помощью математических методов и моделей.

Комбинированные методы прогнозирования являются, по сути, специальными методиками (процедурами) проведения прогнозных исследований и реализуют с той или иной степенью успешности принцип системности прогноза (сценарный метод, метод анализа иерархий и т.д.). По своему существу, являясь гибридными, они могут объединять в рамках единой методики, как интуитивные, так и формализованные методы, основанные как на фактографической, так и на экспертной информации[2, стр. 40].

На сегодняшний день наиболее распространенными инструментами обоснования социально-экономических прогнозов с помощью методов математического моделирования можно назвать:

- экономико-статистические (эконометрические) методы и модели;

- математические методы обработки экспертной информации.

- методы прогнозирования на основе дескриптивных моделей (статических и динамических).

 

Таблица 1.1

Сравнительные особенности базовых методов прогнозирования.

Характерные черты метода (подхода)

Тип методов прогноза

Эконометрические методы и модели прогнозирования Сценарный подход к прогнозированию Экспертное прогнозирование
1 2 3 4
Видение тенденций будущего Фокусированное Системное Фокусированное
Основополагающая парадигма Инерционность Изменчивость, неопределенность Уникальность
Тип переменных факторов Количественные, объективно оценённые, известные Количественные и качественные, субъективно и объективно оценённые, известные В большей степени качественные, чем количественные, субъективно оценённые, известные
Взаимосвязи в рамках модели Статические, фиксированной структуры Динамические, развивающейся структуры Рассматриваются при необходимости
Основание для объяснения будущего Прошлое объясняет будущее Будущее - причина действий в настоящем Будущее – субъективное представление опыта, знаний, интуиции эксперта
Степень видения будущего Однозначно и конкретно Множественно и размыто Однозначно либо субъективно вероятностно заданно
Характерные методы Количественные, детерминированные Структурно-целевой анализ, математическое моделирование Интуитивно-логический анализ
Характер отношения к будущему Пассивное или адаптивное (будущее происходит) Активное и креативное (будущее осуществляется) Определяется формулировкой задачи
Характерный период упреждения Краткосрочный, среднесрочный Среднесрочный, долгосрочный, дальнесрочный Краткосрочный, долгосрочный, дальнесрочный

.

Анализ отраслей СЭС с помощью этих методов в совокупности дает представление о том, как развивается государство, насколько крепко экономическое положение как внутри страны, так и на мировой арене. Социальный аспект также очень важен, т.к. он является основной характеристикой при анализе стабильности той или иной страны, и неразрывно связан с экономическим аспектом. Поэтому анализ и прогнозирование социально-экономического развития очень важно для дальнейшего развития страны.

 



Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом

Дата: 2019-05-28, просмотров: 187.